Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:53, дипломная работа
Целью работы является выявление особенностей словаря у детей дошкольного возраста с психической депривацией.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической, логопедической литературы по проблеме исследования.
2. Выбор методики исследования словаря у детей с психической депривацией
3. Сравнительный анализ особенностей развития словаря у дошкольников с психической депривацией и у детей без речевой патологии.
4.Разработка методических рекомендаций по развитию словаря у дошкольников с психической депривацией с учетом выявленных особенностей.
Введение……………………………………………………………………стр.2
Глава 1. К вопросу изучения особенностей словаря у дошкольников с психической депривацией
1.1. Формирование лексики в онтогенезе…………………………….…стр.4
1.2. Понятие психической депривации………………………………….стр.13
1.3. Развитие словаря у детей в условиях психической депривации..стр.20
Глава 2. Цель, задачи, содержание и организация исследования словаря у дошкольников
2.1. Цель, задачи исследования ………………………………………….стр.26
2.2. Методика констатирующего эксперимента ………………………..стр.26
2.3. Организация исследования ………………………………………….стр.29
Глава 3. Особенности словаря у дошкольников с психической депривацией
3.1. Состояние словаря у дошкольников с нормальным речевым развитием………………………………………………………………….стр.30
3.2. Особенности словаря у дошкольников с психической депривацией…………………………………………………………...….стр.41
3.3. Сравнительный анализ особенностей словаря дошкольников с нормальным речевым развитием и у детей с психической депривацией…………………………………………………………….....стр.53
Глава 4. Методические рекомендации по развитию словаря у дошкольников с психической депривацией………………………………………….…….стр.60
Заключение ………………………………………………………...….….стр. 78
Список литературы………………………………………..……………....стр.82
Приложение ………………………………………………………………стр. 87
Одним фактором при возникновении психической депривации является недостаточное поступление стимулов - социальных, чувствительных, сенсорных. Предполагается, что другим фактором при возникновении психической депривации является прекращение связи уже создавшейся между ребенком и его социальной средой[4,25].
Исследуя особенности
развития словарного запаса
Таким образом, можно говорить о том, что психическая депривация оказывает крайне негативное влияние на развитие речи и формирование личности ребёнка.
Глава 2. Цель, задачи, содержание и организация исследования словаря у дошкольников
2.1 Цель и задачи исследования
Целью исследования является выявление особенностей словаря у детей дошкольного возраста с психической депривацией.
Для достижения цели были
1. Анализ психолого-педагогической, логопедической литературы по проблеме исследования.
2. Выбор методики исследования словаря у детей с психической депривацией
3. Сравнительный анализ особенностей развития словаря у дошкольников с психической депривацией и у детей без речевой патологии.
4.Разработка методических рекомендаций по развитию словаря у дошкольников с психической депривацией с учетом выявленных особенностей.
2.2.
Методика констатирующего
При разработке методики констатирующего эксперимента применялись в модифицированном виде методы, описанные в работах Г.А Волковой [4], Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой [17].
Обследование
проводилось при помощи предметных
картинок и вопросов детям по этим
картинкам. В качестве иллюстративного
материала использовался «
Содержание методики:
Исследование активного словаря включает в себя изучение атрибутивного, предикативного и номинативного словаря.
1. Исследование номинативного словаря
1.1. Исследование конкретных существительных.
Процедура и инструкция: используются предметные картинки с изображениями по логическим группам: «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт», «Профессии».
Детям предъявлялись картинки, и задавался вопрос.
Инструкция: «Назови, что это?»
1.2. Исследование обобщающих существительных.
Процедура и инструкция: дети называют картинки с изображением предметов, одним словом.
Инструкция: «Рассмотри и назови картинки, одним словом»
а) юбка, кофта, рубашка, пальто;
б) ложка, чайник, чашка, кастрюля;
в) валенки, сапоги, туфли, ботинки;
г) диван, шкаф, кровать, стол;
д) яблоко, груша, слива, лимон;
е) автобус, поезд, самолет, паровоз.
2. Исследование предикативного словаря предполагает выполнение трех видов заданий:
а) «Называние действий».
Процедура и инструкция: Используются предметные картинки с изображениями ручки, ножниц, карандаша, ложки, топора. Детям предлагается назвать действие по предъявленному предмету (картинке) «Что делают ручкой?», предполагается ответ: - «пишут», «ножницами» - стригут, «карандашом» - «рисуют (пишут)» и т.п.
Логопед задает детям вопросы:
а) Что делают ручкой?
б) Что делают ножом?
в) Что делают ножницами?
г) Что делают ложкой?
д) Что делают карандашом?
е) Что делают топором?
б) «Кто как кричит или какие звуки издает».
Процедура и инструкция: Детям предлагается назвать голосовую реакцию животного, ответив на вопрос «Кто как кричит» или «какие звуки издает?»: «собака» - «лает», «корова» - «мычит», «лягушка» - «квакает», «петух» – «кукарекает», «кошка» - «мяукает», «утка» - «крякает».
в) «Способ передвижения»
Процедура и инструкция: Детям предлагается назвать способ передвижения изображенного животного. «Кто как передвигается или в каком состоянии находится?»: «ласточка» - «летает», «щука» - «плавает», «кузнечик» - «прыгает», «змея» - «ползает», «лошадка» - «скачет», «собака» - «бегает».
3. Исследование атрибутивного словаря
а) Исследование употребления прилагательных, обозначающих цвета и оттенки.
Процедура и инструкция: используются карточки разных цветов и оттенков. Логопед задает вопрос: «Какой это цвет?», «Какой это оттенок?»
б) Исследование употребления качественных прилагательных. Процедура и инструкция: используются предметные картинки с парными изображениями предметов с ярко выраженным размером. На картинках были изображены мячи (большой и маленький), дома (высокий и низкий), люди (худой и толстый). Детям предъявлялись картинки, и задавался вопрос: «Какие предметы здесь нарисованы?», «Назови, какой?».
в) Исследование употребления относительных прилагательных. Процедура и инструкция: Детей просят назвать, из чего сделан предмет: Шкаф (какой?) – деревянный; чашка (какая?) – фарфоровая; шапка (какая?) – шерстяная; машина (какая?) – железная; стакан (какой?) – стеклянный; мячик (какой?) – резиновый.
Шкала оценки результатов:
2 балл а – ребенок полностью и без ошибок узнает и называет предмет (действие, признак).
1 балл – ребенок выполняет задание при помощи экспериментатора, отмечаются некоторые трудности соотнесения слов с картинкой.
0 баллов – ребенок выполняет задание при помощи наводящих вопросов, отмечается большое количество ошибочных номинаций.
По результатам выполнения всех заданий методики проводилось вычисление среднего балла, на основании которого определялись степени сформированности словаря детей.
Шкала определения степеней сформированности словаря:
Высокая степень - от 2,0 до 1,5 баллов
Средняя - от 1,4 до 1,0 баллов
Низкая - от 0,9 до 0,5 баллов
Неудовлетворительная - от 0,4 баллов и менее
В исследовании участвовали дети 6-7 лет с нормальным речевым развитием и дети с психической депривацией.
Исследование словаря у дошкольников с психической депривацией проводилось на базе ДОУ № 31 Московского района города Санкт-Петербурга, находящегося по адресу: пр. Космонавтов д.18/3. Заведующая - В.Г. Григорьева, логопед - Ю.Ю. Бровцына.
Всего в эксперименте участвовало 40 детей, из них – 20 с нормальным речевым развитием, 20 – с психической депривацией.
Обследование проводилось при
помощи предметных картинок и
вопросов детям по этим
Глава
3. Особенности словаря у
3.1. Состояние словаря у дошкольников с нормальным речевым развитием
Результаты исследования лексики детей контрольной группы показали, что словарь дошкольников находится на достаточном уровне сформированности. Вместе с тем, группа детей с нормальным речевым развитием неоднородна по состоянию словаря. Результаты исследования словаря представлены в таблице 1(см. приложение).
Анализ результатов исследования позволил распределить детей на подгруппы в зависимости от степени сформированности словаря согласно шкале определения степеней, описанной в методике исследования.
Первую группу, с высокой степенью сформированности словаря (от 2,0 до 1,5 баллов) составили 15 дошкольников. Дети успешно справились с предложенными заданиями. Задания выполнялись детьми уверенно, в хорошем темпе, почти безошибочно. Однако при выполнении заданий допускались единичные ошибки и некоторые неточности. При актуализации номинативного словаря отмечались незначительные затруднения в виде замены слов семантически близкими словами. Наблюдались замены по внешнему сходству (кеды – «ботинки»); замены в виде называния части предмета (паровоз - «вагончики»); замены денотата более обобщённым понятием (обувь - «вещи»); «модельная конкретизация» (Цейтлин С.Н. [54]) (одежда - «вещи, которые одевают»); замена обобщающего понятия конкретным понятием (транспорт - «автомобили»). Называние обобщающих существительных вызвало большие затруднения по сравнению с актуализацией конкретных понятий, что объясняется закономерностями онтогенеза: в дошкольном возрасте продолжается формирование словаря обобщающих понятий. При актуализации предикативного словаря дети испытывали затруднения, что выражалось в заменах глаголов словами более общего значения (бегает - «двигается»), заменах семантически близким глаголом (рубят – «колют»). Называние качественных и относительных прилагательных вызвало у них определённые сложности. Отмечались замены семантически близкими прилагательными, обозначающими величину (высокий – «большой»). Имели место лексические замены (шерстяная – «вязанная»); словообразовательные замены (неологизмы) (фарфоровая – «стекольная»). Данные особенности объясняются закономерностями онтогенеза: поздним усвоением относительных прилагательных, системой словообразования.
Вторую подгруппу со средней степенью сформированности словаря (от 1,4 до 1,0 балла) составили 5 детей. Дети выполняли задания при помощи наводящих вопросов, отмечались трудности соотнесения слов с изображением. При актуализации номинативного словаря допускались замены существительных семантически близкими словами, а так же словами, обозначающими внешне сходные предметы (валенки – «сапоги»; пирамидка - «башенка»). Использовали словосочетания (продавец – «продает товар»), смешения слов, обозначающих часть и целое (паровоз – «вагончики»). Замены денотата более обобщённым понятием (юла - «игрушка»). Так же, как и в первой подгруппе, дети успешнее справились с называнием конкретных понятий, при актуализации словаря обобщающих существительных испытывали более выраженные затруднения.
Результаты исследования глагольного словаря показали недостаточную его сформированность у детей данной подгруппы. Основными ошибками при назывании глаголов были замены семантически близкими глаголами (лает – «кусает»), замены глаголов словосочетаниями (бегает – «прыгает и лает»), замены звукоподражаниями («ку-ка-ре-ку», «ква-ква-ква»), а также называние глаголов просторечными словами («кукарекает», «мукает», «гавкает», «мяучит»). Данные особенности свидетельствуют о том, что система предикативной лексики у детей данной подгруппы находится в стадии формирования.
Наиболее низкие результаты у детей данной группы наблюдались при актуализации прилагательных. Дети испытывали трудности при названии оттенков цветов: отмечались замены как семантически близкими словами (красный – «розовый»), так и замены семантически далекими словами (коричневый - «серый»). Данное явление свидетельствует о недостаточном усвоении знаний об оттенках цветов детьми данной подгруппы, недостаточным уровнем развития сенсорной сферы. Особые сложности вызывало название качественных и относительных прилагательных. Отмечались семантически близкие замены прилагательными, обозначающими величину (худой – «узкий»), отрицание антонимичных понятий (толстый –« нетонкий»). Трудности при назывании относительных прилагательных выражались в разнообразных ошибках в виде лексических замен (деревянный - «квадратный»), неологизмов (шерстяная – «шерстная»), указания на материал с использованием существительного с предлогом (шапка какая? - «из ниток»). Наличие такого рода ошибок при назывании прилагательных обусловлено недостаточным осмыслением значений признаков предметов, незаконченностью процесса формирования словообразования.
Таким образом, результаты исследования показали, что группа детей с нормальным речевым развитием является неоднородной по состоянию словаря. В ходе исследования были выявлены дети с высокой степенью сформированности лексики и дошкольники, развитие словаря которых соответствует средней степени сформированности лексики.
Результаты выполнения всех заданий на исследование словаря показали, что степень трудности и успешность выполнения разных заданий была неодинакова у дошкольников контрольной группы. Уровни сформированности различных видов словаря у дошкольников с нормальным речевым развитием представлены в таблицах. Так в приложении таблица 2 отражает результаты исследования номинативного словаря, таблица 3 – предикативного, таблица 4-атрибутивного словаря.
Показания таблиц: 2,3,4 (см. приложение) свидетельствуют о том, у детей контрольной группы наиболее сформированным является номинативный словарь. Предикативный словарь незначительно отстает по количественным показаниям от номинативного. Атрибутивный словарь недостаточно сформирован, что выражается в трудностях использования относительных прилагательных. Эти трудности связаны с недостаточными умениями образовывать прилагательные от существительных. Такие же трудности были в задании с качественными прилагательными, обусловленные недостаточной дифференциацией предметов по их качественным характеристикам.
Информация о работе Развитие словаря у детей с психической депривацией