Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:53, дипломная работа
Целью работы является выявление особенностей словаря у детей дошкольного возраста с психической депривацией.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической, логопедической литературы по проблеме исследования.
2. Выбор методики исследования словаря у детей с психической депривацией
3. Сравнительный анализ особенностей развития словаря у дошкольников с психической депривацией и у детей без речевой патологии.
4.Разработка методических рекомендаций по развитию словаря у дошкольников с психической депривацией с учетом выявленных особенностей.
Введение……………………………………………………………………стр.2
Глава 1. К вопросу изучения особенностей словаря у дошкольников с психической депривацией
1.1. Формирование лексики в онтогенезе…………………………….…стр.4
1.2. Понятие психической депривации………………………………….стр.13
1.3. Развитие словаря у детей в условиях психической депривации..стр.20
Глава 2. Цель, задачи, содержание и организация исследования словаря у дошкольников
2.1. Цель, задачи исследования ………………………………………….стр.26
2.2. Методика констатирующего эксперимента ………………………..стр.26
2.3. Организация исследования ………………………………………….стр.29
Глава 3. Особенности словаря у дошкольников с психической депривацией
3.1. Состояние словаря у дошкольников с нормальным речевым развитием………………………………………………………………….стр.30
3.2. Особенности словаря у дошкольников с психической депривацией…………………………………………………………...….стр.41
3.3. Сравнительный анализ особенностей словаря дошкольников с нормальным речевым развитием и у детей с психической депривацией…………………………………………………………….....стр.53
Глава 4. Методические рекомендации по развитию словаря у дошкольников с психической депривацией………………………………………….…….стр.60
Заключение ………………………………………………………...….….стр. 78
Список литературы………………………………………..……………....стр.82
Приложение ………………………………………………………………стр. 87
Анализ результатов исследования показал, что при актуализации слов различных частей речи, дети допускали разнообразные ошибки и неточности. Рассмотрим подробнее типы ошибок, допущенных детьми при выполнении различных заданий:
При назывании конкретных существительных были выявлены следующие виды ошибок:
При назывании обобщающих существительных отмечались следующие ошибки:
При актуализации предикативного словаря отмечались следующие типы замен:
замены глаголов словосочетаниями (бегает – «прыгает и лает»);
При назывании прилагательных были выявлены следующие виды ошибок:
Количественный анализ ошибок, отражающих трудности актуализации словаря у детей с нормальным речевым развитием представлен в таблице 10 (см. приложение). Из таблицы видно, что преобладающим типом ошибок была замена слов на основе смысловой близости, замены слов более общими понятиями, словами одного семантического поля. Выявленные особенности свидетельствуют об активном процессе становления и развития лексической системы языка у детей экспериментальной группы. Так, замены слов сходных по смыслу указывают на формирование семантических полей, на распределение слов внутри семантического поля на основе смысловой общности понятий. Однако обилие таких реакций, как звукоподражания, недифференцированные замены, словообразовательные неологизмы, которые отмечались в единичных случаях, свидетельствуют, что процесс формирования лексики проходит недостаточно благополучно у отдельных детей данной группы.
Помимо указанных выше нарушений речевого характера, отдельно следует охарактеризовать особенности в протекании высших психических функций у детей с психической депривацией из экспериментальной группы:
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что у детей экспериментальной группы наиболее сформированным является номинативный словарь. Среди обобщающих и конкретных понятий более сформированы последние. Ошибки в употреблении обобщающих понятий являются следствием недостаточной дифференцировки родовидовых отношений. Их характер связан с использованием лексико-семантических признаков понятий в случаях невозможности актуализации слова. Предикативный словарь по количеству баллов отстает от номинативного. Особенностью предикативного словаря стало недостаточное употребление всех групп глаголов.
Атрибутивный словарь существенно по количественным показателям отстаёт от номинативного и предикативного, что находит отражение в трудностях использования относительных прилагательных. С недостаточными умениями применялись качественные прилагательные.
Выявленные особенности отражают онтогенетическую закономерность формирования лексики, а также влияние окружающей среды – условий депривации на речевую культуру, ее становление и развитие.
Таким образом, можно говорить о том, что у детей с психической депривацией формирование номинативного, предикативного и атрибутивного словаря не завершено.
Анализ результатов проведенного исследования позволяет делать следующие выводы:
1.У детей с психической депривацией имеются значительные индивидуальные отличия по степени усвоения словаря: от высокий степени до средней, что говорит о неравномерности формирования словаря.
2.Номинативный словарь детей в условиях депривационного развития сформирован на более высоком уровне по сравнению с предикативным и атрибутивным словарями.
3. Количественные показатели обследования атрибутивного словаря существенно ниже от показателей номинативного и предикативного, что находит отражение в трудностях использования относительных и качественных прилагательных
4.Крайне недостаточный уровень развития качественных и относительных прилагательных онтогенетически обусловлен, поскольку эти слова поздно появляются в речи ребенка, они сложны по грамматическому оформлению.
5.Преобладающим типом ошибок при актуализации слов была замена слов на основе смысловой близости, что свидетельствуют об активном процессе становления и развития лексической системы языка у детей экспериментальной группы
6. Выражены особенности в протекании высших психических функций у детей с психической депривацией из экспериментальной группы.
Комплексное исследование словаря у детей с использованием различных видов заданий дало нам возможность установить, в каких заданиях у каждого ребенка отмечаются наибольшие затруднения и на какие виды упражнений можно опираться в процессе коррекционного обучения.
3.3.
Сравнительный анализ
Исследование состояния
Данные по исследованию словаря детей контрольной группы показывают, что некоторые из детей, чья речь развивалась без нарушений, соответственно возрасту, допускали отдельные ошибки при выполнении заданий на обобщение существительных, при подборе существительных. Такие ошибки допускало примерно 25% детей. В экспериментальной группе почти 50% детей допускали существенные ошибки, что отразилось на среднем результате обследования состояния активного словаря. Средний балл равен 1,5, что на 0,2 ниже среднего балла контрольной группы. Наглядно процентное соотношение распределения участников по подгруппам демонстрирует рисунок 1.
Рисунок 1
Таким образом, в контрольной и в экспериментальной группе по результатам обследования состояния номинативного, предикативного и атрибутивного словарей, дети были поделены на две подгруппы. Но среди участников контрольной группы лишь четвертая часть дошкольников показала средний уровень развития словаря. В экспериментальной же группе половина детей оказалась на недостаточном уровне по исследуемым параметрам.
При назывании предметов по картинкам дети экспериментальной группы применяли неточное употребление слов. Иногда слово употреблялось в излишне широком, либо в излишне узком значении. Процесс поиска слова осуществлялся недостаточно автоматизировано. Допускались, например, такие ошибки: вместо «галоши» - «туфли», вместо «кресло» - «диван». За эти задания средний балл получился 1,7, что на 0,2 балла ниже среднего балла контрольной группы. При назывании предметов для детей экспериментальной группы некоторые оказывались малознакомыми или неизвестными вовсе.
При назывании обобщающих понятий детьми из контрольной и экспериментальной группы так же были допущены ошибки,. Заключались огрехи в неточном, неправильном употреблении слов - обобщений,. Иногда они употреблялись в излишне широком, иногда - в излишне узком значении,. Так же был выявлен недостаток слов – обобщений. Дети, например, отвечали: «юбка, кофта, пальто – это вещи», «предметы посуды – то, что на кухне». За это задание максимальная оценка - 2 балла. В среднем ни одна из групп не получила двух баллов, хотя среди детей из контрольной и экспериментальной группы были те, кто успешно справлялся с обобщениями. В итоге средний балл по обследованию обобщающих понятий в контрольной группе составил 1,7, что выше среднего балла экспериментальной группы, представленного количеством 1,6. Вычислив среднее арифметическое баллов за исследование конкретных существительных и обобщений, мы получили более низкий результат в экспериментальной группе – 1,7. Средний балл в контрольной группе – 1,8.
На рисунке 2 представлены результаты
исследования номинативного
Рисунок 2
По результатам изучения предикативного словаря контрольная группа дошкольников набрала средний балл 1,7. Это ниже балла за обследование номинативного словаря.. Средний балл по разделу «Предикативный словарь» состоял из среднего арифметического трех подразделов: «назывании действий»– 1,7 балла, «назывании звуковых проявлений» – 1,7 балла, выполнении задания «способ передвижения» - 1,6 балла. У детей был выявлен недостаточный, бедный словарь глаголов. Испытуемые иногда не могли подобрать действие к предмету, были неточные употребление слов, расширение или сужение их значения.
Общий средний балл за
Рисунок 3
Исследование атрибутивного
По исследованию употребления
качественных прилагательных
Низкий балл экспериментальной группы объясняется тем, что поиск нужного слова занимал много времени, дети испытывали трудности при назывании таких прилагательных как «высокий», «худой». К слову «высокий» дети подбирали слово «маленький»; к слову «низкий» - слово «коротенький» и т..д.
Третий подраздел в
Информация о работе Развитие словаря у детей с психической депривацией