Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:23, контрольная работа
Осознание того, что человек живет лишь один раз и смерть неизбежна, со всей остротой выдвигает перед ним вопрос о смысле жизни. Проблема смысла жизни важна для каждого человека. Прав Ницше, утверждая, что "Если есть Зачем жить, можно вынести почти любое Как".
Введение………………………………………………………………...3
1. Проблема смысла и конечной цели мироздания…………………5
2. Смысл и бессмысленность (абсурд Камю)………………………..6
3. Проблема смысла жизни по Фрейду………………………………8
4. Проблема смысла жизни по Франклу……………………………11
5. Пессимистические взгляды на смысл жизни……………………..14
Заключение…………………………………………………………….16
Список литературы……
Введение…………………………………………………………
1. Проблема смысла и конечной цели мироздания…………………5
2. Смысл и бессмысленность (абсурд Камю)………………………..6
3. Проблема смысла жизни по Фрейду………………………………8
4. Проблема смысла жизни по Франклу……………………………11
5. Пессимистические взгляды на смысл жизни……………………..14
Заключение…………………………………………………
Список
литературы………………………………………………….
Введение
Осознание того, что человек живет лишь один раз и смерть неизбежна, со всей остротой выдвигает перед ним вопрос о смысле жизни. Проблема смысла жизни важна для каждого человека. Прав Ницше, утверждая, что "Если есть Зачем жить, можно вынести почти любое Как".
Безусловно,
правы многие современные философы,
утверждая, что выбор смысла жизни
зависит от многих факторов - объективных
и субъективных. К объективным
факторам следует отнести социально-
В
античной философии наблюдаются
различные решения данного
Общеизвестен
факт, что смысл жизни тем
Но каждый человек, счастливый или несчастный, ставит своим локальным смыслом существования какое-либо дело. Вопрос о "смысле" чего-либо имеет всегда относительное значение, предполагая "смысл" для чего-нибудь, целесообразность при достижении определенной цели. Но сама цель необходима (и имеет важность для человека), поскольку обеспечивает его благосостояние.
Мысль о смысле жизни неразрывно связана с другой мыслью - о смысле и конечной цели мироздания как такового. В этом контексте жизнь бессмысленна, если бессмысленно все мироздание. Эмпирические данные, полученные на сегодняшний день, позволяют сделать положительное заключение, что Вселенная представляет собой единую целостную систему, связанную силами гравитации. Несмотря на спонтанный, "стихийный" характер саморазвития, всем уровням организации материи, то есть фрагментам системы "Вселенная", по наблюдению В.Вернадского, присущи общие свойства. Более того, развитию Вселенной свойственна некоторая направленность, даже несмотря на отсутствие целеполагающего начала, и эта направленность действует в сторону усложнения материальных образований и возникновения жизни и разума. Все это этапы единого процесса самоорганизации, который можно интерпретировать совершенно по-разному. Н.Н. Моисеев предлагает свой вариант интерпретации, объясняющий отчасти место и смысл появления и существования человека во Вселенной:
"На
определенной ступени своего
развития, - пишет он, - суперсистема,
именуемая Вселенной, обрела в
человеке, с помощью человека, как
одного из своих компонент,
способность познавать самою
себя, законы собственного развития,
ставить цели этому развитию.
Возникла Воля, способная вмешиваться
в процесс самоорганизации и
направлять его в русло тех
целей, которые способен
Иными словами, в системе появляется дирижер, целенаправленно руководящий ее изменениями. Таким образом, смысл и цель Разума в этом контексте ставятся и корректируются отныне самим Разумом. Смысл жизни и мира таков, каков Разум захочет, чтоб он был.
Но прежде чем говорить о "смысле жизни" и его поисках, следует отметить, что эта проблема имеет два аспекта:
Первый аспект, в свою очередь, распадается на два плана:
Но
это - в идеале. Но мир не есть Бог
и его жизнь - не божественная жизнь;
в мире царит смерть, он полон
тьмы и страданий. Как в нем
найти путь (и существует ли он?),
совпадающий с истиной и
Камю
в своей теории абсурда утверждал,
что единственный прогресс цивилизации
- создание людей, умирающих сознательно.
Камю приходит к идее полной бессмысленности
всего сущего, идее абсурда. Назначение
и мужество разума ему видится
в честном принятии этой истины и
противостоянии ей творческим существованием
(идея творческого бунта). Смотреть
на все открытыми глазами, видеть
все таким, каково оно есть, понимать
и сознавать великую диалектику
жизни и смерти - это и означает
приобщаться к жизни
Камю
писал, что "абсурд рождается в
столкновении между призванием человека
и неразумным молчанием мира...".
Мир не абсурден, он неразумен, абсурд
столкновение между иррациональностью
и иступленным желанием ясности.
Поэтому абсурдный человек
Чего люди требуют от жизни и чего стремятся в ней достичь?
Чего
люди стремятся к счастью, они
хотят стать и пребывать
То
что понимается под счастьем, проистекает
скорее из внезапного удовлетворения
потребности, достигшей высшей напряженности,
и по своей природе возможно лишь
как эпизодическое явление. Продолжительность
ситуации, к созданию которой так
страстно стремится принцип наслаждения,
дает лишь чувство прохладного
Под
давлением этих угрожающих людям
страданий, их требования счастья становятся
более умеренными; так же как и
сам принцип наслаждения
Сознательный уход от людей, одиночество - самый обычный способ защиты от страданий, возникающих от общения с людьми. Разумеется, счастье, обретаемое таким путем, это счастье покоя.
Конечно, имеется иной и лучший путь - в качестве члена человеческого общества перейти в наступление на природу и подчинить ее человеческой воле при помощи науки и техники. Тогда человек действует вместе со всеми ради счастья всех.
Наиболее интересными методами предотвращения страдания являются, однако, те, которыми человек пытается воздействовать на собственный организм самым грубым, но и самым эффективным способом является химическое воздействие, т.е. интоксикация. Существуют чуждые организму вещества, наличие которых в крови и тканях приносит нам чувство наслаждения, а также так меняет условия нашей эмоциональной жизни, что мы становимся неспособными к восприятию неприятного.
Но вещества, создающие тот же эффект, должны существовать в нашем собственном организме; по крайней мере при таком заболевании, как мания, наблюдается поведение как бы в состоянии дурмана, без введения в организм наркотиков.
Сложное строение нашего душевного аппарата позволяет прибегать к целому ряду других воздействий. Удовлетворение наших первичных позывов дает нам счастье, но они же являются источником мучительных страданий, когда внешний мир отказывается дать им удовлетворение и обрекает нас на лишения.
Радикальный способ заключается в умерщвлении первичных позывов, как этому учит восточная мудрость и приводит в жизнь практика йогов.
Другая
методика защиты против страданий пользуется
доступными нашему душевному аппарату
смещениями либидо, благодаря чему
его функция приобретает столь
большую гибкость. Больше всего можно
добиться при уменьшении достаточно
повысить интенсивность наслаждения
из источников психической и интеллектуальной
деятельности. Удовлетворения такого
рода, как радость художника от
процесса творчества, как радость
исследователя при решении
В
следующем способе на первом месте
стоит наслаждение
Более
основательные и эффективные
возможности открывает нам
Есть еще ориентация в жизни, которая ставит в центр всего любовь и все удовлетворение видит в том, чтобы любить и быть любимыми. Одна из форм любви - половая - приобщила нас к сильнейшему переживанию ошеломляющего ощущения наслаждения, дав прообраз нашим устремлениям к счастью. Но очевидна и слабая сторона этой житейской методики. Мы никогда не бываем более беззащитными по отношению к страданиям, чем, когда мы любим, и никогда не бываем более безнадежно несчастными, чем когда мы потеряли любимое существо или его любовь.