Производственный конфликт: психологические аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:49, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому целью нашей работы является рассмотрение конфликта в производственных организациях как особого процесса, описываемого по определенным характеристикам (структура, динамика, функции) и имеющего свои психологические предпосылки.
Исходя из этой цели, поставлены следующие задачи:
определить понятие конфликта и специфику производственного конфликта;
проследить историю изучения конфликтов на производстве;
изучить психологические факторы, определяющие вступление работников в конфликт и тяжесть его протекания;
выделить основные типы конфликтов, которые характерны для производственных организации;
описать конфликт как процесс, имеющий свою динамику, структуру и выполняющий определенные функции;
провести исследование и сопоставить его результаты с теоретическими изысканиями.

Файлы: 1 файл

псих.труда.docx

— 223.09 Кб (Скачать)

     И соответственно под производственными  конфликтами понимает конфликты, возникающие  и развивающиеся в такого рода организациях.

     Хотим отметить, что сам термин «производственный  конфликт» не имеет однозначного толкования и широкого распространения. Одним из трудов, где приводится определение производственных конфликтов является «Конфликтология» под ред. Ратникова В.П. и др. в нем  производственный конфликт понимается как одна из форм конфликта в организации (наряду с организационным, трудовым, инновационным), заключающаяся в выражении противоречий в производственных отношениях трудового коллектива. Авторы под этим понимают все конфликты: межличностные, межгрупповые, между личностью и группой, которые имеют место непосредственно в производственном коллективе собственно так же как и в любом коллективе любой организации, да и сами авторы далее используют термин как синоним конфликта в организации. Так же хотим подчеркнуть, что авторы разводят понятия производственного конфликта и трудового (то есть конфликта между наемным работником и работодателем по поводу трудовых отношений), в то время как социолог Здравомыслов А.Г. подчеркивает специфику производственных конфликтов именно как столкновение экономических интересов. А Аллахвердова О.В. и др. в книге «Конфликтология», следуя его логике, описывают производственные конфликты уже как трудовые.

     Учитывая  такое противоречие во взглядах авторов, мы будем понимать производственные конфликты согласно Здравомыслову  А.Г. как конфликты, возникающие в  производственных организациях. А так  как статус производственных организаций  в России в 90-е годы изменился, это  не могло не отразиться на положении  рабочего в них, и возникающие  в следствии этого конфликты  на производстве. Однако, в силу различия терминов, мы не сводим их только к трудовым и экономическим.

  1. Особенности производственного  конфликта
 

     Так как производственный конфликт является одним из видов конфликтов в организации, то он имеет те же структуру, стадии развития, виды и функции, методы исследования, что и конфликт в любой организации (их мы опишем ниже). Однако нельзя отрицать и его особенностей, которые связаны  с тремя факторами:

  1. Производственный конфликт, как конфликт на производственном предприятии, имеет в своей основе модель человека экономического по Адаму Смиту [по 1 Алахв] так, экономическая теория зафиксировала, что в экономической деятельности человек поступает по преимуществу рационально. Он стремиться соотнести свои нужды с планами, целями и способами их достижения. В основе поступков человека здесь лежит целерациональное поведение: ожидание определенных действий других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели. Рациональность не возможна в действиях «на глазок». Она требует сосредоточенности и соответствующей обстановки, ограничивающей вмешательство посторонних, неразумных влияний. Эмоции и фантазии тесно связаны с органичной и многообразной бытовой жизнью. Поэтому работник отделяется от быта и помещается в искусственно созданную производственную среду. Механизмы, с которыми он имеет дело в этой среде, функционируют независимо от человеческого тела и подчиняют его действия своей логике, «убирают» его лишние движения, делают их экономичными и предельно целенаправленными. Все это направлено на устранение человеческого фактора, унификацию людей на производстве. Что на первый взгляд, совершенно не оставляет места иррациональному, индивидуально-личному на производстве, а значит, психологическому.
  2. Кроме того, работник, уподобляясь одному из механизмов в цепи производства, отделяется от его конечного продукта, теряя тем самым смысл своей деятельности. Поэтому хотя (как говорит Здравомыслов А.Г. [17, с. 167-171]) каждый работник задает себе вопрос «Ради чего я работаю? Только ли ради заработка или мой труд имеет какое-то значение с точки зрения более широких ценностей?», рабочий производства часто упускает ценность и смысл самого труда, а удовлетворенность его трудом часто сводится только к удовлетворенности заработной платой, условиями труда (спецификой конкретной своей деятельности), коллективом, в котором он работает.
  3. Само по себе рационализированное капиталистическое производство порождает столкновение работодателей и наемных работников. [1, c. – 195 Алахв] Интересы работодателя и работника изначально не совпадают. Предприниматель заинтересован в получении наибольшей прибыли, в сохранении и процветании своего дела, в накоплении средств для расширения производства, в налаживании успешных контактов с поставщиками и потребителями. Работник заинтересован в максимальном заработке и идеальных условиях труда. Если стороны не договариваются, то каждая тянет одеяло на себя. Непонимание своего интереса приводит к противоречивой ситуации. От себя заметим, что рабочие и администрация представляют собой на предприятии довольно локальные группы, отдаленные друг от друга, что не может не способствовать формированию в каждой из групп иллюзорного, стереотипного представления друг о друге.

     Эти особенности производства способствовали тому, что еще в начале XX века считалось, что все производственные вопросы можно решать с помощью денежного вознаграждения. Эта была эпоха убыстряющихся конвейеров. На них споро и качественно собиралась дешевая продукция. Однако конвейерная система стала стопориться, дополнительные вложения в технику не приносили ощутимой прибыли. Пришлось разбираться в причинах возникших трудностей. И тогда основатель индустриальной социологии Э. Мэйо показал, что человек на работе не только работает, но и живет (хоторнские эксперименты). Поэтому только «человеческие отношения» могут обеспечить успешность труда как осмысленной, несущей важное личное значение деятельности. Благоприятный моральный климат, повышение удовлетворенности содержанием труда, демократический стиль производства имеют прямое отношение к успешности работы предприятия. [дополнить из менеджмента] можно сказать, что именно он заложил основу психологических исследований на производстве, однако конфликты не входили в круг исследуемых им проблем. Теперь же рассмотрим историю изучения конфликтов на производстве.

     1.3 История изучения  производственных  конфликтов

 

     Важно учесть, что конфликты в производственных организациях отдельно не изучали, а  эти вопросы рассматривали в  рамках исследования конфликтов как  таковых и особенности изучения их в трудах по управлению, в менеджменте, может быть именно с этим связаны  столь противоречивые взгляды на толкование самого термина «производственный конфликт».

     Менеджмент  как наука начал формироваться  только в начале XX века. Первые школы менеджмента (школа научного управления, представителями которой являются Тейлор Ф., Гилбрет Л., Гантт Г. и классической или административной школы, Файоль А., Урвик Л., Дж. Муни) конфликт рассматривают как явление нежелательное, которое следует избегать [по 22]. Эти подходы к эффективности организации в большей мере опирались на выявление задач, процедур, правил, взаимодействий должностных лиц и разработку рациональной организационной структуры, которые позволили бы устранить условия, способствующие появлению конфликтов. Однако в обыденном мнении до сих пор бытует именно такой подход к конфликту.

     30-50е  гг. XXв. В школе «человеческих отношений» Мэйо Э., Фоллет М. также считали, что конфликта можно и должно избегать. И хотя они признавали возможность появления противоречий между целями отдельной личности и целями организации в целом, между линейным и штабным персоналом, между полномочиями и возможностями одного лица и между различными группами руководителей [по 22]. Однако рассматривали конфликт как признак плохого управления и неэффективной деятельности организации, считалось, что хорошие взаимоотношения в организации могут предотвратить конфликты.

     Современная же точка зрения заключается в  том, что даже в организациях с  эффективным управлением некоторые  конфликты не только возможны, но даже может быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный  характер. В некоторых случаях  он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и организации  в целом. Но сегодня подчеркивается, что во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек  зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число  альтернатив или проблем. А значит, делает процесс принятия решения  группой более эффективным, а  также дает людям возможность  выразить свои мысли и тем самым  удовлетворить личные потребности  в уважении и власти. Это также  может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий, проектов.

 

  • Психологические аспекты  конфликта
 

     Следует различать объективные и субъективные факторы, действие которых толкает  людей в конфликт; факторы, обусловленные  психологическими особенностями людей.

     Объективные факторы – это реально существующие в действительности обстоятельства. Они связаны, главным образом, с  условиями бытия, а также с  некоторыми существенными социально  – психологическими особенностями  личности или социальной группы, реально  имеющимися в данное время и не поддающимися изменению за короткий срок.

     Так, конфликты внутри организации часто  порождаются такими условиями, как  ограниченность ресурсов, недостаточно четкое распределение ответственности, обязанностей и полномочий, плохие коммуникации. Объективными факторами, связанными с особенностями личности или социальной группы, являются, например, образование, уровень квалификации, интеллектуальное развитие, и такие  личные психологические особенности  как: диапазон способностей и возможностей личности, ее глубинные, стержневые потребности  и установки. Различия в этих качествах  нередко ведут к взаимному  непониманию и распаду контактов, а несоответствие этих качеств требованиям  дела – одна из наиболее типичных причин служебных конфликтов. Наличие объективных  факторов, вызывающих столкновение жизненно важных потребностей, интересов, целей  индивидов или групп, делает конфликт неизбежным. Другое дело в каких  формах он будет протекать. [по 1] можно посмотреть спец. Факторы организационного конфликта.

     Субъективные  факторы представляют собой стимулы  к конфликтным действиям, обусловленные  иллюзорными, кажущимися обстоятельствами. Люди искаженно воспринимают ситуацию, в которой они находятся, и  в их воображении реальные обстоятельства принимают несвойственный им в действительности характер или рисуются такие обстоятельства, которых в данной ситуации на самом деле вообще нет. Так согласно теореме Томаса У «Если ситуация определяется как реальная, она реальна по своим последствиям» (то есть если ситуация определяется участником как конфликтная, она становится для него таковой). Иллюзорные представления об обстоятельствах возбуждают страсти и стимулируют конфликтные действия в не меньшей мере, чем реальные обстоятельства. Иллюзии становятся причинами, генерирующими конфликт, и стимулами, поддерживающими и усиливающими его.

     Есть  несколько типичных иллюзий, заставляющих людей подбрасывать «дрова» в  огонь конфликта.

     Иллюзия «выигрыша - проигрыша». Когда возникает стремление к двум несовместимым, одновременно не осуществимым целям (как в душе одного человека, так и у двух разных людей или групп), то складывается впечатление, что приходится выбирать только одно из двух. Если речь идет об индивидах или группах, преследующих несовместимые цели, то это означает, что каждая из них либо проигрывает, либо выигрывает, и третьего не дано. Люди тогда начинают бороться за победу, эмоциональный накал борьбы растет, появляются воодушевляющие лозунги: «победа любой ценой», «победа во что бы то ни стало». Но фактически во многих случаях есть и другие варианты кроме «выигрыша - проигрыша». Иллюзия, что существует только альтернатива выиграть или проиграть, ведет к обострению конфликта до такой степени, что выигрыш достается слишком дорогой ценой или даже победа уже не приносит выигрыша ни одной из сторон (посмотри дополнение у Корнелиус и Феир).

     Иллюзия «самооправдания». Мы предубеждены в пользу самих себя. Мы склонны оправдывать собственное поведение, преувеличивать наши добрые дела и преуменьшать дурные, а то и вовсе не признаваться в них. Это касается как индивида, так и группы. «Мы - хорошие»: наш образ жизни, наши взгляды, наши действия лучше чем у «них».

     Иллюзия «плохого человека». Тот, кто говорит или действует не так, как нам бы хотелось, вызывает у нас негативную реакцию. Если его поведение нарушает наши интересы, то к нему возникает неприязнь. Мы считаем его скверным человеком. Это может относится не только к индивиду, но и к группе. Формируется представление - «они - плохие».

     Иллюзия «зеркального восприятия». Эта иллюзия сочетает в себе две предыдущие. Так, у двух сторон, сталкивающихся по какому-то поводу, возникает удивительно симметричное, как в зеркале, восприятие друг друга. Добродетели, которые каждая сторона приписывает себе, очень сходны. И пороки, которые каждая находит у противника, тоже. «Зеркальное восприятие» приводит к тому, что называется двойным стандартом: одна мерка для себя, для того, что нам выгодно или приятно, другая – для чужих, особенно людей нам неприятных.

     Однако, мы не совсем согласны с таким делением и считаем, что объективные факторы  следует ограничить обстоятельствами, реально представленными в действительности и связанными с условиями бытия. Именно они будут создавать объективную  конфликтную ситуацию, а вот то, как ее воспримут участники конфликта, зависит уже от их психологических  особенностей, а не только от иллюзорного  восприятия. Что мы и попробуем  подтвердить в экспериментальной  главе.

  • Типы  конфликтов
 

     Так как производственный конфликт –  это конфликт на производственном предприятии, то с одной стороны, для него не существует отдельной классификации, а на производстве могут быть выделены все те же типы конфликтов, что и  в любой организации. Но с другой стороны, производственный конфликт –  это один из видов конфликта в  организации, источниками которого служат производственные отношения  трудового коллектива. И в этой связи он рядоположен с такими видами конфликта в организации как: инновационный, позиционный, ресурсный, структурный, динамический, и его надо отличать от них.

     Поэтому определим каждый из них:

      1. структурные – это конфликты между структурными подразделениями, разными отделами одного предприятия из-за противоречия решаемых ими задач.
      2. инновационные – конфликты, связанные с развитием организации, ее структурными изменениями, в ходе которых могут возникать ошибки в распределении функций, нарушении привычных норм и правил взаимоотношений, несоответствие квалификации работника инновационным изменениям;
      3. позиционные – это конфликты, возникающие на основе вопроса о значимости тех или иных субъектов социального взаимодействия внутри организации. Причинами их являются различие в задачах и целях, групповой эгоизм и неадекватность в понимании места и роли той или иной структурной единицы организации;
      4. ресурсные конфликты возникают в процессе распределения и использования ресурсов в связи с их ограниченностью, нарушения принципа справедливости и целесообразности в распределении ресурсов;
      5. динамические конфликты обусловлены социально – психологической динамикой организации, отражают этапы развития коллективов внутри организации. Обычно возникают в новых коллективах, где еще не устоялась неформальная структура [13;14].

     Производственные  конфликты же могут быть разделены  в зависимости от субъектов, в  них участвующих на: [Ратников, с.243]

  1. конфликты внутри малых производственных групп (внутригрупповые):
    • конфликт между рядовыми работниками (горизонтальные конфликты);
    • конфликты между руководителями и подчиненными (вертикальные конфликты);
    • конфликт между работниками различной квалификации, возраста;
  2. конфликт между малыми производственными группами (межгрупповые конфликты)
  3. конфликты между производственными группами и административно – управленческим аппаратом;
  4. конфликты между совладельцами предприятия.[29, с. 243-250 Ратников]

Информация о работе Производственный конфликт: психологические аспекты