Особенности зрительной памяти у детей с разными формами дизонтогенеза

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: особенности развития зрительной памяти у школьников разного возраста с различными формами дизонтогенеза.

Оглавление

1)Введение
2)Глав1.Обзорно-теоретическая
1.1.Исследование проблем памяти
1.2.Особенности развития детей с различными формами дизонтогенеза
3)Глава2.Организация исследования и интерпритация результатов
2.1Методики и процедура
2.2Результаты
4)Обсуждение результатов и выводы
5)Используемая литература
6) Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая 5 курс.doc

— 342.50 Кб (Скачать)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

    Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

    РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

    ИНСТИТУТ  ПСИХОЛОГИИ ИМ. Л.С. ВЫГОТСКОГО

    ФАКУЛЬТЕТ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

     

                Кафедра клинической психологии и психотерапии 

                                              Чучина Анна Андреевна

    Особенности зрительной памяти у  детей с разными  формами дизонтогенеза.

    Специальность  «клиническая психология»

    Курсовая  работа студентки 5-го курса дневной формы обучения 
     
     
     

   
Научный  руководитель

    к.п.н.

Максименко Марина Юльевна

                                                          Москва  2011 

 Содержание.

1)Введение

2)Глав1.Обзорно-теоретическая

1.1.Исследование  проблем памяти

1.2.Особенности  развития детей с различными  формами дизонтогенеза

3)Глава2.Организация  исследования и интерпритация  результатов

2.1Методики  и процедура

2.2Результаты

4)Обсуждение результатов и выводы

5)Используемая литература

6) Приложения  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Жизнь постоянно  требует от ребенка использования  имеющегося у него опыта. Ежедневно  в практической, игровой, бытовой  деятельности ребенок должен опираться  на усвоенные им способы действия с предметами, должен использовать приобретенные знания, умения и навыки. Без этого невозможна деятельность по самообслуживанию, выполнение заданий воспитателя на занятии, речевое общение со взрослыми и сверстниками, осуществление игровой и любой другой деятельности. Все чаще возникает необходимость преднамеренно запомнить и затем вспомнить. Важной предпосылкой развития произвольных процессов памяти является относительно высокий уровень развития непосредственной памяти, так как чем богаче опыт и знания детей, запечатленные ими непроизвольно, тем легче осуществляется использование продуктов непроизвольной памяти в практической и умственной деятельности .

Память играет важнейшую роль в жизни человека. Наша психика не только получает непосредственную информацию об окружающем мире при  помощи органов чувств и благодаря  мышлению, но и хранит, накаливает ее. В течение жизни мы узнаем что-то новое и сохраняем информацию благодаря памяти. С.Л. Рубинштейн указывал, что без памяти человек представлял бы собой существо мгновения, а по словам И.М. Сеченова он постоянно находился бы в положении новорожденного. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшим познавательным процессом .

Важнейшую роль в развитии памяти играет мышление, в первую очередь формирование понятий. Л.С. Выготский утверждал, что "для ребенка раннего возраста мыслить, значит вспоминать, для подростка вспоминать - значит мыслить" . С возрастом меняется не только структура самой памяти, но и ее место в ряду других психологических функций. Согласно взглядам А.Н. Леонтьева, развитие памяти ребенка идет от ассоциативно-механической к логической .

Не все виды памяти одинаково развиваются у  людей здоровых, обычных и имеющих  отклонения в развитии. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить  контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам. В связи с этим, мы выбрали тему своей работы "Особенности зрительной памяти детей с разными видами дизонтогенеза» 

Работе механизмов памяти, различным эффектам ее функционирования посвящено огромное количество психологической литературы. И это неудивительно, ведь уже на заре научной психологии мнемические процессы стали предметом многочисленных исследований А.Н. Белоус, Е.В. Гордона, Л.М. Житникова. Л.В. Занкова, П.И. Зинченкоа, Н.В. Захарюта, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьева, А.А. Смирновой и др.

Актуальность  изучения. С каждым годом для ребенка  появляется необходимость усваивать  все большее количество информации. Овладение зрительной памятью является одним из главных условий успешной учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам. Кроме того,зная особенности памяти ,мы сможем о обучении детей опираться на сильные её стороны и развивать слабые.

Объект  исследования: зрительная память школьников разного возраста как здоровых,так и с особенностями развития

Предмет исследования: особенности развития зрительной памяти у школьников разного возраста с различными формами дизонтогенеза. 

Цель  исследования: изучить особенности развития зрительной памяти у школьников.

Задачи  исследования:

  1. Выявить и сравнить особенности развития зрительной памяти у школьников:здоровых и с различными формами дизонтогенеза.
  2. Определить основные трудности, с которыми сталкиваются дети с различными формами дезонтогенеза при использовании зрительной памяти.

Гипотезы:

1.Дети с особенностями  в развитии  испытывают сложности в использовании зрительной памяти , что проявляется в трудности воспроизведения пространственного расположения символов (дети с органическими нарушениями головного мозга, и дети с РДА) и в трудностях точности воспроизведения (дети с ММД)

2.Зрительная  память у детей с ММД и  у детей с органическими поражениями  головного мозга больше нарушена, чем у аутистов. 
 
 

Глава 1. Обзорно –теоретическая.

1.1Исследование проблем памяти

По мнению И.М. Сеченова, именно память занимает главенствующее место в психической  жизни. Сквозной характер мнемической  функции, ее представленность на всех уровнях психофизиологической организации  человека отмечают и современные  исследователи. Пронизывая все уровни психического, память участвует в работе всех когнитивных структур, в каждый момент текущего настоящего. Память - стержневое психическое образование. Именно благодаря памяти становится возможным накопление сознательного опыта. Работу механизмов сознания, осознаваемые и неосознаваемые эффекты понимания, осуществление моторных программ, эффекты научения и, в целом, развитие человека в онтогенезе, невозможно адекватно объяснить без учета роли памяти в процессах сознательной деятельности. Сознание работает, опираясь на память в качестве базового условия реализации познавательных актов

Память - это психический познавательный процесс, заключающийся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении  прошлого опыта, что делает возможным  его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения .

Исследования  памяти ведутся в рамках различных подходов.

Физиологический подход сводится к изучению физиологических  механизмов запоминания и сохранения информации. О. Хебб установил, что информация кратковременно запоминается в психике  благодаря возникновению электрической  импульсной активности в замкнутых цепях нейронов, а переход этой информации в долговременную память связан с устойчивыми изменениями, возникающими в результате многократного прохождения импульсов через одни и те же синапсы.

В исследованиях  советского ученого Е.Н. Соколова показано, что повторяющееся воздействие внешнего раздражителя приводит к формированию в нервной системе "следа", сохраняющего параметры раздражителя .

Биохимический подход предполагает, что память функционирует  благодаря определенным химическим изменениям в нервных клетках. Сигналы из внешнего мира вызывают изменения в нервных клетках. При этом происходит перегруппировка между различными типами белковых молекул нейронов, что и является предпосылкой запоминания . 

Психологический подход исследования памяти связан с положением ряда теорий относительно механизмов запоминания. Среди этих теорий наибольшую популярность получили ассоциативная теория, гештальт-теория, психоанализ и деятельностный подход.

Ассоциативное направление (Г. Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильцекер). Представители этого направления считали, что в основе памяти лежит ассоциация. В соответствии с этой теорией ассоциация выступает в качеству обязательного принципа всех психических образований. Этот принцип сводится к следующему: если определенные психические образования возникают в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь. Поэтому повторное появление какого-либо из элементов этой связи вызывает в сознании представление всех ее элементов.

Гештальттеория (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер). В русле данной теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, его доведение до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти. Главная мысль - при запоминании, и при воспроизведенении материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившихся на ассоциативной основе.

Взгляды сторонников бихевиоризма на проблему памяти оказались весьма близкими к тем, разделялись ассоцианистами. Единственное существенное различие между ними заключалось в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессах научения .

В начале XX века возникает смысловая теория памяти. Утверждается, что работа соответствующих  процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры (А. Бине, К. Бюлер). На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется иными законам, чем механическое: подлежащий заучиванию или воспроизведению материал в данном случае включается в контексте определенных смысловых связей .

Деятельностный  подход. В контексте этой теории память выступает как особый вид  психологической деятельности, включающий систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи - запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации. Здесь внимательно исследуется состав мнемических действий и операций, зависимость продуктивности памяти от того, какое место в структуре занимает цель и средства запоминания (или воспроизведения), сравнительная продуктивность произвольного и непроизвольного запоминания в зависимости от реорганизации мнемической деятельности (А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов и др.) Существуют разные виды памяти. Зрительная память, один из видов памяти, характеризующийся тем, что люди, ею обладающие, легче запоминают впечатления, полученные ими при посредстве зрения; так, при заучивании наизусть они быстрее достигают этого, если сами читают, чем если им читают вслух, т.к. при передаче прочитанного в их сознании возникают зрительные образы прочитанного, страницы и строчки, на которых это написано. Лица или предметы, когда-либо виденные, иногда остаются в памяти на всю жизнь. Исследование показывает, что зрительная память лучше развита у девочек, нежели у мальчиков. Некоторые ученые локализуют зрительную память на наружной поверхности затылочной доли, разрушение которой ведет за собой отсутствие узнавания предметов (или т. н. душевную слепоту) .

В рамках нейропсихологии памятью  называется  сохранение  информации  о раздражителе  после  того,  как  его  действие  уже прекратилось.

Это общее  определение памяти подходит к самым  различным ее проявлениям. В настоящее  время различают память как биологическую функцию и память как функцию психическую (или нервно-психоческую)Все биологические системы характеризуются наличием механизмов памяти, т. е. обладают определенными нервными аппаратами, которые обеспечивают фиксацию, сохранение, считывание и воспроизведение следа.Эти четыре самостоятельные фазы, выделяемые в процессах памяти как в биологических, так и в болеесложных — психических — системах, являются всеобщими.Память как биологическая функция — это прежде всего память филогенетическая, или наследственная,которая определяет строение каждого организма в соответствии с историей его вида. Биологическая памятьсуществует не только в филогенетической, но и в онтогенетической форме. К последней относятся,например, явление иммунитета, приобретаемого в процессе онтогенеза, и многие другие явления,протекающие на элементарных — физиологическом и даже клеточном — уровнях. Память как психическаяфункция тоже относится к онтогенетической памяти.

Информация о работе Особенности зрительной памяти у детей с разными формами дизонтогенеза