Основные типы поведения в конфликтных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 21:53, контрольная работа

Краткое описание

В данной контрольной работе освещены некоторые вопросы, связанные с понятием «конфликт». Дано определение конфликта, представлена классификация конфликтов: внутриличностные, межличностным, между личностью и организацией. Также были рассмотрены причины, вызывающие разногласия.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Теоретическая часть.
1.1 Общая характеристика конфликта………………………………...…………3
1.2 Причины возникновения конфликта………………………………………..5
1.3 Виды конфликтов, формулы…………………………………………….…. .7
1.4 Динамика конфликта………………………………………………………...12
1.5 Стратегия поведения в конфликте………………………………………….15
1.6 Коррекция и управление конфликтов……………………………………...17
Глава 2. Практическая часть.
2.1. Привести конкретные конфликтные ситуации и определить способы их регулирования……………………………………………………………………23
2.2. Анализ внутриличностного конфликта……………………………………24
2.3. Определить степень собственной конфликтности методом тестирования, самоанализа и сопоставления характера конфликтующих личностей……... 27
Заключение ……………………………………………………………………....29
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

конфликт.docx

— 77.88 Кб (Скачать)

Присутствуя на занятиях педагога дополнительного образования, которая занималась постановкой детской сказки, воспитатель постоянно вмешивалась в творческий процесс, брала на себя инициативу, распределяла роли и тем самым осложняла условия работы специалиста, стараясь всем своим видом унизить ее как личность. Перед педагогом дополнительного образования встал вопрос: что делать и не отказаться ли от проведения занятий в этой группе? Другие сотрудники ДОУ внешне никак не реагировали на создавшуюся ситуацию. Таким образом, основная проблема заключалась в несложившихся личных взаимоотношениях двух коллег.

Решение конфликтной ситуации: Сопровождать группу на занятия педагога дополнительного образования нужно предложить второму воспитателю группы, с которым у специалиста сложились хорошие отношения.

Ситуация 2

Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя — он "получает за это деньги".

Решение конфликтной ситуации:

Попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить совместно со старшим воспитателем и педагогом-психологом стенд или ширму об организации занятий и игр дома для последующего размещения рекомендаций по темам, конкретных игр, заданий.

Ситуация 3

Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми.

Решение конфликтной ситуации: постараться доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку "наиграться", что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда по проще.

 

2.2. Анализ внутриличностного конфликта

 

Анализ фрагмента из "Исповеди" Л.Н. Толстого (Толстой Л Н. Сочинения. Часть тринадцатая. - М.: Т-во И.Н. Кушнерев и К0.1911. - С.16 - 19,6)

Анализ внутриличностного конфликта будет проведен по следующим вопросам

1. Какой тип внутриличностного конфликта описан автором?

2. В чем причины данного  типа внутриличностного конфликта?

3. Раскройте динамику  конфликта Л.Н. Толстого.

4. Какого рода защитные  механизмы от внутриличностного конфликта использовал автор "Исповеди"?

5. К какой научной концепции  внутриличностного конфликта относится конфликт, описанный Л.Н. Толстым? Кто автор этой концепции?

1. Внутриличностный конфликт - это состояние, в котором у человека есть противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценности и цели, с которыми он в данный момент не может справиться, не может выработать приоритеты поведения. Во внутриличностный конфликт вовлекаются элементы целостной структуры личности (Я-концепция, мотивационная, эмоциональная сфера, смыслообразующая деятельность, отношения), которые выражают субъективные ценности и закрепляются в личностных смыслах.

Тип внутриличностного конфликта Л.Н. Толстого - ноогенный невроз - это расстройство внутренней структуры личности, вызванное экзистенциальным вакуумом, отсутствием у человека смысла жизни.

2. Внутренними факторами  рассматриваемого внутриличностного конфликта являются индивидуальные особенности личности (характер, психофизическое, эмоциональное состояние и др.), повышающие риск суицида, образующие внутреннюю среду для отражения внешних факторов, а также являющиеся побудителями такого поведения в суицидогенной ситуации.

К внешним факторам относятся: микросоциальные условия биографического характера, прежде всего семейного воспитания; межличностные отношения в референтной группе - семейной, дружеской или профессиональной; дезадаптирующие объективные факторы деятельности (экстремальность, ответственность, резкое повышение нагрузки и т.д.).

Причины данного типа внутриличностного конфликта - внутренние причины, коренящиеся в противоречиях самой личности - потеря смысла жизни.

3. Динамика конфликта  Л.Н. Толстого:

Сначала человека захлестывает глубокое разочарование в собственном "Я" и окружающем мире, затем наступает период апатии и равнодушия к течению жизни, а после - формируется стойкая депрессия

Основные этапы конфликта

1. Возникновение и развитие  конфликтной ситуации.

На меня стали находить минуты сначала недоумения, остановки жизни, как будто я не знал, как мне жить, что мне делать, и я терялся и впадал в уныние. Но это проходило, и я продолжал жить по-прежнему.

чаше и чаще стали повторяться вопросы, настоятельнее и настоятельнее требовались ответы, и как точки, падая все на одно место, сплотились эти вопросы, без ответов, в одно черное пятно.

2. Осознание конфликтной  ситуации

Я понял, что это - не случайное недомогание, а что-то очень важное, и что если повторяются все те же вопросы, то надо ответить на них. Вопросы не ждут, надо сейчас ответить; если не ответишь, нельзя жить. А ответа нет.

Я почувствовал, что то, на чем я стоял, подломилось, что мне стоять не на чем, что того, чем я жил, уже нет, что мне нечем жить. Жизнь моя остановилась.

3. Развитие конфликта.

Я мог дышать, есть, пить, спать и не мог ни дышать, ни есть, ни пить, ни спать; но жизни не было, потому что не было таких желаний, удовлетворение которых я находил бы разумным.

Со мной сделалось то, что я, здоровый, счастливый человек, почувствовал, что я не могу более жить, - какая-то непреодолимая сила влекла меня к тому, чтобы как-нибудь избавиться от жизни.

Я сам не знал, чего я хочу: я боялся жизни, стремился прочь от нее и между тем чего-то еще надеялся от нее.

4. Разрешение конфликта.

И я спасся от самоубийства. Когда и как совершился во мне этот переворот, я не мог бы сказать. Я вернулся во всем к самому прежнему, детскому и юношескому. Я вернулся к вере в ту волю, которая произвела меня и чего-то хочет от меня; я вернулся к тому, что главная и единственная цель моей жизни есть то, чтобы быть лучше, т.е. жить согласнее с этой волей; я вернулся к тому, что выражение этой воли я могу найти в том. что в скрывающейся от меня дали выработало для руководства своего вес человечество, т.е. я вернулся к вере в Бога, в нравственное совершенствование и в предание, передававшее смысл жизни. Только та и была разница, что тогда все это было принято бессознательно, теперь же я знал, что без этого я не могу жить.

Внутриличностный конфликт может быть не только деструктивным, но и конструктивным, т.е. позитивно влияющим на структуру, динамику и результативность внутриличностных процессов и служащим источником самосовершенствования и самоутверждения личности. В этом случае внутриличностные противоречия разрешаются без особых негативных последствий, а общим результатом их разрешения является развитие личности

4. Психологическая защита  личности представляет собой  специальную регулятивную систему  стабилизации личности, направленную  на устранение или сведение  к минимуму чувства тревоги  или страха, сопровождающих внутриличностный конфликт. Сущностью и функцией психологической защиты является предохранение сознания личности от негативных переживаний.

Интеллектуализация - один из защитных механизмов, состоящий в игнорировании эмоционального содержания личностной проблемы и в попытке ограничиться сухим, трезвым ее анализом.

5. В. Франкл описывает сущность внутриличностного конфликта как потерю смысла жизни. Логотерапия - поиск смысла человеческого существования. Согласно концепции Франкла, главной движущей силой жизни каждого человека является поиск им смысла жизни и борьба за него. Но осуществить смысл жизни удается лишь немногим. Отсутствие же его порождает у человека состояние, которое он называет экзистенциальным вакуумом, или чувством бесцельности и пустоты.

Теория личности Франкла центрирует свою позицию на учении о ценностях, т.е. понятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций. Он выделяет три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества (например, труд), ценности переживания (например, любовь) и ценности отношения, сознательно принимаемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить.

Нахождение смысла в конкретной ситуации Франкл называет "осознанием возможностей действия по отношению к данной ситуации". Именно на такое осознание и направлена логотерапия, которая помогает человеку увидеть весь спектр потенциальных смыслов содержащихся в ситуации, и выбрать тот, который согласуется с его совестью. При этом смысл должен быть не только найден, но и реализован, так как его реализация связана с реализацией человеком самого себя.

 

 2.3. Определение степени собственной конфликтности методом тестирования, самоанализа  и сапостовления характера конфликтующих личностей.

 

Тест «Самооценка конфликтности»

Тест позволяет определить степень собственной конфликтности.

Инструкция. Оцените по 7-балльной шкале, насколько в вас представлено каждое свойство, приведенное в таблице.

Семь баллов означает, что в вашем поведении всегда проявляется свойство, описанное в левой части таблицы, 1 балл — что оно не проявляется никогда, для вас характерна его противоположность, описанная в правой части таблицы.

Обработка и интерпретация результатов: подсчитайте общую сумму баллов и оцените свою степень конфликтности.

1. Рветесь в спор

7   6   5   4  3  2 1

Уклоняетесь от спора

2.Свои выводы сопровождаете  тоном, не терпящим возражений

7   6  5  4  3  2  1

Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном

3. Считаете, что добьетесь  своего, если будете рьяно возражать

7   6  5  4  3  2  1

Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего

4. Не обращаете внимания  на то, что другие не принимают  доводов

7   6  5  4  3  2 1

Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов

5. Спорные вопросы обсуждаете  в присутствии оппонента

7   6  5  4  3  2 1

Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента

6. Не смущаетесь, если  попадаете в напряженную обстановку

7   6  5  4  3  2  1

В напряженной обстановке чувствуете себя неловко

7. Считаете, что в споре  надо проявлять свой характер

7   6  5  4  3  2  1

Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции

8. Не уступаете в спорах

7   6  5  4  3  2  1

Уступаете в спорах

9.Считаете, что люди легко  выходят из конфликта

7   6  5  4  3  2  1

Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта

10. Если взрываетесь, то  считаете, что без этого нельзя

7   6  5  4  3  2  1

Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины

 

60 и более баллов —  высокая степень конфликтности. Зачастую вы сами ищите повод  для споров. Не обижайтесь, если  вас будут считать любителем поскандалить. Лучше подумайте, не скрывается ли за таким поведением глубинное чувство собственной неполноценности?

50-60 баллов — выраженная  конфликтность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, даже если это может отрицательно повлиять на ваши взаимоотношения с окружающими. За это вас не всегда любят, но зато уважают.

30-50 баллов — конфликтность выражена слабо. Вы умеете сглаживать конфликты и избегать критических ситуаций, но при необхо­димости готовы решительно отстаивать свои интересы.

15-30 баллов — конфликтность  не выражена. Вы тактичны, не любите конфликтов. Если же вам приходится вступать в спор, вы всегда учитываете, как это может отразиться на ваших взаимоотношениях с окружающими.

Менее 15 баллов – для вас свойственно избегать конфликтных ситуаций. Вы предпочитаете отказаться от своих интересов, но избежать какой – либо напряженности в отношениях. Не думаете ли вы, что тем самым теряете уважение окружающих?

В ходе тестирования мною было набрано 20 балов это говорит о том, конфликтность не выражена. Что я  тактична, не люблю конфликтов. Если же мне приходится вступать в спор, то всегда учитываю, как это может отразиться на моих взаимоотношениях с окружающими.

Самоанализ

Я не конфликтный человек всегда стараюсь отходить в сторону от конфликтов. Если же возникают какие – либо конфликты мне приходится вступать в спор, но я стараюсь учитывать, как это может отразиться на мне и на окружающих людях.  И  поэтому стараюсь тихо, спокойным тоном найти выход из сложившейся ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 Конфликт – это  наличие противоречия, которое принимает  форму разногласий, если речь  идет о взаимодействии людей. Конфликт представляет собой  явление, которое играет особую  роль в психической жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях  с другими людьми и в жизни  общества в целом.

Информация о работе Основные типы поведения в конфликтных ситуациях