Развитие словаря у детей с психической депривацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является выявление особенностей словаря у детей дошкольного возраста с психической депривацией.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической, логопедической литературы по проблеме исследования.
2. Выбор методики исследования словаря у детей с психической депривацией
3. Сравнительный анализ особенностей развития словаря у дошкольников с психической депривацией и у детей без речевой патологии.
4.Разработка методических рекомендаций по развитию словаря у дошкольников с психической депривацией с учетом выявленных особенностей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………стр.2
Глава 1. К вопросу изучения особенностей словаря у дошкольников с психической депривацией
1.1. Формирование лексики в онтогенезе…………………………….…стр.4
1.2. Понятие психической депривации………………………………….стр.13
1.3. Развитие словаря у детей в условиях психической депривации..стр.20
Глава 2. Цель, задачи, содержание и организация исследования словаря у дошкольников
2.1. Цель, задачи исследования ………………………………………….стр.26
2.2. Методика констатирующего эксперимента ………………………..стр.26
2.3. Организация исследования ………………………………………….стр.29
Глава 3. Особенности словаря у дошкольников с психической депривацией
3.1. Состояние словаря у дошкольников с нормальным речевым развитием………………………………………………………………….стр.30
3.2. Особенности словаря у дошкольников с психической депривацией…………………………………………………………...….стр.41
3.3. Сравнительный анализ особенностей словаря дошкольников с нормальным речевым развитием и у детей с психической депривацией…………………………………………………………….....стр.53
Глава 4. Методические рекомендации по развитию словаря у дошкольников с психической депривацией………………………………………….…….стр.60
Заключение ………………………………………………………...….….стр. 78
Список литературы………………………………………..……………....стр.82
Приложение ………………………………………………………………стр. 87

Файлы: 1 файл

Татьяна.docx

— 223.54 Кб (Скачать)

Результаты обследования атрибутивного словаря у детей контрольной и экспериментальной групп представлены на рисунке 4.

Рисунок 4

 

 

          Общий средний балл по исследованию  атрибутивного словаря в контрольной  группе – 1,5 балла, что на 0,2 балла выше результата экспериментальной  группы.

         Состояние активного словаря  у дошкольников с нормальным  речевым развитием и у дошкольников  с психической депривацией наглядно  представим рисунком 5.

 

 

 

Рисунок 5

       По рисунку видно, что по  всем разделам методики исследования  состояния активного словаря  дети обеих групп не набирают  максимального количества баллов (максимальный средний балл –  2). 

      Однако, участники  экспериментальной  группы показали более низкий  результат, чем дети контрольной  группы. Вместе с тем, состояние  атрибутивного словаря представлено  по результатам методики обследования  наименьшим количеством баллов.

Таким образом, после исследования детей экспериментальной и контрольной группы, мы выяснили, что дети экспериментальной группы имеют лексические нарушения в большем количестве. Неправильно употребляют некоторые части речи, затрудняются в подборе, словоизменении. Наряду с бедностью предикативного и атрибутивного словаря проявляют специфику психо – эмоционального и интеллектуального развития.

       Качественный анализ результатов констатирующего эксперимента показал неоднородность экспериментальной  группы детей, что позволило выделить две подгруппы.  К первой подгруппе были отнесены 11  детей (55%).  Их показатели развития активного словаря соответствуют по количеству баллов высокому уровню.

     Во вторую     подгруппу   вошли   9   детей (45%), которые представили средний уровень развития активного словаря. У всех испытуемых этой подгруппы имелись отклонения в  познавательной сфере.

        Испытуемые этой подгруппы иногда не принимали поставленной задачи.  В одних случаях дети ограничивались повторением за экспериментатором слов,  в других молчали в ответ на вопросы экспериментатора, помощь взрослого оказывалась  малоэффективной.

       Как известно, в основе познавательной деятельности  лежат процессы анализа, сравнения,  обобщения. Сохранность этих процессов  имеет большое значение для  познания ребенком речевой действительности и ее элементов, позволяя ему осуществлять активную переработку речи взрослого[7,10].      Выделение указанных подгрупп имеет значение для осуществления индивидуального подхода при организации коррекционной работы с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Методические рекомендации по развитию словаря у дошкольников с психической депривацией

      Специфику содержания логопедической  работы по развитию словаря  у детей с психической депривацией определяет ряд особенностей:

1. Возрастные, характерологические  особенности дошкольников, их эмоциональная  пассивность, нестабильность предусматривают проведение с ними подготовительных занятий с введением увлекательных для ребенка игровых ситуаций, направленных на создание положительного и заинтересованного отношения к занятиям, желания заниматься и поддерживать активный речевой и эмоциональный контакт с логопедом.

2.Присущая детям с психической депривацией сниженная познавательная активность определяет необходимость использования на логопедических занятиях тех видов заданий, при осуществлении которых она достаточна высока. Следовательно, требуется достаточно большое количество наглядного материала.

3. Для детей с психической депривацией характерны: истощаемость психических процессов, неспособность к волевому и психическому напряжению, отказ от деятельности в случае неудач при выполнении заданий. В связи с этим дошкольникам рекомендуется предлагать доступные по сложности и объему задания, не требующие длительного умственного напряжения и протекающие в условиях частого переключения на практическую деятельность.

4. Учет особенностей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы дошкольников с психической депривацией, характер проявления на этой основе нарушений лексической стороны речи вызывает необходимость расширения подготовительного этапа работы с включением направлений по формированию ряда сенсорных и психических функций, без которых невозможно добиться эффективности в логопедической работе.

 В связи с этим в процессе  специально организованных игровых  упражнений осуществляется коррекционное  воздействие, направленное на  развитие слухового и зрительного  восприятия, внимания, памяти; мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. В процессе коррекционной работы  будем опираться на следующие принципы[7,60]:

- Принцип  системности основан  на представлении о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим необходимо подбирать лингвистический материал таким образом, чтобы способствовать формированию у детей лексических обобщений.

- Принцип  развития предполагает выделение  в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Необходимо выявлять имеющийся, актуальный уровень развития словаря у каждого ребенка и строить работу с учетом потенциального уровня развития, к которому следует стремиться.

- Онтогенетический принцип предполагает разработку методики коррекционно-логопедического воздействия с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе [60].

- Принцип  комплексного подхода к преодолению  речевых нарушений, отражает необходимость  всестороннего и общего воздействия  на психофизическое состояние  ребенка разными специалистами  (логопедами, врачами, психологами,  педагогами, воспитателями).

       По результатам исследования словаря у дошкольников с психической депривацией наиболее низкие результаты  были выявлены при исследовании атрибутивного словаря. Недостаточно развит предикативный словарь и обобщающие существительные. Учитывая  принципы и особенности  развития активного словаря  у дошкольников с психической депривацией были определены следующие  направления:

 

  • Развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления).
  • Формирование атрибутивного словаря.
  • Развитие предикативного словаря.
  • Уточнение номинативного словаря.

                В основу методических рекомендаций по формированию словаря детей с психической депривацией положены работы  авторов: Л.В. Бохановой[5], Г.А Волковой, М.А. Ярмакович [7], И.А. Залысиной, Е.О. Смирновой [14], М.А. Илюк [17,18,19], И.А. Коробейниковой, В.М. Слуцкого[21], Л.В. Лопатиной, Е.В. Бордовской[30], С.А. Мироновой[36], А.М. Пригожан, Н.Н. Толстых[40,41,42].

 

Игры-задания  для развития психических процессов

Задание №1

Название: «Каскад слов»

Цель - развитие объема кратковременной слуховой памяти.

Задание: взрослый читает ребенку набор слов несколько раз, ребенок должен запомнить и повторить, как можно больше слов.

 Примерный речевой материал: огонь, дом, молоко, конь, гриб, игла, петух, солнце, небо, асфальт, тетрадь, крыша, пень, вода, свеча.

 

Задание №2

Название: «Четвертый лишний»

 




Цель - развитие внимания, мыслительных процессов обобщения,      отвлечения, выделения существенных признаков, развитие памяти.

Задание: из предложенного набора слов, ребенок должен выделить одно лишнее слово, остальные слова обобщить в одну группу.

 Примерный речевой материал:

стол, стул, кровать, чайник

лошадь, кошка, собака, сом

елка, береза, дуб, земляника

огурец, репа, морковь, банан.

 

Задание №3

Название: «Закончи предложения»

Цель - развитие понятийного мышления.

Задание: ребенок должен закончить предложенное ему начало предложения.

Примерный речевой материал:

Лимоны кислые, а сахар…

Собака лает, а кошка…

Ночью темно, а днем…

Трава зеленая, а небо…

 

Задание №4

Название: «Кто кем будет?»

Цель - развитие внимания, воображения, мышления, памяти, активизация словаря.

Задание: ребенок должен вспомнить, что получится в итоге из предложенного понятия.

Примерный речевой материал:

 яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко.

 

Задание №5

Название: «Не пропусти профессию»

Цель - развитие способности к переключению внимания, расширения кругозора.

Задание: из предложенных слов ребенок должен выделить название профессии и хлопнуть в ладоши (или позвонить в колокольчик, постучать в бубен и т.д.).

Примерный речевой материал:

лампа, водитель, ножницы, липа, врач, яблоко, болтун, архитектор, карандаш, строитель, гроза, мельница, ткач, попугай, пекарь, шахтер, листок, экскурсовод, учитель, сено, терпение, кондитер, очки, река, продавец.

 

Задание №6

Название: «Раздели на группы»

Цель - развитие мышления, умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать.

Задание: ребенок должен предложенные предметы объединить в группы по общим, существенным признакам.

 Примерный речевой материал:

штаны, ботинки, сапоги, сандалии, шапка, рубашка, панама, юбка, платье, берет, кофта, валенки, пальто, туфли, шуба, кепка, платок, шляпа, кроссовки.

 

Задание №7

Название: «Бывает – не бывает»

Цель - развитие мышления, сообразительности.

Задание: ребенок, прослушав предложения, должен сказать, что может действительно быть, а что нет.

 Примерный речевой материал:

Папа ушел на работу.

Кошка хочет есть.

Рыба поет песни.

Почтальон принес письмо.

Яблоко соленное.

Шапочка резиновая.

Туфли стеклянные.

Волк бродит по лесу.

Игры-задания  для формирования атрибутивного словаря

 

Задание №1

 Название:   «Что какое?»

 Цель: развитие атрибутивного словаря, навыка правильного употребления и подбора признака к предмету,  развитие мышления.

 Задание:          Логопед предлагает выбирать картинки по предлагаемому признаку.

Примерный речевой материал:

туфли, огурец, ботинки, кресло, тапки, жираф, валенки, мяч, сапоги,, хлеб, дом, босоножки, лопата, клубника, дерево, подушка.

 

Задание №2

Название:   «Что какое?» (усложненный вариант 1)

Цель: развитие атрибутивного словаря, навыка правильного употребления и подбора признака к предмету,   развитие мышления.

  Задание:          Логопед предлагает выбирать картинки с изображением предмета по предлагаемым (нескольким) признакам.

Картинки: мышка, яблоко, шапка, огурец.

Примерный речевой материал:

Маленькая, пугливая – (мышка)

Хрустящий, соленый  – (огурец)

Ароматное, сочное – (яблоко)

Вязанная, зимняя – (шапка)

 

Задание №3

Название:   «Что какое?» (усложненный вариант 2)

Цель: развитие атрибутивного словаря, навыка правильного употребления и подбора предмета  к признакам,   развитие мышления.

 

   Задание:          Логопед не предлагает выбирать картинки с изображением предмета по предлагаемым (нескольким) признакам, а предлагает придумать подходящее слово – предмет.

Примерный речевой материал:

Лесная, колючая.

Желтый, полезный,

Высокий, кирпичный,

Крепкая, деревянная,

Маленькая, пугливая,

Хрустящий, соленый,

Ароматное, сочное,

Вязанная, зимняя.

 

Задание № 4

Название: «Подбирайка».

Цель: развитие атрибутивного словаря, навыка правильного употребления и подбора правильного общего имени прилагательного к нескольким существительным, развитие мышления.

  Задание:          Добавить одно общее слово к двум словам с использованием вопросов.

Примерный речевой материал:

Мяч, яблоки –  какие?

Сахар, мед –  какие?

Вода, молоко, - какие?

 

Задание № 5

Название:  «Наоборот».

Цель: развитие атрибутивного словаря, навыка правильного подбора противоположного по значению имени прилагательного.

  Задание:    Логопед поочередно бросает детям мяч и произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово противоположное, по значению.

Примерный речевой материал:

Хороший, добрый, больной, маленький, худой, жаркий, северный, черный, сладкий, высокий, широкий, дневной.

 

Задание № 6

Название:   «Назови нужное слово».

Цель: развитие атрибутивного словаря, навыка правильного подбора противоположного по значению имени прилагательного.

Задание:     Логопед предлагает детям назвать нужное слово, закончив начатое им предложение.

Примерный речевой материал:

Камень тяжелый, а пушинка…

Золушка добрая, а мачеха…

Зимой погода холодная, а летом…

Сахар сладкий, а горчица…

Дерево высокое, а куст…

Дедушка старый, а внук…

 

Задание № 7

Название: « Угадай, чье?»

 Цель: развитие атрибутивного словаря.

Задание:     На наборном полотне расположены предметные картинки. Логопед просит детей внимательно рассмотреть их и ответить на вопрос: «Чей это?» (чья это?), (чье это?).

Например: сумка мамы – чья это сумка? – мамина сумка.

Примерный речевой материал:

платок тети, костюм дяди, газета папы, очки бабушки, книга дедушки, дом кошки, галстук  папы, хвост крокодила.

Задание № 8

Название: « Угадай, кто хозяин?»

Информация о работе Развитие словаря у детей с психической депривацией