Особенности невербального мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третий уровень

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Исследование мышления открывает большие возможности для развития способностей и возможностей человека, так как на практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определят уровень их развития. С помощью знаний о структуре мышления, его функциях, критериях его развития было разработано множество психологических тестов вопросников, теоретических подходов к диагностике практического мышления.
Цель исследования: изучить невербальное мышление у детей с ОНР III уровень.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы изучения мышления у детей с ОНР III уровень.
1.1. Сущность мышления, как психологического процесса ………..6
1.2. Особенности развитие мышления детей в онтогенезе ………….8
1.3. Особенности развития невербального мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи …………14
Выводы по I главе …………………………………………………………22
Глава II. Экспериментальное изучение невербальных форм мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2.1. Организация и методика проведения эксперимента …………….23
2.2. Анализ и результаты исследования ……………………………….30
Выводы по II главе ………………………………………………………...43
Заключение ………………………………………………………………….44
Литература …………………………………………………………………47

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 101.48 Кб (Скачать)
Выводы об уровне развития мышления производятся по следующей шкале оценок:
– 10 баллов – очень высокий;
– 8–9 баллов – высокий;
– 6–7 баллов – средний;
– 4–5 баллов – низкий;
– 0–3 балла – очень низкий.

Для подтверждения сделанных выводов мы использовали еще одну методику определения уровня развития наглядно-действенного мышления дошкольников контрольной группы – «Воспроизведи рисунки».

Возраст: от 5 до 6,5 лет

Цель: диагностика уровня развития наглядно-действенного мышления.

Стимульный материал: набор картинок.

Процедура обследования: Методика предназначена для диагностики уровня развития наглядно-действенного мышления у детей в возрасте от 5 до 6 лет 6 месяцев. Ее задание заключается в том, чтобы в специальных пустых квадратах, представленных справа на рисунке, воспроизвести картинки, изображенные на этом же рисунке слева. Для этого ребенку дается фломастер темного цвета и рисунок в сопровождении следующей инструкции:

«Справа в пустых клетках необходимо нарисовать точно такие же фигуры, которые имеются слева Нужно сделать это как можно аккуратнее, равномерно заштриховав все части, где имеются Темные поля, не оставляя пустых участков и не выходя за пределы заданного контура».

На выполнение задания отводится 5 мин.

Оценка результатов теста производится с учетом времени и точности выполнения ребенком задания:
– 10 баллов – ребенок за 5 мин выполнил все задание, т.е. нарисовал в пустых матрицах все шесть фигур. При этом ни в одной из фигур не осталось пустых, не заштрихованных участков в тех местах, где штриховка должна была быть сплошной, а контуры фигур не более чем на 1 мм вышли за пределы заданных образцов;
– 8–9 баллов – ребенок справился с заданием за 5 мин. При этом в каждой фигуре остались незаштрихованными не более одного-двух участков, а контуры выполненных фигур не более чем на 1 мм отличаются от оригиналов;
– 6–7 баллов – ребенок выполнил задание за 5 мин, но в его работе имеется хотя бы один из следующих недочетов почти в каждой фигуре есть от 3 до 4 незаштрихованных участков, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 1,5 мм.;
– 4–5 баллов – ребенок за 5 мин смог заштриховать 4–5 фигур из шести, причем в каждой из них встречается хотя бы один из следующих недостатков не менее одной пятой части ее площади осталось не заштриховано, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм.;
– 2–3 балла – ребенок смог за 5 мин заштриховать только 2–3 фигуры, и в каждой из них можно обнаружить хотя бы один из следующих недостатков, не менее одной пятой ее части осталось не заштриховано, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм.;
– 0–1 балл – ребенок за 5 мин смог заштриховать не более одной фигуры, и в ней имеется хотя бы один из следующих недостатков площадь фигуры не менее чем на одну четверть не заштрихована, контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 3 мм.
Выводы об уровне развития мышления производятся по следующей шкале оценок:
– 10 баллов – очень высокий;
– 8–9 баллов – высокий;
– 6–7 баллов – средний;
– 4–5 баллов – низкий;
– 0–3 балла – очень низкий.

Для обследования наглядно-образного мышления были  использованы методики «Что здесь лишнее?»  и «Времена года»

Методика «Что здесь лишнее?»

Возраст: 5-6,5 лет

Цель методики: диагностика уровня развития образно-логического мышления.

Стимульный материал: набор картинок.

Процедура обследования: Эта методика предназначена для детей от 5 до 6 лет 6 месяцев. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:

«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».

На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов теста производится с учетом времени и точности выполнения ребенком задания:
– 10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишним;
– 8–9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.;
– 6–7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.;
– 4–5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.;
– 2–3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.;
– 0–1 балл – ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития мышления производятся по следующей шкале оценок:
– 10 баллов – очень высокий;
– 8–9 баллов – высокий;
– 6–7 баллов – средний;
– 4–5 баллов – низкий;
– 0–3 балла – очень низкий.

Методика «Времена года»

Возраст: от 5 до 6,5 лет

Цель: определение уровня образно-логического мышления.

Стимульный материал: набор картинок

Процедура обследования: методика позволяет диагностировать уровень развития образно-логического мышления детей в возрасте от 5 до 6 лет 6 месяцев. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время – 2 мин – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

Оценка результатов теста производится с учетом времени и точности выполнения:
– 10 баллов – за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам);
– 8–9 баллов – ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5–7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взяты;
– 6–7 баллов – ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3–4 признака, подтверждающих его мнение;
– 4–5 баллов – ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1–2 признака в подтверждение своего мнения;
– 0–3 балла – ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).
Выводы об уровне развития мышления производятся по следующей шкале оценок, одинаковой для всех используемых методик:
– 10 баллов – очень высокий;
– 8–9 баллов – высокий;
– 6–7 баллов – средний;
– 4–5 баллов – низкий;
– 0–3 балла – очень низкий.

 

 

    1. Анализ и результаты исследования

 

Была изучена медико-педагогическая документация на каждого ребенка. После проведения беседы, выяснили условия воспитания ребенка, речевое развитие, проявление индивидуальных особенностей детей в домашней обстановке; также проводилась беседа с воспитателями группы, логопедом, а наблюдения за детьми в игровой и бытовой деятельности позволили найти лучший способ для установления контакта.

Анализ анамнестических данных на каждого ребенка.

Кунагаев Ярослав

Возраст 5 лет 5 месяцев. Ребенок от 1 беременности, 1-е роды по счету, течение беременности в норме. Физическое развитие протекало нормально. Головку начал держать в 2 месяца, сидеть с 6 месяцев, вставать в 9 месяцев, ходить в 12 месяцев. Закричал сразу, гуление в 3 месяца, лепет в 6 месяцев, первые в 12,5 месяцев, фразы в 12,9 месяцев.

Перенесенные заболевания: в раннем возрасте синдром внутричерепной гипертензии, ОРЗ, аллергический дерматит; в старшем возрасте хроническое плоскостопие, ветряная оспа, острый бронхит.

Состояние зрения R+30, слух и интеллект в норме. Развитие соответствует возрасту.

Мухаметшин Руслан

Возраст 5 лет 5 месяцев. Ребенок от 2 беременности, 2-е роды по счету, течение беременности в норме. Физическое развитие протекало нормально. Головку начал держать в 1,5 месяца, сидеть с 6 месяцев, вставать в 9 месяцев, ходить в 12 месяцев. Закричал сразу, гуление в 3,5 месяца, лепет в 7 месяцев, первые слова в 14 месяцев, фразы в 16 месяцев.

Перенесенные заболевания: в раннем возрасте ОРВИ; в старшем возрасте конъюнктивит, ОРЗ, острый бронхит.

Состояние зрения, слуха и интеллекта в норме. Развитие соответствует возрасту.

Николаеев Арсений

Возраст 5 лет 3 месяца. Ребенок от 2 беременности, 1-е роды по счету, беременность и роды в норме. Физическое развитие протекало нормально. Головку начал держать в 1,2 месяца, сидеть с 6 месяцев, вставать с 8 месяцев, ходить с 12 месяцев. Первые слова и фразы в 14 месяцев.

Перенесенные заболевания: в раннем возрасте пневмония средней степени, ОРВИ; в старшем возрасте ОРЗ, острый бронхит, дуоденит.

Состояние зрения, слуха и интеллекта в норме. Развитие соответствует возрасту.

Смоленков Александр

Возраст 5 лет 8 месяцев. Ребенок от 2 беременности, 2-е роды по счету, течение беременности в норме. Физическое развитие протекало нормально. Головку начал держать в 1,2 месяцев, сидеть с 6 месяцев, вставать в 8,5 месяцев, ходить в 12 месяцев. Закричал сразу, гуление в 3,5 месяцев, лепет в 7 месяцев, первые слова в 12,2 месяцев, фразы в 16 месяцев.

Перенесенные заболевания: в раннем возрасте ОРВИ; в старшем возрасте ОРЗ, конъюнктивит, острый бронхит.

Состояние зрения, слуха и интеллекта в норме. Развитие соответствует возрасту.

Тимерясова Залина

Возраст 5 лет 4 месяца. Ребенок от 2 беременности, 2-е роды по счету, беременность протекала на фоне токсикоза. Физическое развитие протекало нормально. Головку начала держать в 1,2 месяцев, сидеть с 7 месяцев, вставать в 10 месяцев, ходить в 12 месяцев. Закричал сразу, гуление в 3,5 месяцев, лепет в 6 месяцев, первые слова в 12,2 месяцев, фразы в 16 месяцев.

Перенесенные заболевания: в раннем возрасте ОРВИ; в старшем возрасте ветряная оспа, острый бронхит.

Состояние зрения, слуха и интеллекта в норме. Развитие соответствует возрасту.

Фанзылова Энже

Возраст 5 лет 2 месяца. Ребенок от 4 беременности, 2-е роды по счету,  беременность и роды протекли нормально. Физическое развитие протекало нормально. Головку начала держать в 2 месяца, сидеть с 6 месяцев, вставать в 8 месяцев, ходить в 12 месяцев. Закричала сразу, гуление в 3,5 месяцев, лепет в 7 месяцев, первые слова и фразы в 15 месяцев.

Перенесенные заболевания: в раннем возрасте аллергический дерматит, гемангиома в области правого уха; в старшем возрасте ОРЗ, ветряная оспа, острый бронхит.

Состояние зрения, слуха и интеллекта в норме. Развитие соответствует возрасту.

Изучив медико-педагогическую документацию, нами было выявлено, что дети преимущественно от первой или второй беременности, которая в большинстве случаев протекала нормально. Наиболее часто встречаемые заболевания, перенесенные всеми детьми в раннем возрасте это- ОРВИ, ветряная оспа, острый бронхит. Анализ речевых карт показал, что у всех детей отмечается общее недоразвитие речи (III уровень).

Информация о работе Особенности невербального мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третий уровень