Особенности зрительной памяти у детей с разными формами дизонтогенеза

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: особенности развития зрительной памяти у школьников разного возраста с различными формами дизонтогенеза.

Оглавление

1)Введение
2)Глав1.Обзорно-теоретическая
1.1.Исследование проблем памяти
1.2.Особенности развития детей с различными формами дизонтогенеза
3)Глава2.Организация исследования и интерпритация результатов
2.1Методики и процедура
2.2Результаты
4)Обсуждение результатов и выводы
5)Используемая литература
6) Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая 5 курс.doc

— 342.50 Кб (Скачать)

Анализируя ошибки в точности выполнения ,можно сделать  следующие  выводы:

  • после первого предъявления ошибки были-4 человека
  • количество ошибок от первого воспроизведения к третьему уменьшилось-4 человека
  • безошибочно воспроизвели на третьем воспроизведении- 0
  • безошибочно воспроизвели на отсроченном воспроизведении-0

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у всех испытуемых данной группы возникли трудности с точным воспроизведением фигур. Это связано с тем, что при зарисовывании ,испытуемые часто добавляют в фигуру новый элемент или не дорисовывают существующий.И хотя прослеживается тенденция к уменьшению количества ошибок от первого воспроизведения к последующим, стоит отметить,что появляются новые ошибки.Как правила характеризующиеся добавлением новых элементов.

4.Обсудение  результатов и  выводы

      Анализируя  полученные в ходе исследования результаты, обобщим их и сделаем основные выводы.У большинства испытуемых исследуемых групп наблюдается тенденция к увеличению количества запоминаемых и воспроизводимых символов от первого предъявления стимулов к последнему. Больше всего это видно у группы детей с нормальным развитием (норма) и у группы детей с РДА. Несколько другая тенденция у детей с ММД. Эти испытуемые после первого предъявления воспроизводят как 3, так и 4 стимула, и тенденция к увеличению количества стимулов на следующих этапах предъявления у них прослеживается чуть слабее.Дети с органическими поражениями головного мозга после первого предъявления стимульного материала воспроизводят наименьшее количество фигур сравнительно всей выборки, однако согласно общей замеченной тенденции, количество воспроизводимых фигур увеличивается у этих испытуемых от первого предъявления к последнему.

      В пространственном расположении стимулов у большинства  испытуемых при воспроизведении  возникали сложности.Однако количество ошибок уменьшалось от первого воспроизведения  к последнему.Следует отметить ,что чаще всего ошибки в пространственном расположении встречались у детей с РДА.При этом ошибки были в зеркальном отображении фигуры лево-право и верх-низ.Кроме того, такие ошибки наблюдались у этих испытуемых и в частях фигур.У детей с ММД  довольно часто встречались  ошибки зеркального отображения по типу лево-право и верх-низ.Однако это касается только контура фигуры. Отдельные части фигуры данные в этой группе испытуемых вопроизводились верно, в отличие от детей с РДА.У школьников с органичесикими поражениями мозга так же часто встречались ошибки по типу зеркального отображения лево –право, но почти не замечены зеркальные ошибки по типу верх-низ.

Самым сложным  для всех групп испытуемых оказалось  точное воспроизведение фигуры. Испытуемые группы норма, за исключением одного человека, испытывали трудности в воспроизведении после первого предъявления. Сложности возникли прежде всего с фигурой 4, а у некоторых с фигурой 1 и 2. Стоит отметить так же, что многие испытуемые для удобства запоминания уже во время второго воспроизведения старались делить фигуру известные части,используя имеющийся мнестический опыт. Хотя безошибочное воспроизведение наблюдалось у немногих испытуемых, стоит обратить внимание на то, что количество ошибок резко уменьшилось от первого воспроизведению к третьему у половины испытуемых.

Испытуемые   группы ММД  испытывали трудности  в точном воспроизведении фигуры. При этом следует отметить тенденцию  к нецелостным зарисовкам, ряда символов, фрагментарному воспроизведению. Хотя количество ошибок у многих испытуемых уменьшается от первого предъявления к последнему, следует отметить, что прослеживается тенденция появления новых ошибок  после очередного предъявления. Было замечено, что даже в случае, если в прошлом воспроизведении были правильно зарисованные фигуры, то во время последующего предъявления дети вновь стараются запомнить уже воспроизводимую правильно фигуру столь же усердно, как и фигуру, в зарисовке которой была допущена ошибка. То есть, испытуемые не используют полученные мнестический опыт, а каждый раз прилагают усилия к попыткам запомнить заново.

Точность воспроизведения для большей части испытуемых группы РДА не представляет трудности. Элементы фигуры передаются четко, однако внутри фигуры у ряда испытуемых встречается некоторая непропорциональность. Целостность фигур сохраняется. Стоит отметить, что испытуемые данной группы не склонны долго изучать стимульный материал. Допускаемые ошибки не отражаются на их настроении, и даже в случае большого числа ошибок не предпринимают попыток сосредоточиться на стимульном материале.

У всех испытуемых группы детей с органическими поражениями головного мозга возникли трудности с точным воспроизведением фигур. Это связано с тем, что при зарисовывании ,испытуемые часто добавляют в фигуру новый элемент или не дорисовывают сущетсвующий.И хотя прослеживается тенденция к умеьшению количества ошибок от первого воспроизведения к последующим, стоит отметить,что появляются новые ошибки.Как правила характеризующиеся добавлением новых элементов. 
 
 
 
 

Выводы:

Анализируя полученные результаты,можно сделать вывод  о том,что поставленные гипотезы получили подтверждение.Таким образом :

1.Дети с особенностями  в развитии  испытывают сложности  в использовании зрительной памяти , что проявляется в трудности воспроизведения пространственного расположения символов (дети с органическими нарушениями головного мозга, и дети с РДА) и в трудностях точности воспроизведения  (дети с ММД)

2.Зрительная  память у детей с ММД и  у детей с органическими поражениями головного мозга больше нарушена, чем у аутистов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6.Список  используемой литературы

1.Лурия А.Р.  Основы нейропсихологии , М.2002 г.

2.Павлова О.  Нейрофизиологические механизмы  памяти// Школьный психолог.-№ 24.-2001

3.Хомская Е.Д.  Нейропсихология.-СПб.Питер,2005

4.Эльконин Д.Б.  Детская психология –М.Акадения ,2004

5.Вачков И.  Память и личность//Школьный психолог.-№4 -2002. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6.Приложения 

имя класс диагноз                                  критерий оценки
количество пространственное

расположение

точность  выполнения
1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4
Ваня  В. 7 норма 4 4 4 4 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + - - + + +  + + ++ + + + -
Паша  А. 7 норма 4 4 4 4 - + + + + + + + + + + + + + + + - + + - + + - - + + + - - + + -
Ваня  Т. 8 норма 4 4 4 4 - - + + - - + + - + + + - + + + - - + - - + + - - + + - - + + -
Вика  Д. 7 норма 3 3 4 4 - + + +++ + + + + + + + + + + + + + + + + - + + + -
Настя П. 8 норма 4 4 4 4 -+-+ + + - + + +- + + + - + + + + - + + + - + + + - + + + -
Андрей  6 норма 4 4 4 4 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + ++ + + + + + + + +
Денис 6 норма 4 4 4 4 - - + + - + + + + + + + + + + + - + - + - + - + + + - + + + - +
Саша  М. 7 норма 3 3 4 4 + + + + + + + + + + + ++ +   + + - + + + + ++ + + + + -
Ксюша 6 норма 4 4 4 4 - - + + - + + + + + + + + + + + + + + - + + +- + + +- + + +-
Сережа 8 норма 4 4 4 4 + ++ + + + + + + + + + + + + + + - + - + + + - + + + - + + + -
Костя 8 норма 4 4 4 4 + + - + + + ++ + + + + + + + + + + + - + + + - + + + + + + + +
Наташа 7 норма 4 4 4 4 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + - + + + - + + + - + + + -
Настя С. 7 норма 3 3 4 3 - + + - + + + + + + + + + + - + - - + - - + + - - + +
Марина 6 норма 4 4 4 4 + + + + + + + + + + + + + + + + - - + - - - + - - + + - - + + -
Мариам 6 норма 2 3 3 3 + + - + + + + + + + + - + - - + - + + - + +
Ира 6 норма 4 4 4 4 + + + + + + + + + + + + + + + + - + + + - + + + + + + + + + + +
Дима  П. 10 ммд 4 4 4 4 + + + + + + + + + + + + + + + + -+ + - + + ++ + + + + - + + +
Петя  Н. 6 ммд 3 4 4 4 + + + + + + + + + + + + + + + - - - - - + - - - + - - - + -
Полина  3 ммд 3 4 4 4 + + + - + - - - + - - - + - - - - - + + + - + + + - + + + -
Аня М. 6 ммд 4 4 4 4 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + - - + + + - + + + - + + -
Леша  Л. 10 ммд 3 4 4 4 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + - + - + - + - + -
Есения  3 ммд 2 4 4 4 + + + + + + + + + + + + + + - + - - + - + + + - + + + -
Миша  Д. 6 ммд 3 3 4 4 + - - + - - + + - + + + - + - - + + - + - + + - - + + -
Оля Д. 8 ммд 3 4 4 4 + + - - + + - - - + - - + + + - + - - - + - - - - - - - + -
Артем 3 рда 4 4 4 4 + - - - + - - + + + + - + + - + - - + - - - + + - + + - - + + +
Антон 10 рда 3 4 4 4 + - - +  - + + + + + + + + + + + + - + + ++ + + + + + + + +
Настя Т. 8 норма 3 4 4 4  + + + + + + + + + + + + + + + + + + - + + + + + + + + + + -
Лена  С. 8 норма 4 4 4 4 + + + + + + + + + + + + + + + + - - + - - - + - - + + + - + + +
Таня  Ю. 8 норма 4 4 4 4 + - + + - + + + + + + + + + + + + + - - - + + - + + + + + + + -
Юля Ч. 8 норма 4 4 4 4 + + + + + + + + + + + + + + + + - + + -         - + + - - + + - - + + -
Леша  М. 7 норма 4 4 4 4 - - + + + + + + + + + + + + + + -- + - + - + - + + + - + + + -
Миша  С. 7 норма 3 3 4 4 + - + + - + + + + + + + + + +  - + + + + + + + + + + + +
Женя  8 норма 4 4 4 4 - - + + + + + + + + + + + + + + - - + + + + ++ + + + + - + + +
Ваня  К. 8 рда 4 4 4 4 - + - + + + + + +- + + + + - + + + + - + + ++ + + + + + + + +
Арсений 7 рда 3 4 4 4  - + + + - - + + - - - + - + + - + + - + + + - + + + -+ + +
Стас 9 рда 3 4 4 4 + - + - + + + + + + + + + + + - + - +  + +- +  + +- +  + +-
Андрей 7 рда 4 4 4 4 --+ + - + + + + + + + - + + + - + + - + + +- + + + - + + + +
Вася 8 ммд 3 3 4 4 - + + - + + + + + + + + + + - - - - + - - + + - - - + -
Дима  8 ммд 3 3 3 3 - + + + - + + + + + + + - + + + + + - + + - + +
Миша  7 ммд 4 4 4 4 + + + + + + + + + + + + + + + + - + + + - + + + + + + + + + + +
Сергей 8 ммд 3 4 4 4 + + + + + + + + + + + + + + + + + - + + + - + + + - + + + -
Даня 7 ммд 2 2 3 3 -+ + + ++ + ++ + - - - + - - + - + +
Валя 7 ммд 4 4 4 4 - - + + - - + + + + ++ + + + + + + - - + + ++ + + +- + ++ -
Игорь 7 ммд 3 4 4 4 + + + + - + + + + + + + + + + - - + + - - + - - + +- - + + +
Маша  6 органич. 2 3 3 3 + - + - + + - + + - + - + - + + - + + - + -
Ира 3 органич. 4 4 4 4 - + - + - + - + - + - + - + - + - +- - - - + + -+-+   --+-
Степа 7 норма 4 4 4 4 + + + + + + + + + + + + + + + + - - + + - + + + --++   --++
Катя 8 норма 3 4 4 4 - + + -+ + - - + + - + + + + -++ + + + + +++-   + + +-
Самуил  5 органич. 4 4 4 4 -- ++ - + - + - - + + + -++ + - - + - - + + -++-   -++-
Соня 7 органич. 3 4 4 4 - + - - +- + -+ ++ + + + + -- + --+- -++-   +++-

Информация о работе Особенности зрительной памяти у детей с разными формами дизонтогенеза