Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:49, курсовая работа
Поэтому целью нашей работы является рассмотрение конфликта в производственных организациях как особого процесса, описываемого по определенным характеристикам (структура, динамика, функции) и имеющего свои психологические предпосылки.
Исходя из этой цели, поставлены следующие задачи:
определить понятие конфликта и специфику производственного конфликта;
проследить историю изучения конфликтов на производстве;
изучить психологические факторы, определяющие вступление работников в конфликт и тяжесть его протекания;
выделить основные типы конфликтов, которые характерны для производственных организации;
описать конфликт как процесс, имеющий свою динамику, структуру и выполняющий определенные функции;
провести исследование и сопоставить его результаты с теоретическими изысканиями.
И соответственно под производственными конфликтами понимает конфликты, возникающие и развивающиеся в такого рода организациях.
Хотим отметить, что сам термин «производственный конфликт» не имеет однозначного толкования и широкого распространения. Одним из трудов, где приводится определение производственных конфликтов является «Конфликтология» под ред. Ратникова В.П. и др. в нем производственный конфликт понимается как одна из форм конфликта в организации (наряду с организационным, трудовым, инновационным), заключающаяся в выражении противоречий в производственных отношениях трудового коллектива. Авторы под этим понимают все конфликты: межличностные, межгрупповые, между личностью и группой, которые имеют место непосредственно в производственном коллективе собственно так же как и в любом коллективе любой организации, да и сами авторы далее используют термин как синоним конфликта в организации. Так же хотим подчеркнуть, что авторы разводят понятия производственного конфликта и трудового (то есть конфликта между наемным работником и работодателем по поводу трудовых отношений), в то время как социолог Здравомыслов А.Г. подчеркивает специфику производственных конфликтов именно как столкновение экономических интересов. А Аллахвердова О.В. и др. в книге «Конфликтология», следуя его логике, описывают производственные конфликты уже как трудовые.
Учитывая такое противоречие во взглядах авторов, мы будем понимать производственные конфликты согласно Здравомыслову А.Г. как конфликты, возникающие в производственных организациях. А так как статус производственных организаций в России в 90-е годы изменился, это не могло не отразиться на положении рабочего в них, и возникающие в следствии этого конфликты на производстве. Однако, в силу различия терминов, мы не сводим их только к трудовым и экономическим.
Так как производственный конфликт является одним из видов конфликтов в организации, то он имеет те же структуру, стадии развития, виды и функции, методы исследования, что и конфликт в любой организации (их мы опишем ниже). Однако нельзя отрицать и его особенностей, которые связаны с тремя факторами:
Эти особенности производства способствовали тому, что еще в начале XX века считалось, что все производственные вопросы можно решать с помощью денежного вознаграждения. Эта была эпоха убыстряющихся конвейеров. На них споро и качественно собиралась дешевая продукция. Однако конвейерная система стала стопориться, дополнительные вложения в технику не приносили ощутимой прибыли. Пришлось разбираться в причинах возникших трудностей. И тогда основатель индустриальной социологии Э. Мэйо показал, что человек на работе не только работает, но и живет (хоторнские эксперименты). Поэтому только «человеческие отношения» могут обеспечить успешность труда как осмысленной, несущей важное личное значение деятельности. Благоприятный моральный климат, повышение удовлетворенности содержанием труда, демократический стиль производства имеют прямое отношение к успешности работы предприятия. [дополнить из менеджмента] можно сказать, что именно он заложил основу психологических исследований на производстве, однако конфликты не входили в круг исследуемых им проблем. Теперь же рассмотрим историю изучения конфликтов на производстве.
Важно
учесть, что конфликты в
Менеджмент как наука начал формироваться только в начале XX века. Первые школы менеджмента (школа научного управления, представителями которой являются Тейлор Ф., Гилбрет Л., Гантт Г. и классической или административной школы, Файоль А., Урвик Л., Дж. Муни) конфликт рассматривают как явление нежелательное, которое следует избегать [по 22]. Эти подходы к эффективности организации в большей мере опирались на выявление задач, процедур, правил, взаимодействий должностных лиц и разработку рациональной организационной структуры, которые позволили бы устранить условия, способствующие появлению конфликтов. Однако в обыденном мнении до сих пор бытует именно такой подход к конфликту.
30-50е гг. XXв. В школе «человеческих отношений» Мэйо Э., Фоллет М. также считали, что конфликта можно и должно избегать. И хотя они признавали возможность появления противоречий между целями отдельной личности и целями организации в целом, между линейным и штабным персоналом, между полномочиями и возможностями одного лица и между различными группами руководителей [по 22]. Однако рассматривали конфликт как признак плохого управления и неэффективной деятельности организации, считалось, что хорошие взаимоотношения в организации могут предотвратить конфликты.
Современная
же точка зрения заключается в
том, что даже в организациях с
эффективным управлением
Следует
различать объективные и
Объективные
факторы – это реально
Так,
конфликты внутри организации часто
порождаются такими условиями, как
ограниченность ресурсов, недостаточно
четкое распределение ответственности,
обязанностей и полномочий, плохие
коммуникации. Объективными факторами,
связанными с особенностями личности
или социальной группы, являются, например,
образование, уровень квалификации,
интеллектуальное развитие, и такие
личные психологические особенности
как: диапазон способностей и возможностей
личности, ее глубинные, стержневые потребности
и установки. Различия в этих качествах
нередко ведут к взаимному
непониманию и распаду
Субъективные факторы представляют собой стимулы к конфликтным действиям, обусловленные иллюзорными, кажущимися обстоятельствами. Люди искаженно воспринимают ситуацию, в которой они находятся, и в их воображении реальные обстоятельства принимают несвойственный им в действительности характер или рисуются такие обстоятельства, которых в данной ситуации на самом деле вообще нет. Так согласно теореме Томаса У «Если ситуация определяется как реальная, она реальна по своим последствиям» (то есть если ситуация определяется участником как конфликтная, она становится для него таковой). Иллюзорные представления об обстоятельствах возбуждают страсти и стимулируют конфликтные действия в не меньшей мере, чем реальные обстоятельства. Иллюзии становятся причинами, генерирующими конфликт, и стимулами, поддерживающими и усиливающими его.
Есть несколько типичных иллюзий, заставляющих людей подбрасывать «дрова» в огонь конфликта.
Иллюзия «выигрыша - проигрыша». Когда возникает стремление к двум несовместимым, одновременно не осуществимым целям (как в душе одного человека, так и у двух разных людей или групп), то складывается впечатление, что приходится выбирать только одно из двух. Если речь идет об индивидах или группах, преследующих несовместимые цели, то это означает, что каждая из них либо проигрывает, либо выигрывает, и третьего не дано. Люди тогда начинают бороться за победу, эмоциональный накал борьбы растет, появляются воодушевляющие лозунги: «победа любой ценой», «победа во что бы то ни стало». Но фактически во многих случаях есть и другие варианты кроме «выигрыша - проигрыша». Иллюзия, что существует только альтернатива выиграть или проиграть, ведет к обострению конфликта до такой степени, что выигрыш достается слишком дорогой ценой или даже победа уже не приносит выигрыша ни одной из сторон (посмотри дополнение у Корнелиус и Феир).
Иллюзия «самооправдания». Мы предубеждены в пользу самих себя. Мы склонны оправдывать собственное поведение, преувеличивать наши добрые дела и преуменьшать дурные, а то и вовсе не признаваться в них. Это касается как индивида, так и группы. «Мы - хорошие»: наш образ жизни, наши взгляды, наши действия лучше чем у «них».
Иллюзия «плохого человека». Тот, кто говорит или действует не так, как нам бы хотелось, вызывает у нас негативную реакцию. Если его поведение нарушает наши интересы, то к нему возникает неприязнь. Мы считаем его скверным человеком. Это может относится не только к индивиду, но и к группе. Формируется представление - «они - плохие».
Иллюзия «зеркального восприятия». Эта иллюзия сочетает в себе две предыдущие. Так, у двух сторон, сталкивающихся по какому-то поводу, возникает удивительно симметричное, как в зеркале, восприятие друг друга. Добродетели, которые каждая сторона приписывает себе, очень сходны. И пороки, которые каждая находит у противника, тоже. «Зеркальное восприятие» приводит к тому, что называется двойным стандартом: одна мерка для себя, для того, что нам выгодно или приятно, другая – для чужих, особенно людей нам неприятных.
Однако,
мы не совсем согласны с таким делением
и считаем, что объективные факторы
следует ограничить обстоятельствами,
реально представленными в
Так как производственный конфликт – это конфликт на производственном предприятии, то с одной стороны, для него не существует отдельной классификации, а на производстве могут быть выделены все те же типы конфликтов, что и в любой организации. Но с другой стороны, производственный конфликт – это один из видов конфликта в организации, источниками которого служат производственные отношения трудового коллектива. И в этой связи он рядоположен с такими видами конфликта в организации как: инновационный, позиционный, ресурсный, структурный, динамический, и его надо отличать от них.
Поэтому определим каждый из них:
Производственные конфликты же могут быть разделены в зависимости от субъектов, в них участвующих на: [Ратников, с.243]
Информация о работе Производственный конфликт: психологические аспекты