Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 15:09, отчет по практике
Цели и задачи практики:
изучение консультативного направления и деятельности психолога ОУ;
изучение форм консультативной деятельности психолога в в системе образования;
формирование у студентов умений и навыков проведения психологической консультативной работы;
апробация практических методов выпускной квалификационной работы.
.Познакомься сам с собой.
Упражнение «Письмо себе любимому».
Каждый пишет письмо самому близкому человеку, т.е. самому себе, себе любимому. Любимому потому, что не любя самого себя, нельзя свободно жить. Время 10 - 15 минут, можно включить тихую музыку. После выполнения упражнения желательно обменяться мнениями, с какими чувствами выполняли это задание. По желанию можно пересказать или зачитать свое письмо.
Вывод - это упражнение помогает человеку обратить внимание на самого себя, осознать свою любовь.
. Итог урока. Закрепление пройденного материала.
Обсуждение:
· Что такое личность?
· Личностью рождаются или становятся?
· В чем состоит индивидуальность и неповторимость личности?
Анализ урока
Урок с одной стороны способствует правильной оценки самого себя, оценивать и анализировать свои плюсы и минусы в себе, дает возможность посмотреть на себя как личность, оценить свои индивидуальные качества. Многие участники затруднялись говорить о своих качествах, индивидуальной особенности. Затруднение вызвало упражнение «Письмо себе любимому».
УРОК № 4
ТЕМА: «ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ».
Цель: познакомить учащихся с понятиями «ценности личности»; показать неповторимость, уникальность личности; научить решать свои жизненные проблемы, показать важность ценностей.
Дата проведения: 1 марта2013 года.
Место проведения: 10 «А» класс МБОУ СОШ №156 г.Уфы Орджоникидзевского района.
Содержание урока
1. 1. Сложные жизненные ситуации. Если ты поймал сыну рыбу, ты накормил его на сегодня. Если ты научил сына ловить рыбу, ты накормил его на всю жизнь» - так гласит мудрость. Есть люди, которые умеют выживать везде и быть счастливыми практически в любой ситуации. Если человек любит себя, мир. Людей, если он внутренне свободен и наполнен энергией, знает, для чего он живет, он сам решит все свои проблемы. Помочь человеку воспитать свою душу можно.
Далее учащиеся на рисунке, где изображено солнце и два облака, на одном облаке пишут свое имя и фамилию, на другом - имя, которым ему хотелось бы называться. В центре солнца изображают символический автопортрет, на 3 - 4 лучах солнца напишут качества, которые помогают учащемуся преодолевать сложные жизненные ситуации. Затем рисунок следует передать соседу справа и каждый, получив чужой рисунок, пишет на одном луче названия качества, на его взгляд, подчеркивающее индивидуальность автора. Получив назад свой рисунок, автор знакомится с результатами и, если есть желание, комментирует его вслух.
. Осмысление ресурсов
собственной личности. Знаменитое
высказывание Иммануила Канта
“годы юности - самые трудные
годы. Ибо это годы выбора”
записано на доске. Часть учащихся
должна подтвердить, я часть - опровергнуть
это высказывание. По итогам дискуссии
психолог делает вывод о
. Мини-тест “Мои ценности”.
Под запись в тетради психолог
диктует двенадцать пунктов, затем
учащиеся ранжируют их по
Возможные ценности:
1. Наличие хороших и верных друзей.
2. Уверенность в себе.
. Интересная работа.
. Творчество.
. Счастливая семейная жизнь.
. Материально обеспеченная жизнь.
. Здоровье.
. Свобода как независимость в действиях и поступках.
. Любовь.
10. Познание, стремление к новому.
. Активная, деятельная жизнь.
. Красота природы и искусства.
Учащиеся по желанию могут зачитать полученный список в порядке убывания значимости ценностей или обсудить в микрогруппах.
. Возможности личности.
Упражнение “Моя вселенная”. На листах формата А4, в центре листа нарисовать солнце и в нем написать букву “Я”. От центра (солнца) прочертить линии - лучи солнца 18 - 20. Над каждым лучом написать вопрос, а под лучом ответ:
1. Какие способности я у себя нахожу?
2. Какие книги я люблю читать?
. О чем я мечтаю?
. О чем мне приятно вспоминать?
. О чем мне неприятно вспоминать?
. Какой у меня характер?
. Какое настроение у меня бывает чаще всего?
. Что я умею делать лучше всех?
. Что в жизни мне кажется наиболее привлекательным?
10. Чем я люблю заниматься больше всего?
. Кем я хочу стать?
. Люблю ли я и умею ли я трудиться?
. Часто ли я в чем-либо сомневаюсь?
. Чего во мне больше:
уверенности в себе или
. Понимаю ли я юмор, шутки?
. Испытываю ли я иногда чувство стыда, раскаяния?
1. Ощущаю ли я в себе хотя бы минутную злобу, зависть, подозрительность?
18. Как я отношусь к себе?
Психолог подводит учащихся к выводу, что “звездная карта” каждого ученика показывает, сколько у него возможностей, насколько он уникален, что является общим для всех, что помогает человеку достичь успеха в жизни.
. Наши недостатки. Почти у каждого имеются недостатки, которые мешают нам жить, но с которыми мы почему-то миримся. Если недостатки представить в виде дракона, то можно сделать вывод, что у каждого есть “свой дракон”, выращенный в домашних условиях. В один прекрасный день почти каждый решается убить “своего дракона”. Но это дело безнадежное, так как на месте отрубленной головы вырастает незаметно другая. И мы приучаемся жить со “своим драконом”, хотя со временем он все больше портит нашу жизнь и жизнь наших близких.
Для борьбы с “драконом” почти всем нужны помощники - друзья. Они очень важны в нашей жизни. Способность иметь друзей зависит от того, насколько мы умеем находить хорошее в окружающих нас людях.
Упражнение “Телеграмма”. Психолог раздает бланки “телеграмм” с написанным именем адресата, где надо написать адресату самое хорошее, что можно о нем сказать. После выполнения задания психолог собирает все телеграммы и раздает их адресатам, они же получив послание, высказывают вслух свои впечатления по желанию.
1. 6. Итог урока. Закрепление пройденного материала.
Обсуждение:
· Какое самое ценное ваше качество?
· Что помогает вам решать проблемы?
· Отличаются ли ценности ваших друзей от ваших ценностей?
Анализ урока.
Данный урок является продолжением предыдущего урока и способствует более глубокому самооанализу и пересмотру своих качеств. Тесты подобраны таким образом, что каждый участник, отвечая на вопросы, вновь пересматривает свои качества и анализирует свои поступки. Урок прошел очень оживленно и участники проявляли большой интерес выполнению заданий и тестов, с участниками происходит как бы осмысление ресурсов собственной личности.
УРОК № 5
ТЕМА: УРОК-ИГРА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «Я И МИР ПРОФЕССИЙ».
Цель урока:
1. Ознакомление учащихся с житейским способом выбора профессий.
2. Информирование их о качествах, присущих людям тех или иных профессий.
. Помощь в определении своих интересов и способностей.
Задачи:
. Провести игру: “Назови профессии или специальности на заданные буквы”.
. Провести игру: “Самая - самая”.
. Изучить житейский метод выбора профессии.
. Провести игру: “Угадай профессию”.
. Выявить и перечислить профессиональные качества.
. Провести тестирование по ДДО Е.А. Климова.
Дата проведения: 24 февраля 2013 года.
Место проведения: 10 «А» класс МБОУ СОШ №156 г.Уфы Орджоникидзевского района.
Оборудование: стенды классификации профессий, карточки с названиями профессий, тестовые бланки, фильмы, диафильмы о профессиях.
Содержание урока:
. Слово учителя.
Ребята, не далек тот час, когда вы получите аттестаты о среднем (полном) образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас были учеба, ваше разностороннее развитие- база вашей дальнейшей жизни. Теперь вам надо серьезно задуматься о выборе своей профессии.
В вашем возрасте это сделать не легко. Помочь вам могут ваши родители, старшие братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.
При выборе профессии существует множество нюансов. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них.
А для начала проведем игровую разминку. Я предлагаю вам разделиться на две команды.
(Деление на команды повышает активность учащихся)
. Игровая разминка.
Игра первая: На доске написаны буквы: К, Р, Ф, П
Надо придумать профессии или специальности,начинающиеся на эти буквы. Чья команда это сделает лучше?
К |
Р |
Ф |
П |
Контролер |
Разведчик |
Фрезеровщик |
Проводник |
Киноартист |
Рыбак |
Фотограф |
Плотник |
Крановщик |
Редактор |
Фигурист |
Пилот |
Кочегар |
Радиоведущий |
Фармацевт |
Пожарный |
Киномеханик |
Рентгенолог |
Фтизиатр |
Полицейский |
Космонавт |
Радист |
Фокусник |
Полярник |
Кабельщик |
Репортер |
Фотомодель |
Пограничник |
Кровельщик |
Фотокорреспондент |
Печник | |
Каменщик |
Пиротехник | ||
Кутюрье |
Повар | ||
Кондитер |
Пекарь | ||
Кондуктор |
Портной | ||
Парашютист |
Вторая игра:
"САМАЯ-САМАЯ ". А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.
Назовите профессии:
1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
. Самая волосатая (парикмахер...)
. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
. Самая неприличная (венеролог, ассенизатор...)
. Самая смешная (клоун, пародист...)
. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
3. Слово учителя.
Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно необычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.
Вряд ли кто из вас мечтает стать космонавтом, разведчиком, кутюрье, балериной, а тем более -полярником или мультипликатором. Основная масса выпускников скорее всего выберет более обыденную профессию.
Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.
Как мы уже говорили, существует много подходов к выбору профессии, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас - житейским.
Само слово житейский говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.
Итак, что же мы должны учитывать при выборе профессии, следуя этому методу?
1. Востребованность на рынке труда.
2. Доходность.
. Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз).
. Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер).
. Образованность (врач, учитель, психолог, ученый).
. Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной).
. Положительное влияние на семейную жизнь.
. Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).
. Возможность карьерного роста (важно или не важно).
В нашем регионе большую роль играет пункт: “востребованность на рынке труда”.
Вот именно поэтому вы и не мечтаете стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии.