Отчет по практике в МБОУ СОШ № 156 Орджоникидзевского района городского округа г.Уфы РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 15:09, отчет по практике

Краткое описание

Цели и задачи практики:
изучение консультативного направления и деятельности психолога ОУ;
изучение форм консультативной деятельности психолога в в системе образования;
формирование у студентов умений и навыков проведения психологической консультативной работы;
апробация практических методов выпускной квалификационной работы.

Файлы: 1 файл

ОТЧЕТ.docx

— 161.21 Кб (Скачать)

· определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных учащихся;

· изменение характера личных отношений учащихся со сверстниками и взрослыми;

· вовлечение учащихся в различные виды деятельности, положительно влияющие на формирование личности;

· изменение условий семейного воспитания с использованием для этой цели служб и ведомств системы профилактики.

Исследования, проводимые СППС школы, показывают, что в настоящее время дети обладают неуравновешенной психикой. Причин тому много, в том числе и низкий материальный уровень жизни отдельных семей, когда родители не уделяют ребенку должного внимания и не занимаются воспитанием на нужном уровне, а думают о том, как прокормить семью или ведут асоциальный образ жизни.

Основной сферой деятельности СПП службы является процесс адаптации детей в социуме. Так же она включает в себя работу с родителями: индивидуальные консультации, психолого-педагогическое просвещение родителей через педагогические лектории, тематические родительские собрания, индивидуальные консультации, методику бесконфликтного общения, психологию семейных отношений.

Обязательным компонентом деятельности СПП службы является сотрудничество с учителями, так как именно с ними в школе ребенок взаимодействует больше всего. Оно осуществляется непосредственно через педсоветы, конференции, семинары, мониторинги, способствующие повышению качества работы.

Всеми участниками образовательного процесса востребованы занятия с детьми, нуждающимися в помощи. Для младших школьников - игровые коррекционно-развивающие занятия и игры. Для старшеклассников - тренинги, на которых поднимаются вопросы личностного развития, зависимостей от наркотиков и алкоголя, жизненных ценностей, проблем выбора профессии.

Профилактическая работа СПП службы так же направлена на создание доверительного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса, активизацию мотивационной сферы учеников - важного условия для формирования установок на здоровый, нравственный образ жизни, предупреждения противоправных поступков.

С целью предупреждения правонарушений, бродяжничества, беспризорности, девиантного поведения учащихся, правового просвещения участников образовательного процесса, активизации совместной деятельности школы и служб, ведомств системы профилактики в работе по этому направлению в школе разработана следующая система мероприятий:

1. Участие в рейдах «Всеобуч» (сентябрь), помогающих в контроле за выполнением закона «Об образовании».

2. Участие в районных и школьных профилактических операциях «Микрорайон», «Школа», «Подросток», «Бродяга», «Каникулы», «Семья».

. Индивидуальные профилактические беседы для родителей и учащихся школы.

. Правовое просвещение учащихся и родителей.

. Оказание социально-правовой помощи учащимся.

. Дни профилактики правонарушений.

. Анкетирование, тестирование, диагностирование учащихся и родителей.

В школе осуществляется контроль за получением образования несовершеннолетними. Строгий учет пропущенных уроков, работа по ликвидации пропусков уроков без уважительной причины, устранению пробелов в знаниях неуспевающими учащимися, деятельность школы по выявлению не обучающихся детей.

Социально психолого-педагогической службой школы ведется следующая документация по учету учащихся разных категорий, в которых содержится развернутая информация об учащихся школы и их родителях:

· внутришкольный учет учащихся;

· внутришкольный учет семей;

· учет ОДН учащихся;

· учет ОДН семей;

· картотека опекаемые семьи;

· картотека детей - инвалидов;

· картотека неблагополучных семей;

· картотека учащихся, состоящих на внутришкольном учете;

· занятость и трудоустройство учащихся;

· медико - психолого - педагогическая комиссия;

· индивидуальное, домашнее обучение;

· отчеты о работе социального педагога, психолога;

· контроль и отчеты по бесплатному питанию учащихся;

· учет и контроль за пропусками уроков учащимися;

· учет детей группы «риска», «трудных» детей;

· текущая отчетность в ОНО;

· социальный паспорт школы;

· журнал учета посещений уроков;

· журнал учета посещений семей;

· журнал учета консультаций и индивидуальных бесед.

Согласно ФЗ РФ «Об основах профилактики правонарушений, бродяжничества и безнадзорности несовершеннолетних» с учащимися, состоящими на различных формах учета, ведется индивидуально-профилактическая работа, основными формами которой являются следующие мероприятия:

1. Патронаж семьи, с целью обследования социально-бытовых условий проживания семьи, контроля семейного воспитания, организацией свободного времени в неурочное и каникулярное время.

2. Изучение психологом школы особенностей развития и формирования личности ребенка, коррекция поведения, обучение его навыкам общения.

. Посещение уроков, с целью выявления уровня подготовки учащихся к занятиям.

. Психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей, с целью выработки единых подходов и методов к воспитанию и обучению ребенка.

. Индивидуально-профилактические беседы, занятия с ребенком.

. Вовлечение ребенка в работу кружков, секций, внеклассную работу.

Школьный Совет профилактики правонарушений, бродяжничества и безнадзорности организует и руководит всей работой связанной с данной проблемой.

В течение 201-2012 учебного года было проведено 11 заседаний Совета, рассмотрено 40 персональных дел и представлений на учащихся школы и родителей учащихся.

На рост правонарушений, насилия, асоциального поведения среди подростков, проживающих на территории поселка, оказывает влияние множество отрицательных факторов. Данная проблема, на сегодняшний день, стала очень серьезной, угрожающей и должна решаться совместными усилиями семьи, школы и общества. Школьный Совет профилактики правонарушений, бродяжничества и безнадзорности организует взаимодействие со службами и ведомствами системы профилактики для координации всей работы в этом направлении. СПП служба выстраивает партнерские отношения со всеми заинтересованными службами и ведомствами, сотрудничество с ними способствует успеху профилактической работы, защите прав ребенка, ранней профилактике семейного неблагополучия. Деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав, координирующая профилактическую работу в районе, способствует решению многих вопросов в работе с семьями, находящимися в социально-опасным положении, родителями, злостно уклоняющимися от родительских обязанностей, учащимися, злостно уклоняющимися от учебы, совершающими правонарушения.

Анализируя сложившуюся ситуацию в районе, в городе, в частности, можно отметить, что с каждым годом увеличивается количество неблагополучных семей. Чем раньше школа начнет профилактику раннего неблагополучия конкретной семьи, тем успешнее будет работа, и меньше пострадают дети.

Социально - психолого - педагогическая служба разработала четкий алгоритм работы по выявлению раннего семейного неблагополучия:

этап. Знакомство с семьей, обследование жилищно-бытовых условий семьи, выявление проблем, возникших в семье.

этап. Выявление и анализ причины социального неблагополучия семьи, ее особенности, личностных качеств семьи.

этап. Выработка конкретных, индивидуальных целей, задач по работе с неблагополучной семьей.

этап. Подведение итогов работы с семьей.

этап. Разработка дальнейшего планы работы с семьей.

Сотрудничество психолога с педагогами младших средних и старших классов обеспечивает преемственность и тем самым непрерывное психологическое сопровождение учащихся с 1-го по 11-ый классы.

В школе ведется разнообразная психологическая и научная работа:

регулярно проводимая диагностика психических процессов и личностных особенностей учащихся 1-ых-11-ых классов позволяет отслеживать динамику их развития;

по результатам диагностики формируются группы развития среди учащихся, с которыми проводятся регулярные специально подобранные занятия;

проводятся комплексная индивидуальная работа с детьми, вызывающими наибольшее беспокойство со стороны родителей, педагогов, психологов.

проводится большая профориентационная работа с учащимися средних и старших классов, включающая в себя диагностику, консультации и соответствующие тренинги;

разнообразные тренинги и ролевые игры, способствующие личностному росту учащихся.

консультирование всех участников образовательного процесса;

лекции, семинары и тренинги для родителей и учителей;

написание научных статей и методических пособий;

участие в районных и городских конференциях;

организация и проведение практики студентов БГПУ им. Акмуллы в рамках соответствующего договора о сотрудничестве.

Отличительной особенностью работы именно нашей службы является сотрудничество с БГПУ им. Акмуллы кафедры психологии и это взаимовыгодный процесс. С одной стороны практика позволяет будущим психологам получить непосредственный опыт работы с детьми. В дальнейшем, придя на работу, например, в школу, этот опыт позволит молодому специалисту легче и эффективнее начать свою профессиональную деятельность. С другой стороны, с помощью студентов есть возможность провести психологическую работу практически с каждым учащимся школы, что невозможно сделать усилиями даже трех психологов. Важно заметить, что к практике в школе допускаются только студенты, прошедшие специальное обучение, в котором принимают непосредственное участие психологи школы. Сама же практика проходит при руководстве и под наблюдением сотрудников психологической службы.

Также, сотрудничество с БГПУ им. Акмуллы кафедры психологии позволяет повышать свой профессиональный уровень через: консультации с ведущими специалистами в области психологии, участие в конференциях, семинарах-практикумах, мастер-классах, наличие профессиональной, научной среды, что очень важно для психолога-практика. Непосредственное сотрудничество с городским центром психолого - медико - социального сопровождения «Индиго» г. Уфы и БГПУ им. Акмуллы осуществляет научное, методическое и практическое руководство.

 

Особенности консультативного направления в деятельности педагога-психолога

 

Под психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций.

Чаще всего к психологу-консультанту обращаются люди, представляющие собой так называемый средний слой населения и по состоянию их физического и психологического здоровья в зоне повышенного риска. Под зоной повышенного риска понимаются жизненные ситуации, оказавшись в которых люди, склонные к нервным, психическим, а также физическим заболеваниям, действительно рискуют заболеть. Другие, физически и психически сильные, достаточно здоровые люди выходят из подобных ситуаций, испытывая лишь чувство усталости и дискомфорта.

За консультативной помощью к психологу человек может обратиться тогда, когда находиться в состоянии душевного расстройства, когда ему кажется, что с ним или близкими для него людьми происходит что-то ужасное, чреватое неприятными последствиями.

Профессиональная позиция психолога - консультанта такова, что он должен принимать всех без исключения клиентов, внимательно, доброжелательно и по-человечески относиться к ним, независимо от того, кто они, зачем пришли к нему, как настроены и какие цели преследуют.

Цели и задачи психологического консультирования

Цели:

. Оказание оперативной  помощи клиенту в решении, возникших  у него проблем (например, любые  проблемы во взаимоотношениях, которые  чреваты серьезными неблагоприятными  последствиями).

. Оказание клиенту помощи  в решении тех вопросов, с которыми  он вполне бы смог самостоятельно  справиться без вмешательства  со стороны. Без непосредственного  и постоянного и постоянного  участия психолога в его делах, т.е. там. Где специальные профессиональные  психологические знания, как правило, не нужны и необходимы лишь общий, житейский, основанный на здравом смысле совет.

. Оказание временной помощи  клиенту, который на самом деле  нуждается в длительном или  постоянном психотерапевтическом  воздействии, тех или иных причин  не в состоянии рассчитывать  на него в данный момент  времени. В этом случае психологическое  консультирование используется  в качестве средства оказания  текущей, оперативной помощи клиенту, сдерживающей прогрессивное развитие  негативных процессов, препятствующий  дальнейшему осложнению проблемы, с которой столкнулся клиент. (Например состояние депрессии).

Информация о работе Отчет по практике в МБОУ СОШ № 156 Орджоникидзевского района городского округа г.Уфы РБ