Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:43, курсовая работа
Леворукость - это не просто преимущественное владение левой рукой, но отражение определенной межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга.
Леворукие дети обладают целым рядом характеристик, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Леворукие учащиеся хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями, чем со словесными заданиями.
Введение………………………………………………………………………………...3-4
1. Психологические особенности леворуких детей…………………………………….5
1.1 Понятие леворукости ……………………………….……………………...5-8
2. Левшество как психолого-педагогическая проблема ………………………………9
2.1. Левшество как педагогическая проблема……………………………..…9-11
2.2. Особенности обучения леворуких детей……………………….………11-14
3. Психологическая помощь педагога левше в начальной школе…………...…...15-18
Заключение…………………………………………………………………………..19-20
Список использованной литературы……………………………………………….21-22
Рекомендации……………………………………………………………………………23
Приложение…………………………………………………………………………..24-32
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Психологические особенности
леворуких детей…………………………………….
1.1 Понятие
леворукости ……………………………….……………
2. Левшество как психолого-
3. Психологическая помощь
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………….
Школа -
это начало общественного бытия
человека как субъекта деятельности.
В этом качестве младший школьник
характеризуется, прежде всего, готовностью
к ней. Она определяется уровнем
физиологического (анатомо-морфологического)
и психического, прежде всего, интеллектуального
развития, обеспечивающего возможность
учиться. Основные показатели готовности
ребенка к школе: сформированность
его внутренней позиции, семиотической
функции, произвольности, умение ориентироваться
на систему правил и др. Готовность
к школьному обучению означает сформированность
отношения к школе, учению, познанию
как к радости открытия, вхождения
в новый мир, мир взрослых. Это
означает готовность к новым обязанностям,
ответственности перед школой, учителем,
классом. Ожидание нового, интерес к
нему лежит в основе учебной мотивации
младшего школьника. Именно на интересе
как эмоциональном переживании
познавательной потребности базируется
внутренняя мотивация учебной
Актуальность состоит в том, что по данным исследований Института возрастной физиологии РАО, в классе может быть 20-25 % леворуких детей. Поэтому современные исследователи много внимания уделяют проблеме леворукости. Большой вклад в изучение данной проблемы внесли Безруких М.М., Князева М.П. Доброхотова Т.А. Брагина Н.Н. и др [1-5].
Леворукость - это не просто преимущественное владение левой рукой, но отражение определенной межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга.
Леворукие
дети обладают целым рядом характеристик,
которые необходимо учитывать в
процессе обучения. Леворукие учащиеся
хуже справляются со зрительно-пространственными
заданиями, чем со словесными заданиями.
Для многих характерны недостаточность
или нарушения наглядно-
Сказанное
требует нового подхода к решению
проблем учета индивидуально-
Сложность
положения учащихся - левшей усугубляется
тем, что зачастую при обучении письму
им прививали доминирование правой
руки. Отчасти это объяснялось
отсутствием методик обучения письму
левой рукой. На сегодняшний день
в лаборатории
В связи с вышесказанным, тема данной работы является чрезвычайно актуальной на современном этапе развития коррекционной педагогики.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности психического развития «леворуких» детей.
Цель исследования: на основе теоретического и эмпирического исследования изучить особенности психического развития «леворуких» детей.
Гипотеза исследования: Леворукость – не патология, а один из вариантов нормы психического развития.
Исходя из этого, можно определить следующие задачи исследования:
Методы исследования:
1. Психологические особенности леворуких детей
В многочисленных исследованиях так
или иначе вычисляется «
Наконец, весьма болезненным представляется
вопрос о том, где же проводить
разграничительную черту между
левшами и правшами при статистическом
анализе отдельных признаков. Несмотря
на указанные трудности при
Генетически обусловленная леворукость передается по наследству по законам, описанным Грегором Менделем в прошлом веке. Точно так же передаются по наследству такие признаки, как цвет глаз, волос, форма носа и многое другое. В специальной литературе леворукость, которая не имеет генетического фона и не передается по наследству, называется патологической. Такое название эта разновидность леворукости получила потому, что в ее основе лежит какое- то нарушение в деятельности левого полушария, т.к. действия каждой руки регулирует главным образом противоположное полушарие: у праворуких людей - левое, а у леворуких - правое. Так вот, если левое полушарие по каким-то причинам не может взять на себя управление правой рукой, то правое может компенсировать это нарушение, взяв на себя функции левого полушария. Но в этом случае ведущей рукой станет левая. Такую леворукость еще называют компенсаторной. Специалисты говорят еще о вынужденной леворукости, которая возникает в результате серьезной травмы правой руки, произошедшей в период активного освоения работы руками. Вследствие этого ребенок начинает беречь травмированную правую руку и активно использовать левую.
По организации работы головного мозга такие дети не являются леворукими, но наиболее активной у них будет левая рука. Исходя из этих трех форм леворукости, интересно поразмыслить, кого же пытаются переучивать "слева направо" некоторые излишне ретивые родители и педагоги.
Может быть, они мечтают добиться
успеха, сломав всю биологическую
иерархию деятельности головного мозга
у ребенка с генетически
Или, в случаях
А может, кто-то решит, что нужно сломать с трудом возникшие связи в головном мозге, переключившие функции ведущей руки с травмированной правой на здоровую левую?
Следует помнить, что преимущественное
владение той или другой рукой
определяется не желанием или капризом
ребенка, а особой организацией работы
его центральной нервной
В чем причина феномена леворукости – достоверно неизвестно и по сей день. На этот счет существует множество любопытных мнений. К примеру, в 1980 году Майк Корбаллис выдвинул теорию «Щита и меча», согласно которой в древние времена соотношение правшей и левшей было примерно одинаковым. По мнению ученого, бесконечные войны тех времен привели к преимущественной гибели леворуких, и генетический признак праворукости надежно укоренился в популяции. Что же стало причиной печального преобладания леворуких в числе погибших? Теория Корбаллиса объясняет: левши держали меч в левой руке, а щит – в правой. При этом область сердца у леворуких оказывалась менее защищенной и они чаще получали смертельные раны, нежели те воины, кто закрывал сердце, удерживая щит в левой руке, а меч – в правой.
Проблемы левшества и
Левшество связано с асимметрией
парных органов человека. Благодаря
принципу биологической надежности
человек наделен многими
Левшество может быть сенсорным, касающимся
органов восприятия. А может быть
моторным. Тогда оно касается преобладания
левой ноги или руки. Причем возможны
самые различные сочетания
Леворукость является частным случаем моторного левшества. Частным, но вырастающим в огромную проблему, которую нельзя решить механическим способом.
Приучить левшу пользоваться правой рукой можно: это доказано на практике. Но ребенку можно сильно навредить. По мнению ученых, переучивание леворукого ребенка «на правую руку» может затормозить его развитие и привести к неврозу.
Объясняется это тем, что рука и
ее развитие связаны с одним из
больших полушарий мозга. Одно полушарие
отвечает за работу правой руки, другое
полушарие — за работу левой руки.
«Ответственность» полушарий
Лишь у части леворуких детей
картина оказывается
Ситуация с передачей функций
доминирования правому