Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:43, курсовая работа
Леворукость - это не просто преимущественное владение левой рукой, но отражение определенной межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга.
Леворукие дети обладают целым рядом характеристик, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Леворукие учащиеся хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями, чем со словесными заданиями.
Введение………………………………………………………………………………...3-4
1. Психологические особенности леворуких детей…………………………………….5
1.1 Понятие леворукости ……………………………….……………………...5-8
2. Левшество как психолого-педагогическая проблема ………………………………9
2.1. Левшество как педагогическая проблема……………………………..…9-11
2.2. Особенности обучения леворуких детей……………………….………11-14
3. Психологическая помощь педагога левше в начальной школе…………...…...15-18
Заключение…………………………………………………………………………..19-20
Список использованной литературы……………………………………………….21-22
Рекомендации……………………………………………………………………………23
Приложение…………………………………………………………………………..24-32
Введение в начальном звене четырехлетнего обучения для детей начиная с шести с половиной лет привело в школу ребят, только начавших пользоваться в силу своих возрастных особенностей левым полушарием, вклад которого в психологическое функционирование пока невелик. Для этих малышей характерны эмоциональность, непроизвольность, а познавательная деятельность носит целостный и образный характер при сильных интуитивных началах. Многие учителя, работающие с такими классами, особенно по сложным учебникам, столкнулись с рядом трудностей, обусловленных именно перечисленными выше факторами[1].
Безусловно, все перечисленные
группы учащихся нельзя огульно отнести
к правополушарным. Но в каждом классе
учатся дети без ярко выраженного
преобладания одного из полушарий (наиболее
приспособленные к
На второй вопрос ответ очевиден: конечно же, учить надо учителям, тем более что они умеют это делать. Осталось признать существование подобной проблемы, необходимость ее решения и овладеть некоторыми новыми приемами обучения. Но учить придется и родителям, поскольку ребенку и дома нужна помощь. И хорошо, если мама придумывает свои способы объяснения, альтернативные школьным, а если нет?
Тому, как лучше учить, учитывая мозговую организацию познавательных процессов каждого ученика, посвящен весь цикл статей. Эти методы и приемы обучения, часто известные, помогли многим ребятам справиться со своими затруднениями.
И надо признать, что есть учителя, успешно обучающие учащихся с различными психофизиологическими возможностями. Их работа адаптирована ко всем стилям обучения, задания разноплановы, а созданная учебная ситуация стимулирует деятельность то одной, то другой части класса, что не может не сказаться на успешности каждого ученика. Поэтому использование разнообразных методов обучения только обогащает работу учителя.
Для обучения учащихся с ведущим
правым полушарием не подходит сухое
абстрактное последовательное изложение
материала с неоднократным
В классе же помимо правополушарных
учащихся находятся и левополушарные,
которым абстрактное
Конечно, вызывают опасение дети с так называемыми трудностями в обучении, однако использование теории поэтапного формирования умственных действий наряду с другими приемами позволит успешно справиться с программой и им. Однако обучать неуспешного ребенка без помощи родителей фактически невозможно, поэтому необходимо привлечь их внимание к ряду очень важных вопросов. Хочется обратиться именно к родителям, главным сподвижникам и соратникам учителя. Если мама не понимает трудностей своего ребенка и не верит в него, то что же ему делать? Попробуем разобраться.
Сначала надо правильно квалифицировать все трудности ребенка, а они могут быть как у правши, так и у левши. А ведь отставания в учебе встречаются у вполне здоровых детей, но с индивидуальными темпами развития. Задача окружающих ребенка педагогов, родителей и, конечно, психологов – своевременно помочь. Только тогда можно добиться положительного результата, пусть не сразу, но это даст возможность полноценно формировать познавательную сферу и личность малыша.
Если раньше многие трудности ребят
были часто необъяснимы, то сегодня
они исследованы и существуют
универсальные подходы и
Заключение
В школе у ребенка формируются основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, необходимые учебные навыки и умения. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этот период происходит психологическая перестройка, требующая от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости. Школьник характеризуется доминированием внешней или, практической активности, причем сила этой активности достаточно велика. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения.
Для 85% населения земли правая рука является главной и издавна почиталась таковой в человеческой культуре. Вся наша цивилизация устроена согласно принципу «Удобно для праворуких» (включая изобретенный способ письма и принцип устройства книги: мы переворачиваем страницы справа налево правой рукой). Обычно мы над этим не задумываемся. Но стоит представить себе такую картинку: все двери и все ручки на дверях приспособлены для того, чтобы их было удобно брать левой рукой, чтобы понять, как встречает мир леворуких людей.
Опыт многих стран мира, в которых леворуких детей не только не переучивают, но и создают все условия для нормального существования, обучения, получения профессии, убедительно показал, что бережное отношение к этим детям благоприятно сказывается на их развитии. Во многих странах есть специальные магазины для леворуких людей, где можно купить ножи и ножницы, различные приспособления, спортивные принадлежности, швейные машинки и даже компьютеры с клавиатурой, приспособленной для работы леворуких людей. Предпочтение руки учитывается не только в детстве, леворукий взрослый может получить практически любую специальность, так как есть станки, устройства и приспособления, предназначенные для леворуких.
У нас, к сожалению, всего этого нет. Возможно, ограничение в выборе некоторых профессий и толкает родителей на переучивание своих леворуких детей.
Педагоги
старого поколения и родители
прошлых десятилетий, приучая всех
детей без разбора пользоваться
правой рукой, руководствовались вполне
понятными практическими
Чтобы не ошибиться в выбираемой педагогической стратегии, лучше вовремя определить, присущи ли малышу признаки леворукости. Особенно важно знать это перед его поступлением в школу. Специальное определение так называемого «мануального предпочтения руки» психологи советуют проводить в возрасте четырех-пяти лет. Квалифицированно это могут сделать только специалисты. Но «первые пробы» под силу провести и педагогам, и родителям - для того чтобы потом их подтвердили или опровергли психологи-профессионалы.
Несомненно,
леворукость нельзя считать причиной
нарушений или отклонений в развитии,
причиной сниженных интеллектуальных
и физических возможностей. Ясно и
другое - преимущественное владение рукой
зависит не от желания ребенка
или его упрямства, а от особой
организации деятельности мозга, определяющей
не только "ведущую" руку, но и
некоторые особенности
В заключение хотелось бы заметить, что терпимость к неодинаковости в нашей стране действительно крепнет вместе с уважением к индивидуальным особенностям, и привитием мысли, что каждый член общества должен получить возможности, благоприятные для развития именно его способностей и задатков, даже если для этого необходимо использовать нетрадиционные пути. Так в продаже уже появляются развивающие тетради, прописи и ножницы для левшей, а по телевидению этим летом активно поздравляли всех телезрителей с Международным днем левшей, который празднуется 12 августа.
Список использованной литературы
1. Азаров Ю.П. «Радость учить учиться», 2007г., с.335
2. «Активизация
познавательной деятельности
3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Трудности в обучении леворуких детей», 2007г., с.221
4. Бабанский
Ю.К. «Методы стимулирования
5. Бардин
К.В. «Как научить детей
6. Басова
Н.В. «Педагогика и
7. Боденко
Б.И. «Выявление некоторых
8. Венгер
А.Л., Поливанова К.Н. «Особенности
принятия учебных заданий
9. Выготский Л.С. «Детская психология //Собр. соч. В 6т», Т.2, 2008г.
10. Гролщева
А.К. «Формирование у
11. Гузин Н.В. «Учись учиться», Просвещение, 2005г.,108с.
12. Зинченко
С.Н. «Почему детям бывает
13. Кулько
В.А., Цэхлистрова Г.Д. «
14. Лисина
М.И. «Проблемы онтогенеза
15. Маркова
Т.А. «Леворукий ребенок в
16. Нежнова
Т.А. «Динамика "внутренней
позиции" при переходе от
дошкольного к младшему
17. Осницкий
А.К. «Психология
18. «Примерное
содержание воспитания
19. «Психология личности», 2007г., 480с.
20. Рубинштейн
С. Л. «Основы общей
21. Талызина
Н. «Управление процессом
22. Фопель
Клаус. «Как научить детей
23. Хамблин
Д. «Формирование учебных
24. Шаграева О.А. «Детская психология: Теоретический курс», 2005г.
25. Эльконин Д.Б. «Если ваш ребенок левша», 2005г.
26. Лисина
М.И. «Адаптация леворуких
27. Научная публикация «Что мы знаем о леворукости», Никонецкий А.Л.
Существует
ряд рекомендаций, реализуя которые
в практике школьного обучения можно
облегчить жизнь леворуким
Тесты и методики диагностики леворукости
Существует
несколько вариантов