Виды памяти и их особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:57, курсовая работа

Краткое описание

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Память…………………………………………………………………………...5
1.1 Общие представления о памяти…………………………………………….6
1.2 Структура памяти: кратковременная и долговременная память…………7
1.3 Ассоциативные, нейронные и биохимические теории памяти…………...8
2. Виды памяти и их особенности………………………………………………12
2.1 Уровни памяти, типы памяти……………………………………………...12
2.2 Характеристика процессов памяти………………………………………..14
3. Мнемоника и мнемотехника…………………………………………………18
4. Особенности и причины забывания ………………………………………...19
Заключение………………………………………

Файлы: 1 файл

К.р по психологии.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Память…………………………………………………………………………...5

  1.1 Общие представления  о памяти…………………………………………….6

  1.2 Структура памяти: кратковременная и долговременная  память…………7

  1.3 Ассоциативные,  нейронные и биохимические теории памяти…………...8

2. Виды памяти и  их особенности………………………………………………12

  2.1 Уровни памяти, типы памяти……………………………………………...12

  2.2 Характеристика  процессов памяти………………………………………..14

3. Мнемоника и мнемотехника…………………………………………………18

4. Особенности и причины забывания ………………………………………...19

Заключение……………………………………………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Впечатления, которые человек получает об окружающем его мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

     Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

     Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.

     Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условно - рефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств.

     У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая - с употреблением логики, третья - с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Память

     Память — это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Память обеспечивает целостность личности человека и его связь с прошлым опытом.

     Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов — воспроизведения и узнавания.

     Воспроизведение — это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не в данный момент. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется без воздействия на рецепторы сигналов внешней среды и происходит уже после восприятия.

     Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия, причем информация о данном объекте уже была ранее введена в мозг человека. Представление об этом объекте могло сформироваться двумя способами: или на основе личных впечатлений, или на основе словесных описаний.

     Еще один процесс, связанный с памятью и в то же время противоположный ей по результату, — это забывание. Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Часто физиологической основой забывания являются процессы торможения в коре больших полушарий, мешающие актуализации временных нервных связей — это так называемоеугасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления. Однако возможны и другие виды забывания, вызванные травмой, некоторыми химическими веществами или психическими заболеваниями. Забывание проявляется в двух основных формах: невозможности что-то припомнить или узнать или в форме неверного припоминания или узнавания.

 

 

 

1.1 Общие представления о памяти

     Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

     Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.

     Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условнорефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств.

 

1.2 Структура памяти: кратковременная  и долговременная память

     В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.

     Кратковременная память удерживает материал иного типа, нежели непосредственный отпечаток сенсорной информации. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при вас произнесли какую-то фразу, вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Обычно запоминается 5-6 последних единиц из предъявленного материала. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время.

     Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Долговременная память — наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость первых названных систем памяти очень ограничена: первая состоит несколько десятых секунд, вторая — несколько единиц хранения. Однако какие-то границы объема долговременной памяти все же существуют, так как мозг является конечным устройством. Он состоит из 10 миллиардов нейронов и каждый способен удерживать существенное количество информации. Причем оно настолько велико, что практически можно считать, что емкость памяти человеческого мозга не ограничена. Все, что удерживается на протяжении более чем нескольких минут, должно находиться в системе долговременной памяти.

     Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью, — это проблема поиска информации. Количество информации, содержащейся в памяти, очень велико, и поэтому сопряжено с серьезными трудностями. Тем не менее, отыскать необходимое удается быстро.

 

1.3 Ассоциативные, нейронные и  биохимические теории памяти

     Ассоциативная теория. Она является древнейшей. Основывается на учении Аристотеля о трех типах ассоциаций - по смежности, сходству и контрасту. Важнейшим в этой теории есть понятие «ассоциация» - связь, сочетание между явлениями. Оно выступает как обязательный принцип всех психических образований, по которому, если какие-то психические явления возникают в сознании одновременно или последовательно одно за другим, то между ними образуется связь. Повторное появление одного из элементов этой связи вызывает в сознании представление всех остальных. Игнорируя активность субъекта, который запоминает, ученые, исповедующие эту теорию, механизм запоминания искали во внешних условиях. Ассоциативная теория оказалась односторонней. С ее помощью нельзя объяснить многих важных особенностей человеческой памяти, в частности ее избирательности и зависимости процессов памяти от особенностей организации материала.

     Гештальт психологична теория. Пришла на смену ассоциативной во второй половине XIX в. Ее основоположники считали, что механизмы памяти определяются законами формирования гештальта. Особое внимание обращалось на структурированность и целостность материала, который запоминается. Гештальтистов отметили, что плохо структурированный материал запоминается трудно, а хорошо структурирован - легко. Однако на самом деле не только организация материала определяет эффективность памяти. Эта теория игнорувала активность субъекта, а потому тоже оказалась однобокой.

     Бихевиористические теория. Представители ее развивали взгляды асоционистив по рефлекторных механизмов формирования индивидуального опыта. Ассоциации они толковали как элементы опыта, основанные на функциональных связях между упражнениями, от которых зависели результаты научения. При этом было установлено, что на успешность закрепления влияет интервал между упражнениями, мера сходства, объем материала, уровень научения, возрастные и индивидуальности различия между людьми.

     Когнитивная теория. Согласно ей память является совокупностью различных блоков и процессов переработки информации, каждый из которых выполняет четко установленную роль. Одни блоки выделяют и осуществляют распознавания характерных черт информации, другие - строят когнитивную схему ориентирования в особенностях информации, третьи - временно хранят информацию, а четвертые - подают ее в определенной форме. Однако эта концепция имеет недостатки - не учитывает активность субъекта в процессе запоминания.

     Деятельностная теория.Сформувалася она на основе работ Л. Выготского, П. Зинченко, А. Смирнова и других ученых. Они считали, что закономерности памяти определяются тем, что человек делает с материалом для запоминания и какое место он занимает в ее деятельности. Эта теория не игнорирует достижения других концепций, а творчески использует их при объяснении природы и закономерностей памяти.

     Физиологические теории памяти. В основе их - учение И. Павлова об образовании условных временных связей, на которых базируется формирование индивидуального опыта человека. Условный рефлекс как акт образования связи между новым и ранее закрепленным толкуется как физиологическая основа акта запоминания. Большую роль при этом играет подкрепление.

     Физическая теория памяти. Она тоже ориентирована на выявление физиологических механизмов памяти. Согласно ей прохождения нервного импульса через группу нейронов оставляет после себя определенный след, то есть электрические и механические изменения в синапсах. Предполагается, что отражение объекта, например осмотр его взглядом контура, приводит к образованию в мозгу определенной пространственно-временной нейронной структуры. Поэтому ее еще называют теорией нейронных моделей. Процесс образования нервной модели и ее последующая актуализация, по мнению ее авторов, является механизмом запоминания, сохранения и воспроизведения воспринятого. Проведенное на нейронном уровне исследования механизмов закрепления и сохранения следов показало, что замыкание аксона на дендриты других нейронов или на тело своей клетки создает возможность для существования реверберуючих цепей возбуждения (кол самопитание). Нервный импульс, циркулируя по такому кругу, осуществляет самозарядження клеток. Эти устойчивые реверберуючи круги считают физиологическим субстратом сохранения следов. Однако, несмотря на наличие многих преимуществ, в этой теории еще много не выяснено.

     Биохимические теории. Развитие современной науки позволяет изучать механизмы памяти на молекулярном, биохимическом, уровне. На основе исследований отечественных, американских и шведских биохимиков возникла гипотеза о двоступинчастисть процесса запоминания. На первой стадии при непосредственном действии раздражителя возникает электрохимическая реакция, последствия которой вызывают кратковременные обратные изменения в клетках, считается физиологическим механизмом кратковременной памяти. Вторая стадия, которая основывается на первой, является длительной и вызывает необратимые химические изменения в клетках, а именно, образование новых белковых веществ. Эта стадия является основой долговременной памяти. Отдельные тезисы этой гипотезы подтверждено в опытах на животных.

Информация о работе Виды памяти и их особенности