Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:53, дипломная работа
Целью работы является выявление особенностей словаря у детей дошкольного возраста с психической депривацией.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической, логопедической литературы по проблеме исследования.
2. Выбор методики исследования словаря у детей с психической депривацией
3. Сравнительный анализ особенностей развития словаря у дошкольников с психической депривацией и у детей без речевой патологии.
4.Разработка методических рекомендаций по развитию словаря у дошкольников с психической депривацией с учетом выявленных особенностей.
Введение……………………………………………………………………стр.2
Глава 1. К вопросу изучения особенностей словаря у дошкольников с психической депривацией
1.1. Формирование лексики в онтогенезе…………………………….…стр.4
1.2. Понятие психической депривации………………………………….стр.13
1.3. Развитие словаря у детей в условиях психической депривации..стр.20
Глава 2. Цель, задачи, содержание и организация исследования словаря у дошкольников
2.1. Цель, задачи исследования ………………………………………….стр.26
2.2. Методика констатирующего эксперимента ………………………..стр.26
2.3. Организация исследования ………………………………………….стр.29
Глава 3. Особенности словаря у дошкольников с психической депривацией
3.1. Состояние словаря у дошкольников с нормальным речевым развитием………………………………………………………………….стр.30
3.2. Особенности словаря у дошкольников с психической депривацией…………………………………………………………...….стр.41
3.3. Сравнительный анализ особенностей словаря дошкольников с нормальным речевым развитием и у детей с психической депривацией…………………………………………………………….....стр.53
Глава 4. Методические рекомендации по развитию словаря у дошкольников с психической депривацией………………………………………….…….стр.60
Заключение ………………………………………………………...….….стр. 78
Список литературы………………………………………..……………....стр.82
Приложение ………………………………………………………………стр. 87
По результатам выполнения всех заданий определялись степени сформированности словаря детей.
В исследовании участвовали дети 6-7 лет с нормальным речевым развитием и дети с психической депривацией.
Исследование словаря у детей с психической депривацией проводилось на базе ДОУ № 31 Московского района города Санкт-Петербурга, находящегося по адресу: пр. Космонавтов д.18/3. Заведующая - В.Г. Григорьева, логопед - Ю.Ю. Бровцына.
Всего в эксперименте участвовало 40 детей, из них – 20 с нормальным речевым развитием, 20 – с психической депривацией.
В ходе исследования активного словаря было выявлено, что у небольшого числа детей контрольной группы выполнение некоторых заданий вызывает затруднения. Самые большие затруднения дети испытывали при подборе обобщений, качественных и относительных прилагательных. отдельные трудности возникли при назывании глаголов. У детей экспериментальной группы возникали более значительные трудности при выполнении всех заданий. Наибольшие затруднения вызвало называние малознакомых предметов, называние признаков, действий. Еще больше трудностей возникало при назывании обобщающих понятий, действий по профессиям. Меньше всего ошибок и трудностей было при назывании цветов и оттенков. Наибольшие трудности вызвало задание на образование относительных прилагательных.
Анализ результатов проведенного исследования позволяет делать следующие выводы:
1.У детей с психической депривацией имеются значительные индивидуальные отличия по степени усвоения словаря: от высокий степени до средней, что говорит о неравномерности формирования словаря.
2.Номинативный словарь детей в условиях депривационного развития сформирован на более высоком уровне по сравнению с предикативным и атрибутивным словарями.
3. Количественные показатели обследования атрибутивного словаря существенно ниже от показателей номинативного и предикативного, что находит отражение в трудностях использования относительных и качественных прилагательных
4.Крайне недостаточный уровень развития качественных и относительных прилагательных онтогенетически обусловлен, поскольку эти слова поздно появляются в речи ребенка, они сложны по грамматическому оформлению.
5.Преобладающим типом ошибок при актуализации слов была замена слов на основе смысловой близости, что свидетельствуют об активном процессе становления и развития лексической системы языка у детей экспериментальной группы
6. Выражены особенности в протекании высших психических функций у детей с психической депривацией из экспериментальной группы.
Комплексное исследование словаря у детей с использованием различных видов заданий дало нам возможность установить, в каких заданиях у каждого ребенка отмечаются наибольшие затруднения и на какие виды упражнений можно опираться в процессе коррекционного обучения.
Учитывая принципы (см. стр.61) и особенности развития активного словаря у дошкольников с психической депривацией были определены следующие направления коррекционного воздействия:
В основу методических рекомендаций по формированию словаря детей с психической депривацией положены работы авторов: Л.В. Бохановой[5], Г.А Волковой, М.А. Ярмакович [7], И.А. Залысиной, Е.О. Смирновой [14], М.А. Илюк [17,18,19], И.А. Коробейниковой, В.М. Слуцкого[21], Л.В. Лопатиной, Е.В. Бордовской[30], С.А. Мироновой[36], А.М. Пригожан, Н.Н. Толстых[40,41,42].
Применение предложенных игровых приёмов работы позволит детям охотно включиться в работу, значительно повысит интерес к логопедическим занятиям. Всё это положительно повлияет на процесс развития активного словаря в условиях психической депривации.
Теоретическое значение работы: изложены теоретические данные о проблеме развития словаря у детей дошкольного возраста с психической депривацией, данные о формировании словаря в онтогенезе. Описаны разновидности депривации и психическая депривациия, ее влияние на речевое развитие детей дошкольного возраста.
Данная работа поможет специалистам осознанно выбирать методики для обучения детей с психической депривацией и дополнять их необходимым материалом из работ других авторов.
Практическое значение работы: представленная система игровых заданий может использоваться логопедами дошкольных образовательных учреждений в процессе коррекционно-логопедической работы на фронтальных и индивидуальных занятиях.
Список литературы:
Приложение
Таблица 1
Состояние
активного словаря у
№ |
Имя ребенка |
Методика /балл |
Степень сформированности функции | |||
1 |
2 |
3 | ||||
1.1 |
1.2 | |||||
1 |
Вика П. |
2,0 |
2,0 |
1,9 |
1,9 |
(2+1,9+1,9)/3=1,9 |
2 |
Матвей Н. |
1,7 |
1,5 |
1,7 |
1,6 |
(1,6+1,7+1,6)/3=1,6 |
3 |
Аня Ч. |
2,0 |
1,7 |
1,9 |
1,8 |
(1,9+1,9+1,8)/3=1,9 |
4 |
Никита Г. |
1,9 |
1,8 |
1,9 |
1,9 |
1,9 |
5 |
Егор З. |
2,0 |
1,8 |
1,9 |
1,5 |
1,8 |
6 |
Витя Б. |
1,8 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,6 |
7 |
Оля Л. |
1,8 |
1,8 |
1,6 |
1,5 |
1,7 |
8 |
Люда О. |
1,8 |
1,2 |
1,3 |
1,2 |
1,4 |
9 |
Саша Ж. |
1,9 |
1,5 |
1,1 |
1,2 |
1,4 |
10 |
Слава Н. |
1,9 |
1,8 |
1,8 |
1,7 |
1,8 |
11 |
Алена Г. |
2,0 |
1,3 |
1,5 |
1,5 |
1,6 |
12 |
Даня К. |
2,0 |
1,8 |
1,7 |
1,6 |
1,8 |
13 |
Наташа К. |
2,0 |
1,8 |
1,9 |
1,8 |
1,9 |
14 |
Поля С. |
1,8 |
1,5 |
1,4 |
1,0 |
1,4 |
15 |
Сережа Е. |
1,9 |
1,6 |
1,6 |
1,1 |
1,4 |
16 |
Соня И. |
1,8 |
1,7 |
1,5 |
1,0 |
1,5 |
17 |
Максим И. |
2,0 |
2,0 |
1,9 |
1,8 |
1,9 |
18 |
Артем К. |
1,8 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
1,4 |
19 |
Маша С. |
1,9 |
1,8 |
1,8 |
1,7 |
1,8 |
20 |
Рита Н. |
2,0 |
1,7 |
1,8 |
1,7 |
1,8 |
Уровень сформиро-ванности функции |
1,9 |
1,7 |
1,7 |
1,5 |
33,5/20=1, 7 (1,8+1,7+1,5)/3=1,7 | |
1,8 |
Примечание: Методики: 1- Номинативный словарь: 1.1.Конкретные существительные; 1.2. Обобщающие существительные. 2.- Предикативный словарь 3.-Атрибутивный словарь
Таблица 2
Состояние номинативного словаря у дошкольников с нормальным речевым развитием
№ |
Испытуемые |
Конкретные существительные |
Обобщающие существительные |
Степень сформирован-ности |
1 |
Вика П. |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2 |
Матвей Н. |
1,7 |
1,5 |
1,6 |
3 |
Аня Ч. |
2,0 |
1,7 |
1,9 |
4 |
Никита Г. |
1,9 |
1,8 |
1,9 |
5 |
Егор З. |
2,0 |
1,8 |
1,9 |
6 |
Витя Б. |
1,8 |
1,5 |
1,7 |
7 |
Оля Л. |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
8 |
Люда О. |
1,8 |
1,2 |
1,5 |
9 |
Саша Ж. |
1,9 |
1,5 |
1,7 |
10 |
Слава Н. |
1,9 |
1,8 |
1,9 |
11 |
Алена Г. |
2,0 |
1,3 |
1,7 |
12 |
Даня К. |
2,0 |
1,8 |
1,9 |
13 |
Наташа К. |
2,0 |
1,8 |
1,9 |
14 |
Поля С. |
1,8 |
1,5 |
1,7 |
15 |
Сережа Е. |
1,9 |
1,6 |
1,8 |
16 |
Соня И. |
1,8 |
1,7 |
1,8 |
17 |
Максим И. |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
18 |
Артем К. |
1,8 |
1,3 |
1,6 |
19 |
Маша С. |
1,9 |
1,8 |
1,9 |
20 |
Рита Н. |
1.7 |
2,0 |
1,9 |
Уровень сформирован ности |
1,9 |
1,7 |
1,8 |
Состояние предикативного словаря у дошкольников с нормальным речевым развитием
№ |
Испытуемые |
Назва- ния дейст -вий |
Названия звуков |
Способ передвижения |
Степень сформированности |
1 |
Вика П. |
2,0 |
1,8 |
2,0 |
1,9 |
2 |
Матвей Н. |
1,5 |
1,7 |
1,8 |
1,7 |
3 |
Аня Ч. |
1,9 |
2,0 |
1,7 |
1,9 |
4 |
Никита Г. |
1,8 |
1,9 |
2,0 |
1,9 |
5 |
Егор З. |
1,8 |
2,0 |
2,0 |
1,9 |
6 |
Витя Б. |
1,5 |
1,7 |
1,2 |
1,5 |
7 |
Оля Л. |
1,7 |
1,5 |
1,7 |
1,6 |
8 |
Люда О. |
1,7 |
1,7 |
0,4 |
1,3 |
9 |
Саша Ж. |
1,2 |
1,3 |
0,8 |
1,1 |
10 |
Слава Н. |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
11 |
Алена Г. |
1,7 |
1,7 |
1,2 |
1,5 |
12 |
Даня К. |
1,7 |
1,7 |
1,8 |
1,7 |
13 |
Наташа К. |
1,8 |
2,0 |
2,0 |
1,9 |
14 |
Поля С. |
1,5 |
1,3 |
1,5 |
1,4 |
15 |
Сережа Е. |
1,5 |
1,5 |
1,7 |
1,6 |
16 |
Соня И. |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
17 |
Максим И. |
2,0 |
1,8 |
2,0 |
1,9 |
18 |
Артем К. |
1,5 |
1,8 |
0,7 |
1,3 |
19 |
Маша С. |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
20 |
Рита Н. |
1,9 |
1,7 |
2,0 |
1,8 |
Уровень сформирован - ности |
1,7 |
1,7 |
1,6 |
1,7 |
Информация о работе Развитие словаря у детей с психической депривацией