Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Юношеский возраст один из ответственных периодов формирования личности, который включает осознание смысла жизни и ее целей. Большинством ученых признается, что подростковый и юношеский возраст является главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь. В настоящий период ситуация развития для юношей осложнена еще и трудностями социального переустройства нашего общества, в связи с чем необходимо изучение психологии современных подростков и юношей /девушек, в частности особенностей формирования поиска смысла жизни.

Оглавление

Введение ...........................................................................................................3
Глава1. Особенности Я-концепции в юношеском возрасте .......................5
1.1 Юношеский возраст (границы) ............................................................. 5
1.2 Задачи юношеского возраста ................................................................. 8
Глава2. Смысл жизни ................................................................................... 23
2.1 Понятие смысла жизни ..........................................................................24
2.2 “Онтогенез” поиска смысла жизни .......................................................31
Глава3. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций................. 35
3.1 Используемая методика и ее описание ................................................ 35
3.2 Анализ полученных данных ............................................................... 38
Заключение ....................................................................................................41
Список использованных источников ......................................................... 43
Приложения ................................................

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!.docx

— 87.58 Кб (Скачать)

В ранней юности происходит постепенная смена “предметных”  компонентовЯ-концепции, в частности, соотношение  телесных  и  морально-психологических  компонентов своего “я”. Юноша привыкает  к своей  внешности,  формирует относительно устойчивый  образ  своего  тела,  принимает  свою  внешность  и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний.  Постепенно на  первый  план  выступают  теперь  другие  свойства  “я”   -    умственные способности, волевые и моральные качества,  от  которых  зависит  успешность деятельности и отношения с окружающими.

Судя по имеющимся данным, когнитивная сложность и  дифференцированность элементов образа  Я   последовательно  возрастают  от  младших  возрастов  к старшим, без заметных перерывов  и кризисов. [6;19-23] Взрослые различают  в  себе больше качеств, чем юноши,  юноши  -  больше,  чем  подростки,  подростки   - больше, чем дети.  По данным исследований   Бернштейна  (1980)   способность старших подростков  реконструировать  личностные  качества  основывается  на развитии в этом возрасте более фундаментальной когнитивной способности - абстрагирования.[5;20]

Интегративная тенденция, от которой зависит внутренняя последовательность,  цельность  образа  Я,  усиливается  с   возрастом,   но несколько  позже,  чем  способность  к  абстрагированию.    Подростковые   и  юношеские самоописания лучше организованы и  структурированы,  чем  детские, они   группируются   вокруг   нескольких   центральных   качеств.     Однако неопределенность уровня притязаний  и  трудности переориентации  с внешней оценки на самооценку порождают ряд  внутренних  содержательных  противоречий самосознания, которые служат  источником  дальнейшего  развития.   Дописывая фразу  “я в своем представлении...”, многие юноши подчеркивают  именно  свою противоречивость: “ я в своем представлении - гений + ничтожество”. [8;33 ]

Данные об устойчивости образа Я не совсем однозначны. В принципе  она, как  и устойчивость прочих установок  и ценностных  ориентаций,  с  возрастом увеличивается. Самоописания взрослых менее зависят от   случайных, ситуативных обстоятельств. Однако в юношеском возрасте самооценки иногда меняются очень резко.

Что касается контрастности, степени отчетливости образа  Я,  то  здесь также происходит рост: от детства к юности и от юности к  зрелости  человек яснее  осознает свою индивидуальность, свои отличия от окружающих  и  придает  им больше  значения,  так  что  образ  Я  становится  одной  из  центральных установок личности, с которой  она  соотносит  свое  поведение.   Однако  с изменением содержания  образа Я   существенно  меняется  степень  значимости отдельных  его компонентов, на которых личность сосредоточивает внимание.   В  ранней юности масштаб самооценок заметно  укрупняется: “внутренние”  качества осознаются позже  “внешних”,  зато  старшие  придают  им  большее  значение. Повышение степени  осознанности  своих  переживаний  нередко  сопровождается также гипертрофированным вниманием  к себе, эгоцентризмом.  В  ранней  юности это бывает часто.

Исследования  содержания  образа  Я,  проведенные   под   руководством И.В.Дубровиной, показали, что на границе подросткового  и раннего  юношеского возрастов  в  развитии  когнитивного   компонента   Я-концепции   происходят существенные изменения, характеризующие  переход самосознания на новый  более  высокий уровень.[7;23-26]

Возрастные сдвиги в восприятии человека включают увеличение количества используемых описательных категорий, рост гибкости  и  определенности в их использовании;   повышение   уровня   избирательности,   последовательности, сложности и системности этой информации;  использование более тонких оценок и связей; рост способности анализировать  и  объяснять  поведение  человека; появляется  забота  о  точном  изложении  материала,  желание  сделать   его убедительным.    Аналогичные тенденции  наблюдаются    и    в    развитии самохарактеристик,      которые становятся более обобщенными, дифференцированными и  соотносятся  с  большим  числом    “значимых   лиц”. Самоописания в раннем юношеском возрасте имеют гораздо  более  личностный  и психологический  характер,  чем  в  12-14  лет,   и   одновременно   сильнее подчеркивают отличия от остальных людей.

Представление  подростка  или  юноши  о  себе  всегда  соотносится   с групповым образом  “мы”  -  типичного сверстника своего пола, но  никогда  не совпадает с этим “мы” полностью. Образы собственного  “я”  оцениваются старшеклассниками гораздо тоньше и нежнее группового  “мы”.   Юноши  считают себя менее сильными, менее общительными и  жизнерадостными,  но  зато  более добрыми и способными понять другого человека,  чем  их  ровесники. Девушки приписывают   себе   меньшую   общительность,   но   большую    искренность, справедливость и верность.[8;28]

Свойственное многим подросткам преувеличение собственной  уникальности с возрастом  обычно  проходит,  но  отнюдь  не  ослаблением  индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем  более  находит  он различий между собой и “усредненным”  сверстником.   Отсюда - напряженная  потребность в психологической  интимности,  которая  была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознание  своей непохожести на других логически  и исторически предшествует  пониманию  своей глубокой внутренней связи  и единства с окружающими людьми.

Наиболее заметные изменения  в содержании самоописаний, в  образе  Я,  обнаруживаются  в  15-16  лет.  Эти  изменения   идут   по   линии   большей субъективности, психологичности описаний.  Известно,  что  и  в  восприятии другого  человека психологизация описания после 15  лет  резко  увеличивается.[9;47] Усиление субъективности самоописаний  обнаруживается  в  том,  что  с возрастом увеличивается количество испытуемых, указывающих на  изменчивость, ситуативность  своего  характера,  на  то,  что  они  ощущают   свой   рост, взросление.

В исследованиях когнитивного  диссонанса  образа  Я   обнаружено,  что самоописания  и  описания   другого   человека   по   указанному   параметру существенно различаются.[10;34] Себя  человек описывает,  подчеркивая  изменчивость,  гибкость   своего   поведения,   его зависимость  от  ситуации;  в  описаниях  другого,   напротив,   преобладают указания на устойчивые личностные особенности,  стабильно  определяющие  его поведение  в  самых  разнообразных  ситуациях.   Иными  словами,    взрослый человек   склонен   воспринимать   себя,   ориентируясь   на    субъективные характеристики  динамичности,  изменчивости,  а  другого   -   как   объект, обладающий относительно  неизменчивыми  свойствами.   Такое   “динамическое» восприятие себя возникает в период перехода к раннему юношескому возрасту  в 14-16 лет.

  Рост самосознания  и интереса к собственному  “я” у подростков вытекает  непосредственно из процессов  полового созревания, физического  развития, которое является одновременно  социальными символам, знаками повзросления  и возмужания, на которые обращают  внимание и за которыми пристально  следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка  и юноши, изменение структуры  его социальных ролей и уровня  притязаний - эти факторы актуализируют  вопрос: “ Кто я? ” 

Постановка этого вопроса - закономерный результат всего предшествующего  развития психики. Рост самостоятельности  означает ни что иное, как переход  от системы внешнего управления к  самоуправлению. Но всякое самоуправление требует информации об объекте. При  самоуправлении это должна быть информация объекта о самом себе, т. е самосознание. [2;298]

  Самооценке  отводиться ведущая  роль в рамках  исследования проблем  самосознания. Самооценка  – оценка личностью  самой себя, своих  возможностей, качеств  и места среди  других людей. (Петровский  А.В) Самооценка  характеризуется  как стержень процесса  самосознания, показатель  индивидуального  уровня его развития, интегрирующее начало  и его личностный  аспект, органично  включенный в процесс  самопознания. [3;346]

Юношеский возраст характеризуется  сбалансированным развитием  когни-тивного и  эмоционального компонентов  самооценки. Рост осознанного  отношения к себе ведет к тому, что  знания о себе начинают регулировать и вести  за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я». Складываются относительно устойчивые представления  о себе, как целостной  личности, отличной от других людей.

Выполняя  регулятивные функции, самооценка выступает  необходимым внутренним условием организации  субъектом своего поведения, деятельности, отношений. Она является важнейшим фактором мобилизации человеком  своих сил, реализации скрытых возможностей, творческого потенциала. [1;241]

  2. Становление нового уровня самосознания.

Становление  нового  уровня  самосознания  в  ранней  юности  идет  по направлениям, выделенным еще  Л.С.Выготским, -  интегрированию образа  самого себя, “перемещению” его  “извне вовнутрь”.[11;229-230] В этот возрастной период происходит смена некоторого “объективистского” взгляда на себя “извне” на субъективную, динамическую позицию “изнутри”.

В.Ф.Сафин характеризует  это существенное различие во взгляде  на  себя младших и старших  подростков следующим образом: подросток  ориентирован, прежде всего, на поиск  ответа, “каков он среди других,  насколько  он  похож на них”, старший подросток - “каков он в  глазах  окружающих,  насколько  он отличается от других и насколько  он похож или близок к своему идеалу”. [12;9] В.А Алексеев подчеркивает, что  подросток - это   “личность  для  других”,  в  то  время  как  юноша  -  “личность  для  себя”.[13;104]  В теоретическом  исследовании  И.И.Чесноковой указывается на наличие  двух уровней самопознания:  низшего - “Я и другой человек” и высшего  “Я и Я”; специфика второго выражается в попытке соотнесения своего поведения   “с той мотивацией, которую он реализует и которая  его детерминирует”.[14;98]

Мы уже  отмечали,  что,   составляющие  Я-концепции,  поддаются  лишь условному концептуальному  разграничению, поскольку в  психологическом  плане они неразрывно взаимосвязаны.  Потому  когнитивный  компонент  самосознания, образ Я, его формирование в раннем юношеском возрасте, напрямую  связан  как с эмоционально-оценочной  составляющей, самооценкой, так и  с  поведенческой, регуляторной стороной Я-концепции.

В период перехода от подросткового  к  раннему  юношескому  возрасту  в рамках становления нового уровня самосознания идет и развитие нового  уровня отношения к себе. Одним  из центральных моментов здесь является  смена оснований для критериев  оценки самого себя, своего “я” - они  сменяются “извне вовнутрь”, приобретая качественно иные формы,   сравнительно с критериями оценки человеком других людей. Переход от частных самооценок к общей, целостной (смена оснований) создает  условия  для формирования  в подлинном смысле слова  собственного отношения к  себе, достаточно автономного  от отношения и оценок окружающих, частных  успехов и неудач, всякого  рода ситуативных влияний и т.п.  Важно отметить,  что оценка отдельных  качеств, сторон личности играет в таком  собственном  отношении  к себе подчиненную роль, а  ведущим  оказывается  некоторое  общее, целостное  “принятие себя”, “самоуважение”. Именно в ранней  юности  (15-17  лет)  на основе выработки собственной  системы  ценностей  формируется  эмоционально-ценностное отношение  к себе, т.е.   “оперативная  самооценка” начинает основываться на соответствии поведения, собственных  взглядов  и  убеждений, результатов  деятельности.

В 15-16 лет особенно сильно  актуализируется проблема  несовпадения реального Я   и идеального  Я.    По  мнению  И.С.Кона   это несовпадение  вполне нормальное,  естественное  следствие когнитивного  развития .[6;42-44]

При переходе от детства  к отрочеству и далее самокритичность  растет.   Так, в  изученных  Е.К.Матлиным    сочинениях   десятиклассников, описывающих собственную личность, в 3,5 раза  больше  критических  высказываний,  чем  у пятиклассников.[9;32] Ту же тенденцию отмечают психологи ГДР.  Чаще  всего  в ранней  юности  жалуются  на  слабоволие,   неустойчивость, подверженность влияниям и т.п., а также на такие недостатки как капризность,  ненадежность, обидчивость.

Расхождение Я-реального  и Я-идеального образов  -  функция  не  только возраста, но и интеллекта.  У  интеллектуально развитых юношей  расхождение между  реальным Я  и  идеальным  Я,  т.е.  между  теми  свойствами,  которые индивид  себе  приписывает,  и  теми,  которыми  он   хотел   бы   обладать, значительно больше, чем  у  их  сверстников  со  средними  интеллектуальными способностями.[5;30]

Одним из важных показателей  поведенческой  составляющей   Я-концепции служит динамика уровня притязаний  под  влиянием  успеха  или  неуспеха  при выполнении заданий различной  степени  трудности.   Начиная  с  классической работы  Ф.Хоппе,  уровень притязаний рассматривается  как  порождаемый  двумя противоречивыми  тенденциями:   с  одной  стороны,  поддерживать  свое  “я”, самооценку  на  максимально  высоком  уровне  и,  с  другой,  снижать   свои притязания, чтобы избежать неудачи  и тем самым не нанести ущерба  самооценке.[7;29] 

Некоторые исследователи   (см.:   Б.В.Зейгарник,  Б.С.Братусь [15;23-28]) считают,  что  для  подросткового  возраста  типично   активное   стремление различными путями реализовать  лишь  первую  из  названных  тенденций,  в  то время как  для зрелой личности,  напротив,  характерно  умение  развести  эти тенденции в ходе деятельности, прежде всего за  счет  того,  что  успешность или  неуспешность  в  конкретной  деятельности  воспринимается  именно   как конкретный неуспех, а не крах самооценки в целом.

По данным проведенных  исследований [16;47-51] при переходе в  раннем  юношеском возрасте происходит  изменение  особенностей  уровня  притязаний  в  сторону большей  личностной зрелости. Важно отметить, что  оно  идет  в  направлении, как  бы  обратном  тем  изменениям,  которые  происходят  в  этот  период  в самопознании,   образе   Я    и   отношении   к   себе.    Если    последние характеризуются,  как  было  показано  выше,   все   большей   целостностью, интегративностью, то отношение  к  результатам  собственной  деятельности  - дифференцированностью, формирование  способности   отделять  успешность  или неуспешность в конкретной деятельности от оценки себя как личности.

Информация о работе Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте