Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Юношеский возраст один из ответственных периодов формирования личности, который включает осознание смысла жизни и ее целей. Большинством ученых признается, что подростковый и юношеский возраст является главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь. В настоящий период ситуация развития для юношей осложнена еще и трудностями социального переустройства нашего общества, в связи с чем необходимо изучение психологии современных подростков и юношей /девушек, в частности особенностей формирования поиска смысла жизни.

Оглавление

Введение ...........................................................................................................3
Глава1. Особенности Я-концепции в юношеском возрасте .......................5
1.1 Юношеский возраст (границы) ............................................................. 5
1.2 Задачи юношеского возраста ................................................................. 8
Глава2. Смысл жизни ................................................................................... 23
2.1 Понятие смысла жизни ..........................................................................24
2.2 “Онтогенез” поиска смысла жизни .......................................................31
Глава3. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций................. 35
3.1 Используемая методика и ее описание ................................................ 35
3.2 Анализ полученных данных ............................................................... 38
Заключение ....................................................................................................41
Список использованных источников ......................................................... 43
Приложения ................................................

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!.docx

— 87.58 Кб (Скачать)

18) чуткость, умение понять другого человека.

 

 

3.2 Анализ  полученных данных

 

После обработки  данных мы получили следующие результаты:

 

Наиболее значимые терминальные ценности      

   Среднее значение

          Место

       девушки

           юноши

девушки

 

юноши

здоровье

2,15

2,65

1

2

любовь

4,35

8,65

2

 

материально обеспеченная жизнь

5,9

2

3

1

счастливая семейная жизнь

5,5

6,85

4

 

наличие хороших друзей

6,05

4

5

3

развлечения

12,05

5,75

 

5

свобода

9

6,2

 

6

активная деятельная жизнь

7,75

5,2

 

4

Наиболее значимые инструментальные ценности

девушки

юноши

девушки

юноши

независимость

8,2

2

 

1

твердая воля

8,55

3,1

 

2

жизнерадостность

7,85

4,35

 

3

честность

7,05

6,4

 

4

образованность

5,7

8,5

1

 

Менее значимые терминальные ценности

девушки

юноши

девушки

юноши

уверенность в себе

9

8,35

   

жизненная мудрость

10,45

14,25

   

развитие

10,65

13

   

интересная работа

10,2

10,35

   

продуктивная

 жизнь

11,1

12,8

   

общественное призвание

10,7

8,5

   

познание

10,95

12,75

   

 

Менее значимые инструментальные ценности

девушки

юноши

   

 смелость в отстаиваниях  своего мнения

7,1

11,55

   

самоконтроль

8,45

7,05

   

ответственность

7,95

9,45

   

широта взглядов

10,7

8,15

   

эффективность в делах

10,35

7,8

   

терпимость

11,25

11,95

   

чуткость

9,55

15,7

   

аккуратность

11

14,3

   

воспитанность

7,75

13,55

   

высокие запросы

12,75

11,51

   

рационализм

10,15

7,45

   

исполнительность

12,05

11,1

   

Принебрегаемые терминальные ценности

       

красота природы и искусства

14,35

17,25

   

счастье других

15,35

16,75

   

творчество

15,5

16,3

   

Принебрегаемые инструментальные ценности

       

непримиримость к недостаткам  в себе и других

16,8

17,5

   

 

По полученным данным мы можем говорить о том, что системы  ценностных ориентаций юношей и девушек  имеют как общие черты, так  и различия. Среди основных общих  черт можно выделить наиболее явственные: высокое значение таких ценностей  как “здоровье”, “наличие хороших  и верных друзей”, “материально обеспеченная жизнь, и на последнем месте значимости “счастье других”, “красота природы  и искусства”, “творчество”, “непримиримость  к недостаткам в себе и других”.

Рассмотрим наиболее значимые ценности. Так на первом месте выделяются здоровье (90% девушек, 90% юношей), любовь (85% девушек и только 25% юношей), материальная обеспеченность (60% девушек, 100% юношей), счастливая семейная жизнь (75% девушек  и только 45% юношей), наличие хороших друзей (65% девушек, 90% юношей). Юноши в отличии от девушек к более значимым ценностям отнесли еще развлечения (0% девушек, 60% юношей), свободу (35% девушек, 60% юношей), активную деятельную жизнь (40% девушек, 85% юношей). Среди инструментальных ценностей еще больше отличий: образованность (65% девушек, 2% юношей), независимость (35% девушек, 100% юношей), твердая воля (45% девушек, 80% юношей), честность (60% девушек, 70% юношей), чуткость (35% девушек, 0% юношей), аккуратность (45% девушек, 5% юношей), воспитанность (55% девушек, 5% юношей).

Так при рассмотрении различий можно выделить ряд особенностей, более характерных для мужчин и для женщин. Так, для юношей выше значение “независимости” (100% юн., 35% дев.), “наличия хороших друзей” (90% юн., 65% дев.), “материально обеспеченной жизни” (100% юн., 60% дев.), а для девушек более  значимы такие ценности как “любовь” (85% дев., 25% юн.), “счастливая семейная жизнь” (75% дев., 45% юн.), “воспитанность”(55% д., 5% юн.), “чуткость”(35% д., 0% юн.), “аккуратность” (45%  д., 5% юн.).

То, что у юношей на первом месте стоит ценность материально  обеспеченной жизни или по-другому  финансовой независимости, можно объяснить  тем, что они рассчитывают только на свои силы, тогда как многие девушки  планируют обеспечить свое будущее  путем удачного замужества.

Вообще различия в ценностных ориентациях юношей и девушек  можно объяснить тем, что в  обыденном сознании формируются  стереотипы, задающие правила и нормы  мужского и женского поведения. Эти  стереотипы усваиваются человеком  в процессе социализации. Так некоторые  закономерности полового разделения труда, дифференциация мужских и женских  социальных ролей, культурные символы  и социально-психологические стереотипы "мужественности" (маскулинности) и "женственности" (феминности)  влияют на различные аспекты социального  поведения, общественной жизни, и тем самым предполагают формирование различий в ценностях юношей и девушек.

Таким образом, в результате анализа данных, полученных при исследовании ценностных ориентаций молодежи, мы сделали  следующий вывод: различия между  ценностными ориентациями юношей и  девушек хотя и невелики, но все-таки существуют, что является подтверждением нашей гипотезы.

 

                                                               Заключение

 

В соответствии с проанализированной литературой, были изучены основные особенности поиска смысла жизни  в юношеском возрасте.  В основной части курсовой работы были проанализированы теоретические исследования юношеского возраста, получены общие сведения о юношеском возрасте.

     Теоретический  анализ литературы по проблеме  поиска смысла жизни в юношеском  возрасте позволяет сделать следующие  выводы:

*   Юность – это  возраст от 16-17 лет (ранняя) до 22-23 лет (поздняя);

* Юность – решающий  этап становления Я-концепции,  идентичности, самосознания, мировоззрения  и самоопределения. Именно в  юности происходит становление  человека как личности;

*  Потребность в смысле  жизни, в том, чтобы осознавать  свою жизнь не как серию  случайных, разрозненных событий,  а как цельный процесс, имеющий  определенное направление, преемственность  и смысл,- одна из важнейших  потребностей личности в юношеском  возрасте;

*  Смысл жизни –  это врожденная мотивационная  тенденция, присущая всем людям  и являющаяся основным двигателем  поведения и развития личности;

* В поиске смысла жизни  вырабатывается мировоззрение, расширяется  система ценностей, формируется  тот нравственный стержень, который  помогает справиться с первыми  житейскими неурядицами, юноша  начинает лучше понимать окружающий  мир и самого себя, становится  в действительности самим собой;

* На основе выработанной  системы ценностей происходит  определение смысла жизни.

В эмпирической части данной работы мы провели изучение ценностных ориентаций, с целью выявления  различий в ценностных ориентациях  современной молодежи по гендерному признаку.

В результате проведенного экспериментального исследования и  анализа полученных данных, мы обнаружили различия в ценностных ориентациях  юношей и девушек, что подтверждает нашу гипотезу. Так для девушек  наиболее значимыми ценностями являются “любовь”, “счастливая семейная жизнь”, ”здоровье”, также “воспитанность”, “чуткость”, “аккуратность”. Для  юношей выше значение “независимости” (самостоятельности), “наличия хороших  друзей”, “материально обеспеченной жизни” (финансовой независимости). Таким  образом, можно предположить, что  различия в ценностных ориентациях  юношей и девушек являются следствием усвоения поведенческих норм в процессе полоролевой социализации.

Полученные результаты нашего исследования могут быть использованы в работе практического психолога  по оказанию психолого-педагогической помощи юношам и девушкам, в исследовательских  работах по изучению юношей и девушек.

Реализуемый нами подход к  практическому изучению ценностных ориентаций молодежи представляется нам  достаточно перспективным для дальнейших изучений этой проблемы.

 

 

                                  Список использованных источников

 

1 Сапогова Е.Е. Психология  развития человека: Учебное пособие.- М.: Аспект Пресс, 2001.-461с.

2 Мухина В.С. Возрастная  психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для  студ. вузов.- 9-е изд. стереотип.- М.: Издательский центр “Академия”, 2004.-456с.

3 Кулагина И.Ю., Колюцкий  В.Н. Возрастная психология: Полный  жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов  высших учебных заведений.- М.: ТЦ  Сфера, 2004.- 464с.

4 Кон И.С. Психология  ранней юности: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1989.- 255с.: пл.- (Психол. наука  - школе).

5 Бернс Р. Развитие  Я-концепции и воспитание. М.,1986.

6 Кон И.С.  Какими они  себя видят? М.,1975.

7 Формирование личности  в переходный период от подросткового  к юношескому возрасту/ под ред.  И.В.Дубровиной. М.,1983.

8  Кон И.С. Открытие  “Я”. М.,1978.

9  Бодалев А.А Восприятие  и понимание человека человеком.  М.,1982.

10 Трусов В.П. Социально-психологические  исследования когнитивных процессов.  Л.,1980.

11 Выготский Л.С. Педология  подростка: проблема возраста// собр. Соч.: в 6 т. Т.А.С. 5-220; С.т.,1983, 244-269.

12 Сафин В.Ф. Динамика  оценочных эталонов в подростковом  и юношеском возрасте// Вопросы  психологии,1982, №1 с.69.

13 Алексеев В.А. Самосознание  и мотивация деятельности на  рубеже подросткового и старшего  школьного возраста// Проблемы мотивации  общественно-полезной деятельности  школьников. М.,1984. С.103-107.

14 Чеснокова И.И. Проблема  самосознания в психологии. М.,1977.

15 Зейгарник Б.В., Братусь  Б.С. Очерки по психологии аномального  развития личности. М.,1980.

16 Франкл В. Человек  в поисках смысла. М.,1990.

17 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис/ под. ред. Толстых  А.В. М., 1996.

18 Абрамова Г.С. Возрастная  психология: Учебное пособие для  студентов вузов.- М.: Издательский  центр “Академия”; Раритет.-1997.-704с.

19 Круглов Б.С. Роль  ценностных ориентаций в формировании  личности школьника. М.,1993. С.4-15.

20 Абульханова-Славская К.А.  Деятельность и психология личности. М.,1989.

21 Дубровина И.В. Школьная  психологическая служба. М., 1991.

Информация о работе Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте