Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 15:09, отчет по практике
Цели и задачи практики:
изучение консультативного направления и деятельности психолога ОУ;
изучение форм консультативной деятельности психолога в в системе образования;
формирование у студентов умений и навыков проведения психологической консультативной работы;
апробация практических методов выпускной квалификационной работы.
. Прикасайтесь к себе.
Начинайте чувствовать
. Укрепляйте внутреннюю
защиту. Почувствуйте, где именно
в теле вы ощущаете свое
«Я». Положите руку на это место.
Опишите возникший образ: есть
ли там свет, пространство, форма.
На что это похоже? Может быть
это костер или источник…. Это
будет ваш индивидуальный
Спасибо, я попробую.
Я предлагаю следующее: вы неделю потренируетесь, а затем придете ко мне и расскажете о результатах.
Хорошо. До свидания.
До свидания.
Встреча вторая.
. Деятельность.
Здравствуйте.
Здравствуйте, Алина. Как ваше самочувствие? Что-то начало уже получаться, изменяться в жизни?
Да. Вы знаете, мои ощущения изменились. И хотя чужие прикосновения мне также не очень приятны, я внутренне готова уже с ними смирится.
Вы молодец.
А еще мы договорились с двумя близкими мне людьми: подругой и моим молодым человеком, что они не будут сердиться, ведь в большинстве случаев я отторгаю не их, а то значение, которое они вкладывает в свои движения. Мы договорились, что, например, при встрече они не будут пытаться обняться, а скажут: «Как хорошо, что мы встретились! Поцелуешь меня?»
Действительно, так они дадут Вам возможность самой решить этот вопрос и избавят Вас от ощущения вторжения в личное пространство.
А еще я им предложила другой ритуал приветствия, с прикосновениями или без них, в зависимости от моего состояния.
Это очень мудрое решение
. Оценка и обратная связь.
Теперь мне гораздо легче общаться с ними. А когда я еду в переполненном транспорте, я представляю, что на мне панцирь, через который я не чувствую чужих прикосновений. И это мне здорово помогает.
Я очень рада, что ситуация стала меняться к лучшему.
Спасибо вам большое. До свидания.
Анализ консультирования:
Данное консультирование является долговременным и индивидуальным личностным консультированием. Проходило в два этапа. Цель данного консультирования - помочь клиенту в преодолении неприятия физического контакта.
Применялись следующие техники:
· Установление раппорта;
· Прямые вопросы;
· Визуализация;
· Информирование клиента;
· Активное слушание.
Клиент был в целом удовлетворен проведенной работой и полученными рекомендациями.
Самостоятельный блок психологического консультирования
Этап - заслушивается случай обращения: Обратилась мама Егора, ученика 2 класса по поводу адаптации сына в новом классе. Егора перевели в новую школу, проучился чуть больше четверти. В новом классе не может освоиться, не хочет идти в школу. Прямой агрессией со стороны сверстником нет, но влиться в коллектив Егор не может. На этой почве снизилась успеваемость, хотя до этого учился на 4-5. Учительница утверждает, что со временем все пройдет, но мама взволнована, сын стал плаксив, устает, пропал аппетит.Этап - Подбираем методику. В школьном возрасте в рамках формирования учебной деятельности ребенка складывается у ребенка складывается рефлексивное отношение к различным ситуациям жизни. Переход в другую школу, другой класс, несомненно, эмоционально-важное событие. В этом конкретном случае применяем проективную методику «Выбор ролей». На мой взгляд, ход выполнения, предложенного задания, дает возможность обнаружить ряд личностных особенностей мальчика, который определят психологические причины поведения младшего школьника.
Цель: Найти причину межличностного конфликта, помочь в школьной адаптации.
Задачи:
. Выявить с помощью
«распределения ролей»
. Заслушать вербализацию
(проговаривание) идентификацию себя
и своих сверстников с
. Интерпретировать высказывания ребенка.
. Найти выход из сложившейся ситуации.
Этика - Доброжелательная, миролюбивая беседа, очень доверительная. Ребенка нужно расположить к себе, чтобы вызвать ответную реакцию. Получить согласие мамы Саши на разговор с учительницей. Анонимность, «О нашем разговоре, Егор, никто не узнает из твоих одноклассников».
III Этап - Межличностные конфликты, проявляются в непонимании, отвержении Егора сверстниками. Ребенку предлагается представить себя и своих одноклассников в качестве героев, действующих в условной ситуации спектакля-сказки: «Представь себе, что ты режиссер и должен поставить спектакль-сказку. На каждую роль в этом спектакле ты должен подобрать артистов. Артистами будут твои одноклассники. Распредели все роли, перечисленные в «программке» спектакля, среди своих одноклассников. Себя тоже можешь включить в число участников». Предлагаю перечень персонажей сказки-спектакля 20 ролей - одни из них связаны с представлением о положительных нравственных качествах, другие характеризуются отрицательными нравственными качествами, а третьи имеют возможность неоднозначной интерпретации. Всем им даны краткие характеристики, на которые режиссер может ориентироваться. Ребенок самостоятельно записывает в лист ответа распределение ролей.
Лист ответа
. Разведчик - находчивый, не боится трудностей.
. Айболит - человек, который в любую минуту приходит на помощь.
. Хулиган - грубит, дерется, обижает слабых.
. Принцесса - красивая девочка.
. Незнайка - не хочет учиться, думает, что все знает.
. Рядовой солдат - умеет подчиняться, выполнять правила.
. Лежебока - ленивый человек.
. Добрая Фея - добрая, разумная девочка.
. Ученый - много знает.
. Добрый дух - добрый, справедливый мальчик.
. Плакса - часто плачет, обидчивый.
. Командир - умеет командовать, руководить.
. Злая Фея - вредная и злая девочка.
. Учитель - любит детей, понятно объясняет.
. Хвастун - врунишка, хвастливый мальчик.
. Принц - красивый мальчик.
. Волшебник - выдумщик, умеет придумать интересные дела.
. Ябеда - жалуется на всех, ябедничает.
. Злой Дух - вредный злой мальчик.
. Клоун - весельчак, умеет пошутить, насмешить.
Проводим беседу с Егором, в которой просим прокомментировать свой выбор: «Почему именно этого одноклассника ты выбрал на эту роль?» Высказывания Егора фиксируем в протоколе для проведения в дальнейшем анализ.
Протокол для контент - анализа
Параметр анализа |
Вариант проявления анализируемого параметра | |
благоприятный |
неблагоприятный | |
Идентификация с ролью |
Принятие себя Познавательная направленность 9, 14, 17 Активная позиция поддержки других 2,10, выраженная лидирующая позиция 1, 12. Показатель сензитивности 11, 20. |
Принятие себя Деструктивная тенденция 3, 5, 13, 19, выбор исключительно положительных ролей, дает основание предполагать наличие защитных механизмов, функция - избежать угрозы снижения положительного отношения к своему «Я». |
Установка в оценке роли и соответствии ей сверстников. |
Проявляется в беседе при обсуждении отрицательных ролей, например: «Хотя я и дал Олегу плохую роль, но это не значит, что я к нему плохо отношусь |
Легкость в выборе отрицательных ролей, создает впечатление - ребенок рад случаю подчеркнуть отрицательные качества. Роль хвастуна получила лена потому что она часто говорит: «Какой ты плохой мальчик» |
Мера идеализации |
«На роль принцессы подойдет Марина или Настя, хотя нет, она толстая». На вопрос, почему не выбрал роль учителя - ответ: «Я должен знать больше того, кому объясняю, есть другой человек, кто может сделать». |
Роль принцессы, «наверное, Марина. Она, хоть и не очень красивая, но хорошая, а красивых у нас нет». |
Стремление к субъективной оценке или искажение образа за счет личного, субъективного отношения |
Почему не выбрал роль разведчика, ответ: «Я должен быть равен тому, кого я здесь написал, а я не равен, Максим лучше меня. Айболитом будет Ирина… Хотя я ее ненавижу, но она все равно придет на помощь». |
«Лежебока - Сережка, он всем на нервы действует, а роль Злой Феи - Маша, она всегда обзывается и смеется надо мной. |
Мера когнитивной сложности образа неоднозначный или простой. |
«Если к каждой роли придираться, то вообще можно не подобрать, например, Свету я выбрал Доброй Феей ,но она не всегда добрая, себя я выбрал на роль ученого, но однажды и я получил по контрольной 3» |
«Принц - Сережа он не красивый, а нравится девочкам, потому что им помогает. Роль командира - Данил, он всегда командует, даже если его никто не слушает». |
Мера ориентации на заданные критерии или подмена своими, неадекватными. |
«Влад подойдет на роль Незнайки, он ничего не знает, но он не думает, что все знает». |
Разведчики - Степан и я, если бы нас не сорили, мы бы всегда дружили и помогали друг другу. |
Уточняет предполагаемый набор или исключает какие-то. |
«Капитан, это тоже самое, что командир, это - Данил, он большой, смелый, его будут слушать, а роль ученого подойдет Лешке, он умный, много работает на уроке, бывает, что и открытия делает». |
«Роль командира подойдет также и Седовой, но в плохом смысле, она любит, чтобы ей подчинялись, но она глупая, дура». |
Рефлексивность позиции: мера категоричности проявляется в наличии или отсутствии сомнений. |
Меня на эту роль можно поставить, но с большой натяжкой, у меня есть одна кандидатура, но…». |
«Маша - Злая Фея все время, когда мы идем на улицу, она обижается, злая становится, а вот хулиганов у нас нет, не знаю таких, кто мог бы обидеть младших». |
Мера ответственности, ограничение собственного или чужого мнения. |
Почему не выбрал себя на роль Принца? Для класса я не очень красивый, если только для Стаса, он мой друг, а вот для Кости, я злой Дух, для него я враг, но не для всего же класса». |
Роль Плаксы - Дилара, у нее писклявый голос, а роль хвастуна Марсель. Он хвастается, говорит: «У меня есть… или мне купят…». |
Мера обобщенности оценки опирается на один факт поведения или к ряду поступков. |
Проявляется в высказываниях, типа: «Не раз это подтверждалось, по всем фактам подходит, не будет жаловаться ни в каких случаях, все ответы его правдивы» и т.д. |
Роль Незнайки - Влад, он сегодня встал, смотрит в окно. Ему учительница хоть сто раз говорит, а ему все равно. Роль Рядового солдата -Максимов |
Круг общения в разных коммуникативных ситуациях. |
Компетентность ребенка в разных коммуникативных ситуациях, рефлексия круга общения в широких рамках жизнедеятельности, например « Я выбираю себя на роль плаксы». Недоумение психолога: «Да, да, вы не знаете это в школе я не плачу, а дома бывает». |
Он часто определяется актуальными симпатиями - антипатиями(другу или подруге отдает все положительные роли, а одному-двум детям - отрицательные). |
Межличностный статус ребенка |
Вопрос психолога: «А какие роли бы выбрали для тебя твои одноклассники? Почему ты так считаешь?». Если есть возможность проведения методики в классе популярность оценивается по количеству полученных привлекательных ролей. |
Показателем неблагополучного статуса могут быть уходы от обсуждения, отказы для себя привлекательных ролей. В случае группового исследования - по количеству отрицательных ролей, выбранных другими детьми. |
Характер взаимоотношений |
В комментарии при выборе Принцессы - смущается «По красоте Катя, но если скажут, что влюбился в нее, то нет. Я дружу с Людой, но внешне она не такая красивая, зато внутренне - да, а Катя незнаю». |
О роли разведчика « Я и Степан, если бы нас не ссорили, мы бы всегда ходили вместе и защищали бы друг друга». |
Анализ: 6 ребят из класса Егора получил роли со знаком +
одноклассника отрицательные роли.
ребят получили нейтральные роли.
Круг одноклассников, которых подбирает Егор на предлагаемые роли, широкий. Характер обоснования выбора разнообразен. Характер выбора тех или иных ролей, оценочных суждений позволяет выделить следующие интересующие стороны отношения ребенка в классе к себе и к другим. Егор себя соотнес с разведчиком. Это говорит о том, что в себе Егор видит положительные нравственные качества, что уже хорошо. Отрицательные роли давал неохотно, долго думал и распределил не все, сказав, что хулиганов в классе нет. Это значит, мальчик неагрессивен. Самооценка не занижена и есть желание быть полезным «Я плохой для одного мальчика, но не всего класса». Явного лидерства не наблюдается «Я хороший для Стаса, он мой друг, опять же не для всего класса», «Знаю меньше чем Леша» и т.д. Успешной адаптации препятствует не занятость Егора в классном активе. Вторая встреча: На вторую встречу пригласить маму и учительницу Алину Дамировну. Знакомим А.Д. с контект- анализом. Егора Алина Дамировну характеризует как спокойного, способного ученика, но застенчивого. Намече план коррекционных действий с целью вовлечения Егора во внеклассную деятельность: 1. Поход в цирк.
. Выбрать Егора старшим санитаром в классе.
. Фиксировать изменение.
Результат: третья встреча - Третья встреча произошла через десять дней. Пришла мама с записями А.Д. Егор очень доволен своим новым статусом, с удовольствием включился в работу, Маша предложила карандаши, которые Его забыл взять на урок рисования.
Результатом ограничения общения в новом классе явилась неуверенность и переживания неуспеха, страх непрятия со сверстниками. Мама отметила, что беспокойство сына прекратилось, появилось желание посещать новую школу.
Протокол
нач. конс. |
конец конс. |
пол |
возраст |
причина обращ-я |
Методы возд-ия |
результат |
рекомендации |
28.02. 13 |
06.03. 13 |
муж. |
9 лет |
Школьная адаптация |
Проективная Методика «Выбор ролей» |
Снята внутре-няя напряженность |
Занять ребенка внеклассной деятельностью. |
ОТЗЫВ
о проделанной психолого-педагогической комплексной (преддипломной) практике
Я проходила психолого - педагогическую комплексную (преддипломную) практику с МБОУ СОШ № 156 Орджоникидзевского района г.Уфы с 18.02.2013 по 17.03.2013 года.
За время практики я под руководством психолога школы изучила особенности консультативной работы в школе, а также планирование психологической консультативной работы, составление протокола психологической консультации. В ходе прохождения практики мною был приобретен опыт индивидуального консультирования, выявления совместно с психологом детей, нуждающихся в коррекционных занятиях, навык работы с неблагополучными семьями и аддиктивными подростками. Во время работы мне приходилось работать с различной документацией: индивидуальная карта, «Диагностическая работа», «Групповая коррекционно-развивающая работа», «Индивидуальная коррекционно-развивающая работа», «Консультации», «Положение о работе педагога-психолога в общеобразовательном учреждении» и должностная инструкция педагога-психолога, интерпретация диагностических материалов. Самым сложным,по-моему, мнению было заполнение индивидуальной карты (обязательная форма), а самым легким - журнал самозаписи. В приложениях представлены формы, которые мне приходилось заполнять в ходе работы - это обязательные и свободные формы.
Под руководством психолога школы была практически составлена программа уроков по психологии и уроков психологического сопровождения. Эти уроки позднее были проведены в 10 классе. За время практики также было проведено родительское собрание.
Трудностей в практической работе возникали, но были незначительны. В основном это недостаток практических умений, также не всегда была своевременная помощь психолога. Пришлось самостоятельно проводить психологические уроки. На этих уроках старшеклассники задавали вопросы, что иногда приводило меня в тупиковую ситуацию.
Практика была интересной и очень полезной. Я столкнулась не только с работой психолога в школе, но и была на педагогическом совете, также на ПМПк, были проведены беседы с классными руководителями о работе с «трудными» детьми, а также были беседы с учащимися.
Эта практика дала мне многое. Например, я проверила правильность своего выбора специальности, также эти знания я смогу применять в дальнейшей работе, т. к. получила практические умения. Считаю, что такая практика очень нужна студентам, ведь на этой практике закрепляются теоретические знания, а также помогает получить практические умения.
Недостаток практики в непродолжительном отрезке времени, отведенном для практики. Также, желательно, чтобы руководители базы практики (школы) были серьезно подготовлены.
Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., Мысль. 1991
2. Аверченко Л. К. "Загляни в свою душу", областная ассоциация "Интеллектика", серия "Психологическая служба школы", Омск, 1992