Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:11, курсовая работа
Юношеский возраст один из ответственных периодов формирования личности, который включает осознание смысла жизни и ее целей. Большинством ученых признается, что подростковый и юношеский возраст является главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь. В настоящий период ситуация развития для юношей осложнена еще и трудностями социального переустройства нашего общества, в связи с чем необходимо изучение психологии современных подростков и юношей /девушек, в частности особенностей формирования поиска смысла жизни.
Введение ...........................................................................................................3
Глава1. Особенности Я-концепции в юношеском возрасте .......................5
1.1 Юношеский возраст (границы) ............................................................. 5
1.2 Задачи юношеского возраста ................................................................. 8
Глава2. Смысл жизни ................................................................................... 23
2.1 Понятие смысла жизни ..........................................................................24
2.2 “Онтогенез” поиска смысла жизни .......................................................31
Глава3. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций................. 35
3.1 Используемая методика и ее описание ................................................ 35
3.2 Анализ полученных данных ............................................................... 38
Заключение ....................................................................................................41
Список использованных источников ......................................................... 43
Приложения ................................................
То, насколько престижной окажется выбранная профессия или вуз, в который старшеклассник собирается поступать, зависит от его уровня притязаний.
Самоопределение, как профессиональное,
так и личностное, становится центральным
новообразованием ранней юности. Эта
новая позиция, включающая осознание
себя как члена общества, принятие
своего места в нем. И.В.Дубровина
вносит уточнение в проблему
самоопределения как центрального
момента в раннем юношеском возрасте.
Результаты проведенных исследований.
[7;24] Позволяют утверждать, что основным
психологическим
Самоопределение
связано с новым восприятием
времени – соотнесением
Несмотря на некоторые
колебания в уровнях самооценки
и тревожности и разнообразия
вариантов личностного
Для понимания проблемы
личностного самоопределения следует
отметить чрезвычайно существенное
положение: уровень личности
- это уровень ценностно-смысловой
детерминации, уровень существования
в мире смыслов и ценностей.
Как указывают Б.В.Зейгарник
и Б.С.Братусь, для личности
“основная плоскость движения
- нравственно-ценностная.[15,
Ценностные ориентации - это элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. Система ценностных ориентаций выступает “свернутой” программой жизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной модели личности. Той сферой, где социальное переходит в личностное и личностное становится социальным, где происходит обмен индивидуальными ценностно- мировоззренческими различиями является общение. Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры.
Представление о собственном будущем связано с ценностями. Ценности, будучи по своей природе социально-историческими, являются средством приобщения индивида к роду (родовым человеческим способностям), тем самым, позволяя преодолеть конечность (временность) человеческого существования. Ценности, в свою очередь, тесно связаны с представлением о смысле жизни, которое является одновременно и основание развития личности, и его результатом.[16;122-124]
Самоопределение связано с ценностями, с потребностью формирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблема смысла жизни, с ориентацией на будущее. Теперь мы можем сформулировать эти связи более конкретно. Определение человеком себя в обществе как личности есть определение себя (самоопределение, занятие активной позиции) относительно социокультурных ценностей, и тем самым - определение смысла своего существования. Определение себя как личности - личностное самоопределение - имеет ценностно-смысловую природу. Ценности же задают ориентацию на будущее. Такое понимание личностного самоопределения согласуется с предлагаемым М.М.Шибаевой пониманием “самоопределения личности в культуре”. Так, М.М.Шибаева отмечает “...важность процесса самоопределения личности в культуре с целью выделения и обоснования для себя ценностно-смысловых оснований собственной жизненной концепции, а также выбора способов и форм ее реализации”.[22,93]
Сам факт обобщенного характера юношеских устремлений, их связь с судьбами общества и человечества в целом отмечались исследователями
неоднократно. Заинтересованность
глобальными проблемами смысла
жизни вообще и собственного
существования в частности - заинтересованность
“последними вопросами” (Ф.М.Достоевский)
является существенной
7. Поиск смысла жизни.
В поисках смысла
своего существования, в наиболее
общей форме проявляется ценностно-
Совершающееся в ранней юности открытие внутреннего мира сопряжено с переживанием его как ценности. Открытие себя как неповторимо уникальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного “я” (“Кто я?”, “Какой я?” “Каковы мои способности?”, “За что я могу себя уважать?”), а с другой - осознание своего положения в мире (“Каков мой жизненный идеал?”, «Кто мои друзья и враги?”, “Кем я хочу стать?”, “Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?”). Первые, обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Вторые, более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения.[2;299]
Таким образом, в ходе становления Я-концепции, нового уровня самосознания, идентичности, выработки мировоззрения и самоопределения юноша (девушка) приходит к вопросу смысла жизни.
Трудность заключается в том, что ранняя юность, создавая внутренние условия, благоприятные для того, чтобы человек начал задумываться для чего он живет, не дает средств, достаточных для ее решения. Хорошо известно, что проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая.[25;178]Ответ на нее содержится как внутри человека, так и вне его - в мире, где раскрываются его способности, в его деятельности, в чувстве социальной ответственности. А ведь это как раз и образует тот дефицит, который подчас весьма болезненно ощущается в юности. Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как бы обречен на то, чтобы остаться лишь упражнением юношеского мышления, что создает реальную опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя, особенно у юношей с чертами невротизма или предрасположенного к нему в связи с особенностями предшествующего развития (низкое самоуважение, плохие человеческие контакты).
Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой.
2 Смысл жизни
2.1 Понятие смысла жизни
Постараемся, прежде всего, вдуматься, что это означает «найти смысл жизни», точнее, чего мы собственно ищем, какой смысл мы вкладываем в самое понятие «смысла жизни» и при каких условиях мы почитали бы его осуществленным?
Понятие смысла пришло в психологию из донаучных попыток объяснения человеческого поведения, основывающихся на здравом смысле и представлениях обыденного сознания. Сущность такой формы объяснения, оставшейся единственной на протяжении многих веков, “... заключается в том, что действия и психологические феномены наделялись смыслом благодаря установлению их связи с намерением. Выявить связь чего-либо с преследуемой субъектом целью, с содержанием мысли или с намерением – значит раскрыть его смысл, значит обеспечить определенное понимание ... наиболее примитивное и наиболее фундаментальное”.
Однако, вопрос, в чем состоит
смысл жизни, не входит в компетенцию
психологии. В сферу интересов
психологии личности входит вопрос о
том, какое влияние оказывает
смысл жизни или переживание
его отсутствия на жизнь человека,
а также проблема психологических
причин утраты и путей обретения
смысла жизни. Смысл жизни – это
психологическая реальность независимо
от того, в чем конкретно человек
видит этот смысл. В психологии смысл
жизни изучается
Первой системой научной
психологии, обратившейся к понятию
смысла для объяснения
Информация о работе Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте