Понятие леворукости

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Леворукость - это не просто преимущественное владение левой рукой, но отражение определенной межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга.
Леворукие дети обладают целым рядом характеристик, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Леворукие учащиеся хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями, чем со словесными заданиями.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………...3-4
1. Психологические особенности леворуких детей…………………………………….5
1.1 Понятие леворукости ……………………………….……………………...5-8
2. Левшество как психолого-педагогическая проблема ………………………………9
2.1. Левшество как педагогическая проблема……………………………..…9-11
2.2. Особенности обучения леворуких детей……………………….………11-14
3. Психологическая помощь педагога левше в начальной школе…………...…...15-18
Заключение…………………………………………………………………………..19-20
Список использованной литературы……………………………………………….21-22
Рекомендации……………………………………………………………………………23
Приложение…………………………………………………………………………..24-32

Файлы: 1 файл

курсовая №1.docx

— 93.01 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………………...3-4

1. Психологические особенности  леворуких детей…………………………………….5

1.1  Понятие  леворукости ……………………………….……………………...5-8

2.  Левшество как психолого-педагогическая  проблема ………………………………9

2.1. Левшество как педагогическая  проблема……………………………..…9-11

2.2. Особенности обучения  леворуких детей……………………….………11-14

3. Психологическая помощь педагога  левше в начальной школе…………...…...15-18

Заключение…………………………………………………………………………..19-20

Список использованной литературы……………………………………………….21-22

Рекомендации……………………………………………………………………………23

Приложение…………………………………………………………………………..24-32

 

 

введение

Школа - это начало общественного бытия  человека как субъекта деятельности. В этом качестве младший школьник характеризуется, прежде всего, готовностью  к ней. Она определяется уровнем  физиологического (анатомо-морфологического) и психического, прежде всего, интеллектуального  развития, обеспечивающего возможность  учиться. Основные показатели готовности ребенка к школе: сформированность его внутренней позиции, семиотической  функции, произвольности, умение ориентироваться  на систему правил и др. Готовность к школьному обучению означает сформированность отношения к школе, учению, познанию как к радости открытия, вхождения  в новый мир, мир взрослых. Это  означает готовность к новым обязанностям, ответственности перед школой, учителем, классом. Ожидание нового, интерес к  нему лежит в основе учебной мотивации  младшего школьника. Именно на интересе как эмоциональном переживании  познавательной потребности базируется внутренняя мотивация учебной деятельности, когда познавательная потребность  младшего школьника «встречается»  с отвечающим этой потребности содержанием  обучения.

Актуальность состоит в том, что по данным исследований Института возрастной физиологии РАО, в классе может быть 20-25 % леворуких детей. Поэтому современные исследователи много внимания уделяют проблеме леворукости. Большой вклад в изучение данной проблемы внесли Безруких М.М., Князева М.П. Доброхотова Т.А. Брагина Н.Н. и др [1-5].

Леворукость - это не просто преимущественное владение левой рукой, но отражение определенной межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций  между правым и левым полушариями  головного мозга.

Леворукие дети обладают целым рядом характеристик, которые необходимо учитывать в  процессе обучения. Леворукие учащиеся хуже справляются со зрительно-пространственными  заданиями, чем со словесными заданиями. Для многих характерны недостаточность  или нарушения наглядно-образного  мышления, зрительной памяти, пространственного  восприятия, особенно трудно для них  мысленное манипулирование.

Сказанное требует нового подхода к решению  проблем учета индивидуально-типологических особенностей познавательной деятельности в обучении и воспитании. Эта проблема имеет огромное практическое значение, поскольку одна из главных задач  современных наук о человеке, и, прежде всего, современной психологии, состоит  в выяснении возможностей, методов, средств формирования и развития индивидуальности человека.

Сложность положения учащихся - левшей усугубляется тем, что зачастую при обучении письму им прививали доминирование правой руки. Отчасти это объяснялось  отсутствием методик обучения письму левой рукой. На сегодняшний день в лаборатории психофизиологических основ диагностики и коррекции  трудностей обучения Института возрастной физиологии РАО под руководством М.М. Безруких [1-4]разработана методика обучения письму леворуких детей.

В связи  с вышесказанным, тема данной работы является чрезвычайно актуальной на современном этапе развития коррекционной  педагогики.

Объект  исследования: дети младшего школьного возраста.

Предмет исследования: особенности психического развития «леворуких» детей.

Цель  исследования: на основе теоретического и эмпирического исследования изучить особенности психического развития «леворуких» детей.

Гипотеза  исследования: Леворукость – не патология, а один из вариантов нормы психического развития.

Исходя из этого, можно  определить следующие задачи исследования:

  1. На основе теоретического исследования:
    • Определить понятия «леворукость», как вариант нормы в развитии ребенка.
    • Изучить особенности психофизиологических особенностей детей младшего школьного возраста.
  1. На основе эмпирического исследования:
    • подобрать методики диагностического плана на предмет выявления леворуких (в том числе и переученных) и особенности их психического развития и поведения в учебной деятельности.

Методы  исследования:

  1. Теоретическое исследование психолого-педагогической литературы.

1. Психологические особенности леворуких детей

                                1.1 Понятие леворукости

В многочисленных исследованиях так  или иначе вычисляется «коэффициент леворукости». Однако, с одной стороны, не ясно, каким из критериев определения  левшества надо придавать большее, а каким — меньшее значение. Имеются различные точки зрения по этому вопросу. С другой стороны, указанные признаки не коррелируют  между собой, в различной степени  ограничиваются культурологическим давлением  и даже могут изменяться в течение  жизни с одного типа на противоположный. Мы не знаем, какой вклад в них  вносит переучивание с одной руки на другую.

Наконец, весьма болезненным представляется вопрос о том, где же проводить  разграничительную черту между  левшами и правшами при статистическом анализе отдельных признаков. Несмотря на указанные трудности при определении  ведущей руки, уже давно имеет  место тенденция к расширению толкования понятия «левшества», с  включением в орбиту рассмотрения ведущего глаза, ведущего уха, ведущей ноги и  т.д., что, конечно, еще больше запутывает проблему. Не имея надежных данных о  морфофизиологических особенностях левшей, мы не можем судить об их происхождении, а следовательно, и о природе  самих билатеральных различий. В  чисто практическом плане достаточно знать, что леворукость бывает генетически  обусловленной, компенсаторной и вынужденной.

Генетически обусловленная леворукость  передается по наследству по законам, описанным Грегором Менделем в прошлом  веке. Точно так же передаются по наследству такие признаки, как цвет глаз, волос, форма носа и многое другое. В специальной литературе леворукость, которая не имеет генетического  фона и не передается по наследству, называется патологической. Такое название эта разновидность леворукости  получила потому, что в ее основе лежит какое- то нарушение в деятельности левого полушария, т.к. действия каждой руки регулирует главным образом  противоположное полушарие: у праворуких людей - левое, а у леворуких - правое. Так вот, если левое полушарие  по каким-то причинам не может взять  на себя управление правой рукой, то правое может компенсировать это нарушение, взяв на себя функции левого полушария. Но в этом случае ведущей рукой станет левая. Такую леворукость еще называют компенсаторной. Специалисты говорят еще о вынужденной леворукости, которая возникает в результате серьезной травмы правой руки, произошедшей в период активного освоения работы руками. Вследствие этого ребенок начинает беречь травмированную правую руку и активно использовать левую.

По организации работы головного  мозга такие дети не являются леворукими, но наиболее активной у них будет  левая рука. Исходя из этих трех форм леворукости, интересно поразмыслить, кого же пытаются переучивать "слева  направо" некоторые излишне ретивые  родители и педагоги.

Может быть, они мечтают добиться успеха, сломав всю биологическую  иерархию деятельности головного мозга  у ребенка с генетически обусловленной  леворукостью?

 Или, в случаях компенсаторной  леворукости, у них есть желание  сделать из ребенка-левши образец  "праворукости", переложив функции  управления ведущей рукой на  пострадавшее в результате какой-то  причины левое полушарие? 

А может, кто-то решит, что нужно  сломать с трудом возникшие связи  в головном мозге, переключившие  функции ведущей руки с травмированной правой на здоровую левую?

Следует помнить, что преимущественное владение той или другой рукой  определяется не желанием или капризом ребенка, а особой организацией работы его центральной нервной системы. Большими усилиями родители и педагоги могут, конечно, заставить ребенка- левшу действовать правой рукой. При этом они рискуют создать  клубок медицинских и психологических  проблем, в сравнении с которым "исправленная" леворукость малыша покажется лишь забавной невинностью. Прежде чем попытаться сделать из ребенка-левши правшу, не помешает проконсультироваться с психологом медицинского и педагогического  профиля. Взвесить все "за" и "против" самым тщательным образом - ведь левшой, между прочим, является каждый пятый  всемирно прославившийся человек.

В чем причина феномена леворукости  – достоверно неизвестно и по сей  день. На этот счет существует множество  любопытных мнений. К примеру, в 1980 году Майк Корбаллис выдвинул теорию «Щита  и меча», согласно которой в древние  времена соотношение правшей  и левшей было примерно одинаковым. По мнению ученого, бесконечные войны  тех времен привели к преимущественной гибели леворуких, и генетический признак  праворукости надежно укоренился в  популяции. Что же стало причиной печального преобладания леворуких  в числе погибших? Теория Корбаллиса объясняет: левши держали меч  в левой руке, а щит – в  правой. При этом область сердца у леворуких оказывалась менее  защищенной и они чаще получали смертельные  раны, нежели те воины, кто закрывал сердце, удерживая щит в левой  руке, а меч – в правой.

Проблемы левшества и леворукости  интересуют науку (психологию, нейропсихологию, физиологию) в течение уже почти  ста лет. И непонятного здесь  гораздо больше, чем понятного.

Левшество связано с асимметрией  парных органов человека. Благодаря  принципу биологической надежности человек наделен многими органами, дублирующими самих себя. У него пара легких, пара почек, пара глаз, пара рук, пара ног и т.д. Если один из парных органов отказывает, другой может  частично принимать на себя его функции. Но полное дублирование природа, видимо, сочла роскошью. Как показывают наблюдения и эксперименты, парные органы у  людей развиты неодинаково. Один из двух парных органов всегда является доминирующим. Преобладание левой части  над правой и называется левшеством.

Левшество может быть сенсорным, касающимся органов восприятия. А может быть моторным. Тогда оно касается преобладания левой ноги или руки. Причем возможны самые различные сочетания сенсорного и моторного левшества: у человека может доминировать правый глаз и  правое ухо, но быть толчковой левая  нога.

Леворукость является частным случаем  моторного левшества. Частным, но вырастающим  в огромную проблему, которую нельзя решить механическим способом.

Приучить левшу пользоваться правой рукой можно: это доказано на практике. Но ребенку можно сильно навредить. По мнению ученых, переучивание леворукого ребенка «на правую руку» может  затормозить его развитие и привести к неврозу.

Объясняется это тем, что рука и  ее развитие связаны с одним из больших полушарий мозга. Одно полушарие  отвечает за работу правой руки, другое полушарие — за работу левой руки. «Ответственность» полушарий распределяется по зеркальному принципу. Правое отвечает за левое, и наоборот. Возможности  правой руки определяются левым полушарием. У подавляющего числа людей левое  полушарие является доминирующим. Именно в нем находятся главные центры речи — зона Брока и зона Вернике. Развитие правой руки взаимосвязано  с развитием речевых центров. Особенно чувствительна эта связь  в раннем возрасте, в период становления  речи.

Лишь у части леворуких детей  картина оказывается перевернутой: речевые центры у них перенесены в правое полушарие (и оно, соответственно, будет доминирующим.) Согласно зеркальному  принципу, доминантное правое полушарие  будет стимулировать доминантное  развитие левой руки. В результате левая рука оказывается ведущей. Если препятствовать ее использованию  в этом качестве, это может самым  неблагоприятным образом отразиться на развитии речи и на общем развитии ребенка.

Ситуация с передачей функций  доминирования правому полушарию  рождает массу вопросов. Перенос  центров речи в правое полушарие  вовсе не означает, что полушария  автоматически меняются своими функциями. Правое полушарие отвечает за целостное  восприятие, за образное и пространственное мышление. Эти функции за ним сохраняются. Но оно еще и нагружается «ответственностью» за речь. Может, это действительно  ценное сочетание, благоприятствующее развитию способностей у детей. Однако это только предположение, не имеющее  под собой научного обоснования. И пока нет серьезных оснований  считать, что любой леворукий  ребенок — потенциальный гений.

Информация о работе Понятие леворукости