Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:49, курсовая работа
Поэтому целью нашей работы является рассмотрение конфликта в производственных организациях как особого процесса, описываемого по определенным характеристикам (структура, динамика, функции) и имеющего свои психологические предпосылки.
Исходя из этой цели, поставлены следующие задачи:
определить понятие конфликта и специфику производственного конфликта;
проследить историю изучения конфликтов на производстве;
изучить психологические факторы, определяющие вступление работников в конфликт и тяжесть его протекания;
выделить основные типы конфликтов, которые характерны для производственных организации;
описать конфликт как процесс, имеющий свою динамику, структуру и выполняющий определенные функции;
провести исследование и сопоставить его результаты с теоретическими изысканиями.
Кульминация наступает тогда, когда конфликт приводит стороны к действиям, наносящим серьезный ущерб делу и организации, когда конфликт достигает такого накала, что, по крайней мере, одной из сторон становится ясно, что продолжать его больше не следует. Кульминация обычно выражается в каком-либо «взрывном» эпизоде. После этого эпизода стороны приходят к необходимости завершить конфликт, подсчитывая его цену.
Цена конфликта для каждой из сторон складывается из суммы трех величин: затраты энергии и сил на конфликтную деятельность; ущерб, нанесенный недружелюбными действиями другой стороны; потери, связанные с ухудшением общей ситуации. Все возможные варианты завершения конфликта можно представить в виде континуума, на одном конце которого помещены все конфликты, завершённые в рамках модели «выигрыш - выигрыш» (взаимовыгодный результат), а на другом – «выигрыш - проигрыш» (победа над противостоящей стороной). Между этими полюсами множество конфликтов, оконченных на компромиссной основе.
Дополнительно
отметим, что конфликт совсем не обязательно
проходит каждую из стадий. Он может
останавливаться в своём
Несколько отличный от выше изложенных взгляд на динамику конфликта принадлежит Базарову Т.Ю. Он понимает конфликт как саморегулирующийся механизм, проходящий в своем развитии три этапа: конфронтационную, компромиссную, коммуникативную. Для него управлять конфликтом - обеспечить ему максимальную возможность для саморегулирования и содействие по переходу конфликта от одной ступени его развития к следующей. [36]
Все
вышеописанные стадии и структура
конфликта также характерны и
для производственного
Конечно же, при умелом регулировании конфликт может завершиться не доходя до последней стадии.
Как
уже было отмечено выше, конфликт может
быть функциональным и вести к
повышению эффективности
Имеется семь конструктивных последствий конфликта. Одно из них заключается в том, что проблема может быть решена таким путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди больше будут чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это, в свою очередь, сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в осуществлении решений - враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли. Другое функциональное последствие состоит в том, что стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях, возможно, чреватых конфликтом.
Конфликт
может также уменьшить
Если не найти эффективного способа управления конфликтом, могут образоваться следующие деструктивные последствия, т.е. условия, которые мешают достижению целей.
1.
Неудовлетворенность, плохое
2.
Меньшая степень
3.
Сильная преданность своей
4.
Представление о другой
5. Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами.
6.
Увеличение враждебности между
конфликтующими сторонами по
мере уменьшения
7.
Смещение акцента: придание
Но, оценивая функции конфликта необходимо иметь в виду:
Кроме
того, можно рассматривать
Повседневность,
насыщенная реальными и потенциальными
конфликтами, требует по возможности
точных методов их оценки для успешного
их разрешения. Это особенно важно,
так как в связи с
Из способов количественной оценки в организации могут сработать, например, опросы экспертов по методу Дельфи, или же обращение к видимым последствиям конфликтов. Но, как правило, животрепещуще важно измерить сегодняшние, сиюминутные, на глазах происходящие процессы.
В
последнее время больше других стал
распространяться метод прогноза конфликтов
в организации по измерению степени
неудовлетворенности (условиями труда,
быта, отношениями и т. д.). Он разработан
социологами Нижнекамска и
Тем не менее, неудовлетворенность - универсальный показатель конфликтности. К тому же он хорошо измеряем. Поэтому в оценке конфликтов обращение к нему естественно.
Правда, сам показатель имеет оценочную силу только в сочетании с другими признаками конфликта. К ним, Пригожин А.И. относит, прежде всего, формы проявления неудовлетворенности. Потому что, если самое высокое недовольство ограничивается разговорами между его носителями в узком кругу сослуживцев, то опасность возникновения конфликта еще невелика. Другое дело, если поведенчески неудовлетворенность проявляется в забастовках.
Другой измеряемый и прогнозируемый показатель неудовлетворенности - массовость охвата, то есть реальное количество людей, вовлеченных в конфликт. [29, с-167 Пригожин]
Помимо
напряженности для исследования
конфликтности в коллективах
организаций изучают такие
Фокус – группа – это групповая беседа, проходящая в форме дискуссии и направленная на получение от ее участников «субъективной информации» по восприятию ими различных объектов или ситуаций. При изучении конфликтов целями фокус – группы могут быть: выявление мотивов, установок, ценностей реальных или потенциальных субъектов конфликта; выявление разногласий по определенным мотивам в коллективе; получение информации об общем положении дел в коллективе, его сплоченности и целеустремленности. Модератор (ведущий фокус – группы) должен иметь специальную теоретическую и практическую подготовку, необходима тщательная проработка содержания дискуссии, подбор участников, качественная интерпретация полученной информации.
Социометрический метод широко используется для оценки структуры межличностных отношений в малых группах (цехах, отделах). Выводы делаются в результате ответов испытуемых на вопросы социометрической карточки. С помощью вопросов исследователем задается ситуация, в которой фиксируются установки испытуемого на взаимодействие или отказ от взаимодействия с другими членами группы.
Методы наблюдения и опроса, здесь они направлены на выявление конфликтных тенденций в организации в целом.
Анализ результатов деятельности может служить как вспомогательный метод, направленный на выявление признаков назревающего конфликта, к которым относятся снижение производительности труда, увеличение брака, рост случаев нарушения дисциплины труда.
Метод экспертного интервью связан с опросом компетентных в интересующем исследователя вопросе работников. Поэтому здесь важно подобрать экспертов и разработать план беседы.
Здесь активно используются метод оценки критической массы интересов персонала в организации и метод картографии, разработанный Корнелиус Х. и Фэйр Ш. [14;17]
Цель, задачи и гипотеза исследования.
Предметом данного экспериментального исследования являются психологические особенности работников производственных организаций, воспринимающих ситуацию в своей организации как конфликтную.
Объект нашего исследования – работники производственных организаций.
Так,
сотрудники организации, является она
конфликтной или нет, по-разному
оценивают степень ее благополучия,
уровень ее конфликтности. При этом,
весьма вероятно, что сотрудники, которые
отмечают ситуацию внутри предприятия
как высококонфликтную, а значит,
неблагополучную, имеют психологические
особенности, способствующие такому восприятию.
Кроме того, оценивая ситуацию на производстве
как конфликтную, эти работники
тем самым признают наличие конфликта
и становятся его непосредственными
участниками, вступая в конфликтное
противоборство, разжигая конфликт. Поэтому
таких сотрудников можно
Информация о работе Производственный конфликт: психологические аспекты