Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:49, курсовая работа
Поэтому целью нашей работы является рассмотрение конфликта в производственных организациях как особого процесса, описываемого по определенным характеристикам (структура, динамика, функции) и имеющего свои психологические предпосылки.
Исходя из этой цели, поставлены следующие задачи:
определить понятие конфликта и специфику производственного конфликта;
проследить историю изучения конфликтов на производстве;
изучить психологические факторы, определяющие вступление работников в конфликт и тяжесть его протекания;
выделить основные типы конфликтов, которые характерны для производственных организации;
описать конфликт как процесс, имеющий свою динамику, структуру и выполняющий определенные функции;
провести исследование и сопоставить его результаты с теоретическими изысканиями.
Для объяснения большей неудовлетворенности (а значит, потенциальной конфликтности) сотрудников, оценивающих ситуацию на предприятии как конфликтную, мы исследовали объективные и психологические их отличия от группы сотрудников, отрицающих наличие конфликтов.
Объективные особенности сотрудников, оценивающих ситуацию на производстве как конфликтную.
Чтобы
выявить объективные
В результате сравнения, значительных отличий по полу, возрасту, семейному положению и уровню образования между испытуемыми двух групп выявлено не было. (Результаты приведены в Приложении №7)
По
признаку «стаж работы на данном предприятии»
можно отметить, что среди работников,
не заявляющих о наличии конфликтов
на предприятии, 40% имеет стаж работы
на фабрике более 18 лет (График №1), и
здесь эта категория работников
превышает по численности все
другие. В группе сотрудников, заявляющих
о наличие конфликтов, такой тенденции
не обнаруживается. В связи с чем,
можно сделать вывод, что люди,
проработавшие в одной
Рис.
1
Особое
наше внимание привлекло распределение
работников выделенных нами двух групп
(группы работников, оценивающих ситуацию
на предприятии как конфликтную,
и группы работников, отрицающих конфликты)
по подразделениям организации. Так, из
Графика №2 видно, что среди работников,
заявляющих о наличие конфликтов
в организации, большинство принадлежит
к производственным отделам, среди
которых наиболее выделяются Офсетный
цех и Копировка, а также ГПХМ.
Рис.
2
Надо отметить, что в связи с сокращением заработной платы, переходом предприятия на четырехдневную рабочую неделю именно работниками Офсетного цеха высказывалось значительное недовольство, доходившее до угроз (а именно: угроз забастовки и невыхода на работу). В связи с этим работники здесь более склонны воспринимать ситуацию на производстве как конфликтную, так как они являются непосредственными участниками конфликта. Однако, заметим, что новые – негативные изменения в графике работы и размере заработной платы имеют место во всех подразделениях организации, а рабочие офсетного цеха как наиболее значимого для предприятия получают самую высокую заработную плату из всех отделов, которая была довольно незначительно урезана.
Другая
ситуация характерна для Копировального
отдела и ГПХМ (главный пункт хранения
материалов). Так, рабочие копировального
отдела имеют самые низкие оклады
по предприятию. Кроме того, ранее
имели место частые конфликты
между копировальным и офсетным
цехами, связанные с перекладыванием
друг на друга вины за задержку выполнения
заказов или брак. Сейчас же эти
два подразделения объединены как
формально, так и территориально
(теперь два цеха размещаются в
одном зале), такое преобразования
в организационной структуре
привело к устранению межгрупповых
конфликтов. Однако, это привело
к непосредственному
Отдел ГПХМ в ближайшее время планируется расформировать, в связи с чем его работники будут уволены, что не может не вызывать их недовольства.
А в связи с вышеописанными данными, можем предположить, что в этих трех отделах исследуемый нами конфликт носит открытый характер, и поэтому сотрудники их более склонны воспринимать ситуацию на предприятии как конфликтную.
Психологические особенности сотрудников, оценивающих ситуацию на производстве как конфликтную.
Далее
нами были проанализированы психологические
особенности работников, оценивающих
ситуацию на производстве как конфликтную.
Анализ мы проводили, основываясь на
результатах теста К.Томаса «Выбор
стратегий в конфликтной
Результаты по тесту К.Томаса.
Для
проверки заявленной нами первого пункта
гипотезы о том, что работники, оценивающие
ситуацию на производстве как конфликтную,
отличаются от сотрудников, не заявляющих
о таковых, по предпочитаемым стратегиям
поведения в конфликте (а именно:
интенсивности стратегии
Таблица
5 - Сравнительная таблица: Выраженность
стратегий поведения в
Средний балл по стратегии | Наименование стратегий | Выраженность
стратегий поведения в |
Выраженность
стратегий поведения в |
соперничество | 4,76 | 2,62 | |
сотрудничество | 7,06 | 6,43 | |
компромисс | 6,12 | 5,94 | |
избегание | 8,12 | 8,91 | |
приспособление | 3,94 | 6,09 |
Из
данных таблицы видно, что все
работники данной организации, в
среднем более склонны в
Таблица 6 - Значения коэффициента Манна-Уитни, как подтверждение различий в выраженности стратегий Соперничества и Приспособления между группой испытуемых, заявляющих о конфликтах на предприятии, и группой испытуемых их отрицающих
Стратегия | U* | Значимость различий между группами испытуемых |
Соперничество | 156 | различия достоверны для ур-ня значимости 0,01** |
Приспособление | 141,5 | различия достоверны для ур-ня значимости 0,01 |
* U – значения коэффициента Манна-Уитни
** Uкр. = 177, чтобы различия считались достоверными U<Uкр.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что работники оценивающие ситуацию на производстве как конфликтную в ситуации конфликта чаще предпочитают стратегию соперничества, чем представители второй группы нашла свое подтверждение. Кроме того, в ходе исследования была выявлена связь между оценкой ситуации на производстве как конфликтной и низкими показателями по стратегии приспособления.
Помимо
этого мы сравнили наиболее предпочитаемые
- преобладающие стратегии
Рис.
3
Обобщая все вышеприведенные данные, можем сделать вывод, что оценка сотрудниками ситуации, сложившейся на производстве, как конфликтной связана с такими психологическими особенностями как: достаточная интенсивность (выраженность) стратегии соперничества при разрешении конфликта, при низкой выраженности стратегии приспособления (готовности идти на уступки другому ради сохранения отношений). В то время, как оценка ситуации на производстве как неконфликтной, хотя объективные факторы во многом свидетельствуют об обратном, скорее всего, связана с приверженностью таких сотрудников Избегающей стратегии поведения в конфликте, стремлению отстраняться и не замечать напряженности сложившейся ситуации на производстве.
Результаты по тесту М. Рокича «Ценностные ориентации».
Все данные по тесту М. Рокича приведены в Приложении №9.
Для
проверки второго пункта гипотезы о
том, что существуют различия в приоритетных
базовых ценностях между
Результаты
сопоставления группы сотрудников,
оценивающих ситуацию на производстве
как конфликтную, и группы сотрудников,
отрицающих конфликты, по ведущим ценностям
– целям приведены нами на Графике
№4.
Рис. 4
Проанализировав график распределения предпочтений сотрудников каждой группы ценностей-целей (базовых ценностей, определяющих цель существования человека), можем сделать выводы:
-
для большинства работников
-
среди работников, не заявляющих
о конфликтах, в число наиболее
важных можно включить
-
если произвести распределение
ценностей по наиболее
Кроме того, нами были обнаружены достоверные отличия двух групп по предпочтению ее членами ценности – «материально обеспеченная жизнь». Так, коэффициент различий (Манна-Уитни) между анализируемыми группами по этому признаку составил U=199,5; что значительно меньше Uкр. = 216 - для уровня значимости 0,95. Это так же подтверждают высокие показатели связи между ответами испытуемых на вопрос анкеты, о наличие конфликтов в организации, и предпочтением ими ценности «материально обеспеченная жизнь» по тесту Рокича М. (коэффициент Пирсона R=-0,297, что больше стандартного значения Rкр.=0,27 для уровня значимости 0,95).
Информация о работе Производственный конфликт: психологические аспекты