Мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящего исследования состоит в выявлении особенности развития творческого мышления у младших школьников.
Задачи:
 раскрыть понятие творческого мышления в свете психологических исследований;
 выявить возрастные особенности творческого мышления у младших школьников
 провести эмпирическое исследование творческого мышления у младших школьников;
 разработать рекомендации по формированию творческого мышления у младших школьников.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические особенности развития творческого мышления у младших школьников
1.1.Понятие и сущность творческого мышления
1.2. Особенности мышления младших школьников
Глава 2. Эмпирическое исследование творческого мышления младших школьников
2.1. Организация и обсуждение результатов эмпирического исследования
2.2. Рекомендации по формированию творческого мышления младших школьников
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая мышление.doc

— 357.50 Кб (Скачать)

7. Задачи на доказательство.

Тест представляет собой систему однотипных, все усложняющихся задач. Предъявляется сначала первая (наиболее простая) задача теста. Затем ему дается доказательства последняя (самая сложная). Если ученик не справляется с нею, ему дается вторая (например: 1,5,2,5,3,5,4,5). Оцениваем по 3 бальной шкале.

8. Задачи различной степенью наглядности.

Используется оригинальность решения задач. Задачи решаются наглядно ­образными средствами, если выразить наглядную соотношения данных элементов задачи. Результаты этого теста представляются в виде: 3 балла­ решал с использованием наглядных средств, 3 балла - решал без использования этих средств, 6 баллов - решал и тем и другим путем.

В норме дети должны набрать 10-19 баллов, получив 1-2 балла за гибкость и беглость и 3-5 за оригинальность. При большом количестве баллов (30-33 баллов) можно говорить о самом вскоре творческом мышлении об одаренности.

Дети, набравшие меньше 8 баллов, фактически не обладают или имеют низкий уровень творческого мышления.

Однако, предложенные нами тесты не проверены на надежность и валидность и требуют тщательной практической проверки. Мы предлагаем продолжить эту работу в дальнейшем[5].

Материалы могут быть использованы педагогами для повышения уровня развития креативных способностей младших школьников в учебном процессе, а также в системе повышения квалификации.

Данная работа состоит из 1О занятий. Задача:

1. Формирование коммуникативных и социальных навыков.

2. Развитие наблюдательности, как влияет собственное поведение на

окружающих, развитие понимания.

3.                 Освоение новых ролей.

4.                 Повышение самооценки и укрепление личностной идентичности.

5. Развитие навыков принятия решений и ответственности за принятое

решение.

6. Развитие творческих способностей

Возраст учеников: младший школьный (4 класс).

Форма проведения: групповые занятия.

Используемый материал: различные виды красок, цветные карандаши, фломастеры, различные кисти, детские музыкальные инструменты, инструментальные записи, цветная бумага, скотч.

Структура занятий

1. Настрой (разогрев).

2.                 Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.

3.                 Индивидуальная изобразительная работа (разработка темы).

4. Этап вербализации (активизация вербальной иневербальной коммуникации ).

5. Коллективная работа (сказкотерапия, самостоятельное сочинительство, театрализация ).

6. Заключительный этап. Рефлексивный анализ.

График проведения занятий

Тема занятия

Задача

Дата проведения

«Кто я »

Сплочение группы, снятие тревожности, улучшение, эмоционального фона

 

«Я и мое имя»

Способствовать формированию позитивного образа «я», развивать. Коммуникативные навыки, активизировать процесс самопознания

 

«Страна красок»

Развитие социальных и коммуникативных навыков; формирование чувства ответственности за свои поступки и умения принимать собственное решение

 

«Каракули тела»

Развитие социальных и коммуникативных навыков; развитие творческих способностей

 

«Рисуем вместе»

Развитие социальных и коммуникативных навыков; развитие творческих способностей

 

«Волшебные краски»

Сенсорная стимуляция нервных окончаний, развитие мелкой моторики, обучение приемам релаксании.

 

«Сказка про жителей ладошек или как стать настоящим микробом»

Развитие социальных и коммуникативных навыков; развитие творческих способностей, наблюдательности

 

«Хвастливая чашка»

Развитие у детей способности к сочувствию и сопереживанию; повышение самооценки, уровня собственной компетентности

 

«Как карамелька боялась темных комнат»

Развитие у детей способности к сочувствию и сопереживанию; повышение самооценки, уровня собственной компетентности повышение самооценки, уровня собственной компетентности; развитие творческих способностей

 

«Восковая палочка»

Закрепление положительных эмоцианальных переживаний; поиск, внутренних ресурсов; снятие тревожности; развитие воображения

 

 

ЗАНЯТИЕ N2 1. «КТО Я?»

              Задачи:               сплочение               группы,               снят              тревожности,               улучшение эмоционального фона.

Оборудование: альбомные листы, изобразительные средства: краски (акварель, гуашь), карандаши, маркеры. 1. Разогрев

Ритуал начала занятия. Вместе с детьми зажигаем свечу.

Ведущий. Это волшебная свеча, она будет гореть на протяжении всего занятия.

(Дети становятся или садятся в круг.)

Давайте познакомимся с вами. Меня зовут ... Я люблю.. Мой любимый цвет ... Мой любимый кинофильм ... (Затем о себе рассказывает ребенок.)

Придумайте на вашего соседа ассоциацию, то есть на что или на кого он похож, и расскажите.

Упражнение «Бесилки»

Обговариваются правила игры и поведения во время занятия.

Ведущий. Сейчас я завяжу вам глаза и включу музыку. Музыка будет звучать совершенно разная. Вам необходимо двигаться под музыку так, как она звучит, то есть если музыка быстрая, то танцевать или двигаться мы будем как? Правильно, быстро. Все понятно? Можно делать все, что хочется, только обязательно будьте внимательны и осторожны. (Упражнение длится 5 минут.)

Упражнение «Паспорт эмоций»

Ведущий. Перед вами лежат маленькие цветочки, выберите себе тот цвет, который вам всего приятнее, и наклейте на свой «паспорт».

Детям можно предложить самим сделать свой «паспорт» с фотографией (автопортретом), той формы, которой хочется. Можно использовать, стандартные паспорта, которые изготовит для детей психолог.

Сейчас, пожалуйста, нарисуйте этим цветом все, что захочется. Молодцы, а сейчас этим цветом нарисуйте свое имя. Нарисуйте, на что похоже ваше имя, и цветок, на котором оно живет.

Молодцы, вы справились с работой. Сейчас садитесь в круг и положите около себя свой рисунок.

Молча передавайте свои рисунки по кругу до тех пор, пока ваш не вернется опять к вам.

Вы, я думаю, увидели, что все ваши имена, все ваши рисунки совершенно непохожи, и они прекрасны.

Расскажите, трудно ли было изображатьсвое имя? (Выставка рисунков имен.)

Понравилось вам это занятие?

3. Заключительная часть

Релаксация под спокойную музыку с дыхательными упражнениями. «Паспорт эмоций».

Уборка кабинета.

Совместное задувание свечи с загадыванием желаний. ЗАНЯТИЕ № 2 .«Я И МОЕ ИМЯ»

Задачи: способствовать формированию позитивного образа <<Я», развивать коммуникативные навыки, активизировать процесс самопознания.

Оборудование: листы для рисования А4, изобразительные средства, старые журналы.

1. Разогрев

Ритуал вхождения. Зажигаем свечу. Упражнения «Бесилки», «Паспорт эмоций».

2. Основная часть

Ведущий. Сегодня вы продолжите работу со своими рисунками.

Подойдите к стенду и посмотрите на рисунки, вспомните, что вы рисовали на прошлом занятии. Каждый из вас берет свою работу и садится на коврик.

Нравится ли вам то, что вы нарисовали? Сегодня мы постараемся изобразить по-другому свое имя. Перед вами лежат листы бумаги. Нарисуйте или подберите из старых журналов картинки, которые, по вашему мнению, подходят для того, чтобы рассказать о вашем имени. Работаем молча. (Время работы - 30 минут.)

Справились, молодцы. Сейчас приложите свои имена к лицу и пред ставьте, что они волшебные и могут говорить. Как вы думаете, что бы они сказали?

(Ответы детей.)

Чувствует ли имя, как вы к нему относитесь? Любите ли вы его? Что ему нравится в вас, а что нет?

Здесь можно предложить детям устроить волшебную поляну цветов своего имени и сочинить сказку, где участниками будут цветы и имена, и в дальнейшем проиграть эту сказку.

3. Заключительная часть

Ритуал выхода из занятия. «Задуваем свечу». ЗАНЯТИЕ № 3. «СТРАНА КРАСОК»

Задача: развитие социальных и коммуникативных навыков; формирование чувства ответственности за свои поступки и умения принимать собственное решение.

Оборудование: ширма, листы бумаги, краски.

1. Разогрев

Ритуал вхождения и начала занятия. Переход через волшебную дверь.

Упражнения «Бесилки», «Паспорт эмоций».

2. Основная часть

Ведущий. Опять злой волшебник хочет нам насолить. Не угомонится, пока мы путешествуем по стране красок. Вы только посмотрите (обращает внимание детей на листы бумаги, где черной краской написаны задания) -­ здесь есть для вас задания, которые необходимо выполнять.

Сейчас, пожалуйста, займите свои места за столом и посмотрите: перед вами лежат два листа бумаги. Первый лист сомните изо всей силы, до тех пор, пока он не превратится в шар. У всех получилось? Возьмите этот шар в руки, посмотрите на него, подуйте, скажите волшебные слова и подбросьте в воздух. Поймали? Молодцы.

А сейчас постарайтесь разгладить его так, чтобы он не порвался, и «проутюжьте» его ладошками. Вот здесь и начинается наше волшебство. Но сначала необходимо преодолеть одно препятствие -- нарисовать на этом мятом листе бумаги. Скажите, пожалуйста, какой самый яркий, самый теплый цвет? (Ответы детей.) Правильно, желтый. А что у нас самого теплого цвета, что может растопить, обогреть? На что люди смотрят с радостью, особенно после долгой холодной зимы? (Ответы детей.) Конечно, солнышко. Давайте мы сейчас нарисуем большое, красивое солнышко, пусть наш злой волшебник испугается. Но проказы его на этом не закончились. Посмотрите, на столе лежат еще листы бумаги, Поменяйте, пожалуйста, воду в стаканчиках, только аккуратно. Возьмите большую кисть, окуните ее в воду и чистой водой намочите лист. А теперь нарисуйте то, для изображения чего необходимо семь цветов. Догадались? (Дети рисуют радугу.) Справились, молодцы.

А сейчас выйдите из-за стола, встаньте в круг и представьте, что вы злые волшебники. Покажите, какие вы злые, выражением лица, позой тела, без слов и звука. С каждой минутой, с каждой секундой вы становитесь все злей и злей, вы надуваетесь, как мыльный пузырь.

(Дети показывают руками, надувают щеки, психолог продолжает говорить очень медленно.) Злой волшебник надувается все больше и больше, пока от злости не лопнет. (Хлопок в ладоши.) Все, лопнул! Еще раз.

Понравилось ли вам это путешествие? Что больше всего понравилось, легко ли было, что вызывало затруднения?

Выставка детских работ. Подвести детей к работам, дать возможность их рассмотреть.

3. Заключительная часть

Релаксация под спокойную музыку, с дыхательными упражнениями.

Уборка кабинета. Совместное задувание свечи с загадыванием желаний.

ЗАНЯТИЕ № 4. «КАРАКУЛИ ТЕЛА»

              Задачи:               развитие               социальных               и коммуникативных               навыков; формирование чувства ответственности за свои поступки и умения принимать собственное решение. Оборудование: ширма, листы бумаги, краски.

1. Разогрев

Ритуал вхождения и начала занятия. Переход через волшебную дверь.

Упражнения «Бесилки», «Паспорт эмоций». 2. Основная часть

Ведущий. Опять злой волшебник хочет нам насолить. Не угомонится, пока мы путешествуем по стране красок. Вы только посмотрите (обращает внимание детей на листы бумаги, где черной краской написаны задания) -­ здесь есть для вас задания, которые необходимо выполнять.

Задание .№ 1:

-- Создайте рисунок, используя два-три цвета, но с одним условием: ваши глазки будут завязаны (используем карандаши). Движения рук должны соответствовать звучанию музыки. (Звучит классическая или популярная музыка.) Как только закончится музыка, откройте глаза и посмотрите, что у вас получилось.

Задание .№ 2:

- Сейчас задание усложнится, вам необходимо взять карандаш в рот и таким способом постараться нарисовать что-нибудь.

Задание .№ 3:

- Перед вами на полу лежат большие фломастеры. Вам необходимо взять их в руки и постараться нарисовать любое изображение.

Задание №4:

- Следующее задание: нарисовать дом, дерево и человека, но только левой рукой.

Ведущий. Справились, молодцы. Теперь возьмите свои четыре рисунка и внимательно посмотрите на них. Вспомните свои ощущения. Подумайте и скажите, какая работа вызвала у вас затруднения? Какой частью тела было легче всего рисовать? Передайте все свои рисунки по кругу до тех пор, пока ваши рисунки не вернутся к вам, и внимательно рассмотрите каждый из них.

Информация о работе Мышление