Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 15:09, отчет по практике
Цели и задачи практики:
изучение консультативного направления и деятельности психолога ОУ;
изучение форм консультативной деятельности психолога в в системе образования;
формирование у студентов умений и навыков проведения психологической консультативной работы;
апробация практических методов выпускной квалификационной работы.
. Когда у клиента уже
имеется правильное понимание
своей проблемы и он, в принципе,
готов сам приступить к ее
решению, но еще сомневается, не
вполне уверен в своей правоте.
Как бы получает от психолога
необходимую профессиональную
. Оказание помощи клиенту
в том случае, когда нет никакой
другой возможности, кроме получения
консультации, у него нет. В этом
случае, проводя психологическое
консультирование, специалист-психолог
должен понять клиенту, что он
на самом деле нуждается в
получении более основательной,
достаточно длительной психо-
. Когда психологическое
консультирование применяется
. В тех случаях, когда
готового решения у психолога-
Основные задачи:
. Уточнение (прояснение) проблемы,
с которой столкнулся клиент.
Внимательно выслушав клиента, понаблюдав
за ним некоторое время, психолог
- консультант приходит к
. Информирование клиента
о сути, возникшей у него проблемы,
о реальной степени ее
. Изучение психологом - консультантом
личности клиента с целью
. Четкое формулирование
советов и рекомендаций
. Оказание текущей помощи
клиенту в виде дополнительных
практических советов, предлагаемых
в то время, когда он уже
приступил к решению своей
проблемы. Задачи психолога - консультанта
состоит также в том, чтобы
обеспечить по возможности
. Обучение клиента тому,
как лучше всего предупредить
возникновение в будущем
. Передача психологом-
Виды психологического консультирования
. Интимно-личностное
. Семейное консультирование.
. Психолого-педагогическое консультирование.
. Деловое консультирование.
Качества, которыми должен обладать психолог - консультант
. Способность к эмпатии,
сопереживанию, сочувствию. Под этой
способностью понимается
. Открытость. Пытаясь понять
клиента, проникнуть в его внутренний
мир психолог-консультант
. выражение личной заботы
о клиенте с помощью
. Доброжелательность. Доброе,
эмоционально положительное
. Безоценочное отношение
к клиенту, в том числе к
соблюдению с его стороны тех
моральных, этических норм, которых
он в своем поведении
. Отказ от нравоучений,
навязывания клиенту своих
. Доверие к клиенту, вера
в его способность и
. Готовность и стремление
консультанта не столько
. Умение держать оптимальную
психологическую дистанцию
. Умение вселять в клиента
уверенность и решимость
Таблица1
Примерная форма рабочего листа регистрационного журнала психологического консультирования
№ п/п |
Ф.И.О клиента |
Дата Проведения |
Время проведения |
Ф.И.О. Психолога-консультанта |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Таблица 2
№ п/п |
Ф.И.О. клиента |
Пол |
Возр. |
Причина обращ-я |
Кто и когда проводил |
Заключение психолога |
Рекоменд. клиенту |
Вып-е рек-ций |
Рез-т вып-ия |
Основные этапы психологического консультирования
. Подготовительный этап.
На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся в нем, регистрационном журнале, а так же по той информации о клиенте, которую можно получить от третьих лиц, например от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации. На данном этапе работы психолог-консультант, кроме того, сам готовится к проведению консультации. Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляют обычно от 20-30 минут.
. Настроечный этап.
На этом этапе психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивает на совместную работу. Клиент при этом настраивается на исповедь, а психолог-консультант - на внимательное, эмпатическое слушание клиента. В среднем этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для проведения консультации, может занимать от 5 - 7 минут.
. Диагностический этап.
На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь 0, а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не предоставляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 3 до 6-8 часов.
. Рекомендательный этап.
Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте и его проблеме, на данном этапе вместе с клиентом вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. Среднее время, обычно затрачиваемое на прохождение этого этапа психологического консультирования, составляет от 40 минут до 1 часа.
. Контрольный этап.
На данном этапе психолог-консультант и клиент договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться практическая реализация клиентом полученных им практических советов и рекомендаций. Здесь же решается вопрос о том, как, когда и где психолог-консультант и клиент в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций. В конце данного этапа, если возникает необходимость, психолог-консультант и клиент могут договориться друг с другом, где и когда они встретятся в следующий раз. В среднем, работа на данном, завершающем этапе психологического консультирования проходит в течение 20-30 минут. Если суммировать все, сказанное выше, то можно установить, что прохождение всех пяти этапов психологического консультирования в среднем может понадобиться (без времени, отводимого на психологическое тестирование) от 2-3 до 10-12 часов.
План составления развивающей программы
Цель программы: повышение компетентности в сфере общения у школьников 10 класса.
Задачи:
. Развитие способностей к невербальному общению;
. Развитие общения на эмоциональном уровне;
. Отработка навыков
. Формирование адекватного восприятия себя и других в ситуации общения;
. Развитие социальной активности.
Состав группы: подростки 15-16 лет, в количестве 20 человек.
Формы и режим занятий: Групповые. Частота встреч - 2 раза в неделю, длительность одного урока-45 минут (всего 5 уроков).
Структура занятия:
. Вступительное слово психолога.
. Игры на «разогрев группы».
. Основная часть.
. Релаксация.
.Ритуал прощания.
Методы и приемы: ролевые игры, групповая дискуссия, невербальные упражнения, релаксация.
КОМПЛЕКС УРОКОВ ПО ПСИХОЛОГИИ СРЕДИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
УРОК № 1
ТЕМА: «ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ».
Цель урока: Познакомить старшеклассников в доступной форме с интереснейшей наукой - психологии.
Задачи: 1. Раскрытие понятия «психология».
. Составление целостного
представления о науке
Дата проведения: 18 февраля 2013 года.
Место проведения: 10 «А» класс МБОУ СОШ №156 г.Уфы Орджоникидзевского района.
Содержание урока:
Наука давно изучает человека: антропология - его происхождение и эволюцию, физиология - функции организма, экология - влияние на человека окружающей среды, психология - поведение и сознание. Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта изучения, чем другой человек. И действительно, ничто не интересует нас так, как мысли, намерения, желания и чувства наших родных и близких, знакомых и незнакомых людей. Человек - это самое великое чудо из всех чудес, которые есть на земле. До сих пор познание законов, управляющих психической жизнью, остается одной из увлекательных задач. Трудность выделения психологии как науки состояло в том, что психические явления издавна осознавались как нечто необычное. Даже в наше время существует представление о двух половинках человека: души и тела. Душа наделяется способностью жить своей жизнью. Поэтому и сегодня можно услышать, как кто-то говорит о себе: «душа радуется « или «душа болит». Именно это вторая половинка - душа - и стала изучаться сначала богословами, затем философами, а в конце прошлого века - психологами.