Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:49, курсовая работа
Поэтому целью нашей работы является рассмотрение конфликта в производственных организациях как особого процесса, описываемого по определенным характеристикам (структура, динамика, функции) и имеющего свои психологические предпосылки.
Исходя из этой цели, поставлены следующие задачи:
определить понятие конфликта и специфику производственного конфликта;
проследить историю изучения конфликтов на производстве;
изучить психологические факторы, определяющие вступление работников в конфликт и тяжесть его протекания;
выделить основные типы конфликтов, которые характерны для производственных организации;
описать конфликт как процесс, имеющий свою динамику, структуру и выполняющий определенные функции;
провести исследование и сопоставить его результаты с теоретическими изысканиями.
Особый
интерес для нас в свете
всего изложенного представляют
конфликты между
Росту напряженности в трудовых коллективах в большей степени способствует обман со стороны представителей администрации. Еще одной причиной усиления конфликтов в России после 90х стало перераспределение собственности, передача ее частным предпринимателям. Последнее относится в большей мере к крупным разгосударственным (приватизированным) предприятиям.
Помимо приведенной выше классификации, можно также выделить следующие виды конфликта:
Правильная
идентификация каждого
В
любом конфликте, в том числе
и производственном, принято выделять
следующие структурные
Стороны
или субъекты являются основными
действующими лицами любого конфликта,
они его порождают, придают содержание
и остроту, определяют особенности
развития. В соответствии с типом
конфликт его сторонами могут
выступать отдельные
При этом все участники конфликта характеризуются своими мотивами, интересами, целями, ценностями, установками, индивидуальными особенностями предпочитаемых стратегий поведения.
По степени участия в конфликте Анцупов А.Я. и Шипилов А.И. выделяют основных участников конфликта, группы поддержки, других участников [6]. Среди основных участников часто можно выделить инициатора конфликта (сторону, которая первой начала конфликтные действия). Другие участники могут быть представлены подстрекателем или организатором конфликта. Иногда к другим участникам относят медиаторов (это посредники, решающие задачу прекращения конфликта.
Это
объективные особенности
Важно, что характеристики сторон конфликта и особенности условий его протекания влияют на формирование целей и стратегии конфликтного поведения сторон.
Это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта, это противоречие, ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.
Данный параметр характеризует содержательную сторону столкновения. В качестве предмета конфликта могут выступать разнообразные ресурсы, ценности, а так же статус субъектов.
Это те идеальные картинки конфликтной ситуации, которые имеются у каждого из участников конфликта. Они всегда выступают его опосредствующим звеном и включают представления сторон о самих себе (своих мотивах, целях, ценностях, возможностях), о противнике (его мотивах, ценностях и возможностях) и о среде конфликта. И часто служат непосредственным детерминантом конфликтного поведения. Хотя могут наблюдаться существенные расхождения между образами конфликта и его реальностью.
Это противоположно направленные действия участников конфликта. Часто рассматривается как одна из основных характеристик конфликта. Так как стороны конфликта судят о намерениях, ценностях и возможностях оппонента в первую очередь по его поступкам, а не словам. И передают противнику свои намерения, оценки и возможности, также используя язык влияний.
Таким
образом, конфликтное взаимодействие
является основным содержанием процесса
конфликта. Решающее влияние на выбор
поведения в конфликте
Еще одним важным фактором, которому в психологии уделяется большое внимание являются стратегии поведения человека как его установка на определенную форму реагирования в ситуации конфликта.
К.Томас: Кроме того, Томас К. и Килмен Р. выделяют пять стратегий поведения в конфликте в зависимости от приоритета человеком своих интересов или интересов другого:
Обычно в конфликте используются комбинации стратегий, иногда доминирует какая-то одна. Так, конфликт может начинаться с кооперативного поведения, но при его неудаче стороны переходят к соперничеству.
Выбор
стратегии поведения в
Выделяя ситуационные и личностные факторы Анцупов А.Я. и Шипилов А.И. стремятся показать, что существуют разные точки зрения по поводу того, насколько сильно человек может менять свое поведение в конфликте. Некоторые считают, что выбираемая стратегия есть относительно стабильный аспект личности. Значит, есть люди, демонстрирующие в конфликте только определенную стратегию [6]. Другие считают, что поведение человека зависит от ситуации и может меняться (Арнольд К., Боверс Д [по 6]). Анцупов А.Я. и Шипилов А.И. полагают, что преобладающее влияние личностных особенностей на конфликтное поведение верно не в отношении всех людей, а только для акцентуированных личностей, поведение которых мало корректируется факторами социальной ситуации. В отношении основной массы людей характерно изменение стратегий поведения в зависимости от ситуации, а не от типа личности. А в разных конфликтных ситуациях могут быть эффективны разные стратегии поведения, кроме того, важно соотношение выбранных оппонентами стратегий.
Исход конфликтных действия представляет собой не столько непосредственный результат конфликта, сколько его идеальный образ, в соответствии с которым участники с самого начала и выбирают своё поведение. Кроме того, обычно в конфликте действия часто перемежаются с их результатами. И уже на основе этих результатов производится сторонами коррекция их представлений о конфликте. А значит, исходы конфликтных действий не столько результат конфликта, сколько непосредственная его составляющая.
И
все вышеперечисленные
Динамические показатели конфликта - это стадии его развития от возникновения до разрешения, отражающие особенность конфликта как процесса.
Большинство исследователей выделяют три основных этапа развития любого конфликта: возникновение конфликтной ситуации, конфликтное взаимодействие и разрешение конфликта [3,6,25]. Кроме того, Анцупов А.Я. и Шипилов А.И. дополнительно описывают предконфликтный период и послеконфликтный [3;6].
Итак, конфликт начинается с того момента, когда (хотя бы) один из взаимодействующих субъектов осознает отличие своих интересов, ценностных ориентации от интересов, ценностных ориентации другого субъекта или начинает односторонние действия по обеспечению своих интересов, но пока еще, не осознавая этих различий. Если различия существуют, но субъекты их не осознают, то мы имеем дело с предконфликтной фазой.
При появлении ощущения противоречия между различием интересов, ценностей взаимодействующих субъектов и ограниченной ресурсной возможностью обеспечить их не за счет другого в сознании людей возникает напряженность. То есть напряженность возникает тогда, когда конфликт уже начался (противоречия осознаны). И значит, мы можем считать напряженность - признаком конфликта (только начавшегося или давно продолжающегося).
С началом конфликта конфликтные ситуации сменяют одна другую. И первая возникает сразу после инцидента.
Инцидент (информационный) - событие, которое помогло осознать хотя бы одному из взаимодействующих (прямо или косвенно) субъектов отличие (полное или частичное) его интересов и ценностей от интересов и ценностей других участников взаимодействия.
Инцидент (деятельностный) - повод для объявления (афиширования) конфронтационных действий по поводу различия интересов, ценностных ориентаций.
Далее развитие конфликта идет по пути эскалации. Эскалация может быть непрерывной – с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силы ударов оппонентов. И волнообразной – напряженность отношений то усиливается, то спадает, а периоды активной конфронтации сменяются временным улучшением отношений. Эскалация может быть «крутой» или «вялой» в зависимости от скорости приближения конфликта к его кульминационной точке.
Информация о работе Производственный конфликт: психологические аспекты