Развитие словаря у детей с психической депривацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является выявление особенностей словаря у детей дошкольного возраста с психической депривацией.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической, логопедической литературы по проблеме исследования.
2. Выбор методики исследования словаря у детей с психической депривацией
3. Сравнительный анализ особенностей развития словаря у дошкольников с психической депривацией и у детей без речевой патологии.
4.Разработка методических рекомендаций по развитию словаря у дошкольников с психической депривацией с учетом выявленных особенностей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………стр.2
Глава 1. К вопросу изучения особенностей словаря у дошкольников с психической депривацией
1.1. Формирование лексики в онтогенезе…………………………….…стр.4
1.2. Понятие психической депривации………………………………….стр.13
1.3. Развитие словаря у детей в условиях психической депривации..стр.20
Глава 2. Цель, задачи, содержание и организация исследования словаря у дошкольников
2.1. Цель, задачи исследования ………………………………………….стр.26
2.2. Методика констатирующего эксперимента ………………………..стр.26
2.3. Организация исследования ………………………………………….стр.29
Глава 3. Особенности словаря у дошкольников с психической депривацией
3.1. Состояние словаря у дошкольников с нормальным речевым развитием………………………………………………………………….стр.30
3.2. Особенности словаря у дошкольников с психической депривацией…………………………………………………………...….стр.41
3.3. Сравнительный анализ особенностей словаря дошкольников с нормальным речевым развитием и у детей с психической депривацией…………………………………………………………….....стр.53
Глава 4. Методические рекомендации по развитию словаря у дошкольников с психической депривацией………………………………………….…….стр.60
Заключение ………………………………………………………...….….стр. 78
Список литературы………………………………………..……………....стр.82
Приложение ………………………………………………………………стр. 87

Файлы: 1 файл

Татьяна.docx

— 223.54 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………стр.2

Глава 1. К вопросу изучения особенностей словаря у дошкольников с психической  депривацией

1.1. Формирование лексики в   онтогенезе…………………………….…стр.4

1.2. Понятие психической депривации………………………………….стр.13

1.3. Развитие словаря   у детей  в условиях  психической депривации..стр.20

Глава 2. Цель, задачи, содержание и  организация исследования словаря  у дошкольников 

2.1. Цель, задачи исследования ………………………………………….стр.26

2.2. Методика констатирующего эксперимента  ………………………..стр.26

2.3. Организация исследования ………………………………………….стр.29

Глава 3. Особенности словаря у  дошкольников с психической депривацией

3.1. Состояние словаря у дошкольников  с нормальным речевым развитием………………………………………………………………….стр.30

3.2. Особенности словаря  у  дошкольников с психической депривацией…………………………………………………………...….стр.41

3.3. Сравнительный анализ особенностей  словаря дошкольников с нормальным  речевым развитием и  у детей  с психической депривацией…………………………………………………………….....стр.53

Глава 4. Методические рекомендации по развитию словаря у дошкольников с психической депривацией………………………………………….…….стр.60

Заключение ………………………………………………………...….….стр. 78

Список литературы………………………………………..……………....стр.82

Приложение ………………………………………………………………стр. 87

 

 

 

 

Введение

Актуальность проблемы

       На современном этапе развития нашей страны происходит обострение многочисленных социальных проблем – снижение благосостояния значительной части населения, рост безработицы, ослабление защищенности семьи и детей со стороны государства и т.д. Каждый год увеличивается количество детей, полностью или частично лишённых полноценной родительской заботы, что может объясняться чрезмерной занятостью родителей на работе, алкоголизмом или другими недугами. Часто и в многодетных семьях детям не оказывается должного внимания, они предоставлены «сами себе».

      Сейчас в России около 2000 детских домов. Этот факт свидетельствует о том, что огромное количество детей растёт в условиях дефицита контакта со взрослыми, эмоционального принятия и сопереживания, информации об окружающем мире, разнообразной стимуляции и т.д. Неудовлетворение потребностей подобного рода способствует возникновению психической депривации.

         Вопросу о речевом развития детей с психической депривацией посвящены работы Г.А. Волковой, М.А. Ярмакович [7], Н.М. Дворянцевой  [11], И.А. Залысиной, Е.Ю. Смирновой [14], Л. В. Бохановой [5], Г.М. Землянухиной, М.И. Лисиной [15],  М.А. Илюк [18, 19],   И. Лангеймер,  З. Матейчек [25], Л.В. Лопатиной, Е.В. Бордовской [30], А.М. Пригожан [40, 41], Л.М. Шипициной, Е.И. Казаковой [57] и др.  Авторами сделан огромный вклад в освящение проблемы в различных аспектах.

         У детей, находящихся в условиях психической депривации задерживается развитие психических процессов,  речевой деятельности в целом. Это несовершенство препятствует развитию речемыслительной, познавательной деятельности, овладению знаниями. В связи с этим исследование особенностей речевого развития в условиях депривации представляется актуальным. Интерес к данной проблеме также вызван тем, что с каждым годом увеличивается количество отказных детей, а вопросы, связанные с развитием, обучением и воспитанием таких детей остаются недостаточно разработанными в силу многогранности и глобальности данной проблемы.

           Объектом исследования является словарь дошкольников с психической депривацией.

Предметом исследования являются особенности словаря у дошкольников с психической депривацией.

Целью работы является выявление особенностей словаря   у детей дошкольного возраста с психической депривацией.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Анализ  психолого-педагогической, логопедической  литературы  по проблеме исследования.

2. Выбор  методики исследования словаря у детей с психической депривацией 

3. Сравнительный  анализ особенностей развития  словаря у дошкольников с психической депривацией и  у детей без речевой патологии.

4.Разработка  методических рекомендаций по  развитию словаря у дошкольников  с психической депривацией с учетом выявленных особенностей.

Гипотеза: учитывая отсутствие родительского попечения, ограниченность речевых контактов, а также особенности развития познавательной деятельности детей с психической депривацией, можно предположить, что у этих детей могут быть специфические особенности развития  лексики.

 

 

Глава 1. К вопросу изучения особенностей словаря у дошкольников с психической  депривацией

1.1. Формирование лексики в  онтогенезе

Исследованию  развития лексики в онтогенезе посвящены  работы ряда авторов: Л.С. Выготского [8], А.Р. Лурии [31, 32], А.А.Леонтьева [27], А.Н.Гвоздева [10], М.М. Кольцовой [20],  А.И. Лаврентьевой [22], Д.Б.Эльконина [60], А.М. Шахнаровича [55] , И.П. Федоренко [49], С.Н. Цейтлин [54] и др.

Развитие  языковой системы начинается с развития лексики, так как при появлении  второго слова возникает необходимость  в формировании звукоразличения, а  при увеличении активного словаря  до 30 слов начинает развиваться синтаксическая система. (С.Н. Цейтлин [54], А.М. Шахнарович [55]).  Постепенно начинает уточняться лексическое значение слова. Первоначально формируется его предметная соотнесенность. (А.М. Шахнаровича [55]). А в дальнейшем, при серьезной интеллектуальной работе, формируется понятийная соотнесенность. Одновременно с этим начинает свое развитие лексико-грамматическая система языка.

При формировании речевой  деятельности центральным процессом является развитие связи между языковыми знаками и действительностью (Н.И. Жинкин, Н.В. Уфимцева [48]). Развитие слова у ребенка происходит как в направлении предметной соотнесенности слова, так и в направлении развития значения. При этом на начальном этапе овладения знаками языка имя предмета является как бы частью или свойством самого предмета. Л.С. Выготский [8] назвал этот этап развития значения слова «удвоением предмета», Е.С. Кубрякова [15] – этапом прямой референции. Значение слова является способом закрепления в сознании ребенка представления о данном предмете. Данный феномен объясняется тем, что первоначально ребенок понимает  слово как название конкретного предмета.

В.С. Кочергина и С.Н. Шаховская [56] отмечают, что речь не является врожденной способностью, а связана с социальным развитием человека в процессе онтогенеза, что развитие ее зависит от состояния путей и центров головного мозга и всей высшей нервной деятельности в целом. Нормальное развитие речи идет параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

С.Н. Цейтлин [54]  отмечает, что развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.

Развитие  лексики в онтогенезе обусловлено  еще и развитием представлений  ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь (М. М. Кольцова [20], Д.Б.Эльконин [60],  С.Н. Цейтлин [54] и др.).

Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова [24] подчеркивают, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Во-первых, это неречевая предметная деятельность самого ребенка, т.е. расширение  связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира. А во-вторых, важнейшим фактором развития речи выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком. Первоначально общение взрослых с ребенком носит односторонний и эмоциональный характер, вызывает желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. Постепенно дети приобщаются к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. Прежде всего, они используют простейшие формы речи и понятные слова, связанные с конкретной ситуацией.

Развитие  словаря - процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных  детей. Вместе с тем, существуют закономерности овладения лексикой  в дошкольном возрасте (М. М. Кольцова [20], Д.Б.Эльконина [60].,  Н.В. Уфимцева [48], С.Н. Цейтлин [54] и др.).

В развитии речи ребенок проходит этап, когда  некоторый звукокомплекс (слово  или сочетание слов) оказывается  чем-то вроде первосигнального раздражителя (М. М. Кольцова [20], С.Н. Цейтлин [54]).

В возрасте от 1,5 до 2 лет ребенок переходит  от пассивного приобретения слов от окружающих его людей к активному расширению своего словаря, используя вопросы: «что это?» «как это называется?». Лишь постепенно (зачастую с помощью  взрослых) у него складывается представление  о том, что слова создаются людьми. (М. М. Кольцова [20], Д.Б.Эльконин  [60]).

В процессе формирования лексики происходит и  уточнение значения слова. При этом отличается перенесение названия одного предмета на ряд других, ассоциативно связанных с исходным предметом. По мере развития словаря «растяжение» значения постепенно уменьшается, так  как при общении со взрослыми дети усваивают новые слова, уточняя их значение и корректируя употребление старых (С.Н. Цейтлин [54]).

Так, согласно Е.А.Аркину [3] ребенок в возрасте одного года знает 9 слов, полутора лет – 39 слов, двух лет 300 слов, трех с половиной лет -1110 слов, четырех лет- 1926 слов. По данным современных исследователей ребенок в возрасте одного года знает от 15 до 30-40 слов. В возрасте трех лет - от 100 до 1000слов, четырех - пяти лет - от 1000 до 4000 слов, шести-семи лет от 3000 до 7000 слов.

В литературе отмечаются значительные расхождения  в отношении объема словаря и  его прироста, так как существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости  от условий жизни и воспитания (Р.И.Лалаева, Н.В. Серебрякова [23]).

В конце  первого и начале второго года жизни ребенка постепенно все  большую силу начинает приобретать  словесный раздражитель. Однако в  этот период развития, по наблюдениям М. М. Кольцовой [20], слова не разграничиваются друг от друга, ребенок реагирует на весь комплекс слов со всей предметной ситуацией. На начальной стадии реакция на словесный раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса (поворот головы, фиксация взгляда). В дальнейшем на основе ориентировочного рефлекса формируется так называемый рефлекс второго порядка на словесный раздражитель. У ребенка развивается подражательность, многократное повторение нового слова, что способствует усилению слова как компонента в общем комплексе раздражителей. В этот период развития в речи ребенка появляются первые нерасчлененные слова, так называемые лепетные слова, представляющие собой фрагмент услышанного ребенком слова, состоящие в основном из ударных слогов (молоко — «моко», собака— «бака»). (М. М. Кольцова [20]). Этот этап развития детской речи большинство исследователей называют стадией «слово-предложение». В таком слове-предложении не происходит сочетания слов,  но грамматическим правилам данного языка, звукосочетания не имеют грамматически оформленного характера. Первоначально новое слово возникает у ребенка как непосредственная связь между конкретным словом и соответствующим ему предметом Слово еще не обладает грамматическим значением. Слова-представления на этом этапе выражают либо повеление (на, дай), либо указание (там), либо называют предмет (киса, ляля) или действие (бай). В дальнейшем, в возрасте от 1,5 до 2  лет, у ребенка происходит расчленение комплексов на части, которые вступают между собой в различные комбинации (М. М. Кольцова [20],  Д.Б.Эльконин [60], Н.В. Уфимцева [48], И.П. Федоренко [49],  С.Н. Цейтлин [54] и др.).  В этот период у ребенка начинает быстро расти запас слов, который к концу второго года жизни составляет около 300 слов различных частей речи (А.Р. Лурия [31]). По данным А. Н. Гвоздева [10], в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2 % существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8 % наречий, 1,9 % числительных, 1,2 % союзов, 0,9 % предлогов.

В старшем  дошкольном возрасте формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. По мере развития мышления детей и их речи лексика не только обогащается, но и систематизируется (М. М. Кольцова [20], С.Н. Цейтлин [54] , Н.В. Уфимцева [48], А.И. Лаврентьева [22] и др.).

А.И.Лаврентьева [22] выделяет четыре этапа развития системной организации детского словаря.

На первом этапе словарь ребенка представляет собой набор отдельных слов(от 20 до 50) при этом набор лексики является неупорядоченным.

На втором этапе словарный запас ребенка  начинает быстро увеличиваться.

Название  одного слова из данной группы вызывает у ребенка ассоциацию с другими  элементами этой группы. Этот  этап А.И.Лаврентьева [22] определяет как ситуационный, а группы слов - как ситуационные поля.

В дальнейшем ребенок начинает осознавать сходство определенных элементов ситуации и  объединяет лексемы в тематические группы. Это явление характеризует  третий этап формирования лексической  системы, который определяется как тематический этап.

Особенности четвертого этапа развития лексической  системы является преодоление этих замен, а так же возникновение синонимии (А.И. Лаврентьева [22]).

В конце  первого и начале второго года жизни ребенка постепенно все  большую силу начинает приобретать  словесный раздражитель. В этот период ребенок реагирует на весь комплекс слов со всей предметной ситуацией. В  этот период реакция на словесный  раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса, затем на основе ориентировочного рефлекса формируется  так называемый рефлекс второго  порядка на словесный раздражитель. У ребенка формируется подражательность, многократное повторение нового слова. В этот период появляются первые нерасчлененные слова – лепет. Этот этап развития детской речи большинство исследователей называют стадией «слово-предложение». В этом предложении слово еще  не обладает грамматическим значением. Слова-представления на этом этапе  выражают либо повеление (на, дай), либо указание (там), либо называют предмет (киса, ляля) или действие (бай) (М. М. Кольцова [20]).

В возрасте от 1,5 до 2 лет ребенок переходит  к активному расширению своего словаря. К концу второго года запас  около 300 слов.

Развитие  словаря у ребенка происходит как в направлении предметной соотнесенности слов, так и в направлении  развития значения. В этот период начинают появляться вопросы: Что это? Как  это называется? [31]

В 2,5 – 4 года происходит усвоение обобщенного  значения слова, т.е. ребенок мыслит глобально. Предметная отнесенность имеет  устойчивый характер. В процессе формирования лексики происходит и уточнение значения слова (А.Р. Лурия [31], А.А Леонтьев [27,28],   и др.).

Информация о работе Развитие словаря у детей с психической депривацией