Развитие словаря у детей с психической депривацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является выявление особенностей словаря у детей дошкольного возраста с психической депривацией.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической, логопедической литературы по проблеме исследования.
2. Выбор методики исследования словаря у детей с психической депривацией
3. Сравнительный анализ особенностей развития словаря у дошкольников с психической депривацией и у детей без речевой патологии.
4.Разработка методических рекомендаций по развитию словаря у дошкольников с психической депривацией с учетом выявленных особенностей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………стр.2
Глава 1. К вопросу изучения особенностей словаря у дошкольников с психической депривацией
1.1. Формирование лексики в онтогенезе…………………………….…стр.4
1.2. Понятие психической депривации………………………………….стр.13
1.3. Развитие словаря у детей в условиях психической депривации..стр.20
Глава 2. Цель, задачи, содержание и организация исследования словаря у дошкольников
2.1. Цель, задачи исследования ………………………………………….стр.26
2.2. Методика констатирующего эксперимента ………………………..стр.26
2.3. Организация исследования ………………………………………….стр.29
Глава 3. Особенности словаря у дошкольников с психической депривацией
3.1. Состояние словаря у дошкольников с нормальным речевым развитием………………………………………………………………….стр.30
3.2. Особенности словаря у дошкольников с психической депривацией…………………………………………………………...….стр.41
3.3. Сравнительный анализ особенностей словаря дошкольников с нормальным речевым развитием и у детей с психической депривацией…………………………………………………………….....стр.53
Глава 4. Методические рекомендации по развитию словаря у дошкольников с психической депривацией………………………………………….…….стр.60
Заключение ………………………………………………………...….….стр. 78
Список литературы………………………………………..……………....стр.82
Приложение ………………………………………………………………стр. 87

Файлы: 1 файл

Татьяна.docx

— 223.54 Кб (Скачать)

По результатам  выполнения всех заданий определялись степени сформированности словаря детей.

         В исследовании участвовали дети  6-7 лет с нормальным речевым развитием и дети с психической депривацией.

       Исследование словаря у детей с психической депривацией проводилось на базе  ДОУ № 31  Московского района города Санкт-Петербурга, находящегося по адресу: пр. Космонавтов д.18/3.  Заведующая  - В.Г. Григорьева, логопед -  Ю.Ю. Бровцына.

     Всего в эксперименте участвовало 40 детей, из них – 20 с нормальным речевым развитием, 20 – с психической депривацией.

        В ходе исследования активного словаря было выявлено, что у небольшого числа детей контрольной группы выполнение некоторых заданий вызывает затруднения. Самые большие затруднения дети испытывали при подборе обобщений, качественных и относительных прилагательных. отдельные трудности возникли при назывании глаголов. У детей экспериментальной группы возникали более значительные трудности при выполнении всех заданий. Наибольшие затруднения вызвало называние малознакомых предметов, называние признаков, действий. Еще больше трудностей возникало при назывании обобщающих понятий, действий по профессиям. Меньше всего ошибок и трудностей было при назывании цветов и оттенков. Наибольшие трудности вызвало задание на образование относительных прилагательных.

        Анализ результатов проведенного исследования позволяет делать следующие выводы:

1.У детей с психической депривацией имеются значительные индивидуальные отличия по степени усвоения словаря: от высокий степени до средней, что говорит о  неравномерности формирования словаря.

2.Номинативный словарь детей в условиях депривационного развития сформирован на более высоком уровне по сравнению с предикативным и атрибутивным словарями.

3. Количественные показатели обследования атрибутивного словаря существенно ниже от показателей номинативного и предикативного, что находит отражение в трудностях использования относительных и качественных прилагательных  

4.Крайне  недостаточный уровень развития качественных и относительных прилагательных онтогенетически обусловлен, поскольку  эти  слова поздно появляются в речи ребенка, они сложны по грамматическому оформлению.

5.Преобладающим  типом    ошибок при актуализации слов  была замена слов на основе смысловой близости, что  свидетельствуют  об активном процессе становления и развития лексической системы языка у детей  экспериментальной группы

6. Выражены особенности в протекании высших психических функций у детей с психической  депривацией  из экспериментальной группы.

          Комплексное исследование словаря у детей с использованием различных видов заданий дало нам возможность установить, в каких заданиях у каждого ребенка отмечаются наибольшие затруднения и на какие виды упражнений можно опираться в процессе коррекционного обучения.

      Учитывая  принципы (см. стр.61) и особенности развития активного словаря у дошкольников с психической депривацией были определены следующие  направления коррекционного воздействия:

  • Развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления).
  • Формирование атрибутивного словаря.
  • Развитие предикативного словаря.
  • Уточнение номинативного словаря.

          В основу методических рекомендаций по формированию словаря детей с психической депривацией положены работы  авторов:  Л.В. Бохановой[5], Г.А Волковой, М.А. Ярмакович [7], И.А. Залысиной, Е.О. Смирновой [14], М.А. Илюк [17,18,19], И.А. Коробейниковой, В.М. Слуцкого[21], Л.В. Лопатиной, Е.В. Бордовской[30], С.А. Мироновой[36], А.М. Пригожан, Н.Н. Толстых[40,41,42].

      Применение предложенных игровых приёмов работы позволит детям охотно включиться в работу, значительно повысит интерес к логопедическим занятиям. Всё это положительно повлияет на процесс развития активного словаря в условиях психической депривации.

Теоретическое значение работы:  изложены теоретические данные о проблеме  развития словаря у детей дошкольного возраста с психической депривацией, данные о формировании словаря в онтогенезе. Описаны разновидности депривации и психическая депривациия,  ее влияние на речевое развитие детей дошкольного возраста. 

Данная работа поможет специалистам осознанно  выбирать методики для обучения детей  с психической депривацией и дополнять их необходимым материалом из работ других авторов.

Практическое  значение работы: представленная система игровых заданий может использоваться логопедами дошкольных образовательных учреждений в процессе коррекционно-логопедической работы на фронтальных и индивидуальных занятиях.

 

Список  литературы:

  1. Айзенберг Б.И. Некоторые социологические и медико – педагогические проблемы развития детей – сирот раннего возраста // Дефектология. 1994.№1.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.Ш.  Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. М., 2000.- 400с.
  3. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. – М., 1948.
  4. Боулби Дж. Привязанность. – М.,2003.
  5. Боханова Л.В. О развитии  речи у старших дошкольников детского дома //Дефектология.1992.№2-3.
  6. Брускова Е.С. Семья без родителей: Социально-педагогическая система Германа Гмайнера.-М.,2003.
  7. Волкова  Г.А., Ярмакович М.А. Принципы и содержание логопедической работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи в условиях дошкольного детского дома//Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых\Под ред.Г.А.Волковой -Л.,1987.-с.-11
  8. Выготский Л. С. Развитие устной речи //Детская речь. М. Просвещение,  1996. Ч. 1. – 51с.
  9. Выготский Л.С. Мышление и речь: Психологические исследования. – М.: Лабиринт, 1966.
  10. Гвоздев А.Н. Вопросы  изучения детской речи. — М., Детство-пресс, 2007.
  11. Дворянцева Н.М. О состоянии здоровья детей-воспитанников семейных детских домов//Актуальные проблемы современного детства. - М.,1992.
  12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.-М.,1981.
  13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичива Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990. – 239с.
  14. Залысина И.А., Смирнова Е.О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи//Вопросы психологии.1985.№4.
  15. Землянухина Г.М., Лисина М.И. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте//Возрастные особенности психического развития детей.- М.,1982.
  16. Зикеев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ.-М.: Академия,2002.
  17. Илюк М.А. К проблеме воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями в дошкольном детском доме// Психолого – педагогические основы коррекционной работы с аномальными детьми. – Л.,1990. С.153-155.
  18. Илюк М.А. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста в период адаптации к условиям жизни детского дома// Современные исследования по проблемам учебной и трудовой деятельности аномальных детей. - М.,1990.
  19. Илюк М.А. Методика логопедической  работы с детьми дошкольного возраста в детском доме//Нарушения речи, методы изучения и коррекция. – СПб.,1993.
  20. Кольцова М.М.  Ребенок учиться говорить.  – М.: Сов. Россия 1979 .
  21. Коробейников И.А. Слуцкий В.М. О некоторых особенностях формирования интеллекта в условиях психической депривации// Дефектология.
  22. Лаврентьева А.И. Этапы становления лексико-семантической системы в онтогенезе  Усвоение ребенком родного (русского) языка. – СПб., 1995.
  23. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики  и  грамматического строя у  дошкольников  с  общим  недоразвитием  речи. -  СПб.: Изд – во  «Союз»,  2001 –224с.
  24. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб.,1999.
  25. ЛангеймерИ., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте.- Прага,1984.
  26. Ланина Т.Н. Механизмы формирования лексико-семантической сферы языка в детском возрасте// Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. - М.: «Прометей» МПГУ.-с.341-346.
  27. Леонтьев А. А. Исследование детской речи.// Основы теории речевой деятельности.– М.:Наука,1974 – с.310-317.
  28. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности.– М.:Наука,1965.-245с.
  29. Лиханов А.А. Дети без родителей. - М.,1987.
  30. Лопатина Л.В., Бордовская Е.В. Особенности формирования лексики детей в условиях психической депривации// Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. - М.: «Прометей» МПГУ.-с.432-436.
  31. Лурия А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов // Психологические исследования в СССР. Т.1,- М., 1969.
  32. Лурия А.Р. Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М., 1959.
  33. Лурия А.Р. Язык и сознание. – М.: Из-во  МГУ, 1979.-81с.
  34. Лурия А.Р. Речь и мышление. - М.,1975.
  35. Маркова А.К. Периодизация речевого развития.// Вопросы психологии,1973, №6.
  36. Миронова С.А. О работе учителя-логопеда в дошкольном детском доме//Дефектология.1986.№4.
  37. Муминова Л.Р. Особенности речевого развития детей в условиях социальной депривации// Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. - М.: «Прометей» МПГУ.-с.436-437.
  38. Мухина В.С. Психологическая помощ детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа// Вопросы психологии. 1989.№1.
  39. НегневицкаяЕ.Н., Шахнарович А.М. Язык и дети. М.,1981.
  40. Пригожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства.- СПб.,2005.
  41. Пригожан А.М., Толстых Н.Н.Дети без семьи. Детский дом: заботы и тревоги общества. - М.,1990.
  42. Пригожан А.М., Толстых Н.Н.Изучение готовности к школьному обучению у детей, воспитывающихся вне семьи// Психолого – педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовка молодежи к семейной жизни. - М.,1980.
  43. Сагдуллаев А.А. Некоторые социологические характеристики детей-сирот//Дефектология.1989.№6.
  44. Самойлова Л. Государственные дети//Новый мир.1993.№5.
  45. Струнина Е. М.  Работа над смысловой стороной слова. // Развитие речи  детей дошкольного возраста. - М., 1984.-С. 101-104.
  46. Ткаченко Т.А. Лексико-грамматические представления: формирование и развитие. Методическое руководство для проведения упражнений.-М.: Книголюб,2007,56с.
  47. Ушакова О.С. Развития речи дошкольников. – М.: 2001.
  48. Ушакова О.С.,Уфимцева Н.В. Детская речь: психолингвистические исследования. - М.,1987.
  49. Федоренко И.П. Закономерности усвоения ранней речи. М., 1984.,с.159.
  50. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие.-М.: Из-во Института Психотерапии, 2002.-24с.
  51. Фрухт Э.Л. Некоторая специфика развития детей в условиях дома ребенка// Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. - М.,1989.
  52. Халилова Л.Б. Семантические нарушения и пути их преодоления у детей с расстройствами речи.// Психолингвистика и современная логопедия./ Под. ред. Л.Б.Халиловой.- М.: Экономика,1997.-с.227-239.
  53. Цейтлин С.Н.Речевые ошибки и их предупреждение: Учеб. Пособие-2-ое изд., испр.-СПб.: МиМ,1997,188с.
  54. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи – М., 2000.
  55. Шахнарович А.М., Лебединский В.В. К проблеме развития речи в онтогенезе // Проблемы психолингвистики. - М., 1975.,с.112-124.
  56. Шаховская С.Н., Кочергина B.C. Развитие речи детей в процессе онтогенеза. - М., 1969 .
  57. Шипицина Л.М., Казакова Е.И. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей – сирот: социально – эмоциональные проблемы. – СПб.,2000.
  58. Шипицина Л.М. Психология детей – сирот: Учебное пособие.-СПб.: Из-во С.-Петерб. Ун-та, 2005. – 628с.
  59. Шипицина Л.М., Иванов Е.С.. Виноградова А.Д., Коновалоыва Н.Л.. Крючкова Л.Л. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации/ Под общей редакцией Л.М. Шипицыной.-СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1997.-160с.
  60. Эльконин Д.Б. Развитие речи  в дошкольном возрасте. – М., 1958.
  61. Иншакова О.В. Альбом для логопеда. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Таблица 1

 

Состояние активного словаря у дошкольников с нормальным речевым развитием

 

Имя

ребенка

Методика /балл

Степень сформированности функции

1

2

3

1.1

1.2

1

Вика П.

2,0

2,0

1,9

1,9

(2+1,9+1,9)/3=1,9

2

Матвей Н.

1,7

1,5

1,7

1,6

(1,6+1,7+1,6)/3=1,6

3

Аня Ч.

2,0

1,7

1,9

1,8

(1,9+1,9+1,8)/3=1,9

4

Никита Г.

1,9

1,8

1,9

1,9

1,9

5

Егор З.

2,0

1,8

1,9

1,5

1,8

6

Витя Б.

1,8

1,5

1,5

1,5

1,6

7

Оля Л.

1,8

1,8

1,6

1,5

1,7

8

Люда О.

1,8

1,2

1,3

1,2

1,4

9

Саша Ж.

1,9

1,5

1,1

1,2

1,4

10

Слава Н.

1,9

1,8

1,8

1,7

1,8

11

Алена Г.

2,0

1,3

1,5

1,5

1,6

12

Даня К.

2,0

1,8

1,7

1,6

1,8

13

Наташа К.

2,0

1,8

1,9

1,8

1,9

14

Поля С.

1,8

1,5

1,4

1,0

1,4

15

Сережа Е.

1,9

1,6

1,6

1,1

1,4

16

Соня И.

1,8

1,7

1,5

1,0

1,5

17

Максим И.

2,0

2,0

1,9

1,8

1,9

18

Артем К.

1,8

1,3

1,3

1,3

1,4

19

Маша С.

1,9

1,8

1,8

1,7

                   1,8

20

Рита Н.

2,0

1,7

1,8

1,7

1,8

Уровень сформиро-ванности функции

1,9

1,7

1,7

1,5

33,5/20=1, 7

(1,8+1,7+1,5)/3=1,7

1,8


 

 

Примечание:  Методики: 1- Номинативный словарь: 1.1.Конкретные существительные; 1.2. Обобщающие существительные. 2.- Предикативный словарь   3.-Атрибутивный словарь

 

Таблица 2

Состояние номинативного словаря у дошкольников с нормальным речевым   развитием

 

Испытуемые

Конкретные  существительные

Обобщающие  существительные

Степень сформирован-ности

1

Вика П.

2,0

2,0

2,0

2

Матвей Н.

1,7

1,5

1,6

3

Аня Ч.

2,0

1,7

1,9

4

Никита Г.

1,9

1,8

1,9

5

Егор З.

2,0

1,8

1,9

6

Витя Б.

1,8

1,5

1,7

7

Оля Л.

1,8

1,8

1,8

8

Люда О.

1,8

1,2

1,5

9

Саша Ж.

1,9

1,5

1,7

10

Слава Н.

1,9

1,8

1,9

11

Алена Г.

2,0

1,3

1,7

12

Даня К.

2,0

1,8

1,9

13

Наташа К.

2,0

1,8

1,9

14

Поля С.

1,8

1,5

1,7

15

Сережа Е.

1,9

1,6

1,8

16

Соня И.

1,8

1,7

1,8

17

Максим И.

2,0

2,0

2,0

18

Артем К.

1,8

1,3

1,6

19

Маша С.

1,9

1,8

1,9

20

Рита Н.

1.7

2,0

1,9

Уровень сформирован ности

1,9

1,7

1,8


 

                                                                                                                           Таблица 3

Состояние предикативного словаря у дошкольников с нормальным речевым   развитием

 

Испытуемые

Назва- ния дейст -вий

Названия  звуков

Способ  передвижения

Степень сформированности

1

Вика П.

2,0

1,8

2,0

1,9

2

Матвей Н.

1,5

1,7

1,8

1,7

3

Аня Ч.

1,9

2,0

1,7

1,9

4

Никита Г.

1,8

1,9

2,0

1,9

5

Егор З.

1,8

2,0

2,0

1,9

6

Витя Б.

1,5

1,7

1,2

1,5

7

Оля Л.

1,7

1,5

1,7

1,6

8

Люда О.

1,7

1,7

0,4

1,3

9

Саша Ж.

1,2

1,3

0,8

1,1

10

Слава Н.

1,8

1,8

1,8

1,8

11

Алена Г.

1,7

1,7

1,2

1,5

12

Даня К.

1,7

1,7

1,8

1,7

13

Наташа К.

1,8

2,0

2,0

1,9

14

Поля С.

1,5

1,3

1,5

1,4

15

Сережа Е.

1,5

1,5

1,7

1,6

16

Соня И.

1,5

1,5

1,5

1,5

17

Максим И.

2,0

1,8

2,0

1,9

18

Артем К.

1,5

1,8

0,7

1,3

19

Маша С.

1,8

1,8

1,8

1,8

20

Рита Н.

1,9

1,7

2,0

1,8

Уровень сформирован - ности

1,7

1,7

1,6

1,7

Информация о работе Развитие словаря у детей с психической депривацией