Развитие словаря у детей с психической депривацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является выявление особенностей словаря у детей дошкольного возраста с психической депривацией.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической, логопедической литературы по проблеме исследования.
2. Выбор методики исследования словаря у детей с психической депривацией
3. Сравнительный анализ особенностей развития словаря у дошкольников с психической депривацией и у детей без речевой патологии.
4.Разработка методических рекомендаций по развитию словаря у дошкольников с психической депривацией с учетом выявленных особенностей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………стр.2
Глава 1. К вопросу изучения особенностей словаря у дошкольников с психической депривацией
1.1. Формирование лексики в онтогенезе…………………………….…стр.4
1.2. Понятие психической депривации………………………………….стр.13
1.3. Развитие словаря у детей в условиях психической депривации..стр.20
Глава 2. Цель, задачи, содержание и организация исследования словаря у дошкольников
2.1. Цель, задачи исследования ………………………………………….стр.26
2.2. Методика констатирующего эксперимента ………………………..стр.26
2.3. Организация исследования ………………………………………….стр.29
Глава 3. Особенности словаря у дошкольников с психической депривацией
3.1. Состояние словаря у дошкольников с нормальным речевым развитием………………………………………………………………….стр.30
3.2. Особенности словаря у дошкольников с психической депривацией…………………………………………………………...….стр.41
3.3. Сравнительный анализ особенностей словаря дошкольников с нормальным речевым развитием и у детей с психической депривацией…………………………………………………………….....стр.53
Глава 4. Методические рекомендации по развитию словаря у дошкольников с психической депривацией………………………………………….…….стр.60
Заключение ………………………………………………………...….….стр. 78
Список литературы………………………………………..……………....стр.82
Приложение ………………………………………………………………стр. 87

Файлы: 1 файл

Татьяна.docx

— 223.54 Кб (Скачать)

 Цель: развитие атрибутивного словаря.

Задание:    на наборном полотне рассматриваются картинки с изображением животных, птиц и их частей тела. Детям предлагается посмотреть на картинки определить и сказать одним словом, чья это голова, хвост, крыло, лапа.

Примерный речевой материал:

Лошадиная голова, куриная лапа, мышиный хвост, лебединая шея, воробьиный клюв, ястребиное крыло.

 

Задание № 9

Название: « Где ошибка?»

 Цель: развитие атрибутивного словаря.

Задание:     логопед произносит словосочетания с правильными и неправильными прилагательными, детям предлагается хлопнуть в ладоши, если они услышат, что было произнесено словосочетание звучащее неправильно.

Примерный речевой материал:

папиновая газета, мамино платье, тетин плащ, дядиновая  ручка, лисина лапа, павлинье перо, баранино сало, собакина будка.

 

Задание № 10

Название: « Из чего - какое?»

 Цель: развитие атрибутивного словаря, представленного относительными прилагательными.

Задание:     логопед произносит словосочетания  и просит образовать слово – признак. Например: «Скамья из дерева – какая?- деревянная»

 Примерный речевой материал: сковорода их чугуна, платье из шелка, сапоги из резины, варежки из шерсти, сервиз из фарфора, браслет из серебра, одеяло из ваты, стакан из пластмассы, пакет из полиэтилена, воротник  из кружева.

Задание № 11

Название: « Составляйка»

 Цель: развитие атрибутивного словаря,  умения образовывать слова – признаки.

Задание:     логопед предлагает детям подумать и составить словосочетание из дух слов предложенных в начальной форме. Например: зима и месяц – зимний месяц.

Примерный речевой материал:

осень и дождь…

май и праздник…

ночь и патруль…

день и сон…

лето и отдых…

море и берег…

библиотека  и книга…

берег и охрана…

утро и ветерок…

зима и лес…

больница и  халат…

март и капель…

 

Игры-задания для развития предикативного словаря

 

Задание № 1

Название:   «Что подходит?»

 Цель: развитие предикативного словаря, умения находить подходящее по смыслу слово.

Задание: Логопед называет предметы и действия, а дети должны хлопнуть тогда, когда услышат действие не подходящее к этому предмету.

Примерный речевой материал:

утка – плавает, ходит, бегает, летает, танцует, клюет, поет, крякает, говорит, лает.

Машина –  едет, стоит. спит, гудит, тормозит кричит, поет.

Самолет – летит, едет. гудит, плывет, тормозит, приземляется

Кошка – спит, летит, поет, лает, мяукает, моется, бежит, прыгает.

 

 Задание  № 2

 Название:   «Хлопушка».

Цель: развитие предикативного словаря, умения выделять подходящие предметы к действиям.

 Задание:   Логопед называет действие, а дети должны хлопнуть, если действие подходит к этому предмету.

Примерный речевой материал:

летает –  утка, самолет, свинья, автобус, ракета, лебедь, медведь, вертолет

поет – синица, человек, корова, петух, артист, соловей, ветер, заяц, корабль

Ходит – человек, кошка, самолет, поезд, медведь, дерево

 

Задание № 3

 Название:      «Отгадайка».

Цель: развитие предикативного словаря, умения пояснять и употреблять подходящие предметы к действиям, признаки к предметам.

 Задание:   Логопед читает детям загадки  и просит детей отгадать их, объяснив свою отгадку.

Примерный речевой материал:

Отворилась  тихо дверь,

 И вошел  усатый зверь.

Сел у печки  жмурясь сладко

И умылся серой  лапкой. (кот)

 

 

Гладишь – ласкается,

Дразнишь –  кусается,

На цепи сидит, дом сторожит.

Кто это? (собака)

 

Сердитый недотрога

Живет в глуши  лесной

Иголок очень  много,

А ниток ни одной (еж)

 

Хитрая плутовка 
Рыжая головка.

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее… (лиса)

 

Задание № 4

 Название:       «Тренировка».

Цель: развитие предикативного словаря путем практического подкрепления, развитие слухового внимания,  моторики.

Задание:   Предложить выполнить  в определенной последовательности действия без предмета.

Примерный речевой материал:

 сядь –  встань - попрыгай на одной ноге;

попрыгай на одной ноге – сядь – подними  руки;

попрыгай на двух ногах – подними руки вверх  – руки к плечам – опусти вниз.

 

Задание № 5

Название:       «Выполняйка».

Цель: развитие предикативного словаря, связной речи, навыков словоизменения, внимания.

Задание:   Логопед предлагает детям посмотреть на картинку и рассказать, что делает мальчик на картинке.

Примерный речевой материал:

картинки с  изображениями:

мальчик – ест, пьет, спит, прыгает, читает, плавает, рисует, плачет, умывается, катается, бегает, смеется, поет, стирает, пьет чай.

 

Задание № 6

  Название: «Кто внимательнее».

  Цель: развитие предикативного словаря, внимания.

   Задание:      Логопед предлагает детям внимательно посмотреть вокруг себя и найти в комнате, что висит, стоит, лежит, летит.

  Примерный речевой материал: картина, полка, зеркало, цветок, занавеска, стол, стулья, шкаф, ковер. игрушки, муха.

 

Задание № 7

 Название:  «Исправь ошибку».

Цель: развитие предикативного словаря, внимания

  Задание:      Логопед предлагает детям прослушать предложения и догадаться, какие предложения были неправильными, обосновав свой выбор.

Примерный речевой материал: собака рисует, кошка читает,  мама бежит, молоко идет, рыба поет, папа лает, девочка моется, кошка стирает, собака

бежит.

 

Задание № 8

Название:  «Кто больше».

Цель: развитие предикативного словаря, навыка правильного употребления и сочетания имен существительных с глаголами и наоборот.

  Задание:         Логопед предлагает детям подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу).

Примерный речевой материал:

Бежит кто? (человек, зверь, молоко, время); Что? (река, ручей).

Идет кто? (девочка, кошка); Что (дождь, время, град, снег)

Растет кто? (ребенок, щенок); Что (дерево, цветок)

Дается задание подобрать  картинки, названия которых могут  употребляться с данным символом - глаголом.

 

Задание № 9

Название:   «Подбирайка».

Цель: развитие предикативного словаря, навыка правильного употребления и подбора правильного общего  глагола к нескольким существительным, развитие мышления.

 Задание:    Добавить одно общее слово к двум словам с использованием вопросов.

Примерный речевой материал:

Дерево, цветы - что делают?

Кошка, собака – что делают?

Дождь, снег –  что делают?

Фрукты, овощи  – что делают?

 

Задание № 10

Название:   «Кто как подает голос»  (по картинкам).

Цель: развитие предикативного словаря, представленного глаголами - обозначениями звуковых образов.

Задание:    Логопед показывает картинки, на которых изображены птицы и животные. Дети определяют их и называют, как кто подает голос.

Примерный речевой материал:

Голубь –  воркует; лягушка – квакает; воробей  – чирикает; волк – воет;

петух – кукарекает; медведь – рычит; курица – кудахчет; кошка – мяукает; гусь – гогочет; свинья – хрюкает; утка – крякает; овца – блеет; ворона – каркает; корова – мычит; сорока – стрекочет; лошадь – ржет; сова – ухает; собака – лает..

 

Задание № 11

Название:    «Кто?»

Цель: развитие предикативного словаря, умения понимать и применять различные формы глагола.

 Задание:    Логопед показывает картинки, на которых изображены действия, представленные разными формами глагола. Предлагается к называемому глаголу подобрать нужную картинку.

Примерный речевой материал:

Кто…

умывает-умывается;

прячет-прячется;

одевает - одевается 
обувает-обувается 
качает-качается;

причесывает-причесывается.

 

Игры-задания для уточнения номинативного словаря.

 

Цель: уточнять и расширять номинативный словарь, словарь обобщающих понятий, а так же слов, которые вызывают наибольшие трудности у детей.

 

Задание № 1

Название:     «Назови части».

Возможны два варианта проведения игры:

А) по картинке;

Б) по представлению.

Задание:       Логопед называет слово, предлагает представить этот предмет или животное и назвать его части.

 Например: кот – тело, голова, хвост, лапы, когти, лапы, хвост, нос, уши, шерсть, усы.

Примерный речевой материал: картинки с изображениями различных животных и предметов. Например, грузовик, дом, дерево, собака, цветок.

 

Задание № 2

Название:      « Отгадайка по   частям».

Задание:    Предлагается по названным частям отгадать о каком предмете идет речь.

Примерный речевой материал:

Кузов, кабина, руль, дверцы, фары, колеса (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кони (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручка (кастрюля).

Палуба, каюта, корма, нос, якорь (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартира, чердак (дом).

Глаза, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Пол, стены, поток (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

 

Задание № 3

Название:      «Добавляйка»

Задание:    Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинки и назвать недостающие части предмета, которые забыл нарисовать художник.

Примерный речевой материал: картинки с изображениями  - девочка без бантика, машина - без колес, кошка - без хвоста, кукла - без руки, птица - без клюва, расческа - без зубьев, мальчики в дождь - без зонта и т.п.

 

 Задание № 4

Название:      «Что лишнее?».

Задание:    Детям предлагается рассмотреть картинки с предметами и  назвать, что лишнего нарисовал художник.

Примерный речевой материал: кошка с пятью лапами, машина с двумя кабинами, мальчик с двумя зонтами, цветок с двумя горшками, трактор с пятью колесами и т.д.

 

Задание № 5

Название:       «Обобщайка»

Задание:    Логопед предлагает детям назвать одним словом серию картинок.

После воспроизведения  обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые  относятся к той же тематической группе.

Примерный речевой материал: серии картинок: домашние животные, транспорт, овощи, обувь, дикие животные, посуда.

 

Задание № 6

Название:      «Выбери слово»

Задание:    Логопед читает детям слова (названия овощей, фруктов, цветов), а затем просит определить те слова которые, обозначают овощи (например).

Примерный речевой материал:

Лук, река, подорожник, укроп, чеснок, редис; роза, брюква.

 Смородина, кабачки, петрушка, огурцы.

Помидор, щавель, свекла, капуста.

Картофель, яблоко, клубника, ромашка.

 

Задание № 7

Название:      «Транспорт» (например).

Задание:    Логопед предлагает детям внимательно послушать слова и назвать только те из них, которые обозначают транспорт.

Примерный речевой материал:

 Грузовик, метро, самолет, скамейка.

Автобус, дорога, вертолет, пассажир.

Поезд, купе, пароход, якорь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       На современном этапе развития нашей страны происходит обострение многочисленных социальных проблем – снижение благосостояния значительной части населения, рост безработицы, ослабление защищенности семьи и детей со стороны государства и т.д. Каждый год увеличивается количество детей, полностью или частично лишённых полноценной родительской заботы, что может объясняться чрезмерной занятостью родителей на работе, алкоголизмом или другими недугами. Часто и в многодетных семьях детям не оказывается должного внимания, они предоставлены «сами себе».

      Сейчас в России около 2000 детских домов. Этот факт свидетельствует о том, что огромное количество детей растёт в условиях дефицита контакта со взрослыми, эмоционального принятия и сопереживания, информации об окружающем мире, разнообразной стимуляции и т.д. Неудовлетворение потребностей подобного рода способствует возникновению психической депривации.

         У детей, находящихся в условиях психической  депривации задерживается развитие психических процессов,  речевой деятельности в целом. Это несовершенство препятствует развитию речемыслительной, познавательной деятельности, овладению знаниями. В связи с этим исследование особенностей речевого развития в условиях депривации представляется актуальным. Интерес к данной проблеме также вызван тем, что с каждым годом увеличивается количество отказных детей, а вопросы, связанные с развитием, обучением и воспитанием таких детей остаются недостаточно разработанными в силу многогранности и глобальности данной проблемы.

        Вопросу о речевом развития детей с психической депривацией посвящены работы Г.А. Волковой, М.А. Ярмакович [7], Н.М. Дворянцевой  [11], И.А. Залысиной, Е.Ю. Смирновой [14], Л. В. Бохановой [5], Г.М. Землянухиной, М.И. Лисиной [15],  М.А. Илюк [18, 19],   И. Лангеймер,  З. Матейчек [25], Л.В. Лопатиной, Е.В. Бордовской [30], А.М. Пригожан [40, 41], Л.М. Шипициной, Е.И. Казаковой [57] и др.  Авторами сделан огромный вклад в освящение проблемы в различных аспектах.

Целью работы является выявление особенностей словаря   у детей дошкольного возраста с психической депривацией.

Для достижения цели была разработана методика, позволяющая  составить представление о состоянии  активного словаря дошкольников с психической депривацией.  При  разработке методики констатирующего  эксперимента применялись в модифицированном виде методы, описанные в работах  Г.А Волковой [4], Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой [17].

       Содержание  методики:   исследование активного словаря включает в себя изучение атрибутивного, предикативного и номинативного словаря.

Информация о работе Развитие словаря у детей с психической депривацией