Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Юношеский возраст один из ответственных периодов формирования личности, который включает осознание смысла жизни и ее целей. Большинством ученых признается, что подростковый и юношеский возраст является главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь. В настоящий период ситуация развития для юношей осложнена еще и трудностями социального переустройства нашего общества, в связи с чем необходимо изучение психологии современных подростков и юношей /девушек, в частности особенностей формирования поиска смысла жизни.

Оглавление

Введение ...........................................................................................................3
Глава1. Особенности Я-концепции в юношеском возрасте .......................5
1.1 Юношеский возраст (границы) ............................................................. 5
1.2 Задачи юношеского возраста ................................................................. 8
Глава2. Смысл жизни ................................................................................... 23
2.1 Понятие смысла жизни ..........................................................................24
2.2 “Онтогенез” поиска смысла жизни .......................................................31
Глава3. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций................. 35
3.1 Используемая методика и ее описание ................................................ 35
3.2 Анализ полученных данных ............................................................... 38
Заключение ....................................................................................................41
Список использованных источников ......................................................... 43
Приложения ................................................

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!.docx

— 87.58 Кб (Скачать)

  Первое альтернативное  по отношению к фрейдовскому  развернутое понимание смысла  сформулировано в поздних (1929 – 1934) работах одного из основных  оппонентов Фрейда – Альфреда  Адлера, которые во многом близки современному экзистенциально-гуманистическому направлению в психологии. Адлер характеризует свою систему индивидуальной психологии как учение о смысле человеческих действий и экспрессивных проявлений, движений, о смысле, который индивиды придают миру и самим себе, хотя полностью к этим смыслам предмет изучения индивидуальной психологии не сводится. Так если Фрейд и его прямые последователи искали истоки смысла в прошлой истории жизни личности, в ее аффективных переживаниях и желаниях, то Адлер связывает поведенческие смыслы со смыслом всей жизни личности, с ее жизненным стилем, жизненным планом, с вопросом «Зачем?», поставленным по отношению к анализируемым поступкам, в противоположность фрейдовскому вопросу «Почему?». Именно индивидуальный смысл жизни, понимание которого служит, по Адлеру, ключом к пониманию всей личности в целом, выступает у него как одно из центральных объяснительных понятий. Смысл жизни первичен по отношению к смыслам отдельных действий. Факт жизни человека на Земле в конкретных условиях существования порождает проблему труда и профессионального самоопределения; факт жизни человека в обществе порождает проблему межличностных отношений, кооперации и дружбы; факт существования двух полов порождает проблему отношений между ними, любви и брака. Адлер признает, что никто не может похвастаться обладанием истинным, абсолютным смыслом жизни: смыслов столько же, сколько людей, и ни один смысл жизни, сколько-нибудь выполняющий свою интегрирующую функцию, не может быть назван ложным. Вместе с тем он выделяет психологический критерий «истинности» смысла: истинные смыслы могут разделяться и приниматься для себя другими людьми. Итак, согласно представлениям Адлера, именно смысл жизни – правильный или ложный – находит отражение во всех поведенческих проявлениях, установках, психических процессах и чертах характера индивида и является источником их смысла.  Адлер идет дальше Фрейда еще в одном отношении. Для него смыслом обладают не только человеческие действия и переживания, но и явления внешнего мира. Адлер определяет смысл жизни как психологическую структуру, характеризующуюся объективной направленностью жизни, которая складывается у каждого человека к 3-5 годам без участия сознания и задает общую направленность дальнейшей жизни человека, его жизненные цели и жизненный стиль. Таким образом, в работах Адлера представлен другой подход к проблеме смысла, существенно отличающийся от психоаналитического.

  Юнг обращался как  к проблеме смысла жизни, так  и к проблеме интерпретации  смысла сновидений, продуктов фантазии  и т.п., хотя нигде понятие смысла  не выступало у него предметом  специального систематического  анализа. Он выдвигает положение  о том, что люди стоят перед  задачей обнаружить смысл, благодаря  которому они вообще могут  жить. Смысл жизни связан лишь  с постановкой духовных или  культурных целей, стремление  к которым является необходимым  условием душевного здоровья.  Если согласно Адлеру тот или  иной смысл жизни автоматически  складывается к определенному  возрасту у всех людей и  может при этом не осознаваться, то для Юнга нахождение и  реализация смысла жизни выступает  как специфическая потребность  и задача. Смысл жизни для Юнга  не является чем-то сугубо субъективным. Юнг прямо называет архетипы  и в особенности символы источниками,  придающими смысл нашей жизни.  Для Юнга поиск смысла жизни  - специфически человеческая потребность,  сознательная реализация которой  приближает человека к его  сущностным истокам. Юнг первым  рассматривает утрату смысла, как  психологическую проблему. Если  нахождение смысла позволяет  человеку достичь максимальной  полноты существования, утрата  принижает его, делает "жалким  и потерянным".[26;228-234]

  Представление о смысле как  о жизненной задаче подробно  разработано в теории личности  и психотерапии Виктора Франкла.  В своем учении Франкл выделяет  три основные части: учение  о стремлении к смыслу, учение  о смысле жизни и учение  о свободе воли. Стремление к  поиску и реализации человеком смысла жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. По Франклу смысл для каждого человека в каждый конкретный период времени уникален и единственен. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Отсутствие смысла выступает причиной многих психических заболеваний, в том числе специфических “ноогенных неврозов”, и разных видов отклоняющегося поведения. Смыслоутрата приводит к попыткам заполнения "экзистенциальному вакуума" и поиска счастья с помощью псевдосмыслов - стремления к успеху, власти или потребления и т.д. Фундаментальным психологическим фактом является широкое распространение в нашем столетии чувства смыслоутраты, бессмысленности жизни, прямое следствие которого – рост самоубийств, наркомании, насилия и психических заболеваний, в том числе специфических ноогенных неврозов – неврозов смыслоутраты. Учение о смысле жизни учит, что смысл в принципе доступен любому человеку. Смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в объективной действительности, именно поэтому он выступает для человека как императив, требующий своей реализации. В психологической же структуре личности Франкл выделяет особое «ноэтическое измерение», в котором локализованы смыслы. Это измерение несводимо к измерениям биологического и психологического существования человека. [16;186] Положение об уникальности смысла не мешает Франклу дать также содержательную характеристику возможных позитивных смыслов. Для этого он вводит представление о ценностях – смысловых универсалиях, кристаллизовавшихся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться. Это позволяет обобщить возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной:  с помощью того, что мы даем жизни;  с помощью того, что мы берем от мира и посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить. Выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. [16;188] Основной тезис третьего учения Франкла – учения о свободе воли – гласит, что человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами.

  Таким образом, идея смысла  жизни как интегрирующего фактора  человеческой жизни, намеченная  в работах А.Адлера и К.Г.Юнга, легла у В.Франкла в основу  теории личности и была разработана  им весьма детально.

  В российской психологической  науке проблематика смысла детально  разрабатывается в рамках "вершинной  психологии" Л.С. Выготского, работах  С.Л. Рубинштейна, парадигме смысловой  регуляции деятельности (Б.С. Братусь,  И.А. Васильев, Ф.Е. Василюк, Б.В.  Зейгарник, В.А. Иванников, Д.А.  Леонтьев, Е.В. Эйдман) и ряде других  современных подходов. [26;237]

В индивидуальном развитии, и как  сформировавшийся смысл жизни или  его отсутствие влияет на жизнедеятельность  и сознание личности.

  Д.А.Леонтьев определяет смысл  жизни в феноменологическом аспекте  как более или менее адекватное  переживание интенциональной направленности  собственной жизни. С психологической  точки зрения  главным является  не осознанное представление  о смысле жизни, а насыщенность  реальной повседневной жизни  реальным смыслом. Именно объективно  сложившаяся направленность жизни  несет в себе истинный смысл,  а любые попытки сконструировать  себе смысл жизни интеллектуальным  актом будут быстро опровергнуты  самой жизнью. Д.А.Леонтьев рассматривает  смысл жизни как концентрированную  описательную характеристику наиболее  стержневой и обобщенной динамической  смысловой системы, ответственной  за общую направленность жизни  субъекта как целого.

  Понятие смысла является  одним из центральных в работах  всех представителей экзистенциально-гуманистической  школы (Дж. Бьюдженталь, Р.Мэй,  В.Ялом). Из экзистенциалистов одним  из первых смысл жизни рассматривает  К.Ясперс, трактуя его как актуальное  переживание, специфически присущее  человеку внутреннее восприятие  психических взаимосвязей, происходящее  благодаря определенной внутренней  работе. Смысл позволяет человеку  обеспечить полноту своей жизни.  Попытки отказаться от себя, выбора, подчинение страху перед неизвестностью  и неопределенностью себя приводят  к потере контакта с "внутренним  Я", утрате смысла и экзистенциальной  тревоге. [26;240-243]

   Иная трактовка смысла (точнее, личностного смысла) в его интегрирующей  функции – как интерпретации  жизни – представлена теорией  личности и индивидуальных различий, разработанной канадским философом  и психологом Дж. Ройсом совместно  с А.Пауэллом. Понятие личностного  смысла ассоциируется у Ройса  и Пауэлла с понятием значимости, которую каждый индивид приписывает  критическим аспектам бытия. В  построенной ими иерархической  системно-факторной модели личности  личностный смысл занимает вершину  иерархии.. Основной функцией интегративной  сверхсистемы, обозначаемой и Пауэллу,  поддержание, оптимизация и стабилизация  личностного смысла, который рассматривается  как чисто субъективное образование.  Позиция Ройса и Пауэлла прямо  противоположна в этом отношении  позиции Франкла. В поиске личностного  смысла человек сталкивается  с тремя вопросами: 1) в каком  мире я живу? 2) как я могу  прожить свою жизнь, чтобы наилучшим  образом удовлетворить мои потребности  и ценности? и 3) кто я? Отвечая  на эти вопросы, человек формирует  свою картину мира, стиль жизни  и образ своего Я. [26;244]

   Наиболее развернутым подходом  к смыслу в аспекте интеграции  личной и социальной действительности  является теория Ф.Феникса. Как  и ряд рассмотренных выше авторов,  Феникс связывает саму сущность  человека с его направленностью  на осуществление смысла. Он пишет,  что о смыслах следует говорить во множественном числе. Все возможное многообразие человеческих смыслов сводится к шести смысловым реальностям: символике, эмпирике, эстетике, синноэтике, этике и синоптике.

   С.Мадди также отводит  смыслу роль высшего интегративного  начала личности, почти не поясняя,  однако, при этом, что такое смысл.  Мадди постулирует у человека  врожденную потребность в поиске  смысла, выделяя три общих группы  человеческих потребностей, – физиологические,  социальные и психологические.  Нахождение смысла обеспечивается  благодаря основным психологическим  потребностям: символизации, воображения  и суждения. Разное соотношение  трех групп потребностей лежит  в основании выделения Мадди  двух путей развития личности: конформистского и индивидуалистского. Индивидуалист характеризуется  развитыми психологическими потребностями,  которые обеспечивают возможность  понимать и контролировать социальные  и биологические побуждения. Конформист  воспринимает себя (и других) как  не более чем воплощение социальных  ролей и биологических нужд. Итогом  является развитие различных  форм «экзистенциального недуга»  – под этим термином у Мадди  фигурирует смыслоутрата.

Подход к смыслу в экзистенциально-аналитической  теории Дж. Бьюдженталя  также отличается от всех рассмотренных выше. Смыслы, по Бьюдженталю, производны от нашего бытия в мире. Смыслоутрата или  ощущение ее угрозы как раз и является осознанием того, что мир не обеспечивает человека смыслом автоматически. Тем  самым на человека ложится ответственность  за создание своими действиями осмысленности  и сопровождающая эту ответственность  экзистенциальная тревога за последствия  своего выбора.[26;245-249]

  Практически у всех  авторов, изучавших смысл жизни, смысл выступает как предельная категория, которую невозможно определить в рамках данной конкретной психологической теории, и природу смысла остается лишь постулировать, выводя уже из этих постулатов остальные положения теории.

Таким образом, мы видим, что понятие  смысла жизни давно изучается  в различных психологических  теориях. В психодинамических теориях Фрейда, Адлера и Юнга содержатся в зачаточной форме практически все основные идеи, присущие более поздним подходам к проблеме смысла. Фрейд показал осмысленный характер непроизвольных поведенческих проявлений и фантазий, проследил связь смысла с актуальными мотивами и историей жизни личности. Адлер обратил внимание на финальные связи поведенческих смыслов со смыслом жизни, с общей ее направленностью, разработал первую психологическую теорию смысла жизни и его влияния на психические процессы, а также обратил внимание на субъективный смысл, который приобретают для человека обстоятельства его жизнедеятельности. Юнг еще раньше, чем Адлер, отметил фундаментальную направленность человека на отыскание смысла своей жизни, представив ее как специальную задачу и потребность, а также подчеркнул социокультурную обусловленность как индивидуального смысла жизни, так и смысла сновидений и продуктов фантазии. [26;251]

Все рассмотренные  авторы экзистенциально-гуманистической школы крайне редко ссылаются в своих работах друг на друга. Феникс понимает смысл как нечто чисто объективное, существующее в мире, но уникальное и единственное для каждого субъекта; Ройс – как субъективное видение, накладываемое на мир, а Бьюдженталь – как продукт взаимодействия субъекта с миром или как глубинное внутреннее чувство. Феникс говорит о смыслах во множественном числе, Мадди и Ройс – в единственном, а Франкл и Бьюдженталь объединяют и то и другое. По Франклу, задачей человека является найти и реализовать смысл; по Фениксу – расширять и углублять его; по Ройсу, наоборот, стабилизировать; по Мадди – создавать смысл в процессе принятия решений, а по Бьюдженталю – осознавать его и ориентироваться на него.[26;254]

Мы  же будем опираться на понимание  смысла жизни приведенное В.Франклом, т.е. “врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности”. По Франклу смысл для каждого человека в каждый конкретный период времени уникален и единственен. В человеческой жизни смысл присутствует всегда, надо только его найти – осознать.

 

  2.2 Онтогенез  поиска смысла жизни

 

Современный этап жизни общества, связанный с кардинальной перестройкой всей системы отношений (социальных, экономических, политических, семейных и т.д.), создает новые возможности  для личностного становления  растущего человека. Однако огромные трудности переходного периода  в развитии общества связаны с  появлением разного рода психологических  дезадаптации. В сложном положении  оказываются дети, чьи родители тяжело переживают жизненную дезорганизацию. Особенно уязвимы в этом отношении  дети, переживающие так называемые нормативные кризисы или критические  периоды, связанные с переходом  от одного возрастного этапа к  другому. В полной мере это относится  к такой социальной группе, как  подростки. Они, как известно, переживают кризис взросления, и, если клубок психологических  переживаний, связанных с этим состоянием, усугубляется житейскими критическими ситуациями, складываются деструктивные  условия, препятствующие личностному  росту человека. Подростки плохо  осознают значимость собственной жизни. К тому же, они переживают кризис самооценки, когда рушатся былые  представления о себе и формируются  новые. В этой связи поиск интегративных  механизмов созидания личности выступает  как огромная общезначимая проблема. [2;268]

В психологических исследованиях  показано, что одним из личностных образований, которые выполняют  интегрирующую функцию в психическом  развитии человека, является смысл  жизни. Это психическое образование  имеет свою специфику возникновения, свои этапы становления (Чудновский, 1995, 1997). Исследователи отмечают, что предпосылки для становления смысла жизни создаются уже в подростковом возрасте — возрасте открытия своего «Я». Именно «в период взросления прибывающие жизненные силы, открывающиеся возможности настраивают на поиск перспективы и жизненного смысла» (Чудновский,1995). Становление смысла жизни в подростковом возрасте обусловлено в значительной мере развитием процессов личностного самоанализа. Подросткам свойственна неустойчивая самооценка. Так же как, поведение их самосознание во многом зависит от внешних влияний. Поскольку подростки ищут для себя референтные группы среди сверстников и нуждаются в близких друзьях, часто мнение последних становится определяющим. Иногда под влиянием приятеля или группы дети совершают поступки, на которые самостоятельно не решились бы и о которых позже могут жалеть. Автономная мораль и нравственная независимость то группы появляются к 16 годам только у 10%.[3;344-345]

Информация о работе Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте