Профессиографическое исследование профессии продавец продовольственных товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:38, практическая работа

Краткое описание

Цель данной работы: составление профессиограммы по профессии «продавец продовольственных товаров»
Задачи:
Провести историческое исследование выбранной профессии;
Выбрать из общего списка профессионально важных качеств, те которые непосредственно подходят для данной профессии и провести опрос 10 испытуемых;
На основе результатов составить единый список из 15 важных ПВК

Оглавление

Введение 3
Историческое исследование профессии «продавец продовольсттвенных товаров» 4
Прфессиографическое исследование профессии «продавец продовольственных товаров» 7
Заключение 16
Приложение 1. 18

Файлы: 1 файл

Профессиогр..docx

— 47.09 Кб (Скачать)

 

 

 

Практическая  работа по психологии труда

Тема: «Профессиографическое исследование профессии продавец продовольственных товаров»

 

 

Оглавление

Введение 3

Историческое  исследование профессии «продавец  продовольсттвенных товаров» 4

Прфессиографическое исследование профессии «продавец  продовольственных товаров» 7

Заключение 16

Приложение 1. 18

 

 

Введение

Цель данной работы: составление профессиограммы по профессии «продавец продовольственных товаров»

Задачи:

  1. Провести историческое исследование выбранной профессии;
  2. Выбрать из общего списка профессионально важных качеств, те которые непосредственно подходят для данной профессии и провести опрос 10 испытуемых;
  3. На основе результатов составить единый список из 15 важных ПВК
  4. Провести наблюдение 1 представителя данной профессии и сделать выводы.

 

Историческое исследование профессии «продавец продовольсттвенных товаров»

«Продавец — это человек или организация, которая продаёт товар или услугу.

Продавец за соответствующее  вознаграждение передаёт покупателю товар  или услугу. Этот процесс называется, как правило, сделка. При совершении продажи иногда говорят — заключена сделка купли-продажи. Вторым участником сделки является покупатель (клиент, потребитель). Продавец преследует в сделке определённую цель — извлечение прибыли»[1].

Продавец (в женском роде — продавщица) в узком смысле — лицо, непосредственно контактирующее с покупателями и осуществляющее продажу товара (лицо, оказывающее услуги, продавцом не называется).

Торговое ремесло - одно из древнейших занятий человека. Оно  появилось тогда, когда были придуманы первые деньги, и людям необходимо было обменять товар на товар или товар на деньги.

Торговля родилась в незапамятной древности - она древнее даже земледелия. В Европе археологи сумели найти доказательства существования торговли ещё 30,000 лет назад, т.е. во времена палеолита - на заре каменного века. При этом изначально торговля шла между племенами, жившими далеко друг от друга (международная торговля родилась раньше внутренней). Торговали, прежде всего, предметами роскоши и вели его странствующие купцы. Купцы связывали народы и страны, становясь попутно и дипломатами, и географами. Со временем в Европе появились торговые города: Венеция, Генуя и прибрежные города Германии. Торговля сыграла огромную роль в истории человека. Именно купцы часто становились инициаторами мореплавание в поисках земель, где можно было добыть дорогостоящие товары. Стоит вспомнить, что у Колумба главной целью плавания были сугубо торговые интересы. Он хотел найти более короткий путь к берегам Индии, чтобы легче было везти в Европу экзотические дорогостоящие пряности. Но купцы вписали своё имя в историю не только геооткрытий, ной в историю современной промышленности.

Слово «продавец» пришло в  наш обиход лишь в конце XIX века, когда  в России стали появляться крупные торговые предприятия и универмаги. До этого люди, занимавшиеся торговлей, назывались по-разному. Долгое время центральной фигурой в торговле оставался купец. Он разъезжал по городам, продавал, покупал, перепродавал. Другой видной фигурой в русской торговле после купца был прасол — скупщик. Он ездил по деревням и скупал сельские продукты, скот, рыбу, а затем формировал из них партии и выгодно перепродавал более крупным торговцам. Наряду с прасолами на российском рынке действовала многочисленная группа мелких торговцев (офеней, ходебщиков, коробейников, щепетильников), занимающихся развозом промышленных изделий.

Историю развития торговли легко проследить по дошедшим до нас  архитектурным памятникам — гостиным дворам (например, в Москве на Варварке). Другой вид торговых зданий — торговые ряды. Особенно шумно и многолюдно было в торговых рядах во время ярмарок. Мало кто не слышал о Нижегородской, Сорочинской, Харьковской ярмарках.

«В 1575-1610 годах в России вышла первая «Торговая книга», содержащая сведения товароведческого характера. Товароведение как наука возникла в XVIII веке, когда немецкий ученый Карл Гюнтер Людовици предложил заняться особой наукой — «товарознанием», указав на необходимость систематизации товаров, на учет и отчетность в торговле. В 1810 году была создана первая в России московская практическая академия коммерческих наук. В 1962 году в Лейпциге были приняты общие принципы классификации промышленной и сельскохозяйственной продукции»[2].

Сегодня продавец выступает  в качестве посредника между производителем сложных видов товаров и населением, чаще не является хозяином товара. Продавец всегда на виду - работает в тесном контакте с публикой. Товар, который продаешь надо хорошо знать, чтобы уметь рассказать о нем покупателю. "Хороший  продавец продает варежки летом".

 Продавец рассказывает  покупателям об ассортименте, подробно  разъясняет характеристики, параметры, свойства товаров, поясняет способы использования, хранения и ухода. Консультирует по вопросам преимущества различных моделей, помогает в выборе, предлагает взаимозаменяемый товар. Подсчитывает общую стоимость покупки, проверяет реквизиты чека, оформляет гарантийные паспорта на товары, проверяет комплектность, наличие пломб, упаковывает товар, выдает покупку. Следит за состоянием потока покупателей и порядком в торговом зале. Своевременно пополняет запас товаров.

Деятельность продавца специализируется по типу продаваемого товара (продуктовые, промышленные...).

Современный продавец должен знать: правила торговли товарами определенной группы, их ассортимент, классификацию, назначение, способы использования, хранения и ухода за ними. Состояние  потребительского спроса.

«Продавец продовольственных товаров обслуживает покупателей в специализированных (овощных, рыбных, молочных, хлебных) и универсальных магазинах, получает товары со складов, подготавливает их к продаже, помогает покупателю в выборе продуктов, взвешивает, упаковывает и отпускает товары и подсчитывает их стоимость, получает деньги, при наличии кассовых аппаратов выдает оплаченные товары покупателю, оформляет оконные и внутримагазинные витрины, изучает спрос покупателей.

Также в его обязанности  входит:

взвешивание, упаковка и  отпуск товара;

информирование покупателей  об особенностях, кулинарном назначении и питательной ценности продаваемых изделий;

работа с оборудованием (весы, холодильники, режущие машины и аппараты)» [2].

 

Прфессиографическое исследование профессии «продавец продовольственных товаров»

Для профессиографического  исследования был взят «Психографический  опросник», состоящий из 116 профессионально  важных качеств, из которых впоследствии было выбрано 41 качество, которые, по моему мнению, наиболее важны для профессии продавец продовольственных товаров.

  1. Различение основных цветов
  1. Различение силы зрительного раздражителя
  1. Правильная глазомерная оценка размеров (расстояний)
  1. Различение мелких или отдаленных предметов
  1. Обнаружение и различение пространственного расположения предметов
  1. Оценка различий в форме фигур
  1. Выносливость (малая утомляемость) зрения
  1. Узнавание и различение тихих и недостаточно четких звуков
  1. Выносливость (малая утомляемость) слухового анализатора (слуха)
  1. Быстрое восприятие и понимание устной речи
  1. Обнаружение и различение запахов
  1. Различение с помощью осязания степени гладкости предметов, их толщины и твердости (например при ощупывании)
  1. Оценка и сравнение весовых характеристик предметов
  1. Оценка и сравнение временных промежутков
  1. Длительное сохранение интенсивного (концентрированного внимания)
  1. Одновременное выполнение нескольких видов деятельности или нескольких действий в процессе одной деятельности  (распределение внимания)
  1. Умение забывать уже использованную и ненужную информацию в дальнейшей деятельности
  1. Склонность анализировать складывающиеся в ходе деятельности ситуации путем практического манипулирования (воздействия) с объектом
  1. Способность проанализировать ситуацию и принять решение на основе имеющихся наглядных образов (восприятии, представлений)
  1. Умение выделить в информации существенное, главное
  1. Быстрое и точное выполнение арифметических действий
  1. Общительность, умение легко вступать в контакт с другими людьми
  1. Способность речевого аппарата к интенсивной работе без срывов
  1. Точные и координированные движения обеими руками
  1. Подвижность пальцев, способность быстро и точно манипулировать с помощью пальцев мелкими предметами (выполнять мелкие действия) например при сортировке мелкого товара
  1. Выносливость к длительным физическим перегрузкам
  1. Высокая эмоциональная устойчивость
  1. Самообладание и выдержка
  1. Умение сохранить активность и работоспособность в условиях развивающегося утомления
  1. Дисциплинированность
  1. Склонность к работе исполнительского типа  
  1. Доброжелательность и отзывчивость
  1. Высокий уровень ответственности
  1. Трудолюбие
  1. Бережное обращение с вещами
  1. Аккуратность в работе
  1. Чувство собственного достоинства
  1. Коллективизм
  1. Умение брать на себя ответственность за принятые решения и действия
  1. Критическое отношение к своей работе
  1. Инициативность и находчивость

Далее этот список был предложен 10 людям, которые непосредственно  работают продавцами продуктовых магазинов.  Им необходимо было отметить, какие качества для их профессии важны, второстепенны или нейтральны. После этого им необходимо было снова произвести оценку качеств по 10-ти бальной шкале.

Были получены следующие  результаты:

  1. И.А.
    1. Быстрое восприятие и понимание устной речи
    1. Оценка и сравнение весовых характеристик предметов
    2. Одновременное выполнение нескольких видов деятельности или нескольких действий в процессе одной деятельности  (распределение внимания)
    3. Бережное обращение с вещами
    4. Самообладание и выдержка
    5. Умение выделить в информации существенное, главное
    6. Подвижность пальцев, способность быстро и точно манипулировать с помощью пальцев мелкими предметами (выполнять мелкие действия) например при сортировке мелкого товара
    7. Выносливость к длительным физическим перегрузкам
    8. Чувство собственного достоинства
    9. Высокий уровень ответственности
    10. Высокая эмоциональная устойчивость
    11. Доброжелательность и отзывчивость
    12. Склонность к работе исполнительского типа
    13.   Умение сохранить активность и работоспособность в условиях развивающегося утомления
    14. Обнаружение и различение запахов
  1. Т.В.
    1. Быстрое восприятие и понимание устной речи
    2. Выносливость к длительным физическим перегрузкам
    3. Общительность, умение легко вступать в контакт с другими людьми
    4. Аккуратность в работе
    5. Доброжелательность и отзывчивость
    6. Высокая эмоциональная устойчивость
    7. Высокий уровень ответственности
    8. Склонность к работе исполнительского типа  
    9. Одновременное выполнение нескольких видов деятельности или нескольких действий в процессе одной деятельности  (распределение внимания)
    10. Дисциплинированность
    11. Умение сохранить активность и работоспособность в условиях развивающегося утомления
    12. Самообладание и выдержка
    13. Трудолюбие
    14. Бережное обращение с вещами
    15. Чувство собственного достоинства
  1. И.Л.
    1. Быстрое восприятие и понимание устной речи
    2. Самообладание и выдержка
    3. Доброжелательность и отзывчивость
    4. Одновременное выполнение нескольких видов деятельности или нескольких действий в процессе одной деятельности  (распределение внимания)
    5. Высокая эмоциональная устойчивость
    6. Общительность, умение легко вступать в контакт с другими людьми
    7. Доброжелательность и отзывчивость
    8. Склонность к работе исполнительского типа  
    9. Бережное обращение с вещами
    10. Аккуратность в работе
    11. Дисциплинированность
    12. Умение сохранить активность и работоспособность в условиях развивающегося утомления
    13. Высокая эмоциональная устойчивость
    14. Высокий уровень ответственности
    15. Точные и координированные движения обеими руками
  1. Д.И.
    1. Быстрое восприятие и понимание устной речи
    2. Самообладание и выдержка
    3. Выносливость к длительным физическим перегрузкам
    4. Общительность, умение легко вступать в контакт с другими людьми
    5. Склонность к работе исполнительского типа  
    6. Аккуратность в работе
    7. Доброжелательность и отзывчивость
    8. Высокая эмоциональная устойчивость
    9. Высокий уровень ответственности
    10. Одновременное выполнение нескольких видов деятельности или нескольких действий в процессе одной деятельности  (распределение внимания)
    11. Умение сохранить активность и работоспособность в условиях развивающегося утомления
    12. Трудолюбие
    13. Бережное обращение с вещами
    14. Дисциплинированность
    15. Чувство собственного достоинства

Информация о работе Профессиографическое исследование профессии продавец продовольственных товаров