Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:53, дипломная работа
Целью работы является выявление особенностей словаря у детей дошкольного возраста с психической депривацией.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической, логопедической литературы по проблеме исследования.
2. Выбор методики исследования словаря у детей с психической депривацией
3. Сравнительный анализ особенностей развития словаря у дошкольников с психической депривацией и у детей без речевой патологии.
4.Разработка методических рекомендаций по развитию словаря у дошкольников с психической депривацией с учетом выявленных особенностей.
Введение……………………………………………………………………стр.2
Глава 1. К вопросу изучения особенностей словаря у дошкольников с психической депривацией
1.1. Формирование лексики в онтогенезе…………………………….…стр.4
1.2. Понятие психической депривации………………………………….стр.13
1.3. Развитие словаря у детей в условиях психической депривации..стр.20
Глава 2. Цель, задачи, содержание и организация исследования словаря у дошкольников
2.1. Цель, задачи исследования ………………………………………….стр.26
2.2. Методика констатирующего эксперимента ………………………..стр.26
2.3. Организация исследования ………………………………………….стр.29
Глава 3. Особенности словаря у дошкольников с психической депривацией
3.1. Состояние словаря у дошкольников с нормальным речевым развитием………………………………………………………………….стр.30
3.2. Особенности словаря у дошкольников с психической депривацией…………………………………………………………...….стр.41
3.3. Сравнительный анализ особенностей словаря дошкольников с нормальным речевым развитием и у детей с психической депривацией…………………………………………………………….....стр.53
Глава 4. Методические рекомендации по развитию словаря у дошкольников с психической депривацией………………………………………….…….стр.60
Заключение ………………………………………………………...….….стр. 78
Список литературы………………………………………..……………....стр.82
Приложение ………………………………………………………………стр. 87
При обсуждении проблемы психической
депривации в детском возрасте речь идет
о неудовлетворении потребностей ребенка
в материнской любви, двигательной активности,
во впечатлениях и культуре в широком
смысле слова. Психологи считают, что реализация
потребностей маленького ребенка во впечатлениях
важнее, чем утоление голода или жажды.
Психическое развитие детей неизбежно
страдает, если ребенок не выходит за пределы
комнаты или палаты (в случае болезни),
если его движения ограничены или малыш
не имеет достаточного количества игрушек
и контактов. |
При определении депривации нередко проводят аналогию между психической и биологической недостаточностью. Подобно тому, как возникают серьезные нарушения в результате дефицита питания, недостатка витаминов, кислорода и т. п., серьезные нарушения могут возникать и в случае психического дефицита – дефицита любви, стимуляции, социальных контактов.
Понятие депривации близко к понятию фрустрации[25]. Однако они не тождественны.
Фрустрация определяется как психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности и сопровождающееся различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др.
Депривация же может какое-то время частично или даже полностью не осознаваться. Ее негативные последствия могут ассоциироваться с самыми различными причинами. Так, человек может не связывать, например, возникшую депрессию с дефицитом сенсорных стимулов.
Таким образом, в отличие от фрустрации, депривация действует более скрыто, но зачастую имеет и более серьезные последствия.
Й. Лангмейер и З. Матейчек [25] проводят такую аналогию: фрустрация происходит, если у ребенка отнимают его любимую игрушку и он вынужден играть с тем, что ему нравится меньше, а депривация возникает в том случае, если ребенка лишают возможности играть вообще.
Внешне одна и та же ситуация может иметь разные последствия, привести к депривации либо одного, либо другого типа. Так, если ребенок, которому не купили мороженое, чувствует прежде всего разочарование от того, что лишился удовольствия его съесть, то такая депривация вряд ли может считаться угрожающей и иметь серьезные последствия. Если же отказ воспринимается ребенком как отказ в любви, то есть мороженое является носителем определенных психологических ценностей, то такая депривация рассматривается как фрустрирующая. Таким образом, депривация может иметь серьезные последствия для личности в том случае, если целевой объект является символом любви, престижа, уважения или другой базовой потребности.
Дети, которые постоянно чувствуют любовь и заботу родителей, дети, у которых сформировано базовое чувство доверия к миру, могут достаточно легко переносить случаи депривации, дисциплинирующий режим и т. п., они не воспринимают их как фундаментальную угрозу, как угрозу своим главным, базовым потребностям [25].
К понятию «депривация» близки понятия «сепарация», «изоляция». Последние обозначают скорее депривационную ситуацию, условие депривации. Психическая депривация характеризуется особым состоянием, возникающим в депривационной ситуации. В этом плане можно сказать, что в одних и тех же условиях изоляции характер психической депривации каждого человека во многом будет определяться индивидуальными особенностями личности, в частности значимостью тех потребностей, которые подавлены. Люди, оказавшиеся в изоляции от общества, по-разному будут переживать данную ситуацию, и ее последствия для их психики тоже будут различными.
1.3. Развитие словаря у детей в условиях психической депривации
Главным условием полноценного развития ребенка является его общение со взрослыми. Живущий в семье ребенок в процессе общения со взрослыми уже к двухмесячному возрасту приобретает средства дословесной коммуникации, которая формирует его представления об окружающем мире и о себе. Далее появляются предпосылки для развития словесной речи.
Дети же в условиях депривации
отличаются задержкой развития
средств дословесной
Л. В. Боханова[5] отмечает, что психическая депривация приводит к недоразвитию всех компонентов речевой системы. Это обусловлено тем, что в процессе речевого развития все компоненты развиваются в тесной взаимосвязи, и недоразвитие какого-либо компонента вызывает недоразвитие других компонентов.
Н.М. Дворянцева [11] по итогам исследования состояния здоровья детей – воспитанников семейных детских домов сообщает конкретные данные: 73% детей имеют нервно – психические заболевания, что свидетельствует о наличии множественных речевых отклонений.
Т.М. и Землянухина и М.И. Лисина в работе об особенностях общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте утверждают, что в силу дефицита общения у данного контингента детей резко снижается их познавательная активность, что приводяит к стойкой задержке всех психических функций.
М. А.. Илюк [18,19], предлагая варианты логопедического воздействия, подчеркивает тот факт, что все отклонения в развитии речи самостоятельно не преодолеваются. Поэтому речевое развитие таких детей можно обеспечить только при условии использовании системы коррекционных мероприятий, предусматривающих формирование речевой практики, в процессе которой происходит овладение лексическими, фонетическими и лексико-грамматическими закономерностями языка, обучение речи как средству общения и обобщения.
Изучению детей с психической депривацией и их речевому развитию посвящены работы многих российских и зарубежных ученых: Г.А. Волковой, М.А. Ярмакович [7], Н.М. Дворянцевой [11], И.А. Залысиной, Е.Ю. Смирновой [14], Л. В. Бохановой [5], Г.М. Землянухиной, М.И. Лисиной [15], М.А. Илюк [18, 19], И. Лангеймер, З. Матейчек [25], Л.В. Лопатиной, Е.В. Бордовской [30], А.М. Пригожан [40, 41], Л.М. Шипициной, Е.И. Казаковой [57] и др. Авторы отмечают следующие особенности речевого развития детей в условиях психической депривации:
- Дети старшего дошкольного возраста используют фразовую речь. В высказываниях наблюдаются распространенные предложения. С точки зрения количества слов предложение может быть довольно объемным, но с точки зрения правильности фраза аграмматична.
- Нарушения формирования лексики у детей проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированностью семантических полей. Дети понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.
- Характерным признаком для этой группы детей являются значительные индивидуальные различия. В речи преобладают существительные, ограниченно используются прилагательные, мал состав глаголов. Очень много парафазий (особенно глагольных). Например, «стряхает» вместо «чистит»; «стирает» вместо «моет» девочку. В речи очень много аморфных глаголов (делает, идет, стоит и т.п.). В глагольном словаре дошкольников, развивающихся в условиях депривации, преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.). Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.
- Бедность словарного запаса проявляется и в том, что дошкольники даже шестилетнего возраста не знают многих слов: названий ягод (клюква, ежевика, земляника, брусника), рыб, цветов (незабудка, фиалка, ирис, астра), диких животных (кабан, леопард), птиц (аист, филин), инструментов (рубанок, долото), профессий (маляр, каменщик, сварщик, рабочий, ткачиха, швея), частей тела и частей предмета (бедро, стопа, кисть, локоть; фара, кузов ) и др. Многие затрудняются в актуализации слов : овца, лось, ослик, грач, цапля, стрекоза, кузнечик, перец, молния, гром, валенки, продавец, парикмахер.
- Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации предикативного словаря (глаголов, прилагательных). У дошкольников с психической депривацией выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи нормально развивающихся сверстников (узкий, кислый, пушистый, гладкий, квадратный и др.)
Таким образом, речевой опыт детей
в условиях депривации весьма ограничен,
языковые средства, которыми они пользуются,
являются несовершенными, далеко не полностью
удовлетворяют потребность
Выводы:
Словарный запас - набор слов, которыми владеет человек.
Различают два вида словарного запаса: активный и пассивный.
Активный словарный запас включает слова, которые используются в устной речи и письме.
Пассивный словарный
запас включает в себя слова, которые человек
узнаёт при чтении и на слух, но не использует
их сам в устной речи и письме. Пассивный
словарный запас всегда больше активного
в несколько раз. [Материал из Википедии
//Internet - http://ru.wikipedia.org].
Уровень развития словаря определяется
количественными и качественными показателями.
Развитие словаря ребёнка тесно связано
с одной стороны, с развитием мышления
и других психических процессов, а с другой
стороны, с развитием всех компонентов
речи: фонетико-фонематического и грамматического
строя речи[8].
В логопедии термином онтогенез речи принято обозначать весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления[22].
А.Н. Гвоздев в своём уникальном исследовании «Вопросы изучения детской речи» [10] выделил пути усвоения родного языка детьми и подчеркнул, что развитие лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребёнка об окружающей действительности. По мере того, как ребёнок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь.
Л.С. Выготский [8] отмечал, что первоначальной функцией речи ребёнка является установление контакта с окружающим миром, функция сообщения.
В настоящее время в
По мере развития мышления ребёнка, его речи лексика не только обогащается, но и систематизируется. Слова как бы группируются в семантические поля. Семантическое поле - это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков.
Под психической депривацией
Психические потребности ребенка наилучшим образом удовлетворяются ежедневным общением с окружающей средой. Если у ребенка нет такой возможности, если он изолирован от стимулирующей среды, то он неизбежно страдает от недостатка стимулирующих факторов. Следовательно, основные психические потребности, которые с самого начала не удовлетворялись, развиваться не будут[4].
Информация о работе Развитие словаря у детей с психической депривацией