Понятие леворукости

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Леворукость - это не просто преимущественное владение левой рукой, но отражение определенной межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга.
Леворукие дети обладают целым рядом характеристик, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Леворукие учащиеся хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями, чем со словесными заданиями.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………...3-4
1. Психологические особенности леворуких детей…………………………………….5
1.1 Понятие леворукости ……………………………….……………………...5-8
2. Левшество как психолого-педагогическая проблема ………………………………9
2.1. Левшество как педагогическая проблема……………………………..…9-11
2.2. Особенности обучения леворуких детей……………………….………11-14
3. Психологическая помощь педагога левше в начальной школе…………...…...15-18
Заключение…………………………………………………………………………..19-20
Список использованной литературы……………………………………………….21-22
Рекомендации……………………………………………………………………………23
Приложение…………………………………………………………………………..24-32

Файлы: 1 файл

курсовая №1.docx

— 93.01 Кб (Скачать)

Левоногость - еще одно проявление двигательного  левшества. Левоногость определяется по результатам самооценки различных  действий, а так же по результатам  теста и функциональных проб.

Левшество возможно в разных функциях зрения. Чаще исследуется асимметрия по прицельной способности глаз. 

Для установления левшества или правшества слуха  чаще используется метод дихотического (одновременно на два уха предъявляемых  слов) прослушивания.

Исследователями Доброхотовой Т.Л. и Брагиной Н.Н. создана  методика составления индивидуального  профиля функциональных асимметрий человека, включающая в себя самооценку, функциональные пробы, тесты выявления  левшества рук, ног, зрения, слуха  и осязания (7).

«Переплетение пальцев рук». Предложите ребенку  сложить руки в замок. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой.

«Поза Наполеона» — складывание рук на уровне груди. Принято считать, что у правшей  правая кисть лежит сверху на левом  предплечье.

«Одновременные  действия обеих рук» — рисование  круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут  быть более медленными, но более  точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи  рекомендуют выполнять это задание  с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой.

Скорость  движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей. Для оценки скорости можно использовать число простукиваний  указательным пальцем за 10 секунд или  число точек (касаний ручки) плоскости  листа. Задание выполняется трижды, затем рассчитывается среднее значение.

Силу  каждой руки необходимо измерить три  раза ручным динамометром и рассчитать среднее значение. Ведущей считается  рука, превосходящая по силе неведущую  на 2 кг.

Немецкий  исследователь Ф.Кречмер предлагает для определения рукости попросить  ребенка продемонстрировать следующие  действия: полить цветы, пересыпать песок  лопаткой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с  полки, открыть замок-молнию, зажечь спичку, вынуть пробку из ванны и  т.д. Если ребенок выбирает для выполнения всех заданий левую руку, при этом его движения легче и точнее, то он — левша. Однако использовать задания, предложенные Ф.Кречмером, не так просто, как кажется на первый взгляд. При  определении рукости важно все: где находится предмет, которым  нужно манипулировать, где находится  ребенок, как дается инструкция.

Мы рекомендуем  использовать для определения рукости  систему тестов, разработанную М.Г. Князевой и В.Ю. Вильдавским.

Эта система  включает игровые задания, подобранные  с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного  и младшего школьного возраста. Бытовые, часто используемые действия дети выполняют  обеими руками, что затрудняет выделение  ведущей руки. Поэтому некоторые  задания мы даем в двух вариантах. Для того чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать  следующие условия:

1. Лучше,  чтобы ребенок не знал, что  вы что-то проверяете, поэтому  предложите ему позаниматься  или поиграть.

2. Это  должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго  напротив ребенка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть  перед ребенком на середину  стола, на равном расстоянии  от правой и левой руки. Лучше,  если коробочки, бусины, мяч, ножницы  и т.п. будут разложены рядом  со столом на низком столике,  чтобы ребенок не видел их, не отвлекался.

Первое  задание — рисование. Положите перед  ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложите ему нарисовать то, что  он хочет. Не торопите ребенка. После  того как он закончит рисунок, попросите  его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: «я не умею», «у меня не получится». Можете успокоить малыша: «Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся». Подбодрите его, скажите, что он делает все верно. В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков.

Проследите  за тем, чтобы ребенок правильно  и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел.

Во всех заданиях, приведенных ниже, ведущей  рукой следует считать ту, которая  выполняет более активное действие.

Второе  задание — открывание небольшой  коробочки, например, спичечного коробка. Ребенку предлагаются несколько  коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку (фигуру) в одной из коробочек». Ведущей  считается та рука, которая открывает  и закрывает коробочки. Вы можете использовать для этого задания  коробочки со счетными палочками.

Третье  задание — «Построй колодец из палочек (спичек)». Сначала из палочек (спичек) строится четырехугольник, а  затем выкладываются второй и  третий ряды.

Четвертое задание — «Игра в мяч». Нужен  небольшой мяч (теннисный), который  можно бросать и ловить одной  рукой. Мяч кладется на стол прямо  перед ребенком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно  повторить несколько раз. Можно  бросать мяч в цель, например, в корзину, ведерко, круг.

Пятое задание  — вырезание ножницами рисунка  по контуру. Можно использовать любую  открытку (вырезать цветок, зайчика, узор и т.п.). Учтите, что более активной может быть рука, которой ребенок  держит ножницы, и та, которой он держит открытку. Ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребенок будет  поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вы можете получить неверный результат, если размер и форма ножниц не соответствуют  руке ребенка. Это задание можно  заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10—15 штук) ребенок  должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки. Можно использовать карточки детского лото.

Карточки  стопкой нужно положить строго на середину стола перед ребенком и  только после этого еще раз  сформулировать задание: «Возьми все  карточки в одну руку, а другой разложи  их перед собой». Для того чтобы  ребенку было интереснее, попросите  его называть то, что нарисовано на карточках.

Шестое  задание — нанизывание бисера или пуговиц на иголку с ниткой или шнурок.

Седьмое задание — выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть  несколько флаконов, баночек (2—3 штуки) с завинчивающимися крышками. Учтите, ребенок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить  сам пузырек.

Восьмое задание — развязывание узелков (заранее неплотно завяжите несколько  узлов из шнура средней толщины). Ведущей считается та рука, которая  развязывает узел (другая держит узел).

В этом задании  бывает трудно выделить ведущую руку, так как развязывание узелков  — процесс довольно сложный и  ребенок, как правило, использует обе  руки. Можно использовать иной вариант  этого задания — составление  цепочки из скрепок. Как правило, ребенок в одной руке держит скрепку, а другую скрепку пытается присоединить.

Девятое задание — построить из кубиков  дом, ограду и т.п.

Ведущей является рука, которая чаще берет, укладывает и поправляет кубики. При  складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для  любого ребенка, поэтому можно продублировать задание, предложив ребенку конструктор, мозаику с конкретным заданием.

Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести  их в такую таблицу:

Задание

Левая рука

Обе руки

Правая рука

1.

+

   

2.

 

+

 

3.

   

+


Если  при выполнении задания ребенок  активнее работает левой рукой, то ставится знак «плюс» (+) в графу «Левая рука», при предпочтении правой — в графу «Правая рука». Если одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак «плюс» ставится в графу «Обе руки».

Десятое задание — для родителей. Это  данные о семейной леворукости. Если в семье у ребенка есть леворукие  родственники — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, нужно поставить  плюс в графу «Левая рука», если нет  — в графу «Правая рука». Если вы получили больше семи плюсов в графе  «Левая рука», то ребенок скорее всего  леворукий.

Внимательно проанализируйте результаты. Если вы получили все плюсы в графе  «Левая рука» за задания 2—9, а за первое — рисование — плюс будет  стоять в графе «Правая рука», то это означает, что бытовые действия ребенок действительно может  лучше выполнять левой рукой, а графические — правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой в выполнении графических заданий.

А как  быть, если ребенок одинаково хорошо владеет и правой, и левой руками?

Нередко он начинает писать и правой, и левой  руками, иногда рисует левой, а пишет  правой или перекладывает ручку  из одной руки в другую, попеременно  используя правую и левую руки, что сильно затрудняет процесс формирования навыка письма. Часто взрослые —  и педагоги, и родители — придерживаются такой позиции: «какую руку чаще использует, той пусть и пишет». Но одно дело — выполнять привычные бытовые  действия, другое — писать. Существуют даже специальные термины: «графическое функциональное превосходство» (т.е. бывают «графические левши» и «графические правши») и «бытовое функциональное превосходство».

Исследования  французских ученых показали, что  в 90% случаев «графические левши» оказываются  и «бытовыми левшами». Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Такое  разнообразие вариантов создает  сложности при выборе руки для  письма. Поэтому еще раз разберем некоторые возможные варианты.

1. Ярко  выраженные бытовые левши, но  графические амбидекстры, т.е.  одинаково хорошо пишущие и  рисующие и правой, и левой  руками. Как правило, эти дети  — левши, но дома или в  детском саду их переучивали  с раннего детства, при рисовании  поощряли работу правой рукой.  У этих детей процесс обучения  письму пойдет легче, если они  будут писать левой рукой, хотя  качество письма может быть  неудовлетворительным.

2. Ярко  выраженные бытовые правши, но  пишут и рисуют левой рукой  или одинаково правой и левой.  На практике причиной использования  при письме и рисовании не  правой, а левой руки может  быть травма правой руки, нарушение  моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно  учить ребенка писать правой  рукой.

Очень часто  десяти заданий недостаточно для  того, чтобы определить, какой рукой  ребенок действует более активно  и ловко. В этих случаях можно  выбрать дополнительные задания, например, из тех, которые предлагает французская  исследовательница М.Озьяс:

1. Зажечь  спичку (мы не рекомендуем это  задание).

2. Почистить  обувь щеткой.

3. Вставить  стержень в отверстие пуговицы (бусины) и поднять ее.

4. Намотать  нитку на катушку (лучше использовать  деревянные катушки).

5. Перелить  воду из одного сосуда в  другой.

6. Попасть  иголкой в небольшую точку  (можно сделать «мишень» на  листе бумаги или использовать  игру «Дартс»).

7. Отвинтить  гайку рукой (ключом). Можно использовать  детали металлического или пластмассового  конструктора.

8. Сложить  мелкие детали (пуговицы, бусины) в  узкий цилиндр (во флакон с  узким отверстием).

9. Проколоть  дырочки в листе бумаги (5—6  раз) иголкой, булавкой.

10. Стереть  ластиком предварительно нарисованные  крестики.

11. Продеть  нитку в иголку.

12. Стряхнуть  с себя соринки, пыль.

13. Капнуть  из пипетки в узкое отверстие  бутылочки.

14. Достать  бусинку ложкой из стакана.

15. Позвонить  в колокольчик.

16. Закрыть,  открыть застежку-молнию.

17. Выпить  воду из стакана.

В тех  случаях, когда определить ведущую  руку трудно, обратите внимание на задания 3, 4, 6, 12—14. Эти действия непривычны, не натренированы и позволяют  более объективно оценить превосходство  одной руки над другой.

 

 

 

 


Информация о работе Понятие леворукости