Развитие словаря у детей с психической депривацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является выявление особенностей словаря у детей дошкольного возраста с психической депривацией.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической, логопедической литературы по проблеме исследования.
2. Выбор методики исследования словаря у детей с психической депривацией
3. Сравнительный анализ особенностей развития словаря у дошкольников с психической депривацией и у детей без речевой патологии.
4.Разработка методических рекомендаций по развитию словаря у дошкольников с психической депривацией с учетом выявленных особенностей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………стр.2
Глава 1. К вопросу изучения особенностей словаря у дошкольников с психической депривацией
1.1. Формирование лексики в онтогенезе…………………………….…стр.4
1.2. Понятие психической депривации………………………………….стр.13
1.3. Развитие словаря у детей в условиях психической депривации..стр.20
Глава 2. Цель, задачи, содержание и организация исследования словаря у дошкольников
2.1. Цель, задачи исследования ………………………………………….стр.26
2.2. Методика констатирующего эксперимента ………………………..стр.26
2.3. Организация исследования ………………………………………….стр.29
Глава 3. Особенности словаря у дошкольников с психической депривацией
3.1. Состояние словаря у дошкольников с нормальным речевым развитием………………………………………………………………….стр.30
3.2. Особенности словаря у дошкольников с психической депривацией…………………………………………………………...….стр.41
3.3. Сравнительный анализ особенностей словаря дошкольников с нормальным речевым развитием и у детей с психической депривацией…………………………………………………………….....стр.53
Глава 4. Методические рекомендации по развитию словаря у дошкольников с психической депривацией………………………………………….…….стр.60
Заключение ………………………………………………………...….….стр. 78
Список литературы………………………………………..……………....стр.82
Приложение ………………………………………………………………стр. 87

Файлы: 1 файл

Татьяна.docx

— 223.54 Кб (Скачать)

В начале значение слова полисемантично, его  значение аморфно, расплывчато. Слово  может иметь несколько значений. Одно и тоже слово может обозначать и предмет, и признак и действие с предметом. Слово сопровождается определенной интонацией, жестами, которые  уточняют его значение. (М. М. Кольцова [20]).

Параллельно с уточнением развития слова происходит и развитие структуры значения слова. Л.С. Выготский [8] считал, что всякое значение слова   представляет собой обобщение. Но значения слов развиваются. В этот момент, когда ребенок впервые усвоил новое слово, развитие слова не закончилось, оно только началось, оно является вначале обобщением самого элементарного типа и только по мере своего развития переходит от обобщения элементарного к высшим типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий. Исследования показывают, что ребенок, прежде всего, овладевает денотативным компонентом значения слова, т.е. устанавливает связь между конкретным предметом и его обозначением (А.Н. Леонтьев [27] , А.Р. Лурия [33]).

Понятийный, концептуальный компонент значения слова усваивается ребенком позднее, по мере развития операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения (А.Н. Леонтьев [27] , А.Р. Лурия [33]).

Постепенно  ребенок овладевает и контекстуальным  значением слова. Так, ребенок дошкольного  возраста с большим трудом овладевает переносным значением слова, афоризмами.

Л.С. Выготский [8] подчеркивал, что в процессе развития ребенка слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей и становится обобщением более высокого типа. При этом значение слова развивается в двух аспектах: смысловом и системном. В возрасте от 1 года до 2 лет дети усваивают слова, соотнося их только с конкретным предметом.

К концу  второго года жизни ребенок усваивает  слова первой степени обобщения, т.е. начинает понимать обобщающее значение наименований однородных предметов, действий качеств имен нарицательных (И.П. Федоренко [49]).

В возрасте 3 лет дети начинают усваивать слова второй степени обобщения, которые обозначают родовые понятия (игрушки, посуда, одежда);  передают обобщенно названия предметов, признаков, действий в форме имени существительного (полет, плавание, чернота, краснота) (И.П. Федоренко [49]).

Примерно  к 5-6 годам дети усваивают слова, обозначающие неродовые понятия. Это  слова третьей степени обобщения:

-  растения: деревья, травы, цветы;

- движения: бег, плавание, полет;

- цвет: белый,  черный, зеленый…

Данные понятия  являются более высоким уровнем обобщения для слов второй степени обобщения (И.П. Федоренко [49]).

К подростковому  возрасту, дети оказываются способными усваивать и осмысливать слова  четвертой степени обобщения, такие  как состояние, признак, предметность и т. д. (И.П. Федоренко [49]).

Обогащение  жизненного опыта ребенка, усложнения его деятельности и развитие общения  с окружающими людьми приводят к  постепенному количественному росту словаря. (И.П. Федоренко [49],  М. М. Кольцова [20], Д.Б.Эльконин  [60],  С.Н. Цейтлин [54] и др.).

Таким образом:

  1. Основной единицей лексики является слово, в семантической структуре которого выделяются различные компоненты (денотативный, сигнификативный, структурный, контекстуальный, коннотативный). Семантика слова определяет его место в лексической системе языка; его важнейшие функции и связи с другими словами (Л.С. Выготский [8,9], А.А. Леонтьев [27,28], А.Р. Лурия [31] и др.).
  2. Слово как единица языка может быть определена  как устойчивый звукокомплекс, обладающий значением,  как «фиксированное», «закрытое» сочетание морфем. С одной стороны, слово является обозначением определенного предмета, соотносится с конкретным образом предмета; с другой стороны, слово обобщает совокупность предметов. Слово приобретает оттенки значения в зависимости от контекста, от ситуации речи, от отношения говорящего. На значение слова оказывает влияние связь с другими словами. Система связей между словами организует семантические поля, структура которых определяется различными отношениями. В семантических полях осуществляются различные языковые процессы: ассоциации, поиск, выбор лексем и т.п. (Л. С. Выготский [9], А.Н. Леонтьев [28] , А.Р. Лурия [32]).
  3. Лексические единицы входят в сеть разнообразных и пересекающихся структурно – семантических отношений – в семантические поля. Человек в речевом акте оперирует не словами, а семантическими полями,   из которых выбирает нужное слово, чтобы с возможной точностью выразить в речи свою мысль (А.Н. Леонтьев 218] , А.Р. Лурия [32]).
  4. Формирование словаря в онтогенезе тесно связано с функционированием мышления и других психических процессов, а также с углублением и расширением представлений об окружающей действительности в процессе речевой и неречевой деятельности ребенка, определяется и воздействием социальной среды, процессом общения со взрослыми. Развитие словаря осуществляется в единстве с формированием словообразования, грамматического строя, фонетико-фонематической стороны речи (Л.С. Выготский [8], Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова [23],С.Н. Цейтлин [54] и др.).
  5. На определенном возрастном этапе понимание значений слова имеет особенности. Значение  слова развивается в двух аспектах: смысловом и системном (по Л.С. Выготскому [8]). На каждом этапе развития ребенка слово, сохраняя одну и ту же предметную соотнесенность, приобретает новую семантическую структуру, при этом меняется и обогащается система связей и обобщений, которые стоят за ним. В процессе онтогенеза происходит глубокое психологическое изменение значения слова, изменение его системного значения, за значением слова на каждом этапе стоят различные психологические процессы.
  6. В течение дошкольного детства осознание ребенком смысла слова проходит длительный путь. А качественный рост словаря возможен благодаря воспитанию у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, обогащению связей слова с другими словами.  Таким образом, как отмечают А.Р. Лурия [31,33], А.А. Леонтьев [28], Л.С.Выготский [8], ведущую роль в формировании словаря принадлежит овладению семантикой слова и создающемуся вокруг него семантическому полю.
  7. Формирование структуры значения слова в онтогенезе проходит ряд этапов:  ребенок, прежде всего, овладевает денотативным компонентом значения слова, т. е. устанавливает связь между конкретным предметом (денотатом) и его обозначением. Понятийный, концептуальный компонент значения слова усваивается ребенком позднее по мере развития операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Постепенно ребенок овладевает и контекстуальным значением слова ( А.А. Леонтьев [27,28], А.Р. Лурия [31] и др.).

Проблема изучения словаря является одной из наиболее сложных в современной логопедии, что обусловлено многомерностью самой лексики, многообразием связей между словами внутри лексикона.

 

1.2. Понятие психической депривации

 

       Депривация - термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, в русский язык пришел из английского (deprivation) и означает «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей». Для понимания сути этого термина важно обратиться к его этимологии. Латинский корень privare, что значит «отделять», лежит в основе английских, французских, испанских слов, переводимых на русский язык как «частный, закрытый, отдельный». Префикс  в данном случае передает усиление, движение вниз, снижение значения корня (по аналогии со словом «депрессия-«подавление»)[Материал из Википедии //Internet - http://ru.wikipedia.org]. 
       Таким образом, уже этимологический анализ показывает, что, говоря о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения. В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации — двигательную, сенсорную, информационную, социальную, материнскую и другие.

     Психическая депривация - это психическое состояние, возникшее  в результате таких жизненных  ситуаций, где субъекту не предоставляется  возможности для удовлетворения  некоторых его основных психических  потребностей в достаточной мере  в течение длительного времени [25]. 
      Психические потребности ребенка наилучшим образом удовлетворяются его ежедневным общением с окружающей средой. Если по какой - либо причине ребенку препятствуют в подобном контакте, если он изолирован от стимулирующей среды, то он неизбежно страдает от недостатка стимулов. Эта изоляция может носить разную степень. При полной изоляции от человеческой среды в течение длительного периода можно предполагать, что основные психические потребности, которые с самого начала не удовлетворялись, развиваться полноценно в полной мере уже  не будут [4]. 
     Одним фактором при возникновении психической депривации является недостаточное поступление стимулов - социальных, чувствительных, сенсорных. Предполагается, что другим фактором при возникновении психической депривации является прекращение связи уже создавшейся между ребенком и его окружающей социальной средой. 
        Й. Лангмейер и З. Матейчек [25] дают такое определение:

«Психическая депривация является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени» [25, с. 18].

         При этом в число «основных (жизненных)» потребностей авторы включают:

1) потребность в определенном количестве, изменчивости и виде (модальности) стимулов;

2) потребность в основных условиях для действенного учения;

3) потребность в первичных общественных связях (особенно с материнским лицом), обеспечивающих возможность действенной основной интеграции личности;

4) потребность общественной самореализации, предоставляющей возможность овладения различными общественными ролями и ценностными целями [25, с. 19].

      Виды депривации обычно выделяют в зависимости от того, какая из видов существующих потребностей не удовлетворяется.

          Й.Лангмейер,  З.Матейчек выделяют следующие виды психической депривации:

  1. Депривация стимульная (сенсорная). Данный вид депривации определяется как пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность.    

     Сенсорная депривация иногда описывается понятием «обедненная среда», то есть среда, в которой человек не получает достаточное количество зрительных, слуховых, осязательных и прочих стимулов. Такая среда может сопровождать развитие ребенка, что не лучшим образом скажется на результате. 
       В первую очередь для своего развития ребенок нуждается в среде, снабженной стимулами различной модальности. Нормально развивающийся ребенок стремится к определенному оптимальному уровню стимуляции, а окружающие его взрослые этот уровень ему обеспечивают, снабжая ребенка тактильными, визуальными, акустическими раздражителями. Стимульный дефицит или стимульная перегрузка могут оказывать влияние и на физиологические процессы. Экспериментально доказано, что сенсорная депривация воздействует на уровень кожного сопротивления, частоту дыхания и пульса, десинхронизацию ЭКГ и т.п. Ряд экспериментальных исследований свидетельствует о том, что определенные виды сенсорной депривации, например недостаток прикосновений и движений, имеют результатом пораженное развитие центральной нервной системы, например потерю дендритов нервных клеток.

2. Депривация значений (когнтивная): слишком изменчивая хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне.

        Важной основой психической потребности ребенка является потребность дифференцированной и постоянной структуры внешних стимулов, т.е. определенного осмысленного порядка стимулов. «С первых месяцев своей жизни ребенок проявляет данную потребность познания мира и овладения им в качестве осмысленной структуры прошлого и настоящего, ожидаемого и осуществленного... Стимулирующая ситуация отличается, следовательно, характером призыва: развитие ребенка стимулируется ею прежде всего тогда, когда она представляет условия для понимания распорядка и придает уверенность в наличии активного контроля протекающих процессов» (Лангмейер И., Матейчек 3. [25] ,1984, с.252).

3. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана.

      Сформированность  перцептивных и когнитивных способностей ребенка, способствующая дифференциации лица матери от остальных лиц, и образование понятия стойкости предмета приводит к тому, что потребность в эмоциональной связи становится одной из самых выраженных. Ее полноценным и непрерывным развитием во многом определяется дальнейшее развитие личности ребенка. Активное взаимодействие с матерью - мощный стимул всестороннего познания окружающего мира. Синхрония внимания и аффекта в процессе общения ребенка и матери является признаком хорошо протекающего взаимодействия.

4. Депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения самостоятельной социальной роли. Параллельно с развитием и укреплением эмоциональной привязанности у ребенка развивается потребность активного принятия автономной функции. Наиболее ярко эта потребность проявляется, когда ребенок начинает самостоятельно лазать, ходить, требовать удовлетворения своих желаний посредством слов. Мать ребенка постепенно перестает быть «внешним организатором» активности ребенка и превращается во «внутреннего организатора» - инстанцию «Я». 
Большинство авторов также останавливаются преимущественно на этих видах депривации и определяют их содержание примерно одинаковым образом. 
      В жизни разные виды депривации сложно переплетаются. Некоторые из них могут объединяться, одна может быть следствием другой и т. п. 
      Помимо указанных выше, существуют и другие виды депривации. Например, с двигательной депривацией человек сталкивается тогда, когда есть ограничения в движениях (в результате травмы, болезни или в других случаях). Такая депривация, не являясь непосредственно психической, оказывает тем не менее сильное воздействие на психическое состояние человека.

       В современной психологии и смежных гуманитарных науках выделяют некоторые виды депривации, имеющие обобщенный характер либо связанные с отдельными аспектами существования человека в обществе: образовательная, экономическая, этическая депривация и др. 
        Помимо видов, существуют различные формы проявления депривации, которые по форме могут быть явными или скрытыми (по Дж.Боулби) 
      Явная депривация носит очевидный характер: пребывание человека в условиях социальной изоляции, длительное одиночество, воспитание ребенка в детском доме и т. п. Это видимое отклонение от нормы (в культурном понимании). 
      Скрытая депривация возникает при внешне благоприятных условиях, которые, однако, не дают возможности удовлетворения значимых для человека потребностей, необходимых для его полноценной жизнедеятельности[4]. 
     Таким образом, депривация представляет собой сложное, многоаспектное явление, имеющее отношение к различным сферам человеческой жизни.

Информация о работе Развитие словаря у детей с психической депривацией