Развитие словаря у детей с психической депривацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является выявление особенностей словаря у детей дошкольного возраста с психической депривацией.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической, логопедической литературы по проблеме исследования.
2. Выбор методики исследования словаря у детей с психической депривацией
3. Сравнительный анализ особенностей развития словаря у дошкольников с психической депривацией и у детей без речевой патологии.
4.Разработка методических рекомендаций по развитию словаря у дошкольников с психической депривацией с учетом выявленных особенностей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………стр.2
Глава 1. К вопросу изучения особенностей словаря у дошкольников с психической депривацией
1.1. Формирование лексики в онтогенезе…………………………….…стр.4
1.2. Понятие психической депривации………………………………….стр.13
1.3. Развитие словаря у детей в условиях психической депривации..стр.20
Глава 2. Цель, задачи, содержание и организация исследования словаря у дошкольников
2.1. Цель, задачи исследования ………………………………………….стр.26
2.2. Методика констатирующего эксперимента ………………………..стр.26
2.3. Организация исследования ………………………………………….стр.29
Глава 3. Особенности словаря у дошкольников с психической депривацией
3.1. Состояние словаря у дошкольников с нормальным речевым развитием………………………………………………………………….стр.30
3.2. Особенности словаря у дошкольников с психической депривацией…………………………………………………………...….стр.41
3.3. Сравнительный анализ особенностей словаря дошкольников с нормальным речевым развитием и у детей с психической депривацией…………………………………………………………….....стр.53
Глава 4. Методические рекомендации по развитию словаря у дошкольников с психической депривацией………………………………………….…….стр.60
Заключение ………………………………………………………...….….стр. 78
Список литературы………………………………………..……………....стр.82
Приложение ………………………………………………………………стр. 87

Файлы: 1 файл

Татьяна.docx

— 223.54 Кб (Скачать)

 

Таблица 4

Состояние атрибутивного словаря у дошкольников с нормальным речевым развитием

 

 

Испытуемые

Называ-ние цвета

Качественные  прилагатель -ные

Относитель -ные прилагатель -ные

Степень сформирован -ности

1

Вика П.

1,9

2,0

1,7

1,9

2

Матвей Н.

1,9

1,5

1,3

1,6

3

Аня Ч.

1,9

1,8

1,7

1,8

4

Никита Г.

2,0

1,8

1,8

1,9

5

Егор З.

1,8

1,7

1,2

1,5

6

Витя Б.

1,6

1,7

1,3

1,5

7

Оля Л.

2,0

1,8

0,8

1,5

8

Люда О.

2,0

1,2

1,2

1,4

9

Саша Ж.

1,8

0,8

1,0

1,2

10

Слава Н.

2,0

2,0

1,2

1,7

11

Алена Г.

1,8

1,3

1,3

1,5

12

Даня К.

1,7

1,8

1,3

1,6

13

Наташа К.

2,0

1,8

1,8

1,9

14

Поля С.

1,5

1,3

0.3

1,0

15

Сережа Е.

1,8

1,3

0.3

1,1

16

Соня И.

1,8

1,0

0.2

1,0

17

Максим И.

2,0

2,0

1,5

1,8

18

Артем К.

1,7

1,5

0,8

1,3

19

Маша С.

2,0

1,8

1,2

1,7

20

Рита Н.

2,0

1,9

1,3

1,7

Уровень сформирован ности

1,8

1,6

1,2

1,5


Таблица 5

Количественные  данные о соотношении различных  типов ошибок, допущенных детьми контрольной  группы при актуализации словаря  существительных, глаголов и прилагательных

 

 

Словарь

Задание

Тип ошибки

Коли-чество

номинативный словарь

Конкретные существительные

замены слов семантически близкими словами или сходными внешне

63

называния части  предмета

5

использование  словосочетаний

17

смешение слов, обозначающих часть и целое

4

замены денотата более обобщённым  понятием

24

Обобщающие понятия

замены денотата более обобщённым понятием

11

«модельная конкретизация»

5

замена обобщающего слова  конкретным понятием

6

смешение обобщающих понятий

8

замены слов словосочетаниями

9

Общее количество ошибок

152

предикативный словарь

Называние действий

замены слов семантически близкими глаголами

37

Глаголы, обозначающие  крики животных

использование просторечий 

31          

замены звукоподражаниями 

11

Глаголы, обозначающие  способы  передвижения

замены глаголов словосочетаниями

7

замены глаголов словами более общего значения

9

замены глаголов семантически близкими глаголами

20

нет ответа 

4

 Общее количество ошибок

119

атрибутивный словарь

Прилагательные, обозначающие цвет и  оттенки

замены семантически близкими прилагательными, обозначающими цвет

23

недифференцированные замены, семантически далекими словами

4

Качественные прилагательные

замены семантически близкими прилагательными, обозначающими   величину

29

отрицание антонимичных понятий

12

недифференцированные  замены

5

Относительные прилагательные

лексические замены

40

словообразовательные  замены (неологизмы)

5

указание на материал;

7

     нет ответа

21

Общее количество ошибок

146


 

Таблица 6

 

Состояние активного словаря у дошкольников с психической депривацией 

 

Имя

ребенка

Методика /балл

Степень сформированности функции

1

2

3

1.1

1.2

1

Катя Р.

1,7

1,5

1,5

1,7

(1,6+1,5+1,7)/3=1,6

2

Алена С.

1,6

1,6

1,3

1,3

(1,6+1,3+1,3)/3=1,4

3

Вероника Г.

1,8

2,0

1,5

1,7

(1,9+1,5+1,7)/3=1,7

4

Артем Л.

1,9

1,8

1,8

1,7

1,8

5

Ксюша В.

1,7

1,8

1,7

1,8

1,8

6

Максим М.

1,8

2,0

1,6

1,4

1,6

7

Ярослав С.

1,8

1,6

1,8

1,9

1,8

8

Валя Ш.

1,8

2,0

1,6

1,6

1,7

9

Юля Н.

1,7

1,5

1,4

1,2

1,4

10

Гриша К.

1,6

1,5

1,3

1,7

1,5

11

Марина В.

1,7

1,3

1,3

1,4

1,4

12

Дима К.

1,8

1,5

1,6

1,5

1,6

13

Никита Д.

1,8

1,6

1,1

1,9

1,6

14

Надя С.

1,6

1,2

1,4

0,9

1,2

15

Вика Е.

1,6

1,3

1,3

1,1

1,3

16

Маша И.

1,7

1,5

1,1

1,0

1,2

17

Миша Л.

1,8

1,6

1,4

1,6

1,6

18

 Ира К.

1,6

1,3

1,2

1,3

1,3

19

Оля С.

1,8

1,5

1,3

1,4

                   1,4

20

Рома М.

1,7

1,2

1,0

1,7

1,4

Уровень сформиро-ванности функции

1,7

1,6

1,4

1,3

30,3/20=1, 5

(1,7+1,4+1,3)/3=1,5

1,7


 

 

 

Примечание:  Методики: 1- Номинативный словарь: 1.1.Конкретные

  существительные; 1.2. Обобщающие существительные. 2.- Предикативный словарь   3.-Атрибутивный словарь

 

Таблица 7

Состояние номинативного словаря у дошкольников с психической депривацией

 

Испытуемые

Конкретные  существительные

Обобщающие  существительные

Степень сформирован -ности

1

Катя Р.

1,7

1,5

1,6

2

Алена С.

1,6

1,6

1,6

3

Вероника Г.

1,8

2,0

1,9

4

Артем Л.

1,9

1,8

1,9

5

Ксюша В.

1,7

1,8

1,8

6

Максим М.

1,8

2,0

1,9

7

Ярослав С.

1,8

1,6

1,7

8

Валя Ш.

1,8

2.0

1,9

9

Юля Н.

1,7

1,5

1,6

10

Гриша К.

1,6

1,5

1,6

11

Марина В.

1,7

1,3

1,5

12

Дима К.

1,8

1,5

1,7

13

Никита Д.

1,8

1,6

1,7

14

Надя С.

1,6

1,2

1,4

15

Вика Е.

1,6

1,3

1,5

16

Маша И.

1,7

1,5

1,6

17

Миша Л.

1,8

1,6

1,7

18

 Ира К.

1,6

1,3

1,5

19

Оля С.

1,8

1,5

1,7

20

Рома М.

1,7

1,2

1,5

Уровень сформированнос -ти

1,7

1,6

1,7


 

 

 

Таблица 8

Состояние предикативного словаря у дошкольников с психической депривацией

 

Испытуемые

Назва-ния  дейст вий

Названия  звуков

Способ  передвижения

Степень сформированности

1

Катя Р.

1,5

1,0

2,0

1,5

2

Алена С.

1,6

1,2

1,0

1,3

3

Вероника Г.

1,3

1,5

1,6

1,5

4

Артем Л.

1,8

1,6

2,0

1,8

5

Ксюша В.

1,5

1,8

1,8

1,7

6

Максим М.

1,5

1,8

1,6

1,6

7

Ярослав С.

1,8

2,0

1,5

1,8

8

Валя Ш.

1,5

1,5

1,8

1,6

9

Юля Н.

1,3

1,3

1,5

1,4

10

Гриша К.

1,5

1,5

1,0

1,3

11

Марина В.

1,3

1,5

1,2

1,3

12

Дима К.

1.8

1,5

1,5

1,6

13

Никита Д.

1,5

1,0

0,8

1,1

14

Надя С.

1,3

1,3

1,5

1,4

15

Вика Е.

1,5

1,3

1,0

1,3

16

Маша И.

1,3

1,0

1,0

1,1

17

Миша Л.

1,8

1,5

1,0

1,4

18

 Ира К.

1,2

1,5

0,8

1,2

19

Оля С.

1,5

1,5

0,8

1,3

20

Рома М.

1,2

1,0

1,0

1,0

Уровень сформирован - ности

1,5

1,4

1,3

1,4

Информация о работе Развитие словаря у детей с психической депривацией