Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 15:09, отчет по практике
Цели и задачи практики:
изучение консультативного направления и деятельности психолога ОУ;
изучение форм консультативной деятельности психолога в в системе образования;
формирование у студентов умений и навыков проведения психологической консультативной работы;
апробация практических методов выпускной квалификационной работы.
По словам невролога Байдарова С.М. мальчик перенес в детстве серьезную травму, было сделано 2 операции. Сейчас ребенок наблюдается у невролога и психиатра.
Заключение ПМПк:
Уровень актуального развития ребенка не соответствует возрасту, проблемы в развитии эмоциональной, мотивационной и волевой сферах.
Рекомендации:
. наблюдение у детского психиатра;
. индивидуальная помощь дефектолога;
. обучение на дому с посещением школы (в зависимости от состояния здоровья).
. Заслушали Родину Е.М.
о результатах коррекционно-
Шайхиева Л.А. - учитель-логопед отметила, что обследование уровня развития речи ребенка провести не удалось, вследствие отказа общения с логопедом (на контакт не идет).
По словам невролога Байдарова С.М. анамнез не отягощенный, соматический заболеваний нет.
Викторова А.Н. - педагог-психолог по результатам групповых занятий по программе «Я верю в себя» отметила, что девочка проявляла интерес к занятиям, но вначале каждого занятия сначала демонстрировала отказ от предложенных действий. По мере занятий она начинала активно участвовать. Отмечалось общение девочки с другими детьми в группе.
Заключение:
Уровень развития познавательной сферы соответствует возрасту. Есть проблемы развития в эмоционально-волевой сфере.
Рекомендации:
. индивидуальные занятия с логопедом по исправлению нарушенного звукопроизношения;
. индивидуальные коррекционные
занятия с психологом по
марта 2013 года
Бойчук В.А. - педагог-психолог
Викторова А.Н. - педагог-психолог
Шайхиева Л.А. - учитель-логопед
Байдаров С.М. - невролог
АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУЧАЯ I
К.Паустовский. Рассказы. - М.: Советский писатель. - 1960.- 156с.
Рассказ «Маша»
Краткое описание сюжета: Тихон Петрович - старый холостяк занимал себя охотою и садоводством, жил в селе Разговорово, мечтал о ком-то заботиться, но семьи не получилось, и все свободное время отдавал он питомнику, где работал и хождению по лесу. Однажды на переправе он встретил большеглазую, слабенькую, болезненного вида девочку, лет шести, которая вызвала у него чувство жалости и еще какое-то щемящее чувство до селе неизведанное. Она ехала в Разговорово с сестрой. Сестру направили учительствовать, и ей было в ту пору лет двадцать. Жить ей было негде и Тихон Петрович пригласил их к себе, благо дом большой, места всем хватит. Тихон Петрович баловал девочку, брал с собой в лес, позволял ходить в питомник, чего никому не разрешал, покупал обновки. Сестра же была строга, не терпела бездельного хождения по лесу и наказывала по поводу и без. Маша, так звали героиню, неохотно пошла в школу, не могла досидеть до конца уроков и убегала в лес и приходила домой затемно. Не дружила с ребятами, молчала, когда с ней разговаривали взрослые. Зато любила животных, с ними разговаривала и казалось, понимала их язык. Любимая кошка Дымка ходила за ней по пятам, ждала Машу из школы, сидя на дереве.
Анализ:
Воспитание Маши противоречиво: с одной стороны - гиперопека и вседозволенность (позиция Тихона Петровича), с другой стороны -сверхтребовательность и всяческие запреты(позиция сестры). Для девочки мир животных оказался ближе мира людей.
Можно выделить проблемы: 1. замкнутость;
. трудность в общении;
. нежелание ходить в школу.
Конфликтность семейного общения ребенка компенсируется привязанностью к животным, а также проявляется в устойчивости более ранних форм деятельности (предметно-игровая). Замкнутость связана с ранней потерей родителей и опекой слишком требовательной сестры. Нежелание ходить в школу является протестом. Сестра - учитель и чтобы как-то досадить ребенок не желает быть примерным именно в школе. Отсутствие взаимодействия со сверстниками говорит о неблагополучной картине внутренних переживаний, выступающих одним из показателей социальной ситуации развития, позволяют прогнозировать в дальнейшем некоторое запаздывание возрастного развития.
Цель: Помочь ребенку в школьной адаптации, преодолеть затруднения в общении.
Задачи:
. Выслушать проблему обращения родителей.
. Подобрать методический материал по данной проблеме.
. Продиагностировать
. Осуществить
. Проверить эффективность психологического воздействия.
Этап:
I - Подготовительный -заслушивается проблема обращения к психологу.
II - Настроечный - подбирается методический прием, вырабатывается основная тактика для дальнейших действий.
III - Диагностический - включает в себя беседу с родителями или попечителями ребенка, позволяет наглядно увидеть и охарактеризовать аспекты социальной ситуации. Предлагается заполнить лист « Истории развития ребенка до школы» и «История развития ребенка в школе».
Переживания + |
Год жизни |
Переживания - |
Прослеживается линия жизни ребенка разбитая на интервалы, соответствующие годам жизни. Относительно каждого года жизни выстраивается событийный ряд жизни ребенка. У консультанта и родителей ребенка появляется возможность проанализировать изменения содержания социальной ситуации на каждом возрастном этапе жизни ребенка. В процессе беседы выявляются родительские установки, их представление о внутреннем мире ребенка, психологические защиты, готовность взрослых к изменению своих воспитательных воздействий. Фиксация последовательности событий и связанных с ними переживаний создает условия для рефлексии родителями целостной картины жизни ребенка, причинно-следственных связей, ответственность за сложившуюся ситуацию. Построенная, таким образом, беседа позволяет выбрать и удержать необходимый для совместной работы фокус обсуждения. Рассказ родителей об истории развития их ребенка в заданном ключе дает возможность целенаправленно выбрать необходимую стратегию обсуждения обратных фактов и мнений. И, наконец, документально зафиксированные результаты беседы позволят неоднократно возвращаться к графическому изображению истории жизни ребенка, сравнивать с ним результаты диагностических проб, полученных в ходе работы с ребенком (например, беседа «Радости и огорчения моей жизни»). Показаниями к использованию такого варианта беседы могут выступать:
межличностные конфликты, проявляющиеся в непонимании, отвержении ребенка.
внутриличностные конфликты, проявляющиеся в одиночестве, замкнутости:
нарушения школьного поведения (пропуски уроков, снижение успеваемости и т.д.).
IV - рекомендативный - в плане
психокоррекционных воздействий необходимо
проводить работу по изменению родительских
отношений к ребенку, связанную с их «потеплением».Коррекционно-
V - Контрольный - повторная беседа с родителями. Выяснение динамики в сторону стабилизации обстановки. Определение новой коррекционно- развивающей программы.
Этика:
. Доброжелательность (безупречное
отношение к обратившимся
. Безоценочность и лояльность
(относиться без осуждений, быть
готовым принять любую
. Анонимность (любая информация, сообщенная клиентом не может быть передана кому-нибудь без его согласия).
. Разграничения
. Рефлексия беседы возможны при условии полного понимания клиента того, что обсуждается, логичность действий психолога с учетом объяснений.
АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУЧАЯ II
(Детская психология: Логические схемы. - М.: ВЛАДОС, 2005)
Клиент:
Коля П. 12 лет, ученик 6 класса.
Причина обращения: Проблемы в поведенческом плане, которые выражались во взрывчатом, импульсивном реагировании на внешние раздражители.
Были ранние обращения к психологу - консультанту Филатову Ф.Р.
Основные этапы психологического консультирования
. Подготовительный этап.
К психологу обратилась мама Коли 12 лет. По ее словам он всегда учился и вел себя хорошо. В последнее время появились проблемы в поведенческом плане, которые выражались во взрывчатом импульсивном реагировании на внешние раздражители. Причем сила реагирования не соответствовала силе раздражителя. Мать объяснила это его личностными особенностями, такими как высокое чувство собственного достоинства и независимость. Учитель видел в это невоспитанность и вызов общепринятым нормам.
Конфликтная ситуация обострилась в конце четвертого класса, когда до конца оставалось не более полутора месяцев. Классный руководитель написала докладную записку завучу, курирующему младшие классы, в ней описывала ребенка с самых негативных сторон. Мать была возмущена, поскольку, во-первых, была не согласна с подобной характеристикой своего сына, во-вторых, не понимала, даже если ребенок действительно столь плох, почему классный руководитель не хочет дать ему спокойно доучиться до конца года, тем более, что потом, он перейдет в пятый класс и данному учителю не «грозит» встреча в следующем учебном году.
. Настроечный этап.
Психолог-консультант лично ознакомлен с Колей П. и его преподавателем. Коля П. не был готов к разговору, но психолог смог расположить его к беседе. Преподаватель, наоборот, был настроен на диалог.
. Диагностический этап.
Консультантом был проведен анализ ситуации. Кроме беседы с матерью, потребовались отдельные встречи с ребенком и преподавателем. Было выявлено: семейная ситуация в целом благоприятная, отношения матери с ребенком характеризуются как теплые, дружественные, но стиль воспитания - попустительский. У ребенка: высокий интеллект, высокий уровень тревожности, заниженная самооценка. Общая ситуация в семье - нестабильная в результате взаимоотношений между супругами, их взаимной неудовлетворенностью браком. У классного руководители выявлен высокий уровень астенизации, депрессивность, тревожность. Истоки данного состояния в неблагополучной атмосфере в семье: муж алкоголик, не работает, дочь имеет хроническое заболевание, у самой испытуемой тяжелое заболевания гипертонии.
. Рекомендательный этап.
Психологические рекомендации заключались в следующем:
Матери: 1. прийти на консультацию с супругом;
. сменить стиль воспитания;
. определить круг домашних обязанностей ребенка и строго следить за их выполнением;
. с целью формирования
адекватной самооценки у
. Контрольный этап.
Поскольку в целом уровень развития ребенка соответствует возрастной норме, в отдельные поведенческие реакции обусловлены характером психологической атмосферы, то классному руководителю предложено осуществлять индивидуальный подход: избегать в отношении с ним приказного тона и безапелляционных суждений.
КОНСУЛЬТАЦИЯ В РЕЖИМЕ СУПЕРВИЗИИ I
Дата 19.02 - 06.03.2013г.
Случай обращения Дарья М.
Даша учится в десятом классе, ей шестнадцать лет - обратилась к психологу после того, как ее мама была приглашена в школу классным руководителем по поводу участившихся у дочери пропусков уроков и как следствие, понижение успеваемости.
I Этап - Подготовительный - Даша выросла в полной, материально обеспеченной семье. Кроме нее есть второй ребенок, брат - шестиклассник. Долгое время пока Даша не подросла, семья считалась благополучной, в то время как на протяжении длительного времени существует конфликт между родителями. Жена буквально ненавидит мужа, считая его «недотепой», не умеющим жить. Дочь занимает позицию защиты, поддерживает отца, вследствие чего со стороны матери «идет отвержение супруга через ребенка». Конфликт между матерью и ребенком достиг до такой глубины, что девочка стала чувствовать себя несчастной, у нее стали проявляться чувства собственной никчемности, самоуничтожения, аутоагрессии. Как призналась сам Даша, время от времени у нее возникают мысли: «Я не хочу больше жить. В этой жизни кругом ложь, грязные деньги, грязные отношения между людьми в семьях, прикрывающихся внешним благополучием». В школе, до недавних событий дела обстояли достаточно благополучно. Она неплохо учится, сочиняет стихи, поет, играет на гитаре, статус у нее устойчиво высокий: с учителями - ровные деловые отношения, со сверстниками дружна, всегда готова помочь тому, кто нуждается в этом. Особенно теплые и значимые для нее отношения с двумя одноклассницами, классным руководителем и мужчиной, который один воспитывает маленького сына.
Этика: В рамках консультационной беседы психолог показал свое эмоциональное принятие, сочувствие. Его доброжелательность и участие способствовали тому, что Даша с желанием согласилась на следующую встречу.
Анализ: По итогам беседы с девочкой и мамой был собрана информация об актуальной ситуации, в которой оказался ребенок. Можно было констатировать наличие у девочки остро переживаемого семейного конфликта. Острота переживаний остаточно сильная, что повлекло изменение ряда ее отношений в поведении. Изменилось отношение ко многим сторонам действительности. Наблюдается некоторое сужение сознания, фиксируется переживание на конфликтогенном факторе, что привело к снижению самоприятия, кризису идентичности. Ситуация еще больше усугубилась за счет появления таких защитных форм поведения, как уход с уроков, различного рода протесты, агрессия, направленная не только на мать, но и на других людей. Данный анализ ситуации развития Даши позволил определить следующие задачи консультационной работы:
Задачи: 1. Повысит уровень самоприятия девушки за счет усиления ее групповой идентификации (со сверстниками, в системе дружеских отношений).
. Изменить отношение к конфликту, обсудить некоторые пути его разрешения.
Цель: Помочь Дарье в сложившейся ситуации.
II Этап - Настроечный - Подбор психодиагностических и психотерапевтических методов для решения выдвинутых задач.
III Этап - Диагностический - На второй встрече была использована графическая беседа «мой круг общения». При совместном выполнении данной процедуры психологом ребенком был выдвинут круг и характер взаимодействия Даши с окружающими ее сверстниками и взрослыми. Было видно, что наиболее негативное, остро переживаемые отношения сложились у девочки с матерью: «Мама меня не понимает, требует, кричит, а сама всем нам врет, думает, что я ничего не понимаю». В тоже время можно отметить, что в целом круг общения благополучен за счет школьных контактов. Теплые отношения у девочки сложились в школе с учителями (за исключением учителя черчения) и со сверстниками. Четко определилась главная проблема. В беседе удалось вывести в материальный план (графическое обозначение) актуальные переживания Даши, у нее появилась возможность проговорить свою непростую ситуацию. В результате работы психологу удалось показать девочке, «что не так все плохо», что вокруг нее много людей, которым она дорога значима. Это обсуждение позволила повысить групповую идентичность ребенка.
Анализ второй встречи: К концу второй встречи Даша успокоилась, настроение ее улучшилось. Данный методический прием позволил организовать продолжительную беседу с девочкой, в ходе которой появилась возможность анализа ее отношений с мамой; обсуждались различные стороны отношений, фиксировалось внимание на благоприятных периодах, была показана неоднозначность модальности ее переживаний.