Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:49, курсовая работа
Поэтому целью нашей работы является рассмотрение конфликта в производственных организациях как особого процесса, описываемого по определенным характеристикам (структура, динамика, функции) и имеющего свои психологические предпосылки.
Исходя из этой цели, поставлены следующие задачи:
определить понятие конфликта и специфику производственного конфликта;
проследить историю изучения конфликтов на производстве;
изучить психологические факторы, определяющие вступление работников в конфликт и тяжесть его протекания;
выделить основные типы конфликтов, которые характерны для производственных организации;
описать конфликт как процесс, имеющий свою динамику, структуру и выполняющий определенные функции;
провести исследование и сопоставить его результаты с теоретическими изысканиями.
Кроме
того, мы обратили внимание на характер
трендов между интенсивностью конфликтных
отношений и остальными стратегиями
поведения сотрудников в
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза была частично подтверждена в ходе исследования. Нам удалось установить, что на конфликтность в подразделениях организации влияют психологические особенности ее сотрудников: была выявлена связь между конфликтностью взаимоотношений в подразделениях организации и предпочитаемыми сотрудниками стратегиями поведения в конфликте. Достоверная связь обнаружена со стратегией соперничества: чем больше в самоотчетах сотрудников подразделения выражена стратегия соперничества, тем выше в этом подразделении конфликтность и наоборот. А это значит, что подобная стратегия поведения увеличивает напряженность, недовольство в коллективе, при этом в тех группах, где сотрудники обычно в таких ситуациях легко отступают (используют приспособление), это не приводит к снижению недовольства, которое и выражается в негативной оценке других (положительной динамики связи между предпочтением приспособления и интенсивностью конфликтных диад в группе). Причем, это характерно даже тогда, когда уровень предпочтения стратегии сотрудничества среди работников достаточно высок.
Ухудшение же отношений в коллективе с точки зрения Парыгина Б.Д. ведет к снижению эффективности работы.
То есть нам удалось показать, что конфликтность производственной группы связана с психологическими особенностями ее членов, поэтому стало важно выявить индивидуальные особенности работников, определяющие вступление их в конфликт. А так как специфика производства предъявляет особые требования к тем, кто на нем работает, психологические характеристики рабочего производства будут отличны от таковых сотрудников, занятых в организациях иного типа, то результаты нашего исследования мы распространяем только на работников производственных предприятий.
Анализ ситуации на производстве
В
ходе исследования при помощи избранных
нами методик мы описали конфликтную
ситуацию, сложившуюся на одном из
полиграфических предприятий
На
данном предприятии имеет место
производственный конфликт общеорганизационного
масштаба между производственными
группами и администрацией. Он связан
с кризисным экономическим
Однако
важно также понять, как развивался
конфликт, на какой стадии он находится
сейчас, и что следует ожидать
в будущем. Приведем информацию о
динамике данного конфликта (по рассказам
работников). Так, данный конфликт появился
не в этом году, а существует уже
довольно давно. Начался он с назначения
на пост директора фабрики одного
из главных инженеров. Что, казалось
бы, должно было сблизить производственников
с администрацией, улучшить взаимопонимание
между ними. Однако этого не произошло.
С этого момента работники начинают рассказ
о конфликте. Поводом для массового протеста
послужило как раз сдача администрацией
площадей в аренду и в следствии этого
– реструктуризация производственных
подразделений. Что возмутило группу рабочих,
в ответ все «активно выступавшие» были
уволены (всего около 20 человек), а на их
место взяты другие – более лояльные.
Сегодня ситуация стабилизировалась.
Однако сейчас важным является понять,
за счет чего это произошло. Действительно
ли конфликт исчерпан или это лишь «затишье
перед бурей»? Ответить на этот вопрос
нам помогла анкета профессора А.Майера,
которая предназначена для оценки организационных
условий, но также она позволяет измерить
уровень удовлетворенности-
Для удобства обработки данных:
-
мы разделили все пункты
-
присвоили ответам испытуемых
баллы следующим образом: для
отрицательных пунктов: да = -2б;
скорее да = -1б; скорее нет=1б;
нет=2б. Для положительных
- посчитали суммарный балл по каждому блоку анкеты для всех испытуемых. При этом, мы рассматривали следующие блоки (как ключевые показатели удовлетворенности):
«Мои
коллеги» - удовлетворенность сотрудников
отношениями в рабочем
«Мои условия работы» - удовлетворенность сотрудников условиями своего труда (считают ли они их просторными, чистыми или наоборот утомительными и угрожающими);
«Организация» - удовлетворенность сотрудников тем, насколько эффективно организована их производственная деятельность (нет конфликтов, они получают достаточно информации, руководство хорошо отрегулировало деятельность сотрудников и подразделений);
«Руководство» - удовлетворенность сотрудников своим руководством (удовлетворенность профессиональными качествами руководителей – их прогрессивностью, эффективностью);
«Оплата труда» - удовлетворенность уровнем заработной платы (ее «справедливость» с точки зрения работников).
-
для удобства мы перевели
;
где n – количество испытуемых(55 человек); Xi – балл по блоку для каждого испытуемого; max+ -максимально возможный балл по блоку.
Дополнительно отметим, что данный коэффициент удовлетворенности по каждому блоку может изменяться от -1 (сотрудники абсолютно неудовлетворенны) до +1 (сотрудники абсолютно удовлетворены).
В
результате наших подсчетов были
получены следующие данные:
Таблица 3 - Сводная таблица: Удовлетворенность работой в данной организации. Результаты опроса сотрудников по анкете А. Майера
Показатели удовлетворенности | |||||
своими коллегами | условиями работы | организацией работы предприятия | руководством предприятия | оплатой труда | |
Коэффициент удовлетворенности (К) | 0,5 | -0,19 | -0,11 | -0,28 | -0,49 |
По результатам опроса можно сделать вывод, что сотрудники в массе своей скорее негативно оценивают данное производственное предприятие: созданные для них условия труда, организацию производственной деятельности, профессиональные качества своего руководства. А более всего люди недовольны оплатой своего труда. При этом, большинство их них положительно относится к своим коллегам. (Баллы по каждому сотруднику приведены в приложении №6)
Поэтому
можно утверждать, что в исследуемой
организации, все еще имеет место
высокая неудовлетворенность
Формирование сравниваемых групп
Таким образом, мы выяснили, что конфликт на данном предприятии не был разрешен руководством и продолжает развиваться. Однако, работники воспринимают сложившуюся ситуацию по-разному. Так, из общего числа работников, заполнивших анкету, мы выделили тех, кто оценивает ситуацию на производстве как конфликтную. То есть, на соответствующий вопрос анкеты они отвечают «да», «скорее да». Таковых оказалось 17 человек из 55, оставшиеся 38 человек заявляют, что в их организации «нет» или «скорее нет» конфликтов.
Так как объективная ситуация для всех работников одинакова (конфликт есть), то встает не праздный вопрос: «А чем собственно объясняются то, что одни работники воспринимают ситуацию как конфликтную, а другие нет?»
Поэтому
мы попытались выявить, чем же неудовлетворенны
выделенные нами группы сотрудников. Для
чего сопоставили ключевые показатели
удовлетворенности (коэффициенты удовлетворенности
– расчетную формулу, диапазон изменения
коэффициента см. выше) работников оценивающих
ситуацию на производстве как конфликтную
и тех, кто отрицает наличие конфликтов
(результаты опроса по анкете А. Маерса).
Данные приведены в таблице №4.
Таблица
4 - Сравнительная таблица
Степень удовлетворенности работников, заявляющих о наличие конфликтов | Степень удовлетворенности работников, отрицающих наличие конфликтов | |
своими коллегами | 0,35 | 0,57 |
условиями работы | -0,18 | 0,28 |
организацией работы предприятия | -0,63 | 0,12 |
руководством предприятия | -0,52 | -0,21 |
оплатой труда | -0,58 | -0,44 |
*-
в таблице приведены
Из приведенных выше данных видно, что работники, заявляющие о наличие конфликтов, и в общем очень негативно оценивают ситуацию, сложившуюся на предприятии. При этом они очень неудовлетворенны (значительно больше второй группы) своим руководством (-0,52), тем как оно организует их труд (-0,63), а так же заработной платой. Кроме того, в отличие от тех сотрудников, которые отрицают наличие конфликтов, они заявляют о плохих условиях работы (-0,18). В то время, как сотрудники, отрицающие наличие конфликтов, ситуацию на производстве оценивают в целом более позитивно. А недовольство выражают относительно заработной платы и в незначительной степени – руководства предприятия.
Информация о работе Производственный конфликт: психологические аспекты