Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:53, дипломная работа
Целью работы является выявление особенностей словаря у детей дошкольного возраста с психической депривацией.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической, логопедической литературы по проблеме исследования.
2. Выбор методики исследования словаря у детей с психической депривацией
3. Сравнительный анализ особенностей развития словаря у дошкольников с психической депривацией и у детей без речевой патологии.
4.Разработка методических рекомендаций по развитию словаря у дошкольников с психической депривацией с учетом выявленных особенностей.
Введение……………………………………………………………………стр.2
Глава 1. К вопросу изучения особенностей словаря у дошкольников с психической депривацией
1.1. Формирование лексики в онтогенезе…………………………….…стр.4
1.2. Понятие психической депривации………………………………….стр.13
1.3. Развитие словаря у детей в условиях психической депривации..стр.20
Глава 2. Цель, задачи, содержание и организация исследования словаря у дошкольников
2.1. Цель, задачи исследования ………………………………………….стр.26
2.2. Методика констатирующего эксперимента ………………………..стр.26
2.3. Организация исследования ………………………………………….стр.29
Глава 3. Особенности словаря у дошкольников с психической депривацией
3.1. Состояние словаря у дошкольников с нормальным речевым развитием………………………………………………………………….стр.30
3.2. Особенности словаря у дошкольников с психической депривацией…………………………………………………………...….стр.41
3.3. Сравнительный анализ особенностей словаря дошкольников с нормальным речевым развитием и у детей с психической депривацией…………………………………………………………….....стр.53
Глава 4. Методические рекомендации по развитию словаря у дошкольников с психической депривацией………………………………………….…….стр.60
Заключение ………………………………………………………...….….стр. 78
Список литературы………………………………………..……………....стр.82
Приложение ………………………………………………………………стр. 87
Таблица 4
Состояние
атрибутивного словаря у
№ |
Испытуемые |
Называ-ние цвета |
Качественные прилагатель -ные |
Относитель -ные прилагатель -ные |
Степень сформирован -ности |
1 |
Вика П. |
1,9 |
2,0 |
1,7 |
1,9 |
2 |
Матвей Н. |
1,9 |
1,5 |
1,3 |
1,6 |
3 |
Аня Ч. |
1,9 |
1,8 |
1,7 |
1,8 |
4 |
Никита Г. |
2,0 |
1,8 |
1,8 |
1,9 |
5 |
Егор З. |
1,8 |
1,7 |
1,2 |
1,5 |
6 |
Витя Б. |
1,6 |
1,7 |
1,3 |
1,5 |
7 |
Оля Л. |
2,0 |
1,8 |
0,8 |
1,5 |
8 |
Люда О. |
2,0 |
1,2 |
1,2 |
1,4 |
9 |
Саша Ж. |
1,8 |
0,8 |
1,0 |
1,2 |
10 |
Слава Н. |
2,0 |
2,0 |
1,2 |
1,7 |
11 |
Алена Г. |
1,8 |
1,3 |
1,3 |
1,5 |
12 |
Даня К. |
1,7 |
1,8 |
1,3 |
1,6 |
13 |
Наташа К. |
2,0 |
1,8 |
1,8 |
1,9 |
14 |
Поля С. |
1,5 |
1,3 |
0.3 |
1,0 |
15 |
Сережа Е. |
1,8 |
1,3 |
0.3 |
1,1 |
16 |
Соня И. |
1,8 |
1,0 |
0.2 |
1,0 |
17 |
Максим И. |
2,0 |
2,0 |
1,5 |
1,8 |
18 |
Артем К. |
1,7 |
1,5 |
0,8 |
1,3 |
19 |
Маша С. |
2,0 |
1,8 |
1,2 |
1,7 |
20 |
Рита Н. |
2,0 |
1,9 |
1,3 |
1,7 |
Уровень сформирован ности |
1,8 |
1,6 |
1,2 |
1,5 |
Таблица 5
Количественные данные о соотношении различных типов ошибок, допущенных детьми контрольной группы при актуализации словаря существительных, глаголов и прилагательных
Словарь |
Задание |
Тип ошибки |
Коли-чество |
номинативный словарь |
Конкретные существительные |
замены слов семантически близкими словами или сходными внешне |
63 |
называния части предмета |
5 | ||
использование словосочетаний |
17 | ||
смешение слов, обозначающих часть и целое |
4 | ||
замены денотата более обобщённым понятием |
24 | ||
Обобщающие понятия |
замены денотата более обобщённым понятием |
11 | |
«модельная конкретизация» |
5 | ||
замена обобщающего слова конкретным понятием |
6 | ||
смешение обобщающих понятий |
8 | ||
замены слов словосочетаниями |
9 | ||
Общее количество ошибок |
152 | ||
предикативный словарь |
Называние действий |
замены слов семантически близкими глаголами |
37 |
Глаголы, обозначающие крики животных |
использование просторечий |
31 | |
замены звукоподражаниями |
11 | ||
Глаголы, обозначающие способы передвижения |
замены глаголов словосочетаниями |
7 | |
замены глаголов словами более общего значения |
9 | ||
замены глаголов семантически близкими глаголами |
20 | ||
нет ответа |
4 | ||
Общее количество ошибок |
119 | ||
атрибутивный словарь |
Прилагательные, обозначающие цвет и оттенки |
замены семантически близкими прилагательными, обозначающими цвет |
23 |
недифференцированные замены, семантически далекими словами |
4 | ||
Качественные прилагательные |
замены семантически близкими прилагательными, обозначающими величину |
29 | |
отрицание антонимичных понятий |
12 | ||
недифференцированные замены |
5 | ||
Относительные прилагательные |
лексические замены |
40 | |
словообразовательные замены (неологизмы) |
5 | ||
указание на материал; |
7 | ||
нет ответа |
21 | ||
Общее количество ошибок |
146 |
Таблица 6
Состояние
активного словаря у
№ |
Имя ребенка |
Методика /балл |
Степень сформированности функции | |||
1 |
2 |
3 | ||||
1.1 |
1.2 | |||||
1 |
Катя Р. |
1,7 |
1,5 |
1,5 |
1,7 |
(1,6+1,5+1,7)/3=1,6 |
2 |
Алена С. |
1,6 |
1,6 |
1,3 |
1,3 |
(1,6+1,3+1,3)/3=1,4 |
3 |
Вероника Г. |
1,8 |
2,0 |
1,5 |
1,7 |
(1,9+1,5+1,7)/3=1,7 |
4 |
Артем Л. |
1,9 |
1,8 |
1,8 |
1,7 |
1,8 |
5 |
Ксюша В. |
1,7 |
1,8 |
1,7 |
1,8 |
1,8 |
6 |
Максим М. |
1,8 |
2,0 |
1,6 |
1,4 |
1,6 |
7 |
Ярослав С. |
1,8 |
1,6 |
1,8 |
1,9 |
1,8 |
8 |
Валя Ш. |
1,8 |
2,0 |
1,6 |
1,6 |
1,7 |
9 |
Юля Н. |
1,7 |
1,5 |
1,4 |
1,2 |
1,4 |
10 |
Гриша К. |
1,6 |
1,5 |
1,3 |
1,7 |
1,5 |
11 |
Марина В. |
1,7 |
1,3 |
1,3 |
1,4 |
1,4 |
12 |
Дима К. |
1,8 |
1,5 |
1,6 |
1,5 |
1,6 |
13 |
Никита Д. |
1,8 |
1,6 |
1,1 |
1,9 |
1,6 |
14 |
Надя С. |
1,6 |
1,2 |
1,4 |
0,9 |
1,2 |
15 |
Вика Е. |
1,6 |
1,3 |
1,3 |
1,1 |
1,3 |
16 |
Маша И. |
1,7 |
1,5 |
1,1 |
1,0 |
1,2 |
17 |
Миша Л. |
1,8 |
1,6 |
1,4 |
1,6 |
1,6 |
18 |
Ира К. |
1,6 |
1,3 |
1,2 |
1,3 |
1,3 |
19 |
Оля С. |
1,8 |
1,5 |
1,3 |
1,4 |
1,4 |
20 |
Рома М. |
1,7 |
1,2 |
1,0 |
1,7 |
1,4 |
Уровень сформиро-ванности функции |
1,7 |
1,6 |
1,4 |
1,3 |
30,3/20=1, 5 (1,7+1,4+1,3)/3=1,5 | |
1,7 |
Примечание: Методики: 1- Номинативный словарь: 1.1.Конкретные
существительные; 1.2. Обобщающие существительные. 2.
Таблица 7
Состояние
номинативного словаря у
№ |
Испытуемые |
Конкретные существительные |
Обобщающие существительные |
Степень сформирован -ности |
1 |
Катя Р. |
1,7 |
1,5 |
1,6 |
2 |
Алена С. |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
3 |
Вероника Г. |
1,8 |
2,0 |
1,9 |
4 |
Артем Л. |
1,9 |
1,8 |
1,9 |
5 |
Ксюша В. |
1,7 |
1,8 |
1,8 |
6 |
Максим М. |
1,8 |
2,0 |
1,9 |
7 |
Ярослав С. |
1,8 |
1,6 |
1,7 |
8 |
Валя Ш. |
1,8 |
2.0 |
1,9 |
9 |
Юля Н. |
1,7 |
1,5 |
1,6 |
10 |
Гриша К. |
1,6 |
1,5 |
1,6 |
11 |
Марина В. |
1,7 |
1,3 |
1,5 |
12 |
Дима К. |
1,8 |
1,5 |
1,7 |
13 |
Никита Д. |
1,8 |
1,6 |
1,7 |
14 |
Надя С. |
1,6 |
1,2 |
1,4 |
15 |
Вика Е. |
1,6 |
1,3 |
1,5 |
16 |
Маша И. |
1,7 |
1,5 |
1,6 |
17 |
Миша Л. |
1,8 |
1,6 |
1,7 |
18 |
Ира К. |
1,6 |
1,3 |
1,5 |
19 |
Оля С. |
1,8 |
1,5 |
1,7 |
20 |
Рома М. |
1,7 |
1,2 |
1,5 |
Уровень сформированнос -ти |
1,7 |
1,6 |
1,7 |
Таблица 8
Состояние предикативного словаря у дошкольников с психической депривацией
№ |
Испытуемые |
Назва-ния дейст вий |
Названия звуков |
Способ передвижения |
Степень сформированности |
1 |
Катя Р. |
1,5 |
1,0 |
2,0 |
1,5 |
2 |
Алена С. |
1,6 |
1,2 |
1,0 |
1,3 |
3 |
Вероника Г. |
1,3 |
1,5 |
1,6 |
1,5 |
4 |
Артем Л. |
1,8 |
1,6 |
2,0 |
1,8 |
5 |
Ксюша В. |
1,5 |
1,8 |
1,8 |
1,7 |
6 |
Максим М. |
1,5 |
1,8 |
1,6 |
1,6 |
7 |
Ярослав С. |
1,8 |
2,0 |
1,5 |
1,8 |
8 |
Валя Ш. |
1,5 |
1,5 |
1,8 |
1,6 |
9 |
Юля Н. |
1,3 |
1,3 |
1,5 |
1,4 |
10 |
Гриша К. |
1,5 |
1,5 |
1,0 |
1,3 |
11 |
Марина В. |
1,3 |
1,5 |
1,2 |
1,3 |
12 |
Дима К. |
1.8 |
1,5 |
1,5 |
1,6 |
13 |
Никита Д. |
1,5 |
1,0 |
0,8 |
1,1 |
14 |
Надя С. |
1,3 |
1,3 |
1,5 |
1,4 |
15 |
Вика Е. |
1,5 |
1,3 |
1,0 |
1,3 |
16 |
Маша И. |
1,3 |
1,0 |
1,0 |
1,1 |
17 |
Миша Л. |
1,8 |
1,5 |
1,0 |
1,4 |
18 |
Ира К. |
1,2 |
1,5 |
0,8 |
1,2 |
19 |
Оля С. |
1,5 |
1,5 |
0,8 |
1,3 |
20 |
Рома М. |
1,2 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Уровень сформирован - ности |
1,5 |
1,4 |
1,3 |
1,4 |
Информация о работе Развитие словаря у детей с психической депривацией