Отчет по практике в МБОУ СОШ № 156 Орджоникидзевского района городского округа г.Уфы РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 15:09, отчет по практике

Краткое описание

Цели и задачи практики:
изучение консультативного направления и деятельности психолога ОУ;
изучение форм консультативной деятельности психолога в в системе образования;
формирование у студентов умений и навыков проведения психологической консультативной работы;
апробация практических методов выпускной квалификационной работы.

Файлы: 1 файл

ОТЧЕТ.docx

— 161.21 Кб (Скачать)

. Когда у клиента уже  имеется правильное понимание  своей проблемы и он, в принципе, готов сам приступить к ее  решению, но еще сомневается, не  вполне уверен в своей правоте. Как бы получает от психолога  необходимую профессиональную и  моральную поддержку, которая придает  ему уверенность в себе.

. Оказание помощи клиенту  в том случае, когда нет никакой  другой возможности, кроме получения  консультации, у него нет. В этом  случае, проводя психологическое  консультирование, специалист-психолог  должен понять клиенту, что он  на самом деле нуждается в  получении более основательной, достаточно длительной психо-коррекционной  или психотерапевтической помощи.

. Когда психологическое  консультирование применяется не  вместо других способов оказания  психологической помощи клиенту, а вместе с ними. В дополнении  к ним с расчетом на то, то  не только психолог, но и сам  клиент займется решением возникшей  проблемы.

. В тех случаях, когда  готового решения у психолога-консультанта, поскольку ситуация выходит за  рамки его компетенции, он должен  оказать клиенту хотя бы какую-нибудь, пусть даже минимальную и недостаточно  эффективную помощь.

Основные задачи:

. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент. Внимательно выслушав клиента, понаблюдав  за ним некоторое время, психолог - консультант приходит к определенному  выводу относительно того, в чем  на самом деле состоит проблема  клиента. Иногда, его вывод в целом  совпадает с мнением клиента, а иногда расходится с ним.

. Информирование клиента  о сути, возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности (проблемное информирование клиента). Проводя такое информирование, психолог - консультант не только аргументировано  объясняет клиент, в чем состоит  его проблема, но также поясняет, почему данная проблема возникла  и как ее в принципе можно  практически решить.

. Изучение психологом - консультантом  личности клиента с целью выяснения  того, сможет ли клиент самостоятельно  справиться с возникшей у него  проблемой. Сделав этот необходимый  при консультировании шаг, психолог  получает возможность объяснить  клиенту, максимально учитывая при  этом индивидуальность клиента.

. Четкое формулирование  советов и рекомендаций клиенту  по поводу того, как наилучшим  образом решить его проблему. Рекомендации должны быть краткими, простыми и понятными клиенту, а также практически выполнимыми  в реальных условиях жизни  клиента с должным сознательным  контролем с его стороны.

. Оказание текущей помощи  клиенту в виде дополнительных  практических советов, предлагаемых  в то время, когда он уже  приступил к решению своей  проблемы. Задачи психолога - консультанта  состоит также в том, чтобы  обеспечить по возможности безошибочное  выполнение клиентом полученных  им советов и рекомендаций.

. Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить  возникновение в будущем аналогичных  проблем (задача психопрофилактики). Многие проблемы психологического  характера, с которыми люди сталкиваются  в жизни, таковы, что могут возникнуть  повторно, и однократное их решение, не всегда является полной  гарантией того, что они еще  раз не возникнут в будущем. Поэтому, проводя консультационную  работу с клиентом, важно добиваться  того, чтобы повторное возникновение  аналогичной проблемы в будущем  было сведено к минимуму. В  этом, в частности и заключается  одна из задач психопрофилактики. Решая ее, психолог - консультант  добивается того, чтобы сам клиент  своими собственными действиями  мог предупредить и избежать  повторного возникновения в его  жизни подобной проблемы в  будущем.

. Передача психологом-консультантом  клиенту элементарных жизненно  необходимых психологических знаний  и умений, освоение и правильное  употребление некоторых возможно  самим клиентом буз специальной  психологической подготовки. (Психолого-просветительское  информирование клиента). Для того, чтобы клиент был в состоянии  самостоятельно решить психопрофилактическую  задачу, а также для того, чтобы  он был в состоянии оказать  самому себе нужную помощь, консультант -психолог иногда добровольно  берет на себя профессионально  необязательную для него задачу: передать клиенту элементарные  полезные для него психологические  знания.

 

Виды психологического консультирования

 

. Интимно-личностное психологическое  консультирование.

. Семейное консультирование.

. Психолого-педагогическое  консультирование.

. Деловое консультирование.

Качества, которыми должен обладать психолог - консультант

. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Под этой  способностью понимается умение  глубоко психологически проникать  во внутренний мир человека - клиента, понимать его, видеть происходящее  с его собственных позиций, воспринимать  мир его глазами, принимать с  его собственных позиций, воспринимать  его глазами, принимать как допустимую  и правильную его точку зрения.

. Открытость. Пытаясь понять  клиента, проникнуть в его внутренний  мир психолог-консультант откровенно  сообщает ему о своих собственных  чувствах, вызывая с его стороны  эмфатическую реакцию и тем  самым, делая его открытым для  себя.

. выражение личной заботы  о клиенте с помощью сопереживания, сочувствия ему, а также жестов, мимике, пантомимики.

. Доброжелательность. Доброе, эмоционально положительное отношение  к клиенту, личная заинтересованность  и участие в решении его  проблем.

. Безоценочное отношение  к клиенту, в том числе к  соблюдению с его стороны тех  моральных, этических норм, которых  он в своем поведении придерживается, даже если это поведение самому  консультанту не нравиться.

. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов.

. Доверие к клиенту, вера  в его способность и возможность  самостоятельно справиться со  своей проблемой.

. Готовность и стремление  консультанта не столько избавит  клиента от своих переживаний, сколько направить его переживания  в конструктивное русло. (Мей Р. Искусство психологического консультирования. - с. 98)

. Умение держать оптимальную  психологическую дистанцию между  собой и клиентом.

. Умение вселять в клиента  уверенность и решимость переделать  себя.

 

Таблица1

Примерная форма рабочего листа регистрационного журнала психологического консультирования

№ п/п

Ф.И.О клиента

Дата Проведения

Время проведения

Ф.И.О. Психолога-консультанта

Примечание

1

2

3

4

5

6


 

Таблица 2

№ п/п

Ф.И.О. клиента

Пол

Возр.

Причина обращ-я

Кто и когда проводил

Заключение психолога

Рекоменд. клиенту

Вып-е рек-ций

Рез-т вып-ия

                   

 

 

Основные этапы психологического консультирования

 

. Подготовительный этап.

На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся в нем, регистрационном журнале, а так же по той информации о клиенте, которую можно получить от третьих лиц, например от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации. На данном этапе работы психолог-консультант, кроме того, сам готовится к проведению консультации. Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляют обычно от 20-30 минут.

. Настроечный этап.

На этом этапе психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивает на совместную работу. Клиент при этом настраивается на исповедь, а психолог-консультант - на внимательное, эмпатическое слушание клиента. В среднем этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для проведения консультации, может занимать от 5 - 7 минут.

. Диагностический этап.

На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь 0, а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не предоставляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 3 до 6-8 часов.

. Рекомендательный этап.

Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте и его проблеме, на данном этапе вместе с клиентом вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. Среднее время, обычно затрачиваемое на прохождение этого этапа психологического консультирования, составляет от 40 минут до 1 часа.

. Контрольный этап.

На данном этапе психолог-консультант и клиент договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться практическая реализация клиентом полученных им практических советов и рекомендаций. Здесь же решается вопрос о том, как, когда и где психолог-консультант и клиент в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций. В конце данного этапа, если возникает необходимость, психолог-консультант и клиент могут договориться друг с другом, где и когда они встретятся в следующий раз. В среднем, работа на данном, завершающем этапе психологического консультирования проходит в течение 20-30 минут. Если суммировать все, сказанное выше, то можно установить, что прохождение всех пяти этапов психологического консультирования в среднем может понадобиться (без времени, отводимого на психологическое тестирование) от 2-3 до 10-12 часов.

План составления развивающей программы

Цель программы: повышение компетентности в сфере общения у школьников 10 класса.

Задачи:

. Развитие способностей  к невербальному общению;

. Развитие общения на  эмоциональном уровне;

. Отработка навыков взаимодействия;

. Формирование адекватного  восприятия себя и других в  ситуации общения;

. Развитие социальной  активности.

Состав группы: подростки 15-16 лет, в количестве 20 человек.

Формы и режим занятий: Групповые. Частота встреч - 2 раза в неделю, длительность одного урока-45 минут (всего 5 уроков).

Структура занятия:

. Вступительное слово  психолога.

. Игры на «разогрев  группы».

. Основная часть.

. Релаксация.

.Ритуал прощания.

Методы и приемы: ролевые игры, групповая дискуссия, невербальные упражнения, релаксация.

 

КОМПЛЕКС УРОКОВ ПО ПСИХОЛОГИИ СРЕДИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

УРОК № 1

ТЕМА: «ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ».

Цель урока: Познакомить старшеклассников в доступной форме с интереснейшей наукой - психологии.

Задачи: 1. Раскрытие понятия «психология».

. Составление целостного  представления о науке психология, о ее видах.

Дата проведения: 18 февраля 2013 года.

Место проведения: 10 «А» класс МБОУ СОШ №156 г.Уфы Орджоникидзевского района.

Содержание урока:

Наука давно изучает человека: антропология - его происхождение и эволюцию, физиология - функции организма, экология - влияние на человека окружающей среды, психология - поведение и сознание. Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта изучения, чем другой человек. И действительно, ничто не интересует нас так, как мысли, намерения, желания и чувства наших родных и близких, знакомых и незнакомых людей. Человек - это самое великое чудо из всех чудес, которые есть на земле. До сих пор познание законов, управляющих психической жизнью, остается одной из увлекательных задач. Трудность выделения психологии как науки состояло в том, что психические явления издавна осознавались как нечто необычное. Даже в наше время существует представление о двух половинках человека: души и тела. Душа наделяется способностью жить своей жизнью. Поэтому и сегодня можно услышать, как кто-то говорит о себе: «душа радуется « или «душа болит». Именно это вторая половинка - душа - и стала изучаться сначала богословами, затем философами, а в конце прошлого века - психологами.

Информация о работе Отчет по практике в МБОУ СОШ № 156 Орджоникидзевского района городского округа г.Уфы РБ