Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:53, дипломная работа
Целью работы является выявление особенностей словаря у детей дошкольного возраста с психической депривацией.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической, логопедической литературы по проблеме исследования.
2. Выбор методики исследования словаря у детей с психической депривацией
3. Сравнительный анализ особенностей развития словаря у дошкольников с психической депривацией и у детей без речевой патологии.
4.Разработка методических рекомендаций по развитию словаря у дошкольников с психической депривацией с учетом выявленных особенностей.
Введение……………………………………………………………………стр.2
Глава 1. К вопросу изучения особенностей словаря у дошкольников с психической депривацией
1.1. Формирование лексики в онтогенезе…………………………….…стр.4
1.2. Понятие психической депривации………………………………….стр.13
1.3. Развитие словаря у детей в условиях психической депривации..стр.20
Глава 2. Цель, задачи, содержание и организация исследования словаря у дошкольников
2.1. Цель, задачи исследования ………………………………………….стр.26
2.2. Методика констатирующего эксперимента ………………………..стр.26
2.3. Организация исследования ………………………………………….стр.29
Глава 3. Особенности словаря у дошкольников с психической депривацией
3.1. Состояние словаря у дошкольников с нормальным речевым развитием………………………………………………………………….стр.30
3.2. Особенности словаря у дошкольников с психической депривацией…………………………………………………………...….стр.41
3.3. Сравнительный анализ особенностей словаря дошкольников с нормальным речевым развитием и у детей с психической депривацией…………………………………………………………….....стр.53
Глава 4. Методические рекомендации по развитию словаря у дошкольников с психической депривацией………………………………………….…….стр.60
Заключение ………………………………………………………...….….стр. 78
Список литературы………………………………………..……………....стр.82
Приложение ………………………………………………………………стр. 87
Обобщая результаты проведенного исследования можно сделать вывод, что у детей с нормальным речевым развитием словарь находится в процессе развития, о чем свидетельствуют допущенные ошибки. Полученные результаты соотносятся с имеющимися в литературе данными о том, что в норме в дошкольном возрасте лексическая система еще не достигает высокого уровня, а формируется и совершенствуется (Ушакова О.С. [47], Федоренко И. П. [49], Цейтлин С.Н. [53,54], Шаховская С.Н., Кочергина B.C. [56]).
3.2.
Особенности словаря у
Результаты исследования лексики детей экспериментальной группы показали недостаточно высокий уровень. Кроме того, группа детей с психической депривацией крайне неоднородна по состоянию словаря. Результаты исследования представлены в таблице 6(см. приложение).
Анализ результатов
Первую группу, с высокой степенью сформированности словаря (от 2,0 до 1,5 баллов), составили 11 дошкольников. Дети успешно справились с предложенными заданиями. Задания выполнялись в большинстве случаев охотно и уверенно, в хорошем темпе. Однако при выполнении заданий допускались ошибки и некоторые неточности. При актуализации номинативного словаря отмечались незначительные затруднения в виде замены слов семантически близкими словами. Наблюдались замены по внешнему сходству (кеды – «кроссовки» или «ботинки» - кроссовки, башмаки и т.д.). Допускались замены в виде называния части предмета вместо целого предмета, замены денотата более обобщённым понятием (брюки - «штаны»); «модельная конкретизация» (Цейтлин С.Н. [54]) (ложка, чайник, кастрюля, чашка - «на кухне стоит…»); замена обобщающего понятия конкретным понятием (транспорт - «машины»), замены семантически родственными понятиями (платье - «сарафан») или замены семантически родственными понятиями с явлением словоизменения (прибавление уменьшительно-ласкательного суффикса: галоши –
«туфельки»; прибавление признака: валенки – «сапоги резиновые»). Называние обобщающих существительных вызвало большие затруднения по сравнению с актуализацией конкретных понятий, что объясняется закономерностями онтогенеза: в дошкольном возрасте продолжается активное формирование словаря обобщающих понятий.
При актуализации предикативного словаря дети испытывали затруднения, что выражалось в заменах глаголов словами более общего значения (бегает - «двигается»), заменах семантически близким глаголом (лает – «тявкает»).
Называние качественных и относительных прилагательных вызвало особенные сложности. Отмечались замены семантически близкими прилагательными, обозначающими величину (худой – «тонкий»). Достаточно распространенными оказались лексические замены (шерстяная – «вязанная»); словообразовательные замены (неологизмы) (железная – «метальная»). Выявленные особенности объясняются закономерностями онтогенеза: относительные прилагательные усваиваются позднее в системе словообразования.
Вторую подгруппу, со средней степенью сформированности словаря (от 1,4 до 1,0 балла), составили 9 детей. Они выполняли задания при помощи наводящих вопросов, отмечались трудности соотнесения слов с изображением. Определенно, на успешность выполнения заданий повлияло наличие ряда особенностей: низкая концентрация внимания, повышенная переключаемость, двигательная расторможенность. При актуализации номинативного словаря допускались замены существительных семантически близкими словами, а так же словами, обозначающими внешне сходные предметы (валенки – «сапоги»; коза - «баран»). Использовали словосочетания (повар – «варит еду»), смешения слов, обозначающих часть и целое (слива – «косточка»). Замены денотата более обобщённым понятием (юла - «игрушка»). Особенно хочется отметить наличие таких ошибок, как замены семантически родственными понятиями с явлением словоизменения (прибавление уменьшительно-ласкательного суффикса: брюки – «штанишки», галоши – «туфельки»; прибавление признака: валенки – «сапоги резиновые»), замены акустически сходными словами (лось – « лосось»). Так же, как и в первой подгруппе, дети успешнее справились с называнием конкретных понятий, при актуализации словаря обобщающих существительных испытывали более выраженные затруднения.
Результаты исследования глагольного словаря показали недостаточность его формирования у детей данной подгруппы. Основными ошибками при назывании глаголов были замены семантически близкими глаголами (лает – «кусает»), замены глаголов словосочетаниями (ползает – «ползает и шипит»), замены звукоподражаниями («ку-ка-ре-ку», «ква-ква»), а также называние глаголов просторечными словами («кукарекует», «кукарекает», «мукает», «гавкает», «мяучит», «мявкает»). Данные особенности свидетельствуют о том, что система предикативной лексики у детей данной подгруппы находится в стадии формирования.
Самые низкие результаты у детей данной группы наблюдались при актуализации прилагательных. Дети испытывали большие трудности при названии оттенков цветов: отмечались замены как семантически близкими словами (синий – «голубой»), так и замены семантически далекими словами (коричневый - «серый»). Данное явление свидетельствует о недостаточном усвоении знаний об оттенках цветов детьми данной подгруппы, недостаточным уровнем развития сенсорной сферы и низким уровнем овладения сенсорными эталонами (понятия величины так же вызывают затруднения в понимании и определении). Особые сложности вызывало название качественных и относительных прилагательных. Отмечались семантически близкие замены прилагательными, обозначающими величину (худой – «узкий»), отрицание антонимичных понятий (толстый – «нетонкий», «нехудой»). Трудности при назывании относительных прилагательных выражались в разнообразных ошибках в виде лексических замен (железная - «легковая»), неологизмов (шерстяная – «шерстная»), указания на материал с использованием существительного с предлогом (шапка какая? - «из ниток», машина какая?- "из мотора и с колесами»). Наличие такого рода ошибок при назывании прилагательных обусловлено недостаточным осмыслением значений признаков предметов, незаконченностью процесса формирования словообразования, недостаточно развитым уровнем сенсорных представлений.
Таким образом, результаты исследования показали, что группа детей с психической депривацией является неоднородной по состоянию словаря. В ходе исследования были выявлены дети с высокой степенью сформированности (11 человек) лексики и дошкольники, развитие словаря которых соответствует средней степени сформированности лексики (9 человек).
Результаты выполнения всех заданий на исследование словаря показали, что степень трудности и успешность выполнения разных заданий была неодинакова у дошкольников экспериментальной группы. Уровни сформированности различных видов словаря у дошкольников с психической депривацией представлены в таблицах. Так в приложении таблица 7 отражает результаты исследования номинативного словаря, таблица 8 – предикативного, таблица 9-атрибутивного словаря.
Показания таблиц: 7,8,9 (см. приложение) свидетельствуют о том, у детей экспериментальной группы наиболее сформированным является номинативный словарь. Предикативный словарь незначительно отстает по количественным показаниям от номинативного. Атрибутивный словарь недостаточно сформирован, что выражается в трудностях использования относительных прилагательных. Эти трудности связаны с недостаточными умениями образовывать прилагательные от существительных. Такие же трудности были в задании с качественными прилагательными, обусловленные недостаточной дифференциацией предметов по их качественным характеристикам.
Рассмотрим подробнее
Дифференцированно результаты исследования номинативного словаря (конкретных и обобщающих существительных) у детей контрольной группы представлены в таблице 7 (см. приложение).
При назывании конкретных
Менее успешно по сравнению с предыдущим заданием, дошкольники справлялись с названием обобщающих существительных. В этом задании отмечались множественные замены денотата понятия более обобщённым, глобальным понятием (мебель - «вещи, которые стоят в доме»). Распространенным типом ошибок была замена обобщающего понятия конкретным понятием (транспорт - «машина»). Отмечалось смешение обобщающих понятий (фрукты – «овощи», обувь – «одежда»), замены слов словосочетаниями поясняющего характера (фрукты – «это в саду все растет»). Трудность вызвали все обобщающие существительные. Предположительно в силу их редкого употребления в речи и сложности семантики. Недостаточность развития словаря обобщающих существительных так же обусловлена и тем, что в дошкольном возрасте продолжается формирование словаря обобщающих понятий, словарь обогащается новыми обобщающими понятиями по мере овладения детьми новыми словами.
Менее сформированным по сравнению с номинативным словарем у детей данной подгруппы оказался предикативный словарь. Результаты исследования предикативного словаря у детей контрольной группы представлены в таблице 8 (см. приложение).
Результаты исследования глагольного словаря показали у детей данной подгруппы большое количество неточностей. Особые затруднения вызвали глаголы, поясняющие способы передвижения. Основными ошибками при назывании глаголов, обозначающих крики животных, были их замены звукоподражаниями («ку-ка-ре-ку», «ква-ква»), а так же называние глаголов просторечными словами («кукарекует», «квакочет», «гавкает», «мяучит»). Данные явления - индивидуальная особенность произношения глаголов, обусловленная языковой средой, в которой воспитывается ребенок. При назывании глаголов, обозначающих способы передвижения животных, отмечались замены семантически близкими глаголами (бегает – «двигается», «ходит», лает – «кусает»); замены глаголов словосочетаниями (бегает – «прыгает и лает», летает – «улетает в тёплые края»).
Успешнее дети справились с заданием на называние действий. Действия заменялись семантически далекими понятиями (рубят – «фотографируют») или звукоподражаниями (стригут – «чик-чик», рубят – «тук-тук»). В отдельных случаях отмечались замены глагола семантически близким словом (пишут – «рисуют», стригут – «вырезают»). Названные ошибки свидетельствуют о затруднениях в дифференциации некоторых действий. Данные особенности свидетельствуют о том, что система предикативной лексики у детей данной подгруппы находится в стадии формирования.
Наиболее низкие результаты у детей данной группы наблюдались при выполнении заданий на называние прилагательных. Результаты исследования атрибутивного словаря у детей контрольной группы представлены в таблице 9 (см. приложение).
Анализ результатов исследования уровня сформированности прилагательных показал, что с названием цветов и цветовых оттенков дошкольники справились лучше, а название качественных и относительных прилагательных вызвало у них много затруднений.
Название цветов и оттенков не вызвало существенных затруднений у детей. Однако, отмечались единичные замены семантически близкими словами (красный – «розовый», синий – «голубой», оранжевый - «апельсиновый») и недифференцированные замены семантически далекими словами (розовый - «голубой», коричневый - «серый»). Данное явление свидетельствует о недостаточном усвоении знаний об оттенках цветов детьми, что, в свою очередь, является показателем общей задержки сенсорного развития, а так же развития памяти и восприятия.
При назывании качественных прилагательных отмечались замены семантически близкими прилагательными, обозначающими величину: широкое - «толстое», толстый – «низкий», худой – «узкий», высокий – «большой»). Недостаточное усвоение системы параметрических прилагательных, выражающееся в семантических заменах, свидетельствуют о становлении лексико-семантической системы (Лаврентьева А.И. [22]).Среди ответов детей встречалось отрицание антонимичных понятий (низкий – «это невысокий»). В ряде случаев наблюдались недифференцированные замены, основанные на ассоциациях (лимон «желтый» - вместо «кислый», мячик «резиновый» - вместо «маленький»). Наличие такого рода ошибок при назывании качественных прилагательных обусловлено неточностью понимания значений признаков предметов.
Выраженные трудности дети испытывали при назывании относительных прилагательных. В ряде случаев при назывании относительных прилагательных дошкольники продемонстрировали неспособность их образования. В случаях затруднений им задавался вопрос: «Из чего сделан…? Значит какой…?». Однако ожидаемого результата оказываемая помощь не давала. Дошкольники лишь указывали на материал, используя существительное с предлогом (шкаф какой? - «из дерева», чашка какая? - «из стекла»). Кроме того, затруднения при выполнении заданий проявлялись в длительных паузах и в отказах от ответа. Отмечались разнообразные ошибки, среди которых наблюдались как лексические замены (деревянный - «квадратный», шерстяная – «теплая», «моя», «мягкая»; деревянный – «досочный», стеклянный - «прозрачный», фарфоровая – «пластмассовая»,) так и словообразовательные замены (неологизмы), (шерстяная – «шерстная», «шерстИная») Эти понятия оказались самыми сложными для актуализации, что объясняется их малой частотностью, редким употреблением в быту.
Информация о работе Развитие словаря у детей с психической депривацией