Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 18:46, курсовая работа
Исследование мышления открывает большие возможности для развития способностей и возможностей человека, так как на практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определят уровень их развития. С помощью знаний о структуре мышления, его функциях, критериях его развития было разработано множество психологических тестов вопросников, теоретических подходов к диагностике практического мышления.
Цель исследования: изучить невербальное мышление у детей с ОНР III уровень.
Введение ……………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы изучения мышления у детей с ОНР III уровень.
1.1. Сущность мышления, как психологического процесса ………..6
1.2. Особенности развитие мышления детей в онтогенезе ………….8
1.3. Особенности развития невербального мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи …………14
Выводы по I главе …………………………………………………………22
Глава II. Экспериментальное изучение невербальных форм мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2.1. Организация и методика проведения эксперимента …………….23
2.2. Анализ и результаты исследования ……………………………….30
Выводы по II главе ………………………………………………………...43
Заключение ………………………………………………………………….44
Литература …………………………………………………………………47
Уровень развития наглядно-действенного мышления |
Количество детей |
Очень высокий |
0 |
Высокий |
1 |
Средний |
3 |
Низкий |
2 |
Очень низкий |
0 |
Проведенное тестирование выявило 1 ребенка экспериментальной группы из двадцати с высоким уровнем наглядно-образного мышления, 3 детей – со средним уровнем. Два ребенка имеют низкий уровень развития наглядно-образного мышления. Детей с очень высоким и очень низким уровнем развития наглядно-образного мышления в экспериментальной группе не обнаружено.
Такие результаты подтвердили результаты исследования Л, И. Беляковой, О.Н. Усановой и др. [2], которые также пришли к выводу, что дети с общим недоразвитием речи имеют в основном высокий и средний уровень развития наглядно-образного мышления.
Исходя из проведенного эксперимента можно выделить три группы детей. Первая группа с высоким уровнем, вторая со средним уровнем и третья с низким уровнем, что видно из диаграммы 1.
Диаграмма 1. Уровни невербального мышления.
Таким образом, в экспериментальной группе у детей выявлен высокий, средний и низкий уровень развития невербального, то есть пространственно-образного мышления.
Выводы по II главе
В данной главе мы изучили амнестические данные на каждого ребенка и с помощью методик «Вырежи фигуры», «Воспроизведи рисунки», «Что здесь лишнее» и «Времена года» выявили уровни невербальных форм мышления.
Проведенный нами эксперимент по изучению невербальных форм мышления у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) показал, что у детей с данной речевой патологией уровень развития мышления несколько снижен.
В результате проведённого обследования нами были выделены три группы детей в соответствии с уровнем сформированности невербального мышления.
В первую группу вошел один ребенок с высоким уровнем невербального мышления, так как он по четырем методикам показал высокий уровень.
Вторую группу со средним уровнем вошло трое детей и в третью группу вошло двое детей соответственно показавшие низкий уровень развития невербального мышления.
Таким образом, можно сделать вывод, что все дети дошкольного возраста с ОНР (III уровень) нуждаются в специальном коррекционном обучении.
Заключение
Актуальность настоящего исследования подтверждена двумя противоположными положениями о взаимосвязи языка и мышления, до сих пор существующими в научных кругах: первая – мышление совершенствуется только на основе речи; вторая – развитие мышления возможно без использования речи.
Цель исследования: выявление уровня сформированности и особенностей невербального мышления у дошкольников с ОНР III уровень.
Детское мышление проходит определенные этапы в своем развитии. Наглядно-действенное, наглядно-образное (невербальное), словесно-логическое и абстрактно-логическое (вербальное) мышление являются последовательными этапами развития мышления в онтогенезе. На первых этапах своего развития, мышление ребенка развивается через непосредственное действие, в дальнейшем ребенок использует образы, запечатлевшиеся в кратковременной памяти. Развивающаяся речь оказывает влияние на формирующееся мышление ребенка, существенно преобразуя его. В процессе совместной деятельности со взрослым ребенок узнает и запоминает названия отдельных предметов, их свойств, качеств, действий. По мере развития словарного запаса значение слова постепенно уточняется. Изменение значения слова отражает развитие представлений ребенка об окружающем мире, что тесно связано с развитием его мышления.
В исследовании приняли участие дошкольники в возрасте от 5 лет до 6 лет 6 месяцев. Экспериментальная группа, в которую вошли 6 детей с общим недоразвитием речи (третьим уровнем развития речи) – на базе логопедического пункта МАДОУ общеразвивающего вида города Уфы № 51.
Для определения уровня развития наглядно-действенного мышления использовались методики «Вырежи фигуры» и «Воспроизведи рисунки»; для определения уровня развития наглядно-образного мышления – методики «Что здесь лишнее?» и «Времена года».
Анализ результатов детей экспериментальной группы позволяет сделать вывод, что в основном дети обладают средним уровнем развития наглядно-действенного мышления. Есть дети с высоким уровнем наглядно-действенного мышления. Детей с очень высоким и очень низким уровнем развития мышления не выявлено.
Причины отклонения в развитии наглядно-действенного мышления детей с третьим уровнем речевого развития заключаются в неустойчивости внимания, в связи, с чем увеличивается время, затраченное на выполнение задание; в недостаточно развитой моторике рук, что увеличивает неточность вырезания или заштриховывания фигур, то есть причины отклонений заключаются в общем сенсорном развитии детей с третьим уровнем речевого развития, которое имеет влияние на развитие всех психологических процессов.
Уровень наглядно-образного мышления детей экспериментальной группы в основном средний, но имеются дети и с высоким, и с низким уровнем. С очень высоким уровнем и с очень низким уровнем наглядно-образного мышления в экспериментальной группе детей не выявлено.
Причины отклонения в развитии наглядно-образного мышления детей с третьим уровнем речевого развития заключаются в том, что, у детей с речевыми нарушениями в активном словаре недостаточно слов для описания тех образов, которые они видят на картинке; в связном речевом высказывании наблюдается отсутствие четкости, последовательности изложения. В настоящем исследовании дети не всегда могли указать существенные признаки, причинно-следственные отношения, между предметами, изображенными на картинках. Именно эти особенности развития детей экспериментальной группы (детей с общим недоразвитием речи третьего уровня) повлияли на результаты исследования, что доказывает существенную связь между развитием речи и развитием наглядно-образного мышления.
Таким образом, уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления дошкольников с третьим уровнем речевого развития несколько ниже уровня развития данных видов мышления детей без речевых патологий.
Литература
1. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. – М.: УМК «Психология», 2003. – С. 11–17.
2.Белякова Л.И., Усанова О.Н., Гаркуша Ю.Ф., Фигередо З.З. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормальной речью // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. – М., 1991. – С. 72–88.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. – М.: Лабиринт, 1999. – С. 223–274.
4. Гагина А. Структура речевого дефекта при общем недоразвитии речи // Вестник института психологии и педагогики: Выпуск 3 / Под общей ред. С.А. Репина – Челябинск: Из-во Урал ЛТД, 2004. – C. 16–24.
5. Глухов В.П. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФН и ОНР). Демонстрационный материал и методика. М., 2003.
6. Диагностическое обследование детей дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: КАРО, 2005. – С. 5–48.
7. Зенков Г.С. Сапожникова И.А.
8. Зинченко В.П. Мысль и слово: подходы Л.С. Выготского и Г.Г. Шпета // Психологическая наука и образование. – 2003. – №4. – С. 17–21.
9. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. – Москва: Просвещение, 1988. – С. 41–89.
10. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей с ОНР. Некоторые методы и приемы. – М.: Гном, 2007. – 48 с.
11. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 1999. – 160с.
12. Левина Р.Е. К построению педагогической классификации аномалий речевого развития: Седьмая научная сессия по дефектологии. М., 1975.
13. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. – М.: Издательство Академии пед. наук. РСФСР. – С. 9–27.
14.Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебник для филологических специальностей вузов. – М.: Высшая школа, 1987. – С. 97–101.
15. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 456 с.
16.Организация коррекционно-логопедической работы в диагностических группах с детьми дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Ч. 1. / Авт.-составители А.Ф. Леонова, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова, А.И. Данилкович. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. – 87 с.
17. Поливанова Н.И., Ривина
И.В. Диагностика системного
18. Проневская О.Н., Ляшко Е.Н. Стимуляция речевого развития // Конгресс по детской психиатрии. Материалы конгресса. 25–28 сентября 2001 г. – М.: РОСИНЭКС. – 2001. – С. 327–328.
19. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Академия, 2001. – С. 116.
20. Психология личности. В 2-х т.т. Т. 1 / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: БАХРАХ-М, 2004. – С. 41–46.
21. Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1983 - с. 200-201.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2003. – 384 c.
23. Руднев А.Г. Проблемы формы и содержания в языке. Л., 1959. – 312 с.
24. Сенкевич Л.В., Афанасьева О.О. Особенности развития личностной и познавательной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». – №3. – 2007. – С. 131–140. – М.: Изд-во МГОУ. – 400 с.
25. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление / [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.classes.ru/.
26. Спиркин А.Г. Происхождение языка и его роль в формировании мышления. – М.: Просвещение, 1957. – 279 с.
27. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.
28. Характеристика общего недоразвития речи // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1968. – С. 53–125.
30. Экпериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже, М.: Прогресс, 1966, Вып. I, II. С. 185–189.