Производственный конфликт: психологические аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 12:49, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому целью нашей работы является рассмотрение конфликта в производственных организациях как особого процесса, описываемого по определенным характеристикам (структура, динамика, функции) и имеющего свои психологические предпосылки.
Исходя из этой цели, поставлены следующие задачи:
определить понятие конфликта и специфику производственного конфликта;
проследить историю изучения конфликтов на производстве;
изучить психологические факторы, определяющие вступление работников в конфликт и тяжесть его протекания;
выделить основные типы конфликтов, которые характерны для производственных организации;
описать конфликт как процесс, имеющий свою динамику, структуру и выполняющий определенные функции;
провести исследование и сопоставить его результаты с теоретическими изысканиями.

Файлы: 1 файл

псих.труда.docx

— 223.09 Кб (Скачать)

     «Модульный  социотест» Анцупова А.Я. предназначен для комплексной диагностики взаимоотношений и межличностных конфликтов в группе. Он имеет модульную структуру, включающую две базовые и несколько дополнительных измерительных шкал. Два базовых модуля позволяют оценить отношение к каждому сотруднику со стороны любого из коллег по работе. А сопоставление этих двух показателей дает возможность выявить не только реальные, но и потенциальные конфликтные диадные взаимоотношения в анализируемой группе. Кроме того, они позволяют количественно оценить такие важные характеристики конфликтов, как их интенсивность и острота.

     Дополнительные  модули используются в зависимости  от целей изучения коллектива и позволяют  оценить качество работы каждого  сотрудника, его нравственные свойства, профессиональные знания, степень его  помощи другим, усилия по достижению личных и общих всем интересов, характер выполнения данных обещаний и другие особенности группы и ее членов. При этом, длительность процедуры  опроса небольшая и может варьировать  в зависимости от количества используемых модулей и численности группы. Так, продолжительность опроса группы в 20 человек по четырем модулям  составляет 20 – 35 минут [6].

     Методика  имеет стандартный опросный лист с вопросами. Но в зависимости  от целей, которые ставит перед собой  исследователь, в конкретный опросный лист может включаться от одного до семи – девяти вопросов, предполагающих оценку членов коллектива по заданному  критерию. Оценки выставляются на специальном  бланке, разработанном таким образом, чтобы исключить возможность  идентификации опрашиваемого по подчерку. При ответе на каждый вопрос отношение к другому члену  группы может оцениваться любым  баллом от +5 до -5 или от 0 до 10 в зависимости  от вопроса и выставляется знаком «+» в соответствующих строке и столбце бланка ответов, где  в столбце указываются номера всех членов группы, а в сроках варианты оценок.

     Для того, чтобы повысить достоверность  получаемой информации в методике предусмотрены  три варианта анонимности ответов:

     При первом опрашиваемый подписывает свой бланк и указывает номера оцениваемых  им людей. Таким образом, в этом случае пофамильно известно кто, кому и какую  оценку выставил.

     При втором варианте сотрудник не подписывает  свой листок, поэтому в итоге исследователь  видит лишь, кому какой балл выставлен.

     Третий  вариант подразумевает полную анонимность, когда испытуемый выставляет оценки всем сослуживцам, но последовательность кода выставления знает только он и листок в этом случае не подписывается. Хотя достоверность полученных данных при этом варианте наиболее высока, но по результатам такого опроса можно  узнать лишь общую картину взаимоотношений  членов группы, количество и интенсивность  конфликтов между ними.

     В оригинальном варианте методики способ заполнения выбирает сам испытуемый из трех вышеперечисленных.

     Однако  в нашем исследовании для упрощения  самой процедуры опроса, и чтобы  сделать ее более понятной испытуемым, было решено провести ее для всех с  первым вариантом анонимности.

     Собранная с помощью «Модульного социотеста»  информация позволяет:

     - выявить абсолютное и относительное  число конфликтных и полуконфликтных  диад;

     - оценить среднюю интенсивность  конфликтных диадных взаимоотношений  в группе;

     - обнаружить сотрудников, имеющих  наибольшее число конфликтных  взаимоотношений;

     - подсчитать ранг каждого работника  в коллективе по каждой из  используемых шкал и др.

     В соответствии с целями нашего исследования, мы измерили среднюю интенсивность  конфликтных диадных отношений  в каждой из пяти групп, которая вычисляется  по формуле:

     производственный  конфликт неудовлетворенность анкета маер

     

 

      Основной недостаток методики определяется тем, что социотест ориентирован на диагностику взаимоотношений  и конфликтов и не позволяет выявить  их причины. Кроме того, стандартные  вопросы методики не позволяют исключить  фактор социальной желательности в  оценках работников.

     Бланк методики приведен в Приложении №4.

  •      

  • 3.3 Процедура исследования
  •  

         Оба исследования проходили в соответствии со следующими этапами:

         1. Содержательное и формальное  планирование исследования, которое  включало в себя: формулирование  цели и задач исследования, определение  базисной техники, по которой  будет проходить исследование (а  именно – корреляционное исследование), поиск соответствующей выборки  (во втором случае организации,  заявляющей о наличие высокой  внутренней напряженности - конфликтности), выбор методик, определение сроков  проведения исследования.

         2. Подготовка бланков самоотчетов  испытуемых.

         3. Проведение исследования, которое  включало в себя мотивирование  и инструктаж испытуемых, непосредственный  их опрос.

         В ходе проведения основного исследования мы столкнулись со следующими сложностями:

         - отдельные сотрудники отказывались  участвовать в исследовании (заполнять  бланки опросников), не желая объяснять  причины или ссылаясь на нехватку  рабочего времени. (Возможно, это  связано с неблагоприятной атмосферой  в организации, требованиями начальства  об усилении контроля за работой  сотрудников, путем введения ежедневной  аттестации в виде отчетов  о проделанной работе за день, чем рабочие были недовольны  и отказывались выполнять).

         - разногласие начальника подразделения  (*** цеха) с его работниками по  поводу возможности и времени  проведения исследования. Так, работники  выражали желание принять участие,  в то время как их начальник  отказывался, ссылаясь на большую  загруженность цеха. Однако на  предприятие в данное время  нет крупных заказов и его  работники относительно свободны.

         - в связи с описанным выше  поведением сотрудников было  невозможно провести опрос непосредственно  на рабочем месте, поэтому комплект  из четырех методик был выдан  каждому индивидуально с сроком  заполнения в течении одного  дня в свободное от работы  время. Выдача бланков сопровождалась  предварительной инструкцией по  всем методикам, предупреждением  об анонимности опроса и необходимости  индивидуальной работы каждого.

         4.Статистическая  обработка данных, проверка экспериментальных  гипотез и подведение итогов  исследования.

         Для статистической обработки результатов  нами использовалась программа Microsoft Office Excel, ее приложение «Анализ данных».

         

  • 3.4Описание  результатов
  •  

         Следуя  предложенной выше логике, сначала  опишем пробное исследование и его  результаты, которые и послужили  базой для основного исследования.

  •      

  • 3.4.1 Описание результатов  и итогов пробного  исследования
  •      Формирование  выборки.

         Исследование  было проведено на базе филиала компании «Энергомаш» в городе Екатеринбург, которое является составной частью группы предприятий, представляющих собой  крупные машиностроительные заводы. В исследуемую выборку вошли  пять подразделений (участков) из трех производственных комплексов (далее ПК): Участок испытательной станции ПК преобразовательной техники (ПрТ); Участок сборки преобразователей в ПК ПрТ; Участок сборки сухих трансформаторов и реакторов ПК трансформаторов; Участок испытательной станции ПК Высоковольтной аппаратуры (ВВА); Участок сборки ТРГ, ВГБЭ и др ПК ВВА.

         Исследование  включало в себя сплошной опрос всех работников, составляющих гнездо (выбранные  группы-участки в производственных комплексах) по двум методикам (тест К.Томаса «Выбор стратегий в конфликтной  ситуации» и «Модульный социотест» Анцупова А.Я.). Обе методики для каждой группы сотрудников проводились одновременно, за исключением небольшого количества тех, кто отсутствовал в этот день на работе. Их опрашивали отдельно. Перед заполнением бланков сотрудникам зачитывалась инструкция к каждой методике с дополнительными разъяснениями, если таковые требовались. Работники должны были выполнять задания индивидуально, что и соблюдали в большинстве случаев.

         Выборка составила 63 человека. Анкеты, заполненные  с ошибками, пропусками или с одинаковыми  оценками по всем сотрудникам расценивались  как отказ от участия в исследовании и в их результаты не анализировались.

         Описание  результатов исследования.

         При анализе результатов мы учитывали, что с конфликтностью в рабочей  группе предприятия могут быть связаны  следующие переменные: предпочитаемые стратегии поведения в конфликте; возраст; пол; стаж работы; уровень образования  сотрудников. (Сводная таблица по этим переменным представлены в приложении №5)

         Кроме того, нами были подсчитаны индексы  «Средней интенсивности конфликтных  диадных отношений» (Ик) для каждой из пяти полученных группы по методике «Модульный социотест» Анцупова А.Я.; а так же средние значения стратегий по тесту Томаса К. Результаты приведены в таблице №1.

     

          Таблица 1 - Средние значения по методикам  Томаса К и Анцупова А.Я. для каждой из групп

    № группы Ик Стратегии по Томасу К
    Сотрудничесто Соперничество Компромисс Избегание Приспособление
    1гр -3,25 8 5,429 5,571 6,571 4,429
    2гр 0 8,625 4,625 6,75 6,5 3,5
    3гр -4,5 6,571 6,429 6,143 5,571 5,286
    4гр -1,5 7,235 4,647 5,765 7,235 5,118
    5гр -2,5 6,292 5,25 6,208 7 5,542
     

         * Ик – средняя интенсивность  конфликтных диадных отношений  по методике Анцупова А.Я.

         1гр.- Участок испытательной станции  ПК преобразовательной техники. 2гр. Участок сборки преобразователей  в ПК ПрТ. 3гр. Участок сборки  сухих трансформаторов и реакторов. 4гр. Участок испытательной станции  ПК ВВА. 5гр. Участок сборки ТРГ,  ВГБЭ и др ПК ВВА

         Для определения наличия связи между  уровнем конфликтности подразделений  и предпочитаемыми его сотрудниками стратегиями поведения в ситуации конфликта мы использовали математические меры связи, а именно коэффициент  Пирсона, так как обе интерпретируемые шкалы интервальные.

         При выявлении связей были получены следующие  значения коэффициента Пирсона: (Таблица  №2) 

         Таблица 2 - Значения меры связи (коэффициента Пирсона) между переменными: конфликтность  по 5 группам и средняя интенсивность  стратегий, предпочитаемых сотрудниками групп

      Сотрудничество Соперничество Компромисс Избегание Приспособление
    Ик -0,62 0,93 -0,52 -0,57 0,64

     

          * Ик – средняя интенсивность  конфликтных диадных отношений  по методике Анцупова А.Я.

         Таким образом, нам удалось установить отрицательную тенденцию между  конфликтностью отношений в подразделениях и уровнем выраженности в самоотчетах  сотрудников стратегии сотрудничества. Последнее говорит о том, что  чем чаще сотрудниками предпочитается стратегия сотрудничества, тем ниже интенсивность конфликтных диад в группе.

         Особое  наше внимание привлекла связь интенсивности  конфликтных отношений в группах  с выраженностью стратегии соперничества. Коэффициент Пирсона r=0,93, что превышает критический уровень. Поэтому, можно говорить, что связь достоверна для уровня значимость 0,95. А так как связь прямая, то приходим к выводу, что чем больше в самоотчетах сотрудников подразделения выражена стратегия соперничества, тем выше в этом подразделении конфликтность, независимо от того насколько выраженными у сотрудников являются другие стратегии поведения в конфликте.

    Информация о работе Производственный конфликт: психологические аспекты