Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 18:46, курсовая работа
Исследование мышления открывает большие возможности для развития способностей и возможностей человека, так как на практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определят уровень их развития. С помощью знаний о структуре мышления, его функциях, критериях его развития было разработано множество психологических тестов вопросников, теоретических подходов к диагностике практического мышления.
Цель исследования: изучить невербальное мышление у детей с ОНР III уровень.
Введение ……………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы изучения мышления у детей с ОНР III уровень.
1.1. Сущность мышления, как психологического процесса ………..6
1.2. Особенности развитие мышления детей в онтогенезе ………….8
1.3. Особенности развития невербального мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи …………14
Выводы по I главе …………………………………………………………22
Глава II. Экспериментальное изучение невербальных форм мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2.1. Организация и методика проведения эксперимента …………….23
2.2. Анализ и результаты исследования ……………………………….30
Выводы по II главе ………………………………………………………...43
Заключение ………………………………………………………………….44
Литература …………………………………………………………………47
Для подтверждения сделанных выводов мы использовали еще одну методику определения уровня развития наглядно-действенного мышления дошкольников контрольной группы – «Воспроизведи рисунки».
Возраст: от 5 до 6,5 лет
Стимульный материал: набор картинок.
Процедура обследования: Методика предназначена для диагностики уровня развития наглядно-действенного мышления у детей в возрасте от 5 до 6 лет 6 месяцев. Ее задание заключается в том, чтобы в специальных пустых квадратах, представленных справа на рисунке, воспроизвести картинки, изображенные на этом же рисунке слева. Для этого ребенку дается фломастер темного цвета и рисунок в сопровождении следующей инструкции:
«Справа в пустых клетках необходимо нарисовать точно такие же фигуры, которые имеются слева Нужно сделать это как можно аккуратнее, равномерно заштриховав все части, где имеются Темные поля, не оставляя пустых участков и не выходя за пределы заданного контура».
На выполнение задания отводится 5 мин.
Для обследования наглядно-образного мышления были использованы методики «Что здесь лишнее?» и «Времена года»
Методика «Что здесь лишнее?»
Возраст: 5-6,5 лет
Цель методики: диагностика уровня развития образно-логического мышления.
Стимульный материал: набор картинок.
Процедура обследования: Эта методика предназначена для детей от 5 до 6 лет 6 месяцев. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.
Возраст: от 5 до 6,5 лет
Цель: определение уровня образно-логического мышления.
Стимульный материал: набор картинок
Процедура обследования: методика позволяет диагностировать уровень развития образно-логического мышления детей в возрасте от 5 до 6 лет 6 месяцев. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время – 2 мин – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.
Была изучена медико-педагогическая документация на каждого ребенка. После проведения беседы, выяснили условия воспитания ребенка, речевое развитие, проявление индивидуальных особенностей детей в домашней обстановке; также проводилась беседа с воспитателями группы, логопедом, а наблюдения за детьми в игровой и бытовой деятельности позволили найти лучший способ для установления контакта.
Анализ анамнестических данных на каждого ребенка.
Кунагаев Ярослав
Возраст 5 лет 5 месяцев. Ребенок от 1 беременности, 1-е роды по счету, течение беременности в норме. Физическое развитие протекало нормально. Головку начал держать в 2 месяца, сидеть с 6 месяцев, вставать в 9 месяцев, ходить в 12 месяцев. Закричал сразу, гуление в 3 месяца, лепет в 6 месяцев, первые в 12,5 месяцев, фразы в 12,9 месяцев.
Перенесенные заболевания: в раннем возрасте синдром внутричерепной гипертензии, ОРЗ, аллергический дерматит; в старшем возрасте хроническое плоскостопие, ветряная оспа, острый бронхит.
Состояние зрения R+30, слух и интеллект в норме. Развитие соответствует возрасту.
Мухаметшин Руслан
Возраст 5 лет 5 месяцев. Ребенок от 2 беременности, 2-е роды по счету, течение беременности в норме. Физическое развитие протекало нормально. Головку начал держать в 1,5 месяца, сидеть с 6 месяцев, вставать в 9 месяцев, ходить в 12 месяцев. Закричал сразу, гуление в 3,5 месяца, лепет в 7 месяцев, первые слова в 14 месяцев, фразы в 16 месяцев.
Перенесенные заболевания: в раннем возрасте ОРВИ; в старшем возрасте конъюнктивит, ОРЗ, острый бронхит.
Состояние зрения, слуха и интеллекта в норме. Развитие соответствует возрасту.
Николаеев Арсений
Возраст 5 лет 3 месяца. Ребенок от 2 беременности, 1-е роды по счету, беременность и роды в норме. Физическое развитие протекало нормально. Головку начал держать в 1,2 месяца, сидеть с 6 месяцев, вставать с 8 месяцев, ходить с 12 месяцев. Первые слова и фразы в 14 месяцев.
Перенесенные заболевания: в раннем возрасте пневмония средней степени, ОРВИ; в старшем возрасте ОРЗ, острый бронхит, дуоденит.
Состояние зрения, слуха и интеллекта в норме. Развитие соответствует возрасту.
Смоленков Александр
Возраст 5 лет 8 месяцев. Ребенок от 2 беременности, 2-е роды по счету, течение беременности в норме. Физическое развитие протекало нормально. Головку начал держать в 1,2 месяцев, сидеть с 6 месяцев, вставать в 8,5 месяцев, ходить в 12 месяцев. Закричал сразу, гуление в 3,5 месяцев, лепет в 7 месяцев, первые слова в 12,2 месяцев, фразы в 16 месяцев.
Перенесенные заболевания: в раннем возрасте ОРВИ; в старшем возрасте ОРЗ, конъюнктивит, острый бронхит.
Состояние зрения, слуха и интеллекта в норме. Развитие соответствует возрасту.
Тимерясова Залина
Возраст 5 лет 4 месяца. Ребенок от 2 беременности, 2-е роды по счету, беременность протекала на фоне токсикоза. Физическое развитие протекало нормально. Головку начала держать в 1,2 месяцев, сидеть с 7 месяцев, вставать в 10 месяцев, ходить в 12 месяцев. Закричал сразу, гуление в 3,5 месяцев, лепет в 6 месяцев, первые слова в 12,2 месяцев, фразы в 16 месяцев.
Перенесенные заболевания: в раннем возрасте ОРВИ; в старшем возрасте ветряная оспа, острый бронхит.
Состояние зрения, слуха и интеллекта в норме. Развитие соответствует возрасту.
Фанзылова Энже
Возраст 5 лет 2 месяца. Ребенок от 4 беременности, 2-е роды по счету, беременность и роды протекли нормально. Физическое развитие протекало нормально. Головку начала держать в 2 месяца, сидеть с 6 месяцев, вставать в 8 месяцев, ходить в 12 месяцев. Закричала сразу, гуление в 3,5 месяцев, лепет в 7 месяцев, первые слова и фразы в 15 месяцев.
Перенесенные заболевания: в раннем возрасте аллергический дерматит, гемангиома в области правого уха; в старшем возрасте ОРЗ, ветряная оспа, острый бронхит.
Состояние зрения, слуха и интеллекта в норме. Развитие соответствует возрасту.
Изучив медико-педагогическую документацию, нами было выявлено, что дети преимущественно от первой или второй беременности, которая в большинстве случаев протекала нормально. Наиболее часто встречаемые заболевания, перенесенные всеми детьми в раннем возрасте это- ОРВИ, ветряная оспа, острый бронхит. Анализ речевых карт показал, что у всех детей отмечается общее недоразвитие речи (III уровень).