Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 15:09, отчет по практике
Цели и задачи практики:
изучение консультативного направления и деятельности психолога ОУ;
изучение форм консультативной деятельности психолога в в системе образования;
формирование у студентов умений и навыков проведения психологической консультативной работы;
апробация практических методов выпускной квалификационной работы.
Цель урока: Объяснить учащимся понятие конфликта, противоречия, а также пути преодоления конфликтных ситуаций.
Дата проведения: 25 февраля 2013 года.
Место проведения: 10 «А» класс МБОУ СОШ №156 г.Уфы Орджоникидзевского района.
План урока:
1. Понятие конфликта.
2. Структура конфликта.
. Причины конфликтов.
. Типология конфликтов.
. Значение конфликтов (положительное и отрицательное).
Задачи:
. Образовательные:
способствовать актуализации представлений учащихся о конфликтах, их структуре, видах и причинах;
создать условия для понимания амбивалентного смысла конфликтов (положительного и отрицательного).
. Воспитательные: создать
условия для выражения
. Развивающие: содействовать
развитию социальной и
Содержание урока:
Конфликт - одно из самых распространенных явлений в жизни и общении людей. На протяжении всей своей истории люди не могли обойтись без того, чтобы не конфликтовать, начиная с незначительной ссоры между соседями и кончая войной. Неужели конфликты - это необходимый атрибут человеческого общества?
Обсуждение. Можем ли мы обойтись без конфликтов? Почему? Конфликт - это хорошо или плохо?
При взгляде на противоречивость и многообразие человеческой природы, становится ясно, что жизнь людей немыслима без конфликтов, но все ли конфликты так необходимы в нашей жизни? Конфликты можно разделить на два типа:
реальные,
надуманные (нереалистические).
В реальных конфликтах имеет место противоречие, разногласие в интересах, желаниях, стремлениях, нарушающее нормальное взаимодействие людей, мешающее достигать цели и приводящее к противоборству. Разрешение такого конфликта направлено на достижение определенного результата - устранение противоречия.
В надуманных (нереалистических) конфликтах целью конфликтующих сторон является выражение отрицательных эмоций, выяснение отношений, а не устранение реального препятствия, противоречия. Конфликт здесь лишь повод обидеть, уязвить, унизить собеседника; зачастую, если спросить у конфликтующих: «Что вы реально хотите выяснить, чего добиться?», то они сами не могут ответить на этот вопрос: «Да так, просто - чего она лезет, когда голова болит?!».
Задание. Обсуждение. Приведите примеры реальных и надуманных конфликтов из вашей жизни. Обоснуйте их реальность или надуманность. Какие конфликты встречаются чаще?
Из-за чего же возникают конфликты? Причины следующие:
. Различия в целях, интересах,
мнениях, взглядах на жизнь, способах
достижения цели, в индивидуальных
особенностях людей. Изначально
мы все - разные. Но это не повод
для конфликта, - чаще всего конфликт
происходит из-за нашего
. Конфликтогены - слова или действия, которые могут привести к конфликту помимо желания человека. Не хотел обидеть человека, сказал не подумав, просто так, - а он обиделся. Следует всегда учитывать, какую реакцию вызовут твои слова у собеседника, наперед просчитывать, что стоит делать, а чего - нет. Думать надо, прежде чем делать или говорить!
Конфликтогенами являются:
проявления превосходства (критика, угрозы, обвинения, насмешки, издевки, попытка обмана, утаивание информации, перебивание, игнорирование собеседника);
проявления агрессивности;
проявления эгоизма (думаешь только о себе).
. На агрессию отвечаешь
еще большей агрессией. В очень
редких случаях отпор обидчику
следует давать сразу и
Задание. Приведите примеры конфликтов по разным причинам.
Множество конфликтов возникает из-за того, что мы чего-то хотим от окружающих, предъявляем им претензии, а они почему-то не спешат их выполнять (наверное, не хотят). Общение с человеком, которому все что-то должны и обязаны, нелегко и неприятно. Давайте посмотрим, нет ли у вас предрасположенности стать такими.
Упражнение «Претензии». Разделите лист пополам. Слева напишите: «Люди, которыми я недоволен» (это могут быть: мама, папа, бабушка, дедушка, брат (сестра), знакомые, одноклассники, друзья, мужчины, женщины, все человечество и т.п.). Справа: «Претензии». Обязательное условие - претензии должны быть конкретными, а не общим выражением эмоций («Брат не дает свой магнитофон», а не «Брат - жадина»). Чтобы принять и простить людей, надо понять, чем они нас не устраивают. Иначе дуться можно до бесконечности, пока не лопнешь, - лучше перестать считать, что окружающие что-то вам должны и принять ситуацию, как она есть. 10 минут.
Обсуждение. (В группах по 6-8 человек). Много ли люди вам должны? Реально ли это? Хотели бы вы что-то изменить? Можно ли переделать окружающих?
Во второй части мы поговорим о том, как вести себя в конфликтных ситуациях и как из них выходить.
Обсуждение. Что главное в конфликте?
Главное в конфликте не победить, а - выйти из него с наименьшими потерями (достоинства, нервов, денег, сил и т.д.). Давайте узнаем, как обычно вы ведете себя в конфликте.
Тест «Диагностика доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко».
Итак, выйти из конфликта можно пассивно (избегая его) или активно (агрессивно обороняясь или нападая). В первом случае, уже после конфликта, можно еще долго переживать, что не сообразил, как ответить на хамство или обиду, не успел, не заметил, не … и еще много всяких «не»; настроение испорчено, чувствуешь себя униженно, сомневаешься в своих силах, недоволен собой. Налицо - моральный ущерб. Во втором случае есть серьезная опасность пострадать физически (или морально), если противник окажется сильнее. Опять-таки - моральная или физическая травма. Что ты выиграл такой стратегией выхода из конфликта? Ничего.
А есть ли другие, более эффективные способы разрешения противоречий? Оказывается, любой способ эффективен, если его применять в соответствующей (адекватной) ситуации. Главное - определить, как ты хочешь завершить эту ситуацию, что ты выиграешь, чего хочешь добиться.
Способы поведения в конфликтных ситуациях могут быть следующими:
давление (настойчивость, принуждение, агрессивность, использование власти, достижение своей цели любым способом);
уход (уклонение от конфликта);
подчинение (приспособление, уступчивость, отказ от борьбы, от своих интересов);
компромисс (взаимные уступки, «половинчатые решения»);
сотрудничество (учесть законные интересы друг друга и найти взаимоприемлемое решение).
Давайте определим, к какому способу решения конфликтов вы склонны.
Тест «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса».
Обсуждение. Что бы вы хотели изменить в своей стратегии выхода из конфликтных ситуаций?
Задание. Приведите примеры конфликтных ситуаций и оптимальные способы выхода из них.
Вывод:
Существуют различные типы конфликтов и оптимальные для каждого типа способы выхода из них.
Анализ урока
Урок прошел очень оживленно. Приходилось даже немного сдерживать ситуации. Участники задавали вопросы не только по данной теме, но и связанные со своей жизнью. При обсуждении конфликтных ситуаций, а также при проигрывании этих ситуаций участники как бы вживались в свои роли и очень бурно проявляли свои эмоции, дружно предлагали свои ситуации. Были моменты, когда не признавались собственные неправильные действия. Выяснилось, что у нескольких участников есть нетерпимость к критике, проявлялись обиды, что мешало проведению урока. Педагогу приходилось держать под контролем весь урок и направлять его в нужное русло.
ОБЩИЙ АНАЛИЗ УРОКОВ
В настоящее время старшеклассники должны быть готовы к преодолению ситуаций интеллектуальной напряженности и интеллектуальной конкуренции, для этого необходимо организовать их психологическую подготовку. В этой ситуации актуальны занятия по психологии, организованные психологом.
Старшеклассники очень нуждаются в знаниях о себе, своих особенностей. Они интересуются компонентами личности: темпераментом, характером, способностями, самооценкой, потребностями.
Цель занятий - помочь старшеклассникам в подготовке к самостоятельной жизни и сформировании психологической культуры.
На уроках психологии решаются следующие задачи:
1. Дать ученику знания о самом себе и научить его получать эти знания самостоятельно;
2. Помочь ученику стать более адаптированным;
. Развивать рефлексию как процесс познания и понимания учеником самого себя и выяснения того, что другие знают о нем и как понимают его личностные особенности;
. Способствовать личностному росту ученика, особенно его нравственному самосовершенствованию, готовности к социальному самоопределению и поиску жизненных ценностей.
Для их решения были применены следующие методы:
лекционное изложение материала;
дискуссия;
ролевые игры;
метод анализа конкретных ситуаций;
психотренинг;
психодиагностические процедуры.
Столкнувшись с острой нехваткой методической литературы по преподаванию психологии в школе, автору пришлось проработать большой объем психологической литературы, прежде чем обозначилась структура уроков.
Преподавать уроки должен педагог-психолог. Он обязан владеть активными формами работы; уметь организовывать работу в малых группах, дискуссии, обсуждения, диагностические процедуры, их анализ и интерпретацию; применять элементы психологического тренинга; создавать атмосферу доверия и свободного обмена мнениями.
Как показывает практика, значимость таких уроков состоит не в преподавании психологии как свода знаний, а в использовании достижений психологической науки как инструмента, помогающего наиболее адекватно идти по жизни.
Я разработала и провела 7 психологических уроков. Эти уроки охватывают несколько направлений:
Урок 1«Введение в психологию». Урок прошел ровно, без эмоционального напряжения. Этот урок сыграл роль первой ступеньки в мир психологии. Ребята проявили интерес к этой науке, задавали вопросы, особенно к психологии юридической и медицинской. Стало известно, что в классе есть ребята, которые хотят стать юристами, военными и медиками, что дало возможность психологу в конце урока ориентировать участников на необходимость получения знаний, формирований и навыков, связанных с пониманием себя, своих возможностей, понимания себя в выбранной профессии, с пониманием других людей (главное условие личностного роста). Психологу необходимо фиксировать время работы и созданию условий для изучения и обсуждения участниками интересующих вопросов, связанных с выбором профессии.
Урок 2 «Знаете ли вы себя». Тема взята неслучайно, потому что в этом возрасте интересуют именно эти вопросы. Поэтому данный урок прошел оживленно. Многие участники признались в том, что не умели до этого правильно и грамотно знакомиться. Упражнения выполнялись вначале очень сжато, но потом, благодаря правильным действиям были продолжены более непринужденно, в благоприятной обстановке. Тест «довольны ли вы собой» участники выполняли самостоятельно и многие вопросы вызывали затруднения.
Урок 3. Это урок является как бы продолжением предыдущего урока. Он с одной стороны способствует правильной оценки самого себя, оценивать и анализировать свои плюсы и минусы в себе, дает возможность посмотреть на себя как личность, оценить свои индивидуальные качества. Многие участники затруднялись говорить о своих качествах, индивидуальной особенности. Затруднение вызвало упражнение «Письмо себе любимому».
Урок 4 «Ценности личности». Данный урок является продолжением предыдущего урока и способствует более глубокому самооанализу и пересмотру своих качеств. Тесты подобраны таким образом, что каждый участник, отвечая на вопросы, вновь пересматривает свои качества и анализирует свои поступки. Урок прошел очень оживленно и участники проявляли большой интерес выполнению заданий и тестов, с участниками происходит как бы осмысление ресурсов собственной личности.
Урок 5. «Урок-игра по профориентации «Я и мир профессий». В старшем подростковом возрасте остро встает вопрос о выборе профессии. Поэтому данный урок тоже является актуальным и способствует в выборе профессии.
Участники с огромным интересом прослушали теоретическую часть и большую заинтересованность у них произвела игровая разминка. Увлеченно принимали участие в игре «угадай профессию», по перечисленным качествам угадать профессию. Урок - с одной стороны, дает первое представление о профессиях, способствует размышлению и принятию решения о выборе профессии, с другой стороны развивает и заставляет участников посмотреть и оценить себя со стороны, увидеть положительные и отрицательные стороны не только свои, но и плюсы и минусы интересующейся профессии, трудности и пути преодоления эти трудностей.
Эффективность усвоения материала и эмоциональный фон определены заданной тематикой, так как выбор профессии в жизни любого человека это главный этап. Этот урок - яркий пример работы, построенной на интересе. Такая работа (умение правильно сделать выбор)способствует развитию у участников распознавания через понимание(отождествление). Нужно отметить, что урок прошел эффективно, и психологу нужно подумать о дальнейшей работе по профориентации старшеклассников.