Воспитание детей первого года жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:05, контрольная работа

Краткое описание

В своей контрольной работе автор расскажет о режимных процессах у детей первого года жизни.

Оглавление

Введение
1. Этапы развития и ведущие линии развития детей первого года жизни.
2. Особенности режима дня детей первого года жизни.
3. Организация кормления, сна и туалета с детьми первого года жизни.
4. Самостоятельная деятельность детей первого года жизни.
5. Педагогические правила организации режимных процессов с детьми первого года жизни.
Заключение
Приложение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Государственное образовательное автономное учреждение.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

5. Очень часто дети плачут, протестуют  или не сразу включаются в  действие, когда с ними начинают  делать что-либо неожиданно, не  предупредив их. Это объясняется  тем, что ребенку трудно еще  быстро переключаться с одного  вида деятельности на другой. Нужно известное время, чтобы он настроился, понял требования взрослого. Поэтому так важно, прежде чем кормить ребенка, раздевать, укладывать спать, предупредить его о предстоящем действии, т. е. создавать у него так называемую «установку», иначе он не будет подготовлен к переходу, например, от игры к еде и может отказаться идти за стол и вяло без аппетита есть.

6. С самых первых месяцев жизни  ребенка все действия взрослого  необходимо сопровождать соответствующими  словами: «Сейчас будем кушать»,  «Вовочка пойдет спать, бай-бай, Вовочка», «Убирай игрушки, пора идти гулять» и т. п. Слова взрослого настраивают его на предстоящие действия, Если ребенка без словесного предупреждения и пояснения отрывают от игры, берут за руку и ведут, например, на горшок, то он начинает упрямиться, потому что не только не успел настроиться на требование взрослого, но и понять его.

7. Все процессы надо  организовать так, чтобы ребенку  не приходилось ждать: посадив  его за стол, надо сразу же  давать ему есть, в спальне он должен сейчас же раздеваться и ложиться в постель, а умываться, не дожидаясь других детей.

8. Соблюдать единство  методики и постоянство воспитательных  приемов. Всякое изменение привычных  способов в обращении с ребенком  часто ведет к срыву в его поведении. Например, если в детском учреждении ребенок привык есть и одеваться сам, то он бурно протестует при попытке родителей его кормить и одевать.

9. Привлекать детей  к выполнению посильных для  него движений и действий, связанных  с каким-либо процессом. Ребенок от природы очень активен и активные действия радуют его. Он рано стремится сам одеваться, хочет самостоятельно есть, не умея еще как следует поднести ложку ко рту. Предоставляя ему возможность действовать, мы способствуем развитию его движений и воспитываем у него самостоятельность и зачатки трудовых навыков.

       Активное  участие ребенка в еде, одевании, раздевании вызывает сосредоточение  его внимания на этих процессах.  Сосредоточившись на самостоятельных  действиях, он становится более  организованным, спокойным. Проведение процессов можно легко использовать для воспитания правил культурного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Самостоятельная деятельность детей первого года жизни.

 

 

      Самостоятельная деятельность наименее утомительна из всех форм двигательной активности детей. Важно с первых недель жизни ребенка создавать оптимальные условия для его двигательной активности. Дети в возрасте от 1 1/2 до 6 мес все часы бодрствования должны проводить в манеже достаточных размеров (из расчета 0,5 м2 на 1 ребенка), снабженном игрушками соответственно возрасту. Одежда не должна стеснять движения детей.

      С 7 мес рекомендуется спускать детей на пол. Для этого часть комнаты (из расчета 0,75 м2 на 1 ребенка) огораживают барьером высотой 40 — 45 см, для утепления застилают байковым одеялом и легко моющейся клеенкой. Эту часть комнаты — напольный манеж — оборудуют пособиями, стимулирующими активные движения ребенка (ползание, вставание, лазанье, переступание и др.).

      В напольный манеж помещают небольшую горку с лесенкой и скатом, каталку, гладкое или обшитое клеенкой бревно, мостик для ходьбы, большие мячи. Ежедневно во время бодрствования воспитатель для развития движений проводит с каждым ребенком игры-занятия, содержание которых меняется по мере того, как у ребенка формируются я закрепляются умения и двигательные навыки.

      При этом в каждый возрастной период решаются те или иные задачи. В первые 3 мес у ребенка необходимо вызывать комплекс оживления путем ласкового обращения к нему, показа яркой игрушки, музыкальной погремушки и др.

      Следует развивать у ребенка умение удерживать голову в вертикальном положении и лежа на животе. В этом положении при поднимании головы формируются изгибы позвоночника, укрепляются шейные и спинные мышцы, улучшается кровообращение головного мозга. После 3 мес ребенок свободно поднимает голову, выгибает спину, опирается на предплечья. К этому времени ребенок осваивает умение брать игрушку из разных положений.

      Воспитатель должен использовать это умение для развития движений. В этот период повышенное внимание надо уделять развитию движений рук, зрительного и слухового восприятия.

     Одним из важных режимных моментов является обеспечение ребенку перемены положения тела в кроватке или манеже в течение дня. В связи с тем что ребенок этого возраста не может активно менять положение, взрослый должен чаще его поворачивать на бок, на живот, брать на руки и придавать ему вертикальное положение.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Педагогические правила организации режимных процессов с детьми первого года жизни.

 

 

 

       Педагогические правила проведения режимных процессов с детьми третьего года жизни

Общие педагогические правила по воспитанию культурно-гигиенических навыков

и первичных представлений об этикете в режиме дня с детьми третьего года жизни

  1. Воспитывать положительное отношение к процессам, связанным с едой, укладыванием спать, туалетом.
  2. Проводить режимные моменты точно по режиму.
  3. Постоянно закреплять ранее приобретенные умения и обучать новым умениям.
  4. При   проведении   процессов   воспитывать   культурно-гигиенические навыки.
  5. Воспитывать у детей правила поведения, связанные с тем или иным процессом.
  6. Обучая детей умениям и навыкам, использовать разнообразные приемы: показ, прямая помощь, словесные указания и объяс нение, напоминание.
  7. Процессы проводить постепенно, не допускать, чтобы дети ожи дали друг друга.
  8. Учитывать индивидуальные способности и состояние ребенка в данный момент.
  9. Относиться к каждому ребенку чутко, ласково и заботливо. Пони мать настроение ребенка, учитывать его желания и потребности.

10.        Использовать кормление, одевание и умывание в целях развития речи, движений, ориентировок в окружающем и формировании организационного поведения.

Методические правила проведения кормления:

1. При проведении кормления необходимо воспитывать сле дующие умения и навыки:

а) мыть руки перед едой;

б) принести стул и сесть за стол;

в)        есть аккуратно, действовать преимущественно правой рукой, к третьему году держать ложку правильно;

г) есть с аппетитом все, что полагается;

д) есть первые и вторые блюда с хлебом;

е) самостоятельно доставать и пользоваться салфеткой. 
Формирование правил поведения:

- не мешать во время еды другим детям;

- не выходить из-за стола, не окончив еды;

- уметь спокойно подождать, когда воспитатель занята другим ре бенком;

-свои просьбы выражать словами;        

- говорить "спасибо" после еды.

  1. Процесс кормления детей должен проходить четко по указанно му в режиме дня времени.        
  2. Перед едой дети должны играть в спокойные игры;
  3. Детям начинают мыть руки только тогда, когда пища принесена в комнату. Няня моет 2-3 детям руки, и эти дети садятся за стол и начинают кушать.
  4. Няня берет мыть руки первыми тех детей, которые ничем не за няты. Кроме того, первыми сажают детей, которые медленно едят, младших, ослабленных. Возбужденных детей сажают за стол по следними, когда этому ребенку воспитатель и няня смогут уделить больше внимания.
  5. Предложив ребенку идти мыть руки, няня следит и напоми нает, чтобы ребенок убрал на место игрушки, с которыми он играл.
  6. Подавая детям пищу, воспитатель должна прежде попробовать сама питание, чтобы знать особенности каждого блюда, следить, чтобы пища была красиво оформлена, сохранила свою характерную форму (котлетку, кусок запеканки не разминать), называть блюда, которые ставит перед ребенком, например: «Сегодня очень вкусная гречневая каша» и т.д.
  7. Второе, третье блюда подаются сразу, как только ребенок съел первое.
  8. Питание раздает воспитатель и следит за оставшимися играю щими детьми (в начале обеда), дает указания убрать игрушки, сле дит за позой детей во время еды, напоминает о навыках, правилах поведения за столом.
  9. Обращение воспитателя не должно быть общим ко всем детям. Она обращается к небольшим группам, к отдельному ребенку, при этом говорит негромко.
  10. Няня и воспитатель следят, чтобы за столами детей в процессе еды всегда было чисто.
  11. Докармливает детей воспитатель или няня, сидя на стульчике с правой стороны от ребенка, не ложкой ребенка, а чистой ложкой (на каждого докармливаемого ребенка).
  12. Ребенок, как только поел, выходит из-за стола, говорит «спаси бо» и идет играть.

14. Подготавливаясь к обеду, воспитатель привлекает некоторых   детей (детей-дежурных) к помощи:  поставить стульчики, тарелочки на столы.

15. Дети должны пользоваться матерчатыми салфетками. Салфетки закладываются за ворот рубашки, платья или завязываются. Со второй половины 3-го года жизни дети пользуются бумажными салфетками. 

Воспитатель должна следить, чтобы дети пользовались сал феткой   во время еды по мере загрязнения. Во время кормления детей няня также принимает участие в раздаче пищи детям, выполняя это методически правильно.

Методические правила проведения одевания и раздевания:

1.      В процессе организации одевания и раздевания детей необходимо воспитывать следующие умения и навыки: научить детей самостоятельно снимать одежду, обувь, расстегивать и застегивать пуговицы спереди, развязывать шнурки у ботинок, знать порядок раздевания и аккуратно складывать снятую оде жду, самостоятельно надевать на себя одежду и обувь в нужном порядке. Формирование правил поведения:

  1. начав раздеваться, не отвлекаться игрой;
  2. аккуратно убирать одежду;
  3. помогать товарищам, соблюдать в спальне тишину;
  4. развивать ориентировки в окружающем;
  5. знакомить с различными свойствами и качествами предметов;
  6. обогащать словарь и т.д.
  7. Перед укладыванием на сон дети должны быть спокойны, воспи татель организует спокойные игры.
  8. Укладывание детей на сон проводится постепенно, приглашает ся 5-6 детей в спальню, остальные дети играют.
  9. Приглашать спать первыми надо детей более младших или фи зически более слабых, которые в это время ничем не заняты, быст ро утомляются, кто дома плохо спал.
  10. Спокойно засыпающих детей надо укладывать первыми, а кто проявляет активность - последними. Воспитатель, освободившись от укладывания детей, сможет побыть около того ребенка, который 
    сам долго не может успокоиться.
  11. Возбужденного ребенка следует прежде успокоить, а потом ук ладывать спать. 
  12. Во время раздевания детей воспитатель и няня одновременно следят за несколькими детьми: одному помогают, другому подска зывают, с чего надо начинать раздеваться, третьему предлагают обратиться за помощью к товарищу и т.д. Должны постоянно побу ждать детей к самостоятельности.
  13. Раздеваться ребенок должен в определенном порядке: снять платье, туфли, штанишки, колготки. В обратной последовательности одеваться.
  14. Любой ребенок, как только он проснулся, должен встать, одеться и самостоятельно начать играть.
  15. Если ребенок просыпается медленно и некоторое время после сна бывает вялым, то нельзя громко говорить, тормошить его. Нуж но дать ему немного полежать, ласково поговорить с ним, вызвать у него желание встать.
  16. Во время сна детей в спальне обязательно должен находиться взрослый.
  17. Ребенок должен спать днем не менее 2,5 часа.

 

 

Методические правила проведения умывания:

1.        При умывании детей необходимо воспитывать следующие умения и навыки:

-        обучать детей, не обливаясь, с помощью взрослого мыть лицо и руки; самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать его место.        

-        использовать процесс умывания для развития речи и ориенти ровки в пространстве.

  1. Первыми направляют умываться тех, кто медленно ест, с плохим аппетитом, кто сам намеревается идти.
  2. Перед умыванием воспитатель засучивает рукава детям.
  3. Одновременно няня умывает 2-3 детей, не торопясь, давая де тям возможность умываться самостоятельно.

Методические правила проведения высаживания, туалета:

  1. Закреплять умение проситься на горшок.
  2. Прививать элементарные культурно-гигиенические навыки:
  3. пользоваться только индивидуальными  предметами ухода (своим носовым платком, полотенцем, горшком);
  4. замечать грязное лицо и непорядок в одежде (спущенные кол готки, оторвавшуюся пуговицу);
  5. вытирать самому нос.

Обязательно высаживать всех детей перед дневным и ночным сном, перед прогулкой, среди дня -индивидуально.

Ночью высаживать только некоторых детей по их просьбе.

Если, некоторые дети после ночного сна встают мокрыми, то за ними следует наблюдать 3-4 ночи и в определенное для каждого ребенка время высаживать.

Методические правила проведения прогулки:

  1. Прогулка должна проводиться систематически. Отменяется про гулка только по указанию врача или старшей медицинской сестры.
  2. Прогулка должна обогащать детей интересными впечатлениями о природе и окружающей жизни. Ребенок получает большую воз можность двигаться.
  3. Одеваются дети на прогулку постепенно: одни дети занимаются с воспитателем, а других одевает няня. Когда половина детей оде ты, они выходят с воспитателем или няней на улицу, остальные продолжают одеваться с помощью взрослого. Первую подгруппу одевает воспитатель и няня, воспитатель одновременно следит за играющими детьми.
  4. Одевание детей организуется в определенной последовательно сти: дети подходят к шкафам, берут колготки, ботинки или сапоги, садятся на диванчики, одеваются самостоятельно или с помощью взрослого. Затем берут головные уборы, кофты, которые им оде вают взрослые. После этого взрослые одевают детям пальто с ва режками, завязывают шарф.
  5. Одевать детей следует соответственно погоде.
  6. Во время одевания следует говорить с детьми о предметах оде жды (меховая шубка, синий шарфик), о погоде, о игрушках, с кото рыми будут играть на прогулке, что будут смотреть. 
    Формирование правил поведения:        
  7. вежливо обращаться с просьбой,
  8. благодарить,
  9. проходить спокойно, не толкаясь.
  10. В общении с детьми воспитатель использует веселые шутки, стихи, прибаутки, например: «Наша Маша маленькая, на ней шубка аленька», «Шапка да шубка, вот и весь Мишутка», «Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал».
  11. На прогулке большую часть времени дети играют самостоятельно. Ежедневно воспитатель проводит подвижную игру, игру-хоровод, гимнастические упражнения с использованием гимнастических пособий (ходьба по бревну и пр.), естественных условий (перешагнуть канавку, сбежать с горки)- в зависимости от времени года. Организует наблюдения, отвечает на вопросы детей.

Информация о работе Воспитание детей первого года жизни