Основные типы поведения в конфликтных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 21:53, контрольная работа

Краткое описание

В данной контрольной работе освещены некоторые вопросы, связанные с понятием «конфликт». Дано определение конфликта, представлена классификация конфликтов: внутриличностные, межличностным, между личностью и организацией. Также были рассмотрены причины, вызывающие разногласия.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Теоретическая часть.
1.1 Общая характеристика конфликта………………………………...…………3
1.2 Причины возникновения конфликта………………………………………..5
1.3 Виды конфликтов, формулы…………………………………………….…. .7
1.4 Динамика конфликта………………………………………………………...12
1.5 Стратегия поведения в конфликте………………………………………….15
1.6 Коррекция и управление конфликтов……………………………………...17
Глава 2. Практическая часть.
2.1. Привести конкретные конфликтные ситуации и определить способы их регулирования……………………………………………………………………23
2.2. Анализ внутриличностного конфликта……………………………………24
2.3. Определить степень собственной конфликтности методом тестирования, самоанализа и сопоставления характера конфликтующих личностей……... 27
Заключение ……………………………………………………………………....29
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

конфликт.docx

— 77.88 Кб (Скачать)

Признак перехода скрытой стадии конфликта в открытую — конфликтное поведение сторон. Как отмечалось выше, конфликтное поведение — это выраженное противодействие сторон. Как особая форма взаимодействия они направлены на блокирование достижения противником его целей и осуществление своих собственных целей. Другими признаками конфликтных действий являются:

• расширение числа участников;

• нарастание числа проблем, образующих комплекс причин конфликта, переход от деловых проблем к личностным;

• смещение эмоциональной окраски конфликта в сторону темного спектра, негативных чувств, таких, как неприязнь, ненависть и т.п.;

• возрастание степени психической напряженности до уровня стрессовой ситуации.

Для признания конфликта начавшимся требуется выполнение трех условий:

1) первый субъект конфликта  сознательно и активно действует  в ущерб другому субъекту (под  действиями понимаются как физические, так и психические действия, в  том числе и коммуникативные  по передаче информации);

2) второй субъект конфликта  осознает, что указанные действия  направлены против его интересов;

3) в связи с этим  второй субъект предпринимает  ответные действия, нанося ущерб  первому субъекту.

Если одна из сторон предпринимает агрессивные действия, а вторая занимает пассивную позицию, то конфликта еще нет. Так же как и в случае, если одна из сторон только замышляет агрессивные действия, но еще не действует в ущерб другой стороне.

Открытый период можно условно разделить на три этапа:

1) инцидент (первое столкновение  сторон, проба сил и возможностей, социальные действия, направленные  на изменение поведения соперников, на решение проблемы в свою  пользу). Действия, составляющие инцидент, могут иметь как открытый, так  и скрытый характер.

2) эскалация (интенсификация борьбы, нарастание разрушительных действий сторон друг против друга, создающих новые предпосылки для негативного исхода конфликта). Весьма характерным моментом на этапе непосредственно конфликта является наличие критической точки, при достижении которой конфликтные взаимодействия между противоборствующими сторонами достигают максимальной силы и остроты.

3) сбалансированное противодействие (после прохождения критической  точки число конфликтных взаимодействий, их острота и сила резко снижаются, при этом стороны осознают безрезультативность силового решения проблемы и дальше конфликт идет по нисходящей к своему разрешению или же к новому всплеску силового противостояния).

В случае несовместимости сторон, стремления к уничтожению другой стороны последствия открытой стадии конфликта могут быть катастрофическими, привести к развалу добрых отношений или даже к уничтожению одной из сторон.

3. Стадия завершения конфликта(переход от конфликтного противоборства к поиску решения проблемы).Внешним признаком завершения конфликта выступает прекращение конфликтного взаимодействия различными способами, основными из которых являются следующие:

1. разрешение конфликта (при условии устранения возникшего противоречия, причины, и решения основной проблемы) через:

- изменение характеристик  объекта конфликта (устранение объекта, замена одного объекта другим, разделение объекта);

- изменение позиций сторон (переключение внимания сторон  на другие объекты, изменение  мотивации участников через получение  новой информации об объекте  или о возможных негативных  последствиях конфликтного противодействия

- изменение самой конфликтной  ситуации (устранение одной из  сторон, недопущение непосредственного  контакта сторон, переход к переговорам);

2. завершение (прекращение) конфликта (при сохранении имеющегося противоречия) через:

- принуждение, достижение  очевидного перевеса сил одной  из сторон, что позволяет ей  навязать свои условия более  слабому оппоненту;

- достижение компромисса  путем взаимных уступок, изменения  своих требований (при обоюдном  согласии и желании сторон  прекратить борьбу);

- урегулирование конфликта (при отсутствии возможностей  или желания сторон прекратить  борьбу под давлением или посредничестве  третьей силы – медиатора);

- затухание конфликта (борьба  принимает вялотекущий, затяжной  характер из-за истощения ресурсов  сторон, сил и желания продолжать  борьбу).

4. Послеконфликтная стадия, которая включает в себя два этапа:

- частичная нормализация  отношений оппонентов (осмысление  своей позиции, коррекция самооценок, уровней притязаний, отношения к  партнеру, обострение чувства вины);

- полная нормализация  отношений (преодоление негативных  эмоций, установление взаимного  доверия).[6, с. 270]

 

    1. Стратегия поведения в конфликте

 

В жизни бывает так, что интересы людей пересекаются и не всегда это приводит к хорошим последствиям. Довольно часто на столкновении интересов двоих и более людей возникает конфликтная ситуация. В связи с этим очень важно знать и понимать весь процесс возникновения конфликта и как можно повлиять на его развитие.

В психологии принято различать 5 стратегий поведения в конфликте:

1. Уклонение (избегание) –  пассивный стиль поведения в  конфликте, который характеризуется  отсутствием стремления человека, как пойти навстречу оппоненту, так и защищать собственные интересы. При этом данный стиль поведения в конфликте существует как в сознательной, так и бессознательной форме. Например, человек, который не признает наличие конфликтной ситуации, когда данная ситуация реально существует, тоже выбирает, но на подсознательном уровне, стратегию уклонения от конфликта.

Однако уход от конфликта можно считать рациональным, если дальнейшее развитие событий будет благоприятным для человека, либо принесет ему успех без особых усилий, либо представит для него более выгодные возможности и т.д.

Необходимо отметить, что частое использование данного стиля поведения в конфликте может привести к снижению самооценки человека, возникновению у него чувства неуверенности в своих силах. Поэтому при выборе уклонения стоит сначала взвесить все плюсы и минусы такого поведения.

2. Приспособление (уступка) можно обозначить как форму  пассивного сотрудничества, которая  отличается склонностью смягчить  конфликтную ситуацию и сохранить  существующие отношения между  людьми. При этом у человека, выбирающего  данную стратегию поведения, отсутствует  стремление достичь поставленной  цели, а другая сторона конфликта  сохраняет интерес к собственным  целям.

Если для решения конфликта у Вас нет времени, то приспособление может стать наиболее выгодной стратегией поведения в данной ситуации. Существуют и другие плюсы приспособления, например, такое поведение позволяет сохранить отношения между людьми, способствует снятию напряжения, требует от личности наименьших затрат ее ресурсов, приводит к мирному существованию конфликтующих сторон. Но есть и минусы, такое поведение может быть воспринять другой стороной как проявление слабости, что способно привести к увеличению давления и требований. При этом необходимо помнить, что прибегая только к такому стилю поведения в конфликте, Вы скорее всего не сможете достичь желаемого и удовлетворить собственные интересы.

3. Конфронтация (конкуренция, соперничество, доминирование, подавление) – это активное поведение человека, которое направленно на удовлетворение  собственных интересов, при этом  в ущерб интересам другой стороны. Человек, выбирающий соперничество  как стратегию поведения в  конфликте, стремится добиться удовлетворения  только своих целей, для этого  он может постараться убедить  или принудить оппонента пойти  на уступки.

Плюсами данного стиля поведения в конфликте выступает стимулирование развития и прогресса, а также высокая эффективность в достижении необходимых результатов. Однако человек, который постоянно соперничает и конкурирует в окружающими становиться для них конфликтным. При этом существенным минусом соперничества является постоянная необходимость в точности информации и затратах физических и психических сил человека, что может привести к возникновению стресса.

4. Срединное место среди  разнообразных стилей поведения  занимает такая стратегия как  компромисс, которая означает предрасположенность  оппонентов к взаимным уступкам  при достижении частичного удовлетворения  свои стремлений. По другому данное поведение обозначается как стратегия взаимной уступки, которая характеризуется балансом интересов всех сторон. Однако компромисс не может быть постоянным решением проблемы, поскольку ни одна из сторон не удовлетворяет собственные интересы полностью, что является основой для продолжения конфликта.

Способность человека регулировать конфликты с помощью компромисса рассматривается как признак его высокой культуры общения, такое качество очень важно в ведении переговоров и управлении людьми. Да, компромисс не является способом полного разрешения конфликта, но он вполне может служить отличным методом его регулирования.

5. Стратегия сотрудничества (интеграции) характеризуется направленностью  на реализацию интересов всех  участников конфликта. Такой стиль  поведения в конфликте возможен  при точной и своевременной  диагностике проблемы, выявлении  внешних и скрытых причин конфликта, готовности конфликтующих сторон  действовать для достижения общей  цели.

Основой для такого стиля поведения в конфликте как сотрудничество является признание оппонентами ценности межличностных отношений. Выбирая сотрудничество, Вы выражаете стремление совместными усилиями разрешить конфликтную ситуацию. Однако для реализации данной стратегии необходимо, чтобы все конфликтующие стороны придерживались позиций сотрудничества друг с другом, что в нашем мире встречается не часто.

Во многом влияние конфликта зависит от следующих факторов:

- ожидаемый результат  или цель, которую необходимо  достичь;

- отношение человека к  конфликту;

- стратегия поведения, которую  выбрал человек.[7,с.326]

Каждый из этих факторов последовательно связан друг с другом, т.е. от преследуемой цели зависит отношения человека к конфликту, от отношения и цели зависит стратегия поведения, а вот от стратегии поведения зависит будущий результат.. Таким образом, в зависимости от цели, отношения и стратегии поведения человека конфликт будет оказывать определенное влияние на человека.

 

    1. Коррекция и управление конфликтов

 

Управление конфликтами  - это целенаправленное воздействие  по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта. Среди управляющих воздействий по отношению к конфликту центральное место занимает его разрешение. Далеко не все конфликты можно предотвратить. Потому очень важно уметь выходить из конфликта.

Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решения проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов, их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу

Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс, который включает в себя анализ и оценку ситуации, выбор метода разрешения конфликта, формирование плана действий, его реализацию, оценку эффективности своих действий.

Существует достаточно много методов управления конфликтами. Укрупнённо их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:

-  внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;

- структурные, т.е. методы  по устранению организационных конфликтов;

- межличностные методы  или стили поведения в конфликте;

- переговоры;

- ответные  агрессивные  действия. эту группу методов применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп[1, с. 78].

а). Внутриличностные методы  заключаются  в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека. Некоторые авторы предлагают использовать способ «Я - высказывание», т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету, без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение.

Этот способ помогает человеку удержать свою позицию, не превращая другого в своего врага. «Я - высказывание» может быть полезно в любой обстановке, но оно особенно эффективно, когда человек рассержен, раздражен, недоволен. Следует сразу оговориться, что применение данного подхода требует навыков и практики, но это бывает  оправданным  в дальнейшем. «Я - высказывание» построено так,  чтобы позволить высказать личности свое мнение о создавшейся ситуации, выразить свои положения. Оно особенно полезно, когда человек хочет передать что-то другому, но не хочет, что бы тот воспринял это негативно  и перешел бы в атаку.

Информация о работе Основные типы поведения в конфликтных ситуациях