Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:53, дипломная работа
Целью работы является выявление особенностей словаря у детей дошкольного возраста с психической депривацией.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической, логопедической литературы по проблеме исследования.
2. Выбор методики исследования словаря у детей с психической депривацией
3. Сравнительный анализ особенностей развития словаря у дошкольников с психической депривацией и у детей без речевой патологии.
4.Разработка методических рекомендаций по развитию словаря у дошкольников с психической депривацией с учетом выявленных особенностей.
Введение……………………………………………………………………стр.2
Глава 1. К вопросу изучения особенностей словаря у дошкольников с психической депривацией
1.1. Формирование лексики в онтогенезе…………………………….…стр.4
1.2. Понятие психической депривации………………………………….стр.13
1.3. Развитие словаря у детей в условиях психической депривации..стр.20
Глава 2. Цель, задачи, содержание и организация исследования словаря у дошкольников
2.1. Цель, задачи исследования ………………………………………….стр.26
2.2. Методика констатирующего эксперимента ………………………..стр.26
2.3. Организация исследования ………………………………………….стр.29
Глава 3. Особенности словаря у дошкольников с психической депривацией
3.1. Состояние словаря у дошкольников с нормальным речевым развитием………………………………………………………………….стр.30
3.2. Особенности словаря у дошкольников с психической депривацией…………………………………………………………...….стр.41
3.3. Сравнительный анализ особенностей словаря дошкольников с нормальным речевым развитием и у детей с психической депривацией…………………………………………………………….....стр.53
Глава 4. Методические рекомендации по развитию словаря у дошкольников с психической депривацией………………………………………….…….стр.60
Заключение ………………………………………………………...….….стр. 78
Список литературы………………………………………..……………....стр.82
Приложение ………………………………………………………………стр. 87
Результаты обследования атрибутивного словаря у детей контрольной и экспериментальной групп представлены на рисунке 4.
Рисунок 4
Общий средний балл по
Состояние активного словаря
у дошкольников с нормальным
речевым развитием и у
Рисунок 5
По рисунку видно, что по
всем разделам методики
Однако, участники экспериментальной
группы показали более низкий
результат, чем дети
Таким образом, после исследования детей экспериментальной и контрольной группы, мы выяснили, что дети экспериментальной группы имеют лексические нарушения в большем количестве. Неправильно употребляют некоторые части речи, затрудняются в подборе, словоизменении. Наряду с бедностью предикативного и атрибутивного словаря проявляют специфику психо – эмоционального и интеллектуального развития.
Качественный анализ результатов констатирующего эксперимента показал неоднородность экспериментальной группы детей, что позволило выделить две подгруппы. К первой подгруппе были отнесены 11 детей (55%). Их показатели развития активного словаря соответствуют по количеству баллов высокому уровню.
Во вторую подгруппу вошли 9 детей (45%), которые представили средний уровень развития активного словаря. У всех испытуемых этой подгруппы имелись отклонения в познавательной сфере.
Испытуемые этой подгруппы иногда не принимали поставленной задачи. В одних случаях дети ограничивались повторением за экспериментатором слов, в других молчали в ответ на вопросы экспериментатора, помощь взрослого оказывалась малоэффективной.
Как известно,
в основе познавательной
Глава 4. Методические рекомендации по развитию словаря у дошкольников с психической депривацией
Специфику содержания логопедической работы по развитию словаря у детей с психической депривацией определяет ряд особенностей:
1. Возрастные, характерологические особенности дошкольников, их эмоциональная пассивность, нестабильность предусматривают проведение с ними подготовительных занятий с введением увлекательных для ребенка игровых ситуаций, направленных на создание положительного и заинтересованного отношения к занятиям, желания заниматься и поддерживать активный речевой и эмоциональный контакт с логопедом.
2.Присущая детям с психической депривацией сниженная познавательная активность определяет необходимость использования на логопедических занятиях тех видов заданий, при осуществлении которых она достаточна высока. Следовательно, требуется достаточно большое количество наглядного материала.
3. Для детей с психической депривацией характерны: истощаемость психических процессов, неспособность к волевому и психическому напряжению, отказ от деятельности в случае неудач при выполнении заданий. В связи с этим дошкольникам рекомендуется предлагать доступные по сложности и объему задания, не требующие длительного умственного напряжения и протекающие в условиях частого переключения на практическую деятельность.
4. Учет особенностей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы дошкольников с психической депривацией, характер проявления на этой основе нарушений лексической стороны речи вызывает необходимость расширения подготовительного этапа работы с включением направлений по формированию ряда сенсорных и психических функций, без которых невозможно добиться эффективности в логопедической работе.
В связи с этим в процессе
специально организованных
- Принцип
системности основан на
- Принцип
развития предполагает
- Онтогенетический принцип предполагает разработку методики коррекционно-логопедического воздействия с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе [60].
- Принцип
комплексного подхода к
По результатам исследования словаря у дошкольников с психической депривацией наиболее низкие результаты были выявлены при исследовании атрибутивного словаря. Недостаточно развит предикативный словарь и обобщающие существительные. Учитывая принципы и особенности развития активного словаря у дошкольников с психической депривацией были определены следующие направления:
В основу методических рекомендаций по формированию словаря детей с психической депривацией положены работы авторов: Л.В. Бохановой[5], Г.А Волковой, М.А. Ярмакович [7], И.А. Залысиной, Е.О. Смирновой [14], М.А. Илюк [17,18,19], И.А. Коробейниковой, В.М. Слуцкого[21], Л.В. Лопатиной, Е.В. Бордовской[30], С.А. Мироновой[36], А.М. Пригожан, Н.Н. Толстых[40,41,42].
Игры-задания для развития психических процессов
Задание №1
Название: «Каскад слов»
Цель - развитие объема кратковременной слуховой памяти.
Задание: взрослый читает ребенку набор слов несколько раз, ребенок должен запомнить и повторить, как можно больше слов.
Примерный речевой материал: огонь, дом, молоко, конь, гриб, игла, петух, солнце, небо, асфальт, тетрадь, крыша, пень, вода, свеча.
Задание №2
Название: «Четвертый лишний»
Цель - развитие внимания, мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков, развитие памяти.
Задание: из предложенного набора слов, ребенок должен выделить одно лишнее слово, остальные слова обобщить в одну группу.
Примерный речевой материал:
стол, стул, кровать, чайник
лошадь, кошка, собака, сом
елка, береза, дуб, земляника
огурец, репа, морковь, банан.
Задание №3
Название: «Закончи предложения»
Цель - развитие понятийного мышления.
Задание: ребенок должен закончить предложенное ему начало предложения.
Примерный речевой материал:
Лимоны кислые, а сахар…
Собака лает, а кошка…
Ночью темно, а днем…
Трава зеленая, а небо…
Задание №4
Название: «Кто кем будет?»
Цель - развитие внимания, воображения, мышления, памяти, активизация словаря.
Задание: ребенок должен вспомнить, что получится в итоге из предложенного понятия.
Примерный речевой материал:
яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко.
Задание №5
Название: «Не пропусти профессию»
Цель - развитие способности к переключению внимания, расширения кругозора.
Задание: из предложенных слов ребенок должен выделить название профессии и хлопнуть в ладоши (или позвонить в колокольчик, постучать в бубен и т.д.).
Примерный речевой материал:
лампа, водитель, ножницы, липа, врач, яблоко, болтун, архитектор, карандаш, строитель, гроза, мельница, ткач, попугай, пекарь, шахтер, листок, экскурсовод, учитель, сено, терпение, кондитер, очки, река, продавец.
Задание №6
Название: «Раздели на группы»
Цель - развитие мышления, умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать.
Задание: ребенок должен предложенные предметы объединить в группы по общим, существенным признакам.
Примерный речевой материал:
штаны, ботинки, сапоги, сандалии, шапка, рубашка, панама, юбка, платье, берет, кофта, валенки, пальто, туфли, шуба, кепка, платок, шляпа, кроссовки.
Задание №7
Название: «Бывает – не бывает»
Цель - развитие мышления, сообразительности.
Задание: ребенок, прослушав предложения, должен сказать, что может действительно быть, а что нет.
Примерный речевой материал:
Папа ушел на работу.
Кошка хочет есть.
Рыба поет песни.
Почтальон принес письмо.
Яблоко соленное.
Шапочка резиновая.
Туфли стеклянные.
Волк бродит по лесу.
Игры-задания для формирования атрибутивного словаря
Задание №1
Название: «Что какое?»
Цель: развитие атрибутивного словаря, навыка правильного употребления и подбора признака к предмету, развитие мышления.
Задание: Логопед предлагает выбирать картинки по предлагаемому признаку.
Примерный речевой материал:
туфли, огурец, ботинки, кресло, тапки, жираф, валенки, мяч, сапоги,, хлеб, дом, босоножки, лопата, клубника, дерево, подушка.
Задание №2
Название: «Что какое?» (усложненный вариант 1)
Цель: развитие атрибутивного словаря, навыка правильного употребления и подбора признака к предмету, развитие мышления.
Задание: Логопед предлагает выбирать картинки с изображением предмета по предлагаемым (нескольким) признакам.
Картинки: мышка, яблоко, шапка, огурец.
Примерный речевой материал:
Маленькая, пугливая – (мышка)
Хрустящий, соленый – (огурец)
Ароматное, сочное – (яблоко)
Вязанная, зимняя – (шапка)
Задание №3
Название: «Что какое?» (усложненный вариант 2)
Цель: развитие атрибутивного словаря, навыка правильного употребления и подбора предмета к признакам, развитие мышления.
Задание: Логопед не предлагает выбирать картинки с изображением предмета по предлагаемым (нескольким) признакам, а предлагает придумать подходящее слово – предмет.
Примерный речевой материал:
Лесная, колючая.
Желтый, полезный,
Высокий, кирпичный,
Крепкая, деревянная,
Маленькая, пугливая,
Хрустящий, соленый,
Ароматное, сочное,
Вязанная, зимняя.
Задание № 4
Название: «Подбирайка».
Цель: развитие атрибутивного словаря, навыка правильного употребления и подбора правильного общего имени прилагательного к нескольким существительным, развитие мышления.
Задание: Добавить одно общее слово к двум словам с использованием вопросов.
Примерный речевой материал:
Мяч, яблоки – какие?
Сахар, мед – какие?
Вода, молоко, - какие?
Задание № 5
Название: «Наоборот».
Цель: развитие атрибутивного словаря, навыка правильного подбора противоположного по значению имени прилагательного.
Задание: Логопед поочередно бросает детям мяч и произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово противоположное, по значению.
Примерный речевой материал:
Хороший, добрый, больной, маленький, худой, жаркий, северный, черный, сладкий, высокий, широкий, дневной.
Задание № 6
Название: «Назови нужное слово».
Цель: развитие атрибутивного словаря, навыка правильного подбора противоположного по значению имени прилагательного.
Задание: Логопед предлагает детям назвать нужное слово, закончив начатое им предложение.
Примерный речевой материал:
Камень тяжелый, а пушинка…
Золушка добрая, а мачеха…
Зимой погода холодная, а летом…
Сахар сладкий, а горчица…
Дерево высокое, а куст…
Дедушка старый, а внук…
Задание № 7
Название: « Угадай, чье?»
Цель: развитие атрибутивного словаря.
Задание: На наборном полотне расположены предметные картинки. Логопед просит детей внимательно рассмотреть их и ответить на вопрос: «Чей это?» (чья это?), (чье это?).
Например: сумка мамы – чья это сумка? – мамина сумка.
Примерный речевой материал:
платок тети, костюм дяди, газета папы, очки бабушки, книга дедушки, дом кошки, галстук папы, хвост крокодила.
Задание № 8
Название: « Угадай, кто хозяин?»
Информация о работе Развитие словаря у детей с психической депривацией