Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:53, дипломная работа
Целью работы является выявление особенностей словаря у детей дошкольного возраста с психической депривацией.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической, логопедической литературы по проблеме исследования.
2. Выбор методики исследования словаря у детей с психической депривацией
3. Сравнительный анализ особенностей развития словаря у дошкольников с психической депривацией и у детей без речевой патологии.
4.Разработка методических рекомендаций по развитию словаря у дошкольников с психической депривацией с учетом выявленных особенностей.
Введение……………………………………………………………………стр.2
Глава 1. К вопросу изучения особенностей словаря у дошкольников с психической депривацией
1.1. Формирование лексики в онтогенезе…………………………….…стр.4
1.2. Понятие психической депривации………………………………….стр.13
1.3. Развитие словаря у детей в условиях психической депривации..стр.20
Глава 2. Цель, задачи, содержание и организация исследования словаря у дошкольников
2.1. Цель, задачи исследования ………………………………………….стр.26
2.2. Методика констатирующего эксперимента ………………………..стр.26
2.3. Организация исследования ………………………………………….стр.29
Глава 3. Особенности словаря у дошкольников с психической депривацией
3.1. Состояние словаря у дошкольников с нормальным речевым развитием………………………………………………………………….стр.30
3.2. Особенности словаря у дошкольников с психической депривацией…………………………………………………………...….стр.41
3.3. Сравнительный анализ особенностей словаря дошкольников с нормальным речевым развитием и у детей с психической депривацией…………………………………………………………….....стр.53
Глава 4. Методические рекомендации по развитию словаря у дошкольников с психической депривацией………………………………………….…….стр.60
Заключение ………………………………………………………...….….стр. 78
Список литературы………………………………………..……………....стр.82
Приложение ………………………………………………………………стр. 87
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. К вопросу изучения особенностей словаря у дошкольников с психической депривацией
1.1. Формирование лексики в онтогенезе…………………………….…стр.4
1.2. Понятие психической
1.3. Развитие словаря у детей в условиях психической депривации..стр.20
Глава 2. Цель, задачи, содержание и организация исследования словаря у дошкольников
2.1. Цель, задачи исследования …………………………
2.2. Методика констатирующего
2.3. Организация исследования ……………
Глава 3. Особенности словаря у дошкольников с психической депривацией
3.1. Состояние словаря у
3.2. Особенности словаря у
дошкольников с психической
3.3. Сравнительный анализ
Глава 4. Методические рекомендации по
развитию словаря у дошкольников
с психической депривацией……………
Заключение …………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение …………………………………………………
Введение
Актуальность проблемы
На современном этапе развития нашей страны происходит обострение многочисленных социальных проблем – снижение благосостояния значительной части населения, рост безработицы, ослабление защищенности семьи и детей со стороны государства и т.д. Каждый год увеличивается количество детей, полностью или частично лишённых полноценной родительской заботы, что может объясняться чрезмерной занятостью родителей на работе, алкоголизмом или другими недугами. Часто и в многодетных семьях детям не оказывается должного внимания, они предоставлены «сами себе».
Сейчас в России около 2000 детских домов. Этот факт свидетельствует о том, что огромное количество детей растёт в условиях дефицита контакта со взрослыми, эмоционального принятия и сопереживания, информации об окружающем мире, разнообразной стимуляции и т.д. Неудовлетворение потребностей подобного рода способствует возникновению психической депривации.
Вопросу о речевом развития детей с психической депривацией посвящены работы Г.А. Волковой, М.А. Ярмакович [7], Н.М. Дворянцевой [11], И.А. Залысиной, Е.Ю. Смирновой [14], Л. В. Бохановой [5], Г.М. Землянухиной, М.И. Лисиной [15], М.А. Илюк [18, 19], И. Лангеймер, З. Матейчек [25], Л.В. Лопатиной, Е.В. Бордовской [30], А.М. Пригожан [40, 41], Л.М. Шипициной, Е.И. Казаковой [57] и др. Авторами сделан огромный вклад в освящение проблемы в различных аспектах.
У детей, находящихся в условиях психической депривации задерживается развитие психических процессов, речевой деятельности в целом. Это несовершенство препятствует развитию речемыслительной, познавательной деятельности, овладению знаниями. В связи с этим исследование особенностей речевого развития в условиях депривации представляется актуальным. Интерес к данной проблеме также вызван тем, что с каждым годом увеличивается количество отказных детей, а вопросы, связанные с развитием, обучением и воспитанием таких детей остаются недостаточно разработанными в силу многогранности и глобальности данной проблемы.
Объектом исследования является словарь дошкольников с психической депривацией.
Предметом исследования являются особенности словаря у дошкольников с психической депривацией.
Целью работы является выявление особенностей словаря у детей дошкольного возраста с психической депривацией.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической, логопедической литературы по проблеме исследования.
2. Выбор методики исследования словаря у детей с психической депривацией
3. Сравнительный анализ особенностей развития словаря у дошкольников с психической депривацией и у детей без речевой патологии.
4.Разработка методических рекомендаций по развитию словаря у дошкольников с психической депривацией с учетом выявленных особенностей.
Гипотеза: учитывая отсутствие родительского попечения, ограниченность речевых контактов, а также особенности развития познавательной деятельности детей с психической депривацией, можно предположить, что у этих детей могут быть специфические особенности развития лексики.
Глава 1. К вопросу изучения особенностей словаря у дошкольников с психической депривацией
1.1.
Формирование лексики в
Исследованию развития лексики в онтогенезе посвящены работы ряда авторов: Л.С. Выготского [8], А.Р. Лурии [31, 32], А.А.Леонтьева [27], А.Н.Гвоздева [10], М.М. Кольцовой [20], А.И. Лаврентьевой [22], Д.Б.Эльконина [60], А.М. Шахнаровича [55] , И.П. Федоренко [49], С.Н. Цейтлин [54] и др.
Развитие
языковой системы начинается с развития
лексики, так как при появлении
второго слова возникает
При формировании речевой деятельности центральным процессом является развитие связи между языковыми знаками и действительностью (Н.И. Жинкин, Н.В. Уфимцева [48]). Развитие слова у ребенка происходит как в направлении предметной соотнесенности слова, так и в направлении развития значения. При этом на начальном этапе овладения знаками языка имя предмета является как бы частью или свойством самого предмета. Л.С. Выготский [8] назвал этот этап развития значения слова «удвоением предмета», Е.С. Кубрякова [15] – этапом прямой референции. Значение слова является способом закрепления в сознании ребенка представления о данном предмете. Данный феномен объясняется тем, что первоначально ребенок понимает слово как название конкретного предмета.
В.С. Кочергина и С.Н. Шаховская [56] отмечают, что речь не является врожденной способностью, а связана с социальным развитием человека в процессе онтогенеза, что развитие ее зависит от состояния путей и центров головного мозга и всей высшей нервной деятельности в целом. Нормальное развитие речи идет параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
С.Н. Цейтлин [54] отмечает, что развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.
Развитие лексики в онтогенезе обусловлено еще и развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь (М. М. Кольцова [20], Д.Б.Эльконин [60], С.Н. Цейтлин [54] и др.).
Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова [24] подчеркивают, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Во-первых, это неречевая предметная деятельность самого ребенка, т.е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира. А во-вторых, важнейшим фактором развития речи выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком. Первоначально общение взрослых с ребенком носит односторонний и эмоциональный характер, вызывает желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. Постепенно дети приобщаются к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. Прежде всего, они используют простейшие формы речи и понятные слова, связанные с конкретной ситуацией.
Развитие
словаря - процесс своеобразный, сложный,
протекающий неодинаково у
В развитии речи ребенок проходит этап, когда некоторый звукокомплекс (слово или сочетание слов) оказывается чем-то вроде первосигнального раздражителя (М. М. Кольцова [20], С.Н. Цейтлин [54]).
В возрасте
от 1,5 до 2 лет ребенок переходит
от пассивного приобретения слов от окружающих
его людей к активному
В процессе формирования лексики происходит и уточнение значения слова. При этом отличается перенесение названия одного предмета на ряд других, ассоциативно связанных с исходным предметом. По мере развития словаря «растяжение» значения постепенно уменьшается, так как при общении со взрослыми дети усваивают новые слова, уточняя их значение и корректируя употребление старых (С.Н. Цейтлин [54]).
Так, согласно Е.А.Аркину [3] ребенок в возрасте одного года знает 9 слов, полутора лет – 39 слов, двух лет 300 слов, трех с половиной лет -1110 слов, четырех лет- 1926 слов. По данным современных исследователей ребенок в возрасте одного года знает от 15 до 30-40 слов. В возрасте трех лет - от 100 до 1000слов, четырех - пяти лет - от 1000 до 4000 слов, шести-семи лет от 3000 до 7000 слов.
В литературе отмечаются значительные расхождения в отношении объема словаря и его прироста, так как существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания (Р.И.Лалаева, Н.В. Серебрякова [23]).
В конце первого и начале второго года жизни ребенка постепенно все большую силу начинает приобретать словесный раздражитель. Однако в этот период развития, по наблюдениям М. М. Кольцовой [20], слова не разграничиваются друг от друга, ребенок реагирует на весь комплекс слов со всей предметной ситуацией. На начальной стадии реакция на словесный раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса (поворот головы, фиксация взгляда). В дальнейшем на основе ориентировочного рефлекса формируется так называемый рефлекс второго порядка на словесный раздражитель. У ребенка развивается подражательность, многократное повторение нового слова, что способствует усилению слова как компонента в общем комплексе раздражителей. В этот период развития в речи ребенка появляются первые нерасчлененные слова, так называемые лепетные слова, представляющие собой фрагмент услышанного ребенком слова, состоящие в основном из ударных слогов (молоко — «моко», собака— «бака»). (М. М. Кольцова [20]). Этот этап развития детской речи большинство исследователей называют стадией «слово-предложение». В таком слове-предложении не происходит сочетания слов, но грамматическим правилам данного языка, звукосочетания не имеют грамматически оформленного характера. Первоначально новое слово возникает у ребенка как непосредственная связь между конкретным словом и соответствующим ему предметом Слово еще не обладает грамматическим значением. Слова-представления на этом этапе выражают либо повеление (на, дай), либо указание (там), либо называют предмет (киса, ляля) или действие (бай). В дальнейшем, в возрасте от 1,5 до 2 лет, у ребенка происходит расчленение комплексов на части, которые вступают между собой в различные комбинации (М. М. Кольцова [20], Д.Б.Эльконин [60], Н.В. Уфимцева [48], И.П. Федоренко [49], С.Н. Цейтлин [54] и др.). В этот период у ребенка начинает быстро расти запас слов, который к концу второго года жизни составляет около 300 слов различных частей речи (А.Р. Лурия [31]). По данным А. Н. Гвоздева [10], в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2 % существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8 % наречий, 1,9 % числительных, 1,2 % союзов, 0,9 % предлогов.
В старшем дошкольном возрасте формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. По мере развития мышления детей и их речи лексика не только обогащается, но и систематизируется (М. М. Кольцова [20], С.Н. Цейтлин [54] , Н.В. Уфимцева [48], А.И. Лаврентьева [22] и др.).
А.И.Лаврентьева [22] выделяет четыре этапа развития системной организации детского словаря.
На первом
этапе словарь ребенка
На втором этапе словарный запас ребенка начинает быстро увеличиваться.
Название одного слова из данной группы вызывает у ребенка ассоциацию с другими элементами этой группы. Этот этап А.И.Лаврентьева [22] определяет как ситуационный, а группы слов - как ситуационные поля.
В дальнейшем ребенок начинает осознавать сходство определенных элементов ситуации и объединяет лексемы в тематические группы. Это явление характеризует третий этап формирования лексической системы, который определяется как тематический этап.
Особенности четвертого этапа развития лексической системы является преодоление этих замен, а так же возникновение синонимии (А.И. Лаврентьева [22]).
В конце
первого и начале второго года
жизни ребенка постепенно все
большую силу начинает приобретать
словесный раздражитель. В этот период
ребенок реагирует на весь комплекс
слов со всей предметной ситуацией. В
этот период реакция на словесный
раздражитель проявляется в виде
ориентировочного рефлекса, затем на
основе ориентировочного рефлекса формируется
так называемый рефлекс второго
порядка на словесный раздражитель.
У ребенка формируется
В возрасте от 1,5 до 2 лет ребенок переходит к активному расширению своего словаря. К концу второго года запас около 300 слов.
Развитие словаря у ребенка происходит как в направлении предметной соотнесенности слов, так и в направлении развития значения. В этот период начинают появляться вопросы: Что это? Как это называется? [31]
В 2,5 – 4 года происходит усвоение обобщенного значения слова, т.е. ребенок мыслит глобально. Предметная отнесенность имеет устойчивый характер. В процессе формирования лексики происходит и уточнение значения слова (А.Р. Лурия [31], А.А Леонтьев [27,28], и др.).
Информация о работе Развитие словаря у детей с психической депривацией