Отчет по практике в МБОУ СОШ № 156 Орджоникидзевского района городского округа г.Уфы РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 15:09, отчет по практике

Краткое описание

Цели и задачи практики:
изучение консультативного направления и деятельности психолога ОУ;
изучение форм консультативной деятельности психолога в в системе образования;
формирование у студентов умений и навыков проведения психологической консультативной работы;
апробация практических методов выпускной квалификационной работы.

Файлы: 1 файл

ОТЧЕТ.docx

— 161.21 Кб (Скачать)

Урок 6. «Знакомство с понятием стресса».

Цель данного урока объяснить учащимся понятие стресса, рассказать о стадиях его развития, познакомить с признаками стресса преодоления стресса. Урок прошел оживленно. Особенно, когда было обсуждение стрессовых ситуаций у участников. Были высказаны мнения по каждой ситуации, также предложены свои варианты выхода из них. Также каждого из них интересовал вопрос «как выйти из стресса без особого ущерба здоровью. Психологом были подобраны рекомендации и советы по этому вопросу, необходимый алгоритм действий, которых нужно придерживаться. Данное занятие - это хорошая возможность лучше узнать участников, а для участников понять друг друга, увидеть свои скрытые возможности.

И последний урок №7 «Конфликты. Виды конфликтов. Причины и пути их преодоления», целью которого является объяснить учащимся понятие конфликта, противоречия, а также пути преодоления конфликтных ситуаций.

Урок прошел очень оживленно. Приходилось даже немного сдерживать ситуации. Участники задавали вопросы не только по данной теме, но и связанные со своей жизнью. При обсуждении конфликтных ситуаций, а также при проигрывании этих ситуаций участники как бы вживались в свои роли и очень бурно проявляли свои эмоции, дружно предлагали свои ситуации. Были моменты, когда не признавались собственные неправильные действия. Выяснилось, что у нескольких участников есть нетерпимость к критике, проявлялись обиды, что мешало проведению урока. Педагогу приходилось держать под контролем весь урок и направлять его в нужное русло.

Хочется отметить, что участники принимали активное участие. Вначале первого урока была некоторая зажатость, стеснение, но благодаря благоприятной обстановке, сложившееся позднее участники как бы раскрылись, стали обмениваться мнениями, были более откровенны, многие, после проведения уроков высказали, что такие уроки полезны и интересны.

 

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

 

Тема собрания: «Психологические особенности старших подростков»

Цель: повышение уровня психологической компетентности родителей, расширение представления об особенностях подросткового возраста.

Дата проведения: 5 марта

Класс: 10 «А» СОШ № 156 Орджоникидзевского района г.Уфы ГО РБ

План собрания:

1. Вступление. Тест для родителей “Знаете ли вы подростковую психологию?”

2. Психологические особенности старших подростков.

. Проблемные ситуации для родителей.

. Результаты исследования “Знаете ли вы подростковую психологию?”

. Анкета “Обратная связь”.

6. Заключение

Подготовительная работа к собранию:

Подготовка к собранию.

· Подготовить бланки для проведения среди родителей теста “Знаете ли вы подростковую психологию

· Оформить выставку книг об особенностях подросткового возраста.

Подготовить плакаты с высказываниями о воспитании

Ход собрания:

. Вступление.

Сегодня нам представляется важным рассмотреть вопрос о психологических особенностях старших подростков. Но вы можете задуматься: “А зачем, я воспитываю двух-трёх детей, я и так всё знаю, могу сама или сам дать совет”. Вот и замечательно, в течение нашей встречи вам представиться такая возможность. А достаточно ли вы знаете подростковую психологию?

В начале моего выступления я предлагаю Вам выполнить тест “Знаете ли вы подростковую психологию?”. Затем я его обработаю и в конце нашей встречи сообщу результаты. Бланки подписывать не нужно (анонимно), можете поставить свою подпись, что бы при желании, забрать свой бланк ответов для самоанализа.

2. Психологические  особенности старших подростков.

Современный старшеклассник - продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив. В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание индивида. Возраст от 15 до 18 лет принято считать периодом ранней юности. Каковы же психологические особенности подростков в данный возрастной период?

Физическое и психическое развитие гармонизируется, в отличие от подросткового периода, основной чертой которого была неравномерность развития.

Центральным процессом юности, по Э. Эриксону, является формирование личностной идентичности, чувства преемственности, единства, открытие собственного “Я”. Новым и главным видом психологической деятельности для юношей становится рефлексия, самосознание. Вот почему старшеклассников так привлекает возможность узнать что-то новое о себе, о своих способностях.

В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований: здесь укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Однако определенная специфика здесь имеется и вызывается она своеобразием развития личности старшего школьника.

Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер. Как пишет Л.И. Божович, интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление создает своеобразие мышления в старшем школьном возрасте.

Самосознание юношей и девушек преимущественно устремлено в будущее. Этот возраст полон романтизма и в то же время опасений, как сложится жизнь в будущем.

Юность - пора становления мировоззрения. Для этого есть все предпосылки: сформировалось абстрактно - логическое, теоретическое мышление, достигнута психологическая самостоятельность, приближается социальная зрелость. Учение приобретает большую ценность, чем раньше, и все больше времени посвящается самообразованию. Старший школьник миновал эпоху подростковых кризисов и конфликтов. Приобретение знаний связывается с планами на будущее. Молодые люди ищут себя через различные роли, перспективы соотносятся с собственными возможностями.

В эмоциональной сфере юношей сохраняется повышенная ранимость, чувствительность, экзальтация сменяется депрессией. Они осознаются не как результат внешних воздействий, а как состояние “Я”. Очень болезненно воспринимаются и собственная внешность, и собственные способности, хотя способы выражения эмоций стали шире и лучше контролируются. Старший школьник может быть уже способен к глубоким “взрослым” переживаниям, серьезным и устойчивые чувствам. При переходе к юности улучшается коммуникативность, появляются самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль.

Для юношей, как и для подростков, по-прежнему чрезвычайно значимо общение со сверстниками. Но если у подростков оно носило поверхностный характер, то теперь общение стало более интенсивным и глубинным. Юноши и девушки порой одержимы стремлением найти свое второе“Я”. Поиски друга, объекта любви добавляют немало волнений и переживаний в этом возрасте.

Меняются взаимоотношения со взрослыми. Если желание видеть в своих родителях друзей, советников не удовлетворяется, еще больше возрастает стремление найти друга или подругу.

Одновременно старший школьный возраст не лишен трудностей и конфликтов. Это касается в первую очередь несоответствия между физической и психической зрелостью учащихся и их социальным статусом. Старшеклассник, достигший физической зрелости и по интеллектуальному развитию иногда превышающий своих наставников, находится на содержании у родителей, он имеет фактически те же права и обязанности что и любой школьник другого возраста, его деятельность жестко регламентирована взрослыми, а возможности проявления инициативы во многом ограничены современными формами школьной жизни. Такое искусственное затягивание детства чревато, как известно, опасными последствиями. инфантильность, отсутствие чувства ответственности за свои действия, пассивная общественная позиция, потребительское отношение к взрослым, проявление школярства в учебе - нередкие явления наших дней. Кроме того, имеются, к сожалению, у некоторых части старших школьников элементы безверия и цинизма. Подростковый возраст является довольно сложным для детей и достаточно длительным. Меняется физиология, а самое главное, иным становится внутренний мир подростка. Он по-другому начинает мыслить, чувствовать, переживать, общаться. Поведение подростков становится своеобразным индикатором семейных неурядиц. Страдают также и родители - они не понимают, как наладить контакт со своим ребенком, вступающим в кризисный период «бури и натиска».

Что же такое переходный возраст, пубертатный период, кризисный период?

Половое созревание влечет за собой определенные физиологические и психологические перемены. Но главным образом, процесс взросления характеризуют особые психосоциальные перемены, которые переживают подростки.

Родителям важно подготовить своих детей к физическим изменениям, которые происходят с их телом. С психологическим и социальным взрослением дела обстоят сложнее. Придумано много ерунды о том, как странно ведут себя подростки, и вымыслы эти не всегда соответствуют действительности. Взрослые по-разному относятся к проказам молодости: от терпимости и понимания и до гнева и потери контроля.

Подростковый возраст - это проблемный период, для которого характерны резкие смены настроения, противоречащее общепринятым нормам поведение и появление у подростка суицидных мыслей.

Но это еще благоприятный период для развития определенных психических свойств и социальных способностей, которые приводят подростка к взрослению. Появляется абстрактное мышление, идут сложные процессы в развитии и понимании речи. Постепенно это приводит к увеличению интереса подростка к чтению и письму. Он также начинает задумываться над такими понятиями, как "будущее" и "что будет если...".

В этот период надо обратить особое внимание на взаимоотношения между родителями и детьми. Следует сохранять чуткое равновесие между уважением потребности в независимости, которую подросток демонстрирует, и тем, что он по-прежнему сильно зависим от родителей в других сферах. Понять его потребность быть таким, как все его друзья, однако требовать ответственного поведения в коллективных рамках.

В этот период меняются и школьные требования. В старших классах усиливаются учебные требования, они включают анализ материала и написание аналитических работ. Кроме того, от ученика требуется ежедневный порядок и организованность, способность переходить из класса в класс и справляться с учебным расписанием, в котором присутствуют разные учителя с разными требованиями. Вдобавок возрастает учебная нагрузка, от ученика ждут самостоятельного выполнения работ и оригинального мышления, тогда как при таком расписании учителя менее доступны.

Что характерно для нормального развития подростка?

Желание быть самостоятельным человеком и освободиться от родительской зависимости.

Ощущение себя как личности.

Умственное взросление.

Формирование системы глубоких взаимоотношений со сверстниками.

Чтобы достичь этих целей, подросток зачастую восстает против родителей или других внешних авторитетов. Иногда он противопоставляет ценностям семьи ценности группы своих сверстников и пробует в той или иной мере различные виды непривычного и даже безответственного поведения.

Одна из основных проблем, возникающая у подростков, - это проблема взаимоотношений с родителями.

В подростковом возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.

Подростковый период со множеством характерных для него перемен труден для всех детей этого возраста и их родителей.

Подростковый возраст - время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Он, как правило, протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.

Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Состоялось как бы свержение их с пьедестала. Но в глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. Но со временем эти функции утрачивают силу.

В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.

В. А. Сухомлинский глубоко подметил основное противоречие во взаимоотношении подростка и взрослого: «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги. И чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величин и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины».

Информация о работе Отчет по практике в МБОУ СОШ № 156 Орджоникидзевского района городского округа г.Уфы РБ