Проблема смысла жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:23, контрольная работа

Краткое описание

Осознание того, что человек живет лишь один раз и смерть неизбежна, со всей остротой выдвигает перед ним вопрос о смысле жизни. Проблема смысла жизни важна для каждого человека. Прав Ницше, утверждая, что "Если есть Зачем жить, можно вынести почти любое Как".

Оглавление

Введение………………………………………………………………...3
1. Проблема смысла и конечной цели мироздания…………………5
2. Смысл и бессмысленность (абсурд Камю)………………………..6
3. Проблема смысла жизни по Фрейду………………………………8
4. Проблема смысла жизни по Франклу……………………………11
5. Пессимистические взгляды на смысл жизни……………………..14
Заключение…………………………………………………………….16
Список литературы……

Файлы: 1 файл

Проблема смысла жизни человека.docx

— 36.53 Кб (Скачать)

                                             Содержание 

   Введение………………………………………………………………...3

 1. Проблема смысла и конечной цели мироздания…………………5

 2. Смысл и бессмысленность (абсурд Камю)………………………..6

 3. Проблема смысла жизни по Фрейду………………………………8

 4. Проблема смысла жизни по Франклу……………………………11

 5. Пессимистические взгляды на смысл жизни……………………..14

 Заключение…………………………………………………………….16

 Список литературы…………………………………………………...18 

 

                                 Введение 

     Осознание того, что человек живет лишь один раз и смерть неизбежна, со всей остротой выдвигает перед ним вопрос о  смысле жизни. Проблема смысла жизни  важна для каждого человека. Прав Ницше, утверждая, что "Если есть Зачем жить, можно вынести почти любое Как".

     Безусловно, правы многие современные философы, утверждая, что выбор смысла жизни  зависит от многих факторов - объективных  и субъективных. К объективным  факторам следует отнести социально-экономические  условия, сложившиеся в обществе, функционирующую в нем политико-правовую систему, господствующее в нем мировоззрение, сложившийся политический режим, состояние  войны и мира и т.д. Значительную роль в выборе смысла жизни играют и субъективные качества личности - воля, характер, рассудительность, практичность и т.д.

     В античной философии наблюдаются  различные решения данного вопроса. Сократ смысл жизни видел в  счастье, достижение которого связано  с добродетельной жизнью, трепетным  отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий; Платон - в заботах о душе; Аристотель - в стремлении стать добродетельным человеком и ответственным гражданином; Эпикур - в достижении личного счастья, покоя и блаженства; Диоген Синопский - во внутренней свободе, презрении  к богатству; Стоики - в покорности судьбе.

     Общеизвестен  факт, что смысл жизни тем обостреннее  воспринимается, чем хуже человек  живет. Он как бы ищет нечто более  высокое и глобальное (во временном  плане, космическом, потустороннем), что  оправдало бы его муки и осмыслило  бессмысленность его существования. Чем спокойнее внешняя жизнь  человека, чем более она занята текущими земными интересами и имеет  удачу в их осуществлении, тем глубже та душевная могила, в которой похоронен вопрос о смысле жизни.

     Но  каждый человек, счастливый или несчастный, ставит своим локальным смыслом  существования какое-либо дело. Вопрос о "смысле" чего-либо имеет всегда относительное значение, предполагая "смысл" для чего-нибудь, целесообразность при достижении определенной цели. Но сама цель необходима (и имеет  важность для человека), поскольку  обеспечивает его благосостояние.

 

          1. Проблема смысла и конечной цели мироздания

 

     Мысль о смысле жизни неразрывно связана  с другой мыслью - о смысле и конечной цели мироздания как такового. В этом контексте жизнь бессмысленна, если бессмысленно все мироздание. Эмпирические данные, полученные на сегодняшний день, позволяют сделать положительное заключение, что Вселенная представляет собой единую целостную систему, связанную силами гравитации. Несмотря на спонтанный, "стихийный" характер саморазвития, всем уровням организации материи, то есть фрагментам системы "Вселенная", по наблюдению В.Вернадского, присущи общие свойства. Более того, развитию Вселенной свойственна некоторая направленность, даже несмотря на отсутствие целеполагающего начала, и эта направленность действует в сторону усложнения материальных образований и возникновения жизни и разума. Все это этапы единого процесса самоорганизации, который можно интерпретировать совершенно по-разному. Н.Н. Моисеев предлагает свой вариант интерпретации, объясняющий отчасти место и смысл появления и существования человека во Вселенной:

     "На  определенной ступени своего  развития, - пишет он, - суперсистема, именуемая Вселенной, обрела в  человеке, с помощью человека, как  одного из своих компонент,  способность познавать самою  себя, законы собственного развития, ставить цели этому развитию. Возникла Воля, способная вмешиваться  в процесс самоорганизации и  направлять его в русло тех  целей, которые способен ставить  Разум".

     Иными словами, в системе появляется дирижер, целенаправленно руководящий ее изменениями. Таким образом, смысл  и цель Разума в этом контексте  ставятся и корректируются отныне самим  Разумом. Смысл жизни и мира таков, каков Разум захочет, чтоб он был.

     Но  прежде чем говорить о "смысле жизни" и его поисках, следует отметить, что эта проблема имеет два  аспекта:

  • глобальный, всечеловеческий - т.е. общий смысл существования всего человечества и даже всего мира; и
  • индивидуальный, личный.

     Первый  аспект, в свою очередь, распадается  на два плана:

  • поиски уже существующего смысла;
  • сотворение  собственного смысла (согласно научно выраженной концепции Вернадского).

     2 Смысл и бессмысленность  (абсурд Камю)

 

     Но  это - в идеале. Но мир не есть Бог  и его жизнь - не божественная жизнь; в мире царит смерть, он полон  тьмы и страданий. Как в нем  найти путь (и существует ли он?), совпадающий с истиной и жизнью? Иными словами, наметив идеи, как  их реально осуществить? А вдруг  как вечная жизнь - всего лишь приманка, мечтательно-утопическое, по самому своему смыслу неосуществимое понятие? Наконец, как найти и как доказать существование  Бога и примирить с ним и  нашу собственную жизнь, и мировую  жизнь в целом - во всем том зле, страданиях, слепоте и бессмыслице, которые всецело владеют ею и  насквозь ее пронизывают? Ужас истины может заключаться в отсутствии всякого смысла и цели, в отсутствии всяких условий, при которых этот смысл был бы осуществленным. Остается выбор: или честно глядеть в лицо фактам жизни, как она есть на самом  деле, или трусливо предаваться мечтам о жизни, какой она должна была бы быть, чтобы иметь смысл. Или  все же отыскать смысл и абсолютное благо. Экзистенциалисты выбрали первый путь.

     Камю  в своей теории абсурда утверждал, что единственный прогресс цивилизации - создание людей, умирающих сознательно. Камю приходит к идее полной бессмысленности  всего сущего, идее абсурда. Назначение и мужество разума ему видится  в честном принятии этой истины и  противостоянии ей творческим существованием (идея творческого бунта). Смотреть на все открытыми глазами, видеть все таким, каково оно есть, понимать и сознавать великую диалектику жизни и смерти - это и означает приобщаться к жизни существующего  мира, сознавать и ощущать всем своим существом его удивительную силу и красоту, многообразие и полноту  бытия. Смысл философии, искусства  и творчества - вернуть человеку утраченную душевную гармонию."Для  человека осознать свое настоящее - это  значит ничего больше не ждать... Я не хочу верить, что смерть - это преддверие другой жизни. Смерть для меня - закрытая дверь". "Все мое царство  в этом мире" ("Изнанка и лицо").

     Камю  писал, что "абсурд рождается в  столкновении между призванием человека и неразумным молчанием мира...". Мир не абсурден, он неразумен, абсурд столкновение между иррациональностью  и иступленным желанием ясности. Поэтому абсурдный человек отрицает смысл и ничего не делает для вечности. Отвергая надежду, он живёт и действует  только в настоящем и ради настоящего. Все разговоры и посулы прекрасного  будущего - иллюзии и химеры. Человек  может жить заботой о будущем  только до встречи с абсурдом. Абсурд важен тем, что кладёт конец иллюзиям и учит смотреть на мир открытыми  глазами, не смиряясь и не покоряясь  судьбе. Абсурдный человек не ставит своей целью объяснить действительность, решить какие-то реальные проблемы - творчество состоит для него в испытании  самого себя и в описании того, что  он видит и переживает. Проблема смысла человеческой жизни преломляется у Камю в проблему ясного видения  существующего. Смерть не решает никаких  проблем, ибо за ней ничего нет. Смысл  жизни коренится в самом человеке, в его отношении к миру. И  разрешить его может лишь творчество. Ницше говорит: "Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины". По Камю, абсурдная борьба, которую постоянно ведёт человек, представляет собой игру, являющуюся преимущественно искусством. Бытие человека как человека начинается с бунта, конечную перспективу которого должно дать искусство. "Великий стиль в искусстве есть выражение самого высокого бунта".Творчеству же не нужен смысл, ибо оно само его создаст.

                                   3. Проблема смысла жизни по Фрейду

 

     Чего  люди требуют от жизни и чего стремятся  в ней достичь?

     Чего  люди стремятся к счастью, они  хотят стать и пребывать счастливыми. Это стремление имеет две стороны, положительную и отрицательную  цели: отсутствие боли и неудовольствия, с одной стороны, переживание  сильных чувств наслаждения - с другой.

     То  что понимается под счастьем, проистекает  скорее из внезапного удовлетворения потребности, достигшей высшей напряженности, и по своей природе возможно лишь как эпизодическое явление. Продолжительность  ситуации, к созданию которой так  страстно стремится принцип наслаждения, дает лишь чувство прохладного довольства; мы так устроены, что можем интенсивно наслаждаться только контрастом и весьма мало - самим состоянием. Значительно  менее трудно испытать несчастье. Страдания  угрожают нам с трех сторон: со стороны  нашего собственного тела, судьба которого - упадок и разложение; со стороны  внешнего мира, который может обрушить на нас могущественные и неумолимые силы разрушения, и, наконец, со стороны  наших взаимоотношений с другими  людьми.

     Под давлением этих угрожающих людям  страданий, их требования счастья становятся более умеренными; так же как и  сам принцип наслаждения трансформируется в более скромный принцип реальности, так же и человек считает себя счастливым, когда ему удается  избежать несчастья, превозмочь страдания, когда вообще задача уклонения от страдания оттесняет на второй план задачу получения наслаждения. Размышления нам показывают, что для разрешения этой задачи модно пробовать идти самыми разнообразными путями.

     Сознательный  уход от людей, одиночество - самый обычный  способ защиты от страданий, возникающих  от общения с людьми. Разумеется, счастье, обретаемое таким путем, это  счастье покоя.

     Конечно, имеется иной и лучший путь - в  качестве члена человеческого общества перейти в наступление на природу  и подчинить ее человеческой воле при помощи науки и техники. Тогда  человек действует вместе со всеми  ради счастья всех.

     Наиболее  интересными методами предотвращения страдания являются, однако, те, которыми человек пытается воздействовать на собственный организм самым грубым, но и самым эффективным способом является химическое воздействие, т.е. интоксикация. Существуют чуждые организму  вещества, наличие которых в крови  и тканях приносит нам чувство  наслаждения, а также так меняет условия нашей эмоциональной  жизни, что мы становимся неспособными к восприятию неприятного.

     Но  вещества, создающие тот же эффект, должны существовать в нашем собственном  организме; по крайней мере при таком  заболевании, как мания, наблюдается  поведение как бы в состоянии  дурмана, без введения в организм наркотиков.

     Сложное строение нашего душевного аппарата позволяет прибегать к целому ряду других воздействий. Удовлетворение наших первичных позывов дает нам счастье, но они же являются источником мучительных страданий, когда внешний  мир отказывается дать им удовлетворение и обрекает нас на лишения.

     Радикальный способ заключается в умерщвлении  первичных позывов, как этому  учит восточная мудрость и приводит в жизнь практика йогов.

     Другая  методика защиты против страданий пользуется доступными нашему душевному аппарату смещениями либидо, благодаря чему его функция приобретает столь  большую гибкость. Больше всего можно  добиться при уменьшении достаточно повысить интенсивность наслаждения  из источников психической и интеллектуальной деятельности. Удовлетворения такого рода, как радость художника от процесса творчества, как радость  исследователя при решении проблем  и в познании истины, имеют особое качество. Эти удовлетворения кажутся  нам более “тонкими и возвышенными”, но они не потрясают нашу физическую природу. Слабая сторона этого способа  заключается в том, что он доступен лишь немногим людям.

     В следующем способе на первом месте  стоит наслаждение произведениями искусства. Каждый человек, восприимчивый  к обаянию искусства, не может  недооценить этого источника  наслаждения и утешения. Однако, легкий наркоз, в который нас погружает  искусство, не может дать нам большего, чем мимолетное отвлечение от тягот  жизни.

     Более основательные и эффективные  возможности открывает нам способ, видящий единственного врага  в самой действительности, считающий  ее источником всех страданий. Отшельник  отвращается от мира и не хочет  иметь с ним никакого дела. Но можно сделать и больше, можно  стремиться этот мир преобразить, создать  вместо него мир иной. Тот, кто в  порыве возмущения и протеста становится на этот путь, как правило, ничего не достигает - действительность для него слишком непосильна.

     Есть  еще ориентация в жизни, которая  ставит в центр всего любовь и  все удовлетворение видит в том, чтобы любить и быть любимыми. Одна из форм любви - половая - приобщила  нас к сильнейшему переживанию  ошеломляющего ощущения наслаждения, дав прообраз нашим устремлениям к счастью. Но очевидна и слабая сторона этой житейской методики. Мы никогда не бываем более беззащитными по отношению к страданиям, чем, когда мы любим, и никогда не бываем более безнадежно несчастными, чем когда мы потеряли любимое существо или его любовь.

Информация о работе Проблема смысла жизни человека