Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:37, курсовая работа
Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет воображение.
4. 'Техника' воображения
Преобразование
Первый такой способ
- агглютинация, т.е. комбинирование или
сочетание различных, несоединимых
в повседневной жизни частей в
новых необычных комбинациях. Комбинирование
- это не случайный набор, а именно
подбор определенных черт, производимый
сознательно, в соответствии с определенной
идеей и замыслом композиции. Он
широко применяется в искусстве,
науке, техническом изобретательстве,
а особенно в памятниках древнеегипетского
искусства и в искусстве
Другим приемом является акцентуирование некоторых сторон отображаемого явления. Акцентуирование - это подчеркивание черт. Оно часто достигается при помощи изменения пропорций в различные стороны. Таким приемом пользуется карикатура: она воспроизводит черты оригинала, утрируя те или иные его черты. При этом чтобы быть значимым, акцентуирование должно выделять характерное, существенное. Акцентуирование активно использует изменение предметов при помощи их увеличения или уменьшения (гиперболизация и литота), что находит широкое применение в фантастическом изображении действительности. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: небывало сильный Святогор, крошечный Мальчик-с-пальчик или гигантских размеров Гулливер. С одной стороны, внешность великана, его грандиозные размеры могут сделать более очевидной внутреннюю силу и значимость героев, а с другой, фантастически малые размеры могут силой контраста подчеркнуть большие внутренние достоинства персонажа.
Третий известный способ создания образов воображения - схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, а различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Примером служит любой схематический рисунок.
И последним способом можно назвать типизацию, т.е. специфическое обобщение. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. В этом приеме одни черты вовсе опускаются, другие же упрощаются, освобождаются от деталей и усложнений. В результате весь образ преобразуется. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, художника и так далее.
Таким образом, в воображении,
естественно, заключена тенденция
к иносказанию, аллегории, использованию
образов в переносном значении. Все
средства литературного творчества
(метафора, гипербола, эпитет, тропы
и фигуры) показывают проявление преобразующей
силы воображения. А все основные
формы творческого
5. Воображение в творчестве
Воображение играет важную роль в каждом творческом процесс, а особенно его значение велико в художественном творчестве. Сущность художественного воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы суметь создать новые образы, способные быть носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненности.
В корне ошибочным
является представление о том, что
чем причудливее и диковиннее
произведение, тем больше воображения
у его автора. Воображение Льва
Толстого ничуть не слабее воображения
Эдгара Алана По. Оно просто другое.
Ведь чем реалистичнее произведение,
тем мощнее должно быть воображение,
чтобы сделать описываемую
Воображение в художественном творчестве допускает, конечно, и значительный отлет от действительности, значительное отклонение от нее. Художественно творчество выражается не только в портрете, оно включает и скульптуру, и сказку, и фантастический рассказ. Как в сказке, так и в фантастике отклонения могут быть очень велики, но они в любом случае должны быть мотивированы замыслом, идеей произведения. И чем значительнее эти отклонения о действительности, тем мотивированнее они должны быть, иначе они не будут поняты и по достоинству оценены. Творческое воображение использует такого рода фантастику, отклонение о некоторых черт действительности, с целью придать образность и наглядность реальному миру, основной идее или замыслу.
Некоторые переживания, чувства людей в повседневной жизни могут быть и незаметны глазу обывателя, воображение же художника, отклоняясь о действительности, преобразует ее, ярче освещая и выпуклее показывая какую-то особо для него важную часть этой действительности. Отойти от действительности, чтобы глубже в нее проникнуть и лучше понять,- такова логика творческого воображения.
Не менее необходимо
воображение и в научном
Еще английский химик
Пристли, открывший кислород, заявлял,
что все великие открытия, способны
сделать лишь ученые, которые дают
'полный простор своему воображению".
Роль фантазии в науке высоко оценивал
и Ленин, считая, что 'она нужна
не только поэту. Даже в математике
она нужна, ведь фантазия есть качество
величайшей ценности'. Специфическая
роль воображения в научном
Очень ярко роль воображения
показана в экспериментальном
6.Воображение и талантливость
Как уже известно, воображение - это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии, поэтому творчество - это сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.
Иногда людям более зрелого возраста трудно представить себе что-то необычное и начать фантазировать, но это не значит, что они потеряли способность к воображению. Воображение есть у каждого человека, просто, становясь старше, человек все реже его тренирует. А тренировать воображение, как советуют психологи, нужно еще с самого детства.
Творческая деятельность развивает чувства детей. Творя, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.
Творчество способствует оптимальному и интенсивному развитию таких психических функций, как память, мышление, восприятие, внимание. А ведь именно они определяют успешность учебы ребенка.
Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы ― различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизни и мира, свои положительные и отрицательные качества, по-новому их осмысливает и оценивает.
Творчество развивает
и эстетические чувства у ребенка.
Через эту деятельность формируется
восприимчивость ребенка к
Все дети, особенно старшие
дошкольники и школьники
Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их показывать. Дети же, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности, не обращая внимания на стеснительность.
Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и талантливых детей. Одаренность - это комплекс способностей, позволяющих иметь особые достижения в конкретной области искусства, науки, профессиональной или иной деятельности. Не многие дети отличаются ярко выраженной талантливостью и одаренностью. Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным качеством, ему необходима постоянная активность фантазии. Необычные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации-все это характерно для талантливого ребенка и является результатом воображения.
Одаренность и талант
тесно связаны с опережающим
развитием. Талантливые дети отличаются
более высокими результатами по сравнению
со своими сверстниками, и достигают
они этих результатов гораздо
легче. Эти дети отличаются большей
чувствительностью к
При помощи творчества и воображения, естественно, ребенок формирует свою личность. И есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития, - это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора и другие. Через работу воображения происходит компенсация пока еще недостаточных реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности и конфликты.
Занимаясь творчеством
(для чего также первоочередным является
воображение) ребенок формирует
у себя такое качество, как одухотворенность.
При одухотворенности воображение
включено во всю познавательную деятельность,
сопровождаясь особо
Особый интерес для
ученых представляют воображаемые компаньоны,
которых конструируют многие дети,
- выдуманные родственники, воображаемые
друзья, феи и эльфы, животные, куклы
и другие объекты. В одном исследовании
принимало участие 210 детей; и было
обнаружено, что 45 из них имели воображаемых
компаньонов: из этого числа 21 были
единственным ребенком в семье и
еще 21 имели только одного родственника
каждый. Наблюдатели отмечали, что,
хотя у 45-ти детей было много благоприятных
возможностей для того, чтобы играть
с другими детьми, они не делали
этого. Воображаемый компаньон ―
это создание самого ребенка, он в
принципе может наделить его любыми
свойствами и заставить персонификацию
обращаться с ним так, как сам
того пожелает. Следует отметить, что
игра, включающая таких компаньонов,
иногда отражает установки родителей,
и известен случай с девочкой, которая
имела двух воображаемых товарищей
― один был наделен всеми
В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретает такая форма воображения, как мечта - образ желаемого будущего.
Подросток мечтает о
том, что доставляет ему радость,
что удовлетворяет его самые
сокровенные желания и
Воображение значимо в личностном плане и для взрослого. Люди, которые во взрослом возрасте сохранили яркое воображение, отличаются талантливостью, их часто называют богато одаренными личностями.
С возрастом большинство из нас теряет способность фантазировать: как трудно иногда бывает придумать новую сказку для ребенка. Для сохранения и развития воображения существует целый ряд упражнений, которые подробно описаны в специальной педагогической литературе.