Производственный конфликт: психологические аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:49, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому целью нашей работы является рассмотрение конфликта в производственных организациях как особого процесса, описываемого по определенным характеристикам (структура, динамика, функции) и имеющего свои психологические предпосылки.
Исходя из этой цели, поставлены следующие задачи:
определить понятие конфликта и специфику производственного конфликта;
проследить историю изучения конфликтов на производстве;
изучить психологические факторы, определяющие вступление работников в конфликт и тяжесть его протекания;
выделить основные типы конфликтов, которые характерны для производственных организации;
описать конфликт как процесс, имеющий свою динамику, структуру и выполняющий определенные функции;
провести исследование и сопоставить его результаты с теоретическими изысканиями.

Файлы: 1 файл

псих.труда.docx

— 223.09 Кб (Скачать)

     Особый  интерес для нас в свете  всего изложенного представляют конфликты между производственными  группами и администрацией.. подобного  рода конфликты являются следствием неопределенной позиции администрации  по вопросам социальной защищенности работников. Порой неверные управленческие решения могут иметь самые  печальные последствия и для  трудового коллектива, и для всего  предприятия. Представители администрации  обязаны грамотно решать не только инженерные, технические, но и экономические  и социальные проблемы. Управлять  такой сложной структурой, как  предприятие, опираясь только на техническую  грамотность, недостаточно. Необходимы также гуманитарные знания (в том  числе в сфере психологии), интуиция, опят. Взаимодействие управленческого  персонала с работниками порой  не отвечает необходимым требованиям. Работники часто не получают открытой четкой информации о положении в  организации. Результатом этого  является непонимание производственным коллективом происходящего в  организации, что влечет за собой  недоверие, а затем и обоюдную ненависть. В таких условиях диалог становится практически невозможным  и противоречие стремительно перерастает  в конфликт.

     Росту напряженности в трудовых коллективах  в большей степени способствует обман со стороны представителей администрации. Еще одной причиной усиления конфликтов в России после 90х стало перераспределение собственности, передача ее частным предпринимателям. Последнее относится в большей мере к крупным разгосударственным (приватизированным) предприятиям.

     Помимо  приведенной выше классификации, можно  также выделить следующие виды конфликта:

  • по масштабу: локальные и общеорганизационные;
  • мирные и непримиримые;
  • по степени «созревания»: угасающие, зрелые и зарождающиеся;
  • по исходу: деструктивные и конструктивные;
  • слепые (когда инерция эскалации конфликта приводит к потере первоначальной цели его, а доминирование над противником выходит на первый план) и рациональные (когда поведение сторон диктуется рассчитанными ходами с учетом шансов на выигрыш).

     Правильная  идентификация каждого конфликта  дает возможность определения наиболее эффективных путей его предотвращения и управления им, что особенно важно  на производстве.

 

      Глава 2. Некоторые  вопросы теории конфликта

  • Структура конфликта
 

     В любом конфликте, в том числе  и производственном, принято выделять следующие структурные компоненты: [24;25 Петровская]

  1. Стороны (участники) конфликта.

     Стороны или субъекты являются основными  действующими лицами любого конфликта, они его порождают, придают содержание и остроту, определяют особенности  развития. В соответствии с типом  конфликт его сторонами могут  выступать отдельные сотрудники, производственные группы и целые  подразделения организации.

     При этом все участники конфликта  характеризуются своими мотивами, интересами, целями, ценностями, установками, индивидуальными  особенностями предпочитаемых стратегий  поведения.

     По  степени участия в конфликте  Анцупов А.Я. и Шипилов А.И. выделяют основных участников конфликта, группы поддержки, других участников [6]. Среди  основных участников часто можно  выделить инициатора конфликта (сторону, которая первой начала конфликтные  действия). Другие участники могут  быть представлены подстрекателем или  организатором конфликта. Иногда к  другим участникам относят медиаторов (это посредники, решающие задачу прекращения  конфликта.

  1. Условия возникновения и протекания конфликта.

     Это объективные особенности ситуации, которые считаются значимыми  для возникновения конфликта, влияют на его характер. Если речь идёт о  социальных конфликтах, то в среду  конфликта включают ближайшее окружение  личности и те социальные группы, представителем которых является данный индивид [25].

     Важно, что характеристики сторон конфликта  и особенности условий его  протекания влияют на формирование целей  и стратегии конфликтного поведения  сторон.

  1. Предмет конфликта.

     Это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта, это противоречие, ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.

     Данный  параметр характеризует содержательную сторону столкновения. В качестве предмета конфликта могут выступать  разнообразные ресурсы, ценности, а  так же статус субъектов.

  1. Образы конфликтной ситуации.

     Это те идеальные картинки конфликтной  ситуации, которые имеются у каждого  из участников конфликта. Они всегда выступают его опосредствующим  звеном и включают представления  сторон о самих себе (своих мотивах, целях, ценностях, возможностях), о противнике (его мотивах, ценностях и возможностях) и о среде конфликта. И часто  служат непосредственным детерминантом  конфликтного поведения. Хотя могут  наблюдаться существенные расхождения  между образами конфликта и его  реальностью.

  1. Конфликтное поведение.

     Это противоположно направленные действия участников конфликта. Часто рассматривается  как одна из основных характеристик  конфликта. Так как стороны конфликта  судят о намерениях, ценностях  и возможностях оппонента в первую очередь по его поступкам, а не словам. И передают противнику свои намерения, оценки и возможности, также  используя язык влияний.

     Таким образом, конфликтное взаимодействие является основным содержанием процесса конфликта. Решающее влияние на выбор  поведения в конфликте оказывает  сама личность - ее потребности, интересы, ценности, установки, привычки, образ мышления, модели поведения, ее прошлый опыт работы с проблемами и поведения в конфликте Можно выделить конфликтный тип личности. Само понятие конфликтности личности означает состояние готовности личности к конфликтам, ее степень вовлеченности в развитие конфликтов.

     Еще одним важным фактором, которому в  психологии уделяется большое внимание являются стратегии поведения человека как его установка на определенную форму реагирования в ситуации конфликта.

     К.Томас: Кроме того, Томас К. и Килмен Р. выделяют пять стратегий поведения в конфликте в зависимости от приоритета человеком своих интересов или интересов другого:

    1. Доминирование или соперничество характеризуется акцентом на собственных интересах в ущерб другому. Заключается в навязывании оппоненту предпочтительного для себя решения. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет.
    2. Приспособление (уступчивость) – принесение в жертву собственных интересов ради интересов другой стороны.
    3. Компромисс предполагает учет, как своих интересов, так и интересов оппонента. А также взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой из сторон.
    4. Избегание (уход) – характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы противника. При использовании этой стратегии участник находится в ситуации конфликта, но не предпринимает активных действий по его разрешению. Обычно она используется, когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одной из сторон.
    5. Сотрудничество наоборот предполагает наиболее полный учет интересов своих и другого. Позволяет осуществить поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны. Пономаренко В только эту стратегию считает эффективной, а все другие рассматривает как приводящие к гибели отношений [26].

     Обычно  в конфликте используются комбинации стратегий, иногда доминирует какая-то одна. Так, конфликт может начинаться с кооперативного поведения, но при  его неудаче стороны переходят  к соперничеству.

     Выбор стратегии поведения в конфликте  определяется многими факторами, которые  Анцупов А.Я. и Шипилов А.И. подразделяют на две группы: факторы ситуации и личностные факторы [6]. К первым относят: оценку участниками успешности применения стратегии для достижения своих целей в данной ситуации, которая определяется оценкой готовности другой стороны к сотрудничеству, наличием доверия к оппоненту, прошлым  опытом по достижению согласия в конфликте; статус участников конфликта; наличия  времени на разрешение конфликта. К  личностным факторам относят: ориентированность  сторон конфликта на свои или чужие  интересы или на интересы дела; преобладающий  тип отношения к окружающим; уровня агрессивности человека; наличия  акцентуаций характера. Также влияют возраст человека, тип деятельности, склонность человека к нормативному или асоциальному поведению [6].

     Выделяя ситуационные и личностные факторы  Анцупов А.Я. и Шипилов А.И. стремятся показать, что существуют разные точки зрения по поводу того, насколько сильно человек может менять свое поведение в конфликте. Некоторые считают, что выбираемая стратегия есть относительно стабильный аспект личности. Значит, есть люди, демонстрирующие в конфликте только определенную стратегию [6]. Другие считают, что поведение человека зависит от ситуации и может меняться (Арнольд К., Боверс Д [по 6]). Анцупов А.Я. и Шипилов А.И. полагают, что преобладающее влияние личностных особенностей на конфликтное поведение верно не в отношении всех людей, а только для акцентуированных личностей, поведение которых мало корректируется факторами социальной ситуации. В отношении основной массы людей характерно изменение стратегий поведения в зависимости от ситуации, а не от типа личности. А в разных конфликтных ситуациях могут быть эффективны разные стратегии поведения, кроме того, важно соотношение выбранных оппонентами стратегий.

  1. Исходы конфликтных действий.

     Исход конфликтных действия представляет собой не столько непосредственный результат конфликта, сколько его  идеальный образ, в соответствии с которым участники с самого начала и выбирают своё поведение. Кроме  того, обычно в конфликте действия часто перемежаются с их результатами. И уже на основе этих результатов  производится сторонами коррекция  их представлений о конфликте. А  значит, исходы конфликтных действий не столько результат конфликта, сколько непосредственная его составляющая.

     И все вышеперечисленные структурные  компоненты находят свое отражение  в динамике конфликта.

  • Этапы развития конфликта
 

     Динамические  показатели конфликта - это стадии его  развития от возникновения до разрешения, отражающие особенность конфликта  как процесса.

     Большинство исследователей выделяют три основных этапа развития любого конфликта: возникновение  конфликтной ситуации, конфликтное  взаимодействие и разрешение конфликта [3,6,25]. Кроме того, Анцупов А.Я. и  Шипилов А.И. дополнительно описывают  предконфликтный период и послеконфликтный [3;6].

     Итак, конфликт начинается с того момента, когда (хотя бы) один из взаимодействующих  субъектов осознает отличие своих интересов, ценностных ориентации от интересов, ценностных ориентации другого субъекта или начинает односторонние действия по обеспечению своих интересов, но пока еще, не осознавая этих различий. Если различия существуют, но субъекты их не осознают, то мы имеем дело с предконфликтной фазой.

     При появлении ощущения противоречия между  различием интересов, ценностей  взаимодействующих субъектов и  ограниченной ресурсной возможностью обеспечить их не за счет другого в  сознании людей возникает напряженность. То есть напряженность возникает  тогда, когда конфликт уже начался (противоречия осознаны). И значит, мы можем считать напряженность - признаком конфликта (только начавшегося или давно продолжающегося).

     С началом конфликта конфликтные  ситуации сменяют одна другую. И  первая возникает сразу после  инцидента.

     Инцидент (информационный) - событие, которое помогло осознать хотя бы одному из взаимодействующих (прямо или косвенно) субъектов отличие (полное или частичное) его интересов и ценностей от интересов и ценностей других участников взаимодействия.

     Инцидент (деятельностный) - повод для объявления (афиширования) конфронтационных действий по поводу различия интересов, ценностных ориентаций.

     Далее развитие конфликта идет по пути эскалации. Эскалация может быть непрерывной  – с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силы ударов оппонентов. И волнообразной  – напряженность отношений то усиливается, то спадает, а периоды  активной конфронтации сменяются временным  улучшением отношений. Эскалация может  быть «крутой» или «вялой» в зависимости  от скорости приближения конфликта  к его кульминационной точке.

Информация о работе Производственный конфликт: психологические аспекты