Отчет по практике в МБОУ СОШ № 156 Орджоникидзевского района городского округа г.Уфы РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 15:09, отчет по практике

Краткое описание

Цели и задачи практики:
изучение консультативного направления и деятельности психолога ОУ;
изучение форм консультативной деятельности психолога в в системе образования;
формирование у студентов умений и навыков проведения психологической консультативной работы;
апробация практических методов выпускной квалификационной работы.

Файлы: 1 файл

ОТЧЕТ.docx

— 161.21 Кб (Скачать)

- я встреча: На этой  встрече была использована методическая  процедура «Радости и огорчения  моей жизни». Она позволила уточнить  преобладающую модальность переживаний  Даши в различные возрастные  периоды. Анализ радостей и огорчений  показал, что данный период оценивается  как конфликтный и напряженный. Радостное мироощущение девочка  испытывала в ранние дошкольный  и младшие школьные периоды  жизни. По ее словам, «она любила  всех и все любили ее». На  рисунке пространственное соотношение  биографических интервалов различное. Периоды «поступления в школу»  и «окончания школы» на линии  жизни были протяженные. С ними  девочка связывает радостное  мироощущение, прошлое представляется  как светлое, бесконфликтное, как  время, когда она жила в полном  согласии с ее окружающими  ее людьми и с собой. Будущее  девочка идеализирует, считает, что  у нее хватит сил на создание  хорошей семьи, счастливую жизнь  с хорошим человеком, что когда она будет далеко от родного дома, мама все осознает и изменит свое поведение по отношению к ней ,отцу и бабушке. Даша объединила в один временный интервал учебу в 1-4 классах, мотивируя тем, что ей было хорошо все эти годы, она очень любила свою первую учительницу, для нее было первым горем переходить в пятый класс. На линии жизни 5,6,7 классы занимают одинаковые интервалы и не связаны с переживанием отрицательных эмоций. Начиная с 8 класса, интервалы увеличиваются, постепенно нарастает неблагополучное мироощущение, которое достигают максимума к 9 классу. Такую эмоциональную картину девочка связывает с нарастающим непониманием со стороны матери, ее отдалением в «свою» жизнь без семьи, ее ложью, изменой отцу.

Анализ третьей встречи: В ходе построения «линии жизни «обсуждались те переживания, которые сопутствовали возрастным кризисам этапам ее жизни. Было показано, что острые ситуации при других вариантов интерпретации устранимы, обсуждались возможности преодоления трудностей сложившейся ситуации. Методика позволила расширить контекст анализа проблемы, масштаб ее мировосприятия. Вербализация девочкой своих переживаний к концу встречи снизила их остроту, фокус эмоций переместился на будущее события. По словам Даши, по окончанию работы ей многие вещи показались другими: «Не стоит так застревать на своих огорчениях, ведь впереди так много хорошего. Правда ведь?»

-я встреча: Опираясь на  уже сложившиеся доверительные  отношения между психологом и  ребенком, была использована техника  «Альбом моей жизни».

 

Итоговый протокол работы Даши по моделированию своей биографической ситуации

Содержание иллюстраций

Комментарии к иллюстрациям

Примечание

Страница 1 - «Чужие»

Бой боксеров

Это было на самом деле, но сильнее ударить я не смогла, хотя этого я заслуживала

Разговор о матери в третьем лице, в мимике, Интонации выражено ее отвержение

Женщина, расталкивающая очередь Одинокая женщина на перроне

Это про нее: везде ездит, денег много, из-за этого готова на все на все, на унижение отца, бабушки. У нее такое лицо бывает , когда при своих гостях меня воспитывает…. Как она не поймет, что две «стенки» в доме не нужны. А эти ковры, которые некуда стелить. Ведь она же одна останется, я ее к себе возьму, пусть знает, как нам всем было плохо из-за нее. Cтраница 2 - “Любовь»

Речь идет о матери. Речь идет о матери. Заплакала, долго не могла успокоиться.

Новорожденный

Говорят, дети рождаются от любви…, я что-то в это не верю. Вот и у М. то же самое.

Перенос на своего будущего мужа, говорит неуверенно, вопросительно.

Мужчина на фоне развалин

А я его люблю? Не знаю, за его спиной его жизнь, а вдруг со мной рухнет вторая половина? Мне хотелось, чтобы М. был более уверенным в жизни.

 

Двое на вокзале, девушка в фате.

А вот это мне не нравится, больно он нахальный и самоуверенный.

Обеспокоена. Видимо, переносна А., которому Даша нравиться сейчас.

Одинокая, очень печальна невеста.

А ведь такое может быть… Тебя просто бросят, хотя говорят, что любят.

 

Жених и невеста на бахче.

Какие они счастливые….

 

Двое пожилых людей.

А вот это действительно счастье, но бывает, наверное, один случай на миллион. А как было у вас?

Доверительный тон общения.

 Страница - 3 «Просто жизнь»

Мужчина в наручниках.

Нельзя всю жизнь прожить, обманывая других. Вот только наказание бывает разным

 

Дом - интернат для калек Плачущая девушка.

А вот они ничего не знают. Им, наверное, хорошо. Господи, не дай Бог такого….

Долго смотрит на картинку, не комментирует.

Старуха около креста.

А интересно, что чувствует человек, который прожил жизнь и ему скоро умирать? Я не хочу доживать до глубокой старости, человек тогда жалок….

Изменился тон, глаза увлажнились.

Группа подростков на площади.

Они вместе, но все у них по-разному.

 

Милиционер и проститутка

Интересно, это действительно так плохо? Ведь человек может и должен жить как хочет. Нет, я думаю, что со мной этого не произойдет, мамы хватит

Разговор вернулся к основной проблеме - оценка взаимоотношений с матерью.

 Страница 4 «Дом»

Двое у стола

Я думаю, что у них все будет хорошо.

 

Двое детей на пожаре.

А это наш с Вовкой дом. Горел, горел и сгорел. Тряпки, гости, выпивки…

Говорит с горечью. Проекция семейной ситуации

Двое детей в ванне, стоящей на улице.

Как хорошо было в детстве у бабушки…на вопрос психолога «Почему?» отвечает: «Ничего не понимаешь, всем доволен».

 

Вид на деревню

Какие все-таки красивые у нас места. Правда же, похоже не нашу деревню.

Успокоилась, отношение к материалу внимательное, работой увлечена.

 Страница 5 - «Я»

Раковина

Человек как раковина: никто не знает, что у него внутри.

Уверено. С сожалением.

Лицо - пустая маска

Это я для своей матери.

Опять возвращается к ситуации конфликта.

Больной ребенок

Это я. Вы же знаете, что я сейчас больна, а она (мать) мне сказала: «Лучше бы ты умерла, ты мне всю жизнь отравила….»

Голос дрожит, заплакала.

Гитара

Ну об этом вы знаете. А, кстати, может частушки ко к 8 марта сочиним? Надо Саше сказать.

 

Девушка в раздумье

Ой, я не знаю, какая я, не понимаю, наверное, пустая….

Накладывает на первую картинку рисунок человека без лица.


 

Данная методическая процедура дала возможность увидеть основные тенденции личностного самоопределения девочки - поиск себя в мире «Дом», «Я», отношение с другими «Чужие». В ходе составления альбома была выделена группа проблем, типичных для старших школьников «страхи». Прежде всего это касается ее отношений с бабушкой. Бабушка для девочки - самый значимый, самый близкий человек в жизни. В то же время она понимает, что бабушка можем в любой момент уйти из жизни, это осознание приводит к расширению масштаба микроощущения - Даша обсуждает широкий контекст проблемы жизни и смерти. В ходе работы обнаруживается амбивалентное отношение к матери: Она не понимает меня, но она моя мама, и я ее все равно люблю.

Анализ четвертой встречи: С помощью этой методики удалось вывести личностные проблемы в план обсуждения, «изображать» их, говорить о них. В ходе работы Даша пережила положительные эмоции за счет возможности творческой самореализации, с удовольствием строила свою «биографию», что выражалось в оценке данной встречи. «Было очень интересно. Мы с вами поговорили, посмотрели, на душе стало легче. А хорошо было бы, если бы и в жизни так: если, что не нравится - переложил, убрал… Но к сожалению, такого не бывает. Но, к сожалению, такого не бывает, многие у нас в классе над этим смеются, но мне кажется, что я начинаю понимать, почему Островский писал, что жизнь человеку дается только раз». В ходе моделирования у девочки появилась возможность эмоционально отреагировать актуальную конфликтную ситуацию: она улыбалась, глаза увлажнились, плакала, разговаривала сама с собой. Перенос отрицательных эмоций в условный изобразительный план помог девушке снять острое психологическое напряжение, еще раз проговорить значимые для нее жизненные события, в определенном плане совладать с ними. Работа с иллюстрированным материалом, ставит перед собой сложные философские вопросы, Даша пыталась обсудить экзистенциальные проблемы, связанные с осознанием смысла жизни и определением своего места в ней.

Результат: В результате четырех консультационных встреч удалось купировать у Даши остроту переживаний по поводу создавшейся жизненной ситуации. Изменилось отношение Даши к семейному конфликту, обсуждены некоторые пути разрешения. У нее повысился уровень самоприятия за счет усилия групповой идентификации в системе отношений со сверстниками. Была сделана попытка подготовить девушку к новым возможным жизненным трудностям, обсудить адекватные реакции на будущие психотравмирующие факторы. По окончании работы Даша сказала: «Я многое поняла. Я попытаюсь наладить хотя бы терпимое отношение с мамой. Я ведь тоже не подарок, а она много работает, и эти деньги, в конце концов, для нас… Правда не знаю, получится ли у меня? Но я попытаюсь…»

 

ПРОТОКОЛ

Начало консул

Конец консул.

Пол

Возр.

Причина обращ-я

Методы Возд-ия

Рез-т

Число встреч

19.11. 13

06.03.13

Жен

16лет

Семейный конфликт

Графич.беседа «Мой круг общения»

Купировано сост.

4


 

КОНСУЛЬТАЦИЯ В РЕЖИМЕ СУПЕРВИЗИИ II

 

Дата 19.02 - 06.03.2013г.

Встреча первая.

Нача-ло консул

Конец консульт

Пол

Возр.

Причина обращения

Методы воздействия

Рез-т

     

 Встреча 1

 

01.013 18.00

01.03.13 19.05

Жен.

30 лет

Высокий уровень тактильной чувствительности

Выяснение причин проблемы, выбор путей и способов решения проблемы, рекомендации, дано д/з.

 
     

 Встреча 2

 
       

 

 

Установл-ие раппорта; Прямые вопросы; виуализация; Информирование клиента. Активное слушание

Клиент был удовлетворен


 

1. Исследование проблем.

В кабинет психолога зашла девушка лет 30.

Здравствуйте, проходите, пожалуйста.

Здравствуйте. Знаете, у меня такая проблема…я очень волнуюсь. Я лучше сразу вам все расскажу, а вы мне скажите, что делать. Меня зовут Алиной.

Очень приятно.

Знаете, у меня много друзей, я хожу на свидание, люблю танцевать, но я не выношу дружеских объятий, чужих рук на своем плече. Меня просто передергивает, а иногда я даже начинаю задыхаться, когда кто-то неожиданно касается меня, - это хуже, чем оказаться голой на людях. Почему меня так сильно раздражают обычные жесты, на которые другой человек не обратил бы внимания?

. Двумерное определение  проблем.

Тело сохраняет следы нашего прошлого, нередко у тех, кто боится чужих прикосновений, в детстве были сложные тактильные отношения с родителями, прежде всего - с матерью. Если внимательно понаблюдать за собой, может оказаться, что нетерпимость к прикосновениям не носит общего характера, а направлена на вполне конкретных людей - нередко на того, кто сильнее всего привлекает и вызывает желание близости.

Возможно, за этим стоит негативное убеждение секс - это всегда грязь опасность. Оно превращает любое прикосновение в неприличный намек, чуть ли не покушение, которому надо противостоять. В каждом случае - своя причина неприятия физического контакта, но оно всегда говорит о желании человека забыть о пережитых болезненных ощущениях. «Руки помнят!» - говорим мы, когда вспоминаем какой-то забытый навык. Мы интуитивно знаем, что тело сохраняет память о многом из нашего прошлого опыта. И жизнь свою мы можем описать в телесных образах: «Я былв тогда очень худенькая и слабая», «этот шрам из тех времен, когда я все время дрался - тогда я мог любого побить!»

. Идентификация альтернатив.

Защищаясь от чужих прикосновений, наше тело будто прячет - от других и от нас самих - что-то неприятное из прошлого. Иногда у человека могут возникнуть даже мнимые кожные заболевания или какие-то иные психосоматические проявления, лишь бы его не трогали - в прямом и переносном смысле. Из пяти наших чувств только осязание обоюдно: не только мы касаемся другого, но оно касается нас.

Если в разгаре кто-то начинает слишком часто ко мне прикасаться, мне тут же кажется, что он чересчур многое себе позволяет, чуть ли не распоряжается мной, как собственностью. Это раздражает.

Да многим нелегко прочертить границы между собой и другими: они либо переживают вторжение, либо сами нападают. Такие люди не чувствуют себя защищенными - ни физически, ни психологически - и вместо того, чтобы контактировать с внешним миром, обороняются от него. Это животным для выживания нужны внешние защитные средства: панцирь, иглы, когти… А у человека главная защита внутри: это ощущение своего «Я» себя как целостной личности, имеющий смысл и право на жизнь среди других людей. И эта защита делает для нас неуязвимыми для любых вторжений, а значит, и избавляет от болезненных переживаний и необходимости обороняться.

. Планирование.

Так что же мне делать?

. Исследуйте причины. Припомните, какое прикосновение для вас  непрятнее всего, и попросите  человека, которому вы доверяете, осторожно прикоснуться к вам  именно таким образом. Прислушайтесь  к возникающим у вас чувствам  и ассоциациями мысленно продвигайтесь  назад в прошлое. В какой-то  момент придет забытое воспоминание - на первый взгляд не связанное  с прикосновением, но способное  подсказать, с чего начались неприятные  переживания.

. Анализируйте ситуацию. Что именно неприятно в данном  прикосновении? В какой другой  ситуации или с другим человеком  такое же прикосновение было  более приемлемо для вас? Такие  размышления смягчат беспокойство.

Информация о работе Отчет по практике в МБОУ СОШ № 156 Орджоникидзевского района городского округа г.Уфы РБ