Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:11, курсовая работа
Юношеский возраст один из ответственных периодов формирования личности, который включает осознание смысла жизни и ее целей. Большинством ученых признается, что подростковый и юношеский возраст является главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь. В настоящий период ситуация развития для юношей осложнена еще и трудностями социального переустройства нашего общества, в связи с чем необходимо изучение психологии современных подростков и юношей /девушек, в частности особенностей формирования поиска смысла жизни.
Введение ...........................................................................................................3
Глава1. Особенности Я-концепции в юношеском возрасте .......................5
1.1 Юношеский возраст (границы) ............................................................. 5
1.2 Задачи юношеского возраста ................................................................. 8
Глава2. Смысл жизни ................................................................................... 23
2.1 Понятие смысла жизни ..........................................................................24
2.2 “Онтогенез” поиска смысла жизни .......................................................31
Глава3. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций................. 35
3.1 Используемая методика и ее описание ................................................ 35
3.2 Анализ полученных данных ............................................................... 38
Заключение ....................................................................................................41
Список использованных источников ......................................................... 43
Приложения ................................................
Подросток со своей мятущейся душой пытается понять себя и открывает все новые и новые черты. Его отдельные образы “Я» (насколько я способный, насколько красивый, сильный, общительный и т.д.) изменчивы и не складываются в единую, гармоничную и устойчивую систему. О личностной нестабильности подростка судят и по реальному проявлению у него совершенно разных качеств, часто противоположных, по противоречивости его характера и устремлений.
Развивающиеся самосознание
именно в отрочестве делает
человека особенно тревожным
и неуверенным в себе. Благодаря
рефлексии на себя и других
подросток продвигается в
В этот период у многих детей наблюдается подростковый кризис. Он связан с духовным ростом и изменением психического статуса. Хотя в этот период происходит объективное изменение социального положения отрока (возникают новые отношения с близкими, сверстниками, учителями, расширяется поле деятельности и др.), наиважнейшим фактором, влияющим на возникновение кризиса, являются рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом – вот основное содержание отроческих переживаний. Неудовлетворенность может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям, что усугубляет тяжелые чувства подростка.
Многие подростки переживают
кризис во внешних проявлениях
Подростковое чувство взрослости – главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда – типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка.
Подростки, попадающие
в милицию или наркотический
диспансер, необязательно из
Протест приводит некоторых подростков в особые неформальные группы или движения со своими знаками отличия и идеологией. Все подростки, влившиеся в такие движения социально дезадаптированы, даже если не проявляют прямой агрессивности.
Протест приводит и к побегам
из дома, бродяжничеству. Некоторые
подростки видят своеобразную романтику
в поисках ночлега и
В особо тяжких ситуациях у подростков может появиться суицидальное поведение – мысли о смерти, соответствующие высказывания, угрозы, попытки самоубийства. Суицид редко бывает результатом сознательного выбора, чаще – отчаянным шагом при полной невозможности разрешить свои проблемы. По данным А.Е.Личко, только 10% подростков действительно хотят уйти из жизни, в 90% случаев суицидальное поведение – это “крик о помощи”. [3;348-349]
Обращенные к себе вопросы: “Кто я?”, “Какой Я?” ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Более общие, мировоззренческие вопросы: “Каков мой жизненный идеал?”, “Кем Я хочу стать?” ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения. Так, подростки, описывая будущее, говорят преимущественно о своих личных перспективах, тогда как юноши выдвигают на первый план общие проблемы. Вообще способность отсрочить непосредственное удовлетворение, трудиться ради будущего, не ожидая немедленной награды,- один из главных показателей морально-психологической зрелости человека.
В ходе различных
мировоззренческих поисков
Вопрос о смысле
жизни есть симптом
Это не значит, конечно,
что рефлексия и самоанализ
– “излишество” человеческой
психики, от которого нужно
по возможности избавляться.
Таким образом, еще в подростковом
возрасте были созданы предпосылки
для становления смысла жизни. Благодаря
рефлексии на себя и других подросток
продвигается в направлении самопознания.
Он со своей мятущейся душой
Так, как определение смысла жизни происходит относительно выработанной системы ценностей, то актуальным и необходимым будет исследование ценностных ориентаций молодежи.
3 Эмпирическое
исследование ценностных
3.1 Используемая методика и ее описание
Гипотеза исследования: у современной молодежи будут наблюдаться различия в ценностных ориентациях по гендерному признаку.
Исследование проводилось в мае 2007 года среди юношей и девушек 18-23 лет. В исследовании приняли участие 40 человек, среди них 20 юношей и 20 девушек.
В нашей работе мы уже
отмечали, что на основе активного
определения своей позиции
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности.
Методика М.Рокича основана
на прямом ранжировании списка ценностей.
М.Рокич различает два вида ценностей:
а) терминальные - убеждения
в том, что какая-то конечная цель
индивидуального существования
стоит того, чтобы к ней стремиться
б) инструментальные - убеждения
в том, что какой-то образ действий
или свойство личности является
предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует
Испытуемым предлагается последовательно ранжировать 18 наименований терминальных ценностей (цели жизни) и 18 наименований инструментальных ценностей (средства достижения жизненных целей). Важнейшими являются терминальные ценности – это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем. Терминальные ценности как бы определяют смысл жизни человека.
Списки ценностных ориентаций выдавались 40 испытуемым с инструкцией проранжировать предложенные ценности по их значимости в жизни испытуемого (см. приложение). Первая указанная в списке ценность получает 1 балл, вторая – 2 балла и так до последней (18 баллов). Подсчитывается среднее арифметическое по каждой ценности. Ценности, получившие 1-6 баллов – значимые; 7-12 баллов – менее значимые; 13-18 баллов – принебрегаемые.
Терминальные ценности включают следующие:
1) активная, деятельная жизнь;
2) жизненная мудрость (зрелость суждений, здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
3) здоровье (физическое и психическое);
4) интересная работа;
5) красота
природы и искусства (
6) любовь
(духовная и физическая
7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
8) наличие хороших и верных друзей;
9) общая хорошая обстановка в стране, в обществе, сохранение мира между народами (как условие благополучия каждого);
10) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
11) познание
(возможность расширения
12) равенство (равные возможности для всех);
13) самостоятельность как независимость в суждениях и оценках;
14) свобода (независимость в поступках и действиях);
15) счастливая семейная жизнь;
16) творчество
(возможность творческой
17) уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);
18) удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений).
Инструментальные ценности:
1) аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке свои вещи, порядок в делах);
2) воспитанность (хорошие манеры, вежливость);
3) высокие запросы;
4) чувство юмора;
5) исполнительность (дисциплинированность);
6) независимость
(способность действовать
7) непримиримость к недостаткам в себе и в других;
8) образованность (широта знаний, высокая общая культура);
9) ответственность
(чувство долга, умение
10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
12) смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;
13) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
14) терпимость
к взглядам и мнениям других,
умение прощать другим их
15) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы);
16) честность;
17) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
Информация о работе Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте