Отчет по практике в МБОУ СОШ № 156 Орджоникидзевского района городского округа г.Уфы РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 15:09, отчет по практике

Краткое описание

Цели и задачи практики:
изучение консультативного направления и деятельности психолога ОУ;
изучение форм консультативной деятельности психолога в в системе образования;
формирование у студентов умений и навыков проведения психологической консультативной работы;
апробация практических методов выпускной квалификационной работы.

Файлы: 1 файл

ОТЧЕТ.docx

— 161.21 Кб (Скачать)

Чтобы прояснить происхождение слова «психология», необходимо обратиться к греческой мифологии. Эрот - сын богини Афродиты, влюбился в очень красивую молодую девушку Психею и сделал ее своей супругой. Но она была простой смертной, и Афродита разгневалась, злобно преследовала Психею, заставляла пройти множество испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее желание вновь встретиться с Эротом так велико, что силы природы приходят ей на помощь. Психея выполняет все требования Афродиты. Эрот умоляет Зевса - верховное божество греков - помочь, и Зевс дарует Психее бессмертие, соединяет влюбленных. Психея в греческой мифологии стала олицетворением души, ищущий свой идеал.

В настоящее время психология занимается совсем другими проблемами и прежде всего ее интересуют явления психической жизни человека. Например, учитель задает выучить что-нибудь наизусть. И как происходит процесс запоминания? Ведь у нас нет внутри магнитофона или другого записывающего устройства. Вот этот процесс запоминания и изучает психология. Поэтому психологов интересуют законы по которым протекают психические процессы. Каждый из вас знает, что если родители не в настроении, то к ним лучше не подходить, и наоборот, если мама сегодня веселая у нее можно выпросить, что угодно. Те знания, которые мы приобретаем в течение жизни, называют «донаучными» или «житейскими». В этом смысле каждый человек имеет определенный запас психологических знаний. Научная психология в отличие от житейской изучает психологические процессы. Но нельзя сказать, что она до конца познала человека, некоторые процессы наука пока не может объяснить, такие процессы называются психическими феноменами. Большой интерес вызывают феномены, связанные с необычными способностями людей, обладающих возможностями или знаниями, которые невозможно объяснить естественным путем. Например, могут читать мысли другого человека или могут знать что случилось где-то далеко или очень давно.

Как мы видим, круг явлений, изучаемых психологией, огромен. Одни явления хорошо изучены, другие лишь зафиксированы. На развитие психологии оказывают большое влияние потребности общества, которые определяют наиболее нуждающиеся в ней области практики. В зависимости от вида деятельности, где используются психологические знания, обычно выделяют следующие отрасли: спортивная, военная, медицинская, юридическая и др.

Психология спорта - направлена на обеспечение успешного выступления спортсменов, предотвращение психической усталости, проведение занятий по психорегуляции.

Военная психология - исследует поведение человека в в условиях боевых действий, причины возникновения паники, психологические стороны взаимоотношений командира и подчиненных, разрабатываются методы психологического воздействия на противника и т.д.

Медицинская психология - изучает психическое состояние больных людей, находящихся на лечение, готовящихся к операции, ставших калеками в результате несчастных случаев, аварии и т.д. Кроме того, она занимается вопросами врачебной этики, исследует воздействие лекарственных веществ на психику больных, отклонение поведения от нормы людей в результате длительного занятия одной и той же деятельностью.

Юридическая психология - рассматривает психологические проблемы, связанные с реализацией системы правовых отношений, изучает психологию поведение преступника, психические особенности жертв преступлений, психологические закономерности ведения допроса, вопросы эффективности исправительной системы, улучшения взаимоотношения между исправительными учреждениями и заключенными и их семьями. Следует отметить также психологию педагогическую, авиационную, космическую, психологию торговли, бизнеса, рекламы, научного и художественного творчества и много других отраслей.

Анализ урока:

Урок прошел ровно, без эмоционального напряжения. Этот урок сыграл роль первой ступеньки в мир психологии. Ребята проявили интерес к этой науке, задавали вопросы, особенно к психологии юридической и медицинской. Стало известно, что в классе есть ребята, которые хотят стать юристами, военными и медиками, что дало возможность психологу в конце урока ориентировать участников на необходимость получения знаний, формирований и навыков, связанных с пониманием себя, своих возможностей, понимания себя в выбранной профессии, с пониманием других людей (главное условие личностного роста). Психологу необходимо фиксировать время работы и созданию условий для изучения и обсуждения участниками интересующих вопросов, связанных с выбором профессии.

УРОК № 2

ТЕМА: «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ?»

Цель: Цель: установление контакта со старшеклассниками, создание положительной мотивации к изучаемому курсу.

обучение навыкам общения.

поддержание благоприятного (положительного) психоэмоционального фона.

Дата проведения: 20 февраля 2013 года.

Место проведения: 10 «А» класс МБОУ СОШ №156 г.Уфы Орджоникидзевского района.

Содержание урока:

. Знакомство. Возможные варианты:

. Традиционное знакомство.

1. Психолог просит всех закрыть глаза, подходит и касается каждого, задавая вопросы, направленные на осознание своего внутреннего состояния:

- Как себя чувствуете?

О чем сейчас думаете?

Какого цвета ваше настроение?

С каким явлением природы можете сравнить себя?

С каким животным можно сравнить ваше теперешнее состояние?

С какой птицей?

. Представляться по имени  и называть свойство характера, начинающееся на первую букву (например, Ольга - организованная) или  сделать какой-нибудь жест (например, русское имя Татьяна - низкий земной  поклон).

Оригинальное необычное знакомство позволяет создать оптимальные условия для доверительного общения со старшеклассниками и получить определенные сведения о классе.

. Обсуждение и принятие  правил поведения на уроках  психологии.

Любая группа людей, собирающихся совместно проделать определенную работу и достичь цели, договаривается об основных правилах, соблюдение которых помогает получить возможный результат.

Для того, чтобы уроки проходили эффективно, необходимо договориться о правилах, поэтому сначала можно предложить ознакомиться с теми правилами, которые обычно используются во время подобных занятий. Их следует обязательно обсудить и внести, если потребуется, необходимые коррективы. Голосованием принимается каждый пункт правил. Особо следует подчеркнуть, что эти правила в равной степени относятся и к ведущему - психологу и к учащимся.

Правила поведения на занятиях:

1. Не существует правильных и неправильных ответов. Правильный ответ тот, который на самом деле выражает твое мнение.

2. Лучше промолчать, чем говорить не то, что ты думаешь, или просто врать.

. Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит.

. Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнаем друг о друге на занятиях, и то, как разные участники ведут себя на них. Все, что происходит на занятиях, должно остаться нашей общей тайной.

. Слушать говорящего, не перебивать.

. Право на личное мнение есть у каждого.

. Сообщать о трудностях, мешающих участию в работе группы.

На закрепление четвертого правила уместно проведение игры «Сплетня»

. Декларация прав и  обязанностей. Этот этап можно  проводить в двух вариантах.

. В классе работает  «Конституционная комиссия» по  выработке общей Декларации о  правах старшеклассников. В театрализованной  форме проводится принятие правил, предложенных каждой из групп  разработчиков, которые отстаивают  свои предложения. Предложения фиксируются  на доске.

. Психолог дает под  запись перечень личных прав, разработанных К.Д. Заслофф.

Вы имеете право:

иногда ставить себя на первое место;

просить о помощи и эмоциональной поддержке;

протестовать против несправедливого обращения или критики;

на свое собственное мнение и убеждения;

совершать ошибки, пока не найдете правильный путь;

предоставлять людям право решать свои собственные проблемы;

говорить «нет, спасибо», «извините, нет»;

не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям;

побыть одному, даже если другим хочется вашего общества;

на свои собственные чувства - независимо от того, понимают ли их окружающие;

менять свои решения или избирать другой образ действий;

добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает.

Вы никогда не обязаны:

быть безупречным на 100%;

следовать за толпой;

любить людей, приносящих вам вред;

делать приятное неприятным людям;

извиняться за то, что были самим собой;

выбиваться из сил ради других;

чувствовать себя виноватым за свои желания;

мириться с неприятной ситуацией;

жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;

сохранять отношения, ставшие оскорбительными;

делать больше, чем позволяет время;

делать что-то, что на самом деле не можете сделать;

выполнять неразумные требования;

отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать;

нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения;

отказываться от своего «я» ради кого бы то ни было или чего бы то ни было.

Эти права отличаются от юридических. Заявляя о своих личных правах, надо помнить: они есть у каждого. Учитесь уважать права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши.

. Анкета. Учащимся предлагается  ответить письменно и анонимно  на следующие вопросы:

.Что я знаю о себе?

. Что я хочу узнать  о себе?

. Что приятного и неприятного  было в моей жизни за последнее  время?

Данные этого задания используются психологом для достижения содержательности последующих занятий.

. Итог занятия. Тест «Довольны  ли вы собой?» (приложение 1).

Анализ урока.

Данный урок прошел оживленно. Многие участники признались в том, что не умели до этого правильно и грамотно знакомиться. Упражнения выполнялись вначале очень сжато, но потом, благодаря правильным действиям были продолжены более непринужденно, в благоприятной обстановке. Тест «довольны ли вы собой» участники выполняли самостоятельно и многие вопросы вызывали затруднения.

Урок № 3.

Тема: «Личность».

Цель: познакомить учащихся с понятиями «личность», «индивидуальность»; показать неповторимость, уникальность личности; дать представление о путях формирования личности.

Дата проведения: 25 февраля 2013 года.

Место проведения: 10 «А» класс МБОУ СОШ №156 г.Уфы Орджоникидзевского района.

Содержание урока:

. Личность и ее формирование. О каждом из нас можно многое  сказать, но прежде всего каждый - это личность, т.е. человек, наделенный  особыми психическими свойствами, познающий и преобразующий мир  и занимающий определенное место  среди людей. Личностью не рождаются, а становятся постепенно. Развитие  личности довольно медленный  процесс. Чтобы стать личностью  человек должен постоянно находиться  в обществе, вступать с ним  в те или иные отношения. Уже  на первом году жизни ребенка  ведущим видом деятельности (формирующим  психику) является эмоциональное  общение со взрослыми и если  ребенок по тем или иным  причинам лишен этой возможности, то депривация сказывается на  уровне психического развития.

Формирование личности определяется биологическими данными, средой (природной и социальной), воспитанием и обучением, активностью самой личности, познанием, общением и трудом (умственным и физическим).

. Уникальность и неповторимость  личности. На Земле нет другого  человека, подобного нам, каждый  человек неповторим.

Упражнение «Индивидуальность личности»

Учащиеся, передавая по кругу цветок, произносят свое имя и называют качества, присущие им, которые начинаются с букв, имеющихся в имени (например, Вадим - вежливый активный, добрый интересующийся, мягкий). Эти качества фиксируются либо на доске, либо на листочках. Психолог, опираясь на записи, побуждает учащихся сделать выводы о том, что люди отличаются друг от друга по своим внутренним и внешним свойствам и качествам и они проявляются в своеобразии личности.

Упражнение «Я - уникальный».

Психолог передает в разные стороны от себя два мяча разного цвета. Учащийся слева, получив мяч, продолжает высказывание «Я как все… и при этом он выбирает одну из социальных позиций (сын, дочь, друг, учащийся, девушка, юноша). Позиции написаны либо на доске, либо на больших карточках. Учащиеся, получившие мяч справа, выполняют аналогичные действия, продолжая высказывание «Я не как все…. Когда в руках одного из участников встречаются два мяча, ему предоставляется право выбора, какое высказывание продолжать. В итоге психолог подводит учащихся к выводу, что у всех нас есть какие - то общие качества, а есть и уникальные, неповторимые, присущие только одной личности.

Информация о работе Отчет по практике в МБОУ СОШ № 156 Орджоникидзевского района городского округа г.Уфы РБ