Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 15:09, отчет по практике
Цели и задачи практики:
изучение консультативного направления и деятельности психолога ОУ;
изучение форм консультативной деятельности психолога в в системе образования;
формирование у студентов умений и навыков проведения психологической консультативной работы;
апробация практических методов выпускной квалификационной работы.
Эту сложность и противоречивость внутреннего мира подростка родители должны понять и именно на основе этого понимания строить свои отношения с ним.
В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт - сведения, полученные от родителей, друзей и т.д. Этот опыт обычно абстрактен. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности - уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.
Профессиональное самоопределение стимулирует развитие новых интересов к учебным дисциплинам. Нередко родители прививают интерес к определенным дисциплинам и видам деятельности. Например, родители внушают детям, что для успеха в любой профессиональной деятельности необходимо овладеть иностранным языком.
Все эти психологические особенности раннего юношеского возраста мы учли при составлении мониторинга деятельности ПС по профессиональному самоопределению подростков.
3. Проблемные ситуации для родителей.
Психолог предлагает родителям разделиться на 2-3 команды (с помощью разноцветных жетонов). В течение 5 минут подготовить для соперников типичную ситуацию из жизни, связанную с проблемами, обусловленными особенностями подросткового возраста.
Каждая команда предлагает свою ситуацию соперникам, а те предлагают варианты решения. После этого озвучивается собственный вариант решения.
(Когда родители готовят ситуации, психолог обрабатывает анкеты).
Заключение
Период, когда ребенок становится подростком, сложен не только для него, но и для нас - тех взрослых, которые с ним взаимодействуют. Неудивительно, что у нас тоже могут возникнуть те или иные трудности во взаимодействии с ним. Мы с вами рассмотрели сегодня психологические особенности ранней юности. В зависимости от индивидуальных особенностей у подростков могут возникнуть специфические трудности при прохождении подросткового возраста.
Если у вас есть конкретные вопросы, мы можем обсудить их в рамках индивидуальной беседы (Педагог-психолог может предоставить родителям график индивидуальных консультаций).
Анализ собрания:
Тема данного собрания мной выбрана не случайно, так как именно подростковый период является периодом кризиса, переломным в жизни человека. В этом возрасте происходят не только физиологические изменения, но и изменения внутренние, а именно: происходит переосмысление некоторых фактов своей жизни, поступков, а также своих индивидуальных особенностей. Происходит кроме этого изменение интересов, самооценка, и оценка окружающим людям. Как раз в это время и возможны возникновение конфликтных ситуаций с родителями, с друзьями и сверстниками, учителями. Родителям подростков важно знать особенности этого возраста, знать и уметь правильно отреагировать, чтобы не возникали проблемы и конфликты в отношениях, которые всегда негативно сказываются в дальнейшей учебе. Родители учащихся 10 А класса с большим вниманием выслушали мое выступление. Было много вопросов, связанных с ситуациями, которые происходили в семье, и правильность их решения. Некоторые из этих ситуаций были рассмотрены на нашем собрании, где участники собрания вместе высказывали и обсуждали эти ситуации.
Особенно оживленно происходила игра «Проблемные ситуации для родителей». Многие родители признались в своей беспомощности и безвыходности из каких-либо ситуаций, которые приводили их к конфликту в семье и непониманию друг друга.
Было высказано мнение, что такие собрания с привлечением специалиста-психолога нужно проводить регулярно.
КЛАССНЫЙ ЧАС
на тему: «Мир профессий и его многообразие. Мотивы и основные условия выбора профессии»
Цель: Оказание старшеклассникам помощи в личностном и профессиональном самоопределении, расширить знания учащихся о мире профессий, дать понятие о профессиях, активизация процесса рефлексии.
Задачи:
образовательные: Освоение понятий, характеризующих профессиональную деятельность человека, определение путей и способов развития своих познавательных и личностных возможностей.
воспитательные: Воспитание уверенности в себе, умения принимать решения самостоятельно.
развивающие: Развитие памяти, мышления и воображения.
Организационный этап: в начале, еще до объявления названия игры, необходимо выбрать трех добровольцев на главные роли.
Дата проведения: 15 апреля.
Время проведения: 30-45 минут.
Класс: 10 «А» СОШ № 156 Орджоникидзевского района г. Уфы ГО РБ
Содержание:
Ведущий. Представьте, что дело происходит в будущем. К нам на разговор о смысле жизни приглашены три уважаемых человека-ветерана, каждый из которых в конце 90-х годов XX столетия окончил среднюю школу, а затем прожил интересную жизнь. Каждому из них около 70 лет.
Наши гости необычные - это разные по своим жизненным ориентирам люди:
«Труженик» - уверенный, что только в честном труде заключается настоящее счастье.
«Выдающийся лентяй» - считающий, что работают только «дураки».
«Удивительная бездарность» - убежденный, что высшее счастье - заниматься таким делом и сидеть на таких постах, которым он явно не соответствует, его лозунг - «Пусть перед тобой трепещут более умные и более достойные…».
Только вот загадка: мы не будем знать, кто из наших гостей кем является. Сейчас наши герои выйдут в коридор и сами решат, какую роль на себя возьмет каждый из них. Возможны разные варианты использования данного правила: ведущему можно раздать подготовленные карточки с указанием ролей, можно игрокам самим выбрать и распределить роли.
За время, пока наши герои советуются, мы с вами попробуем придумать для них интересные вопросы, чтобы лучше понять их, определить, действительно ли они счастливы. Затем мы попробуем отгадать, какие роли исполняли наши игроки.
Примечание. Оставшиеся игроки, после того как герои покинут аудиторию, придумывают по 2-3 «душещипательных» вопроса, касающихся не только профессиональной деятельности гостей, но и их личной, семейной жизни, досуга.
Затем главных героев приглашают в аудиторию, усаживают на почетные места и предлагают кратко, в течение 5 минут, рассказать об основных этапах прожитой жизни. После того как главные герои расскажут о себе, о своей судьбе, ведущий предлагает начать пресс-конференцию. Присутствующие задают приглашенным вопросы и получают на них ответы. За 15-20 минут до конца занятия пресс-конференция прекращается, гостей благодарят и предлагают занять свои места в аудитории, чтобы участвовать в общем обсуждении.
Обсуждение. Ведущий интересуется у присутствующих, кто из гостей показался им более счастливым и почему, у кого из них стереотипы героев получились, соотносятся ли они с теми ролями, которые планировали.
Труженик, настоящий, а не карикатурный, - это человек, который умеет мечтать, и реализовывать свои мечты.
Лентяй - тот, кто не хочет и не способен по-настоящему мечтать, хотя у него могут быть способности; он может сделать что-то значительное, но не хочет.
Бездарность - это тот, кто может и очень даже хочет сделать что-то полезное для людей, но совершенно не способен. Бездарность при этом может быть большим начальником. Он способен пробиться на престижную работу, но саму работу он делать не умеет.
Рефлексия. «Какой был тренинг?» Помогает участникам вспомнить то, что происходило на тренинге, соединить в единое целое свои впечатления о нем и полученную информацию. Упражнение помогает завершить тренинг в живой, активной, запоминающейся манере. Способствует активации: профессионального самоопределения старшеклассников, выбора будущей профессии.
Необходимые материалы: бумага формата А-4, карандаши (фломастеры).
Процедура проведения. Все участники делятся на мини-группы (по 3-4 человека), каждая из которых должна придумать максимум прилагательных, которые определяют пройденный тренинг, например: активный, информативный т. д. Затем они зачитывают полученный список прилагательных. Можно попросить группы прокомментировать интересные идеи, которые они выскажут.
Анализ:
Ребята внимательно слушали весь материал, активно принимали участие в тренингах, в обсуждениях. Каждый участник выступил со свои мнением, в спорных вопросах мог отстоять свою точку зрения. Вместе попытались найти ответ на вопрос «Как и что делать, если мнение подростка и мнение родителей расходятся». К единому мнению не пришли, но активно обсуждали, рассуждали и смогли выслушать даже расхожие точки зрения.
ПРОТОКОЛ
педагогического совета № 2 от 04 марта 2013 года
психолог консультирование урок
Тема: «Организация совместной работы МБУ ГЦ ПМСС «Индиго с МБОУ СОШ №156 Орджоникидзевского района ГО г. Уфы».
Повестка:
. Взаимодействие с ОУ специалистов центра.
Выступления: педагога - психолога центра Гильманова Г.С.
педагога дополнительного образования.
социального педагога СОШ № 156
. Оптимальные пути совместной
работы по профилактике
Выступления специалистов Центра «Индиго».
. Необходимость поиска новых путей взаимодействия.
Выступление директора школы Хецерова К.М.
Присутствовали: 29 человек.
Содержание педсовета:
По первому вопросу выступила педагог - психолог центра Гильманова Г.С. Она отметила наиболее востребованные формы работы с населением микрорайона осуществляются выходы в школы для проведения классных часов, родительских собраний.
В настоящее время имеются следующие проблемы:
отсутствие помещения для проведения групповой работы.
внеплановые заявки со стороны школ.
Выступлением педагога дополнительного образования Контяковой О.А. были отмечены виды и формы детских объединений Дома Детского Творчества для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Присутствующие получили информацию об организации совместного посещения бассейна.
Контякова О.А. выделила следующие трудности:
недостаточную информированность педагогов ОУ и родителей о работе данного детского учреждения.
частую смену детьми данного учреждения.
Социальный педагог СОШ № 156 рассказала о системе работы с проблемными семьями микрорайона. Некоторые семьи знакомы и работниками Центра «Индиго», так как являются «клиентами». В Центре создана картотека на данные семьи, регулярно проводятся посещения детей совместно с СПЦ микрорайона. Были рассмотрены проблемы, возникающие у социальных педагогов, а именно:
увеличение контингента из проблемных семей.
недостаток материальных возможностей и средств.
По второму вопросу выступили: соц. педагог СОШ № 99 Архипова Е.В.
соц. педагог СОШ № 116 Якименко Р.З.
соц. педагог СОШ № 129 Орлова Е.Г.
соц. педагог СОШ № 98 Корнеева А.Д.
Ими было отмечено востребованность филиала в микрорайоне, т.к. не каждый родитель имеет возможность вывести ребенка. Также они выразили пожелания об увеличении количества выходов специалистов Центра в школу. Отдельно выразили благодарность сотруднику Центра Гайдук М.В. за проведение таких семинаров.
. Директор школы Хецеров
К.М. отметил необходимость поиска
новых путей взаимодействия в
связи с финансовыми условиями.
Количество детей с проблемами
в развитии, сложные семьи с
каждым годом увеличиваются, поэтому
целесообразно большое
Решение:
. Выделить часы приема
индивидуального
. Информировать ОУ о
работе объединений ДДТ(
. Заранее информировать
о сроках и условиях
. Ходатайствовать перед
администрацией района о
Председатель педсовета: ____________
Секретарь: ___________
ПРОТОКОЛ
ПМПк МБУ ГЦ ПМСС «Индиго»
от 10 марта 2013 года
Cостав ПМПк: председатель Бойчук В.А.
Викторова А.Н. - педагог-психолог
Шайхиева Л.А. - учитель-логопед
Байдаров С.М. - невролог
Караваева Т.В. - секретарь
Присутствуют: Родина Е.М. - психолог СОШ №156
Волчанова Р.З. - студентка МГГУ им. Шолохова, 6 курс.
Повестка: Результаты коррекционно-развивающей работы с детьми: Платонов Егор (8 лет), Трубникова Анастасия (8 лет).
Выступили:
. Заслушали Бойчук В.А.
о результатах участия
По результатам проведения коррекционных занятий с Платоновым сообщение сделала Родина Е.М. - педагог - психолог. «Ребенок с желанием совместно с психологом занимается играми и упражнениями с песком и аппликацией из бумаги. Уровень работоспособности низкий, при утомлении наблюдаются изменения эмоционального фона».
Шайхиева Л.А. - учитель-логопед: «За данный период с октября 2011 года по май 2012 года отмечена положительная динамика в развитии активной речи (стал использовать полные предложения, самостоятельно задавать вопросы), Повысился уровень взаимодействия с логопедом. Ребенок умеет читать слова и простые предложения.