Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 16:22, курсовая работа
Цель настоящего исследования состоит в выявлении особенности развития творческого мышления у младших школьников.
Задачи:
раскрыть понятие творческого мышления в свете психологических исследований;
выявить возрастные особенности творческого мышления у младших школьников
провести эмпирическое исследование творческого мышления у младших школьников;
разработать рекомендации по формированию творческого мышления у младших школьников.
Введение
Глава 1. Теоретические особенности развития творческого мышления у младших школьников
1.1.Понятие и сущность творческого мышления
1.2. Особенности мышления младших школьников
Глава 2. Эмпирическое исследование творческого мышления младших школьников
2.1. Организация и обсуждение результатов эмпирического исследования
2.2. Рекомендации по формированию творческого мышления младших школьников
Заключение
Список использованной литературы
Беглость связывают с общим количеством ответов. Максимальное количество баллов - 3, минимальное - О (если ребенок отказывается рисовать). Гибкость оценивают по количеству использованных категорий в содержании рисунков (например, ребенок рисует только людей или и людей, и животных, и разнообразные предметы). Отказ от задания - О баллов, максимальное количество баллов - 3 (при использовании нескольких категорий). Оригинальность разных категорий оцениваются по баллам:
1 - звери, пища, транспорт;
2 - игрушки, человек;
3 - герои сказок, одежда, птица, растения; 4 - мебель, рыбы;
5 - насекомые, техника;
6 - предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, постельные принадлежности.
Кроме беглости, гибкости и оригинальности, оценивают и характер рисунка важный показатель творческих способностей ребенка. При отказе рисовать, воспроизведение тождественного контура рядом с основным, прикреплении овала к бумаге без называния рисунка и дорисовывания - О баллов. Дорисовывание с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура (огурец, солнышко, шарик, волны) - 1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром (человек, кораблик, дорожка в саду) - 2 балла. Основной контур является частью в других предметах или их деталью (включение) - 3 балла. Рисунок содержит определенный сюжет, выражает некоторые действия - 4 балла. Рисунок включает в себя несколько персонажей или предметов, раскрывающих его тему, которая подчинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром - 5 баллов.
В норме дети должны набирать 6-9 баллов, получив 1-2 балла за беглость, гибкость и оригинальность и 3-4 балла за характер рисунка. Норма не зависит от возраста, который влияет только на изменение стимульного материала. При большом количестве баллов (11 и выше) можно говорить о высоком уровне творческого мышления ребенка, его одаренности. Дети, набравшие меньше 2-3 баллов, фактически не обладают творческим мышлением, хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень.
Тест № 2 - для детей 7-10 лет, с помощью которого исследуют одновременно и невербальное и вербальное творческое мышление.
Стимульный материал. 1 кружков, нанесенных рядами, по 5 в каждом на листе белой бумаги.
Инструкция. Посмотри на эти кружочки. Тебе надо дорисовать каждый из них так, чтобы получилась какая-то картина. Картинки эти должны быть связаны между собой и служить иллюстрацией какого-то рассказа, сюжет которого разворачивается в той же последовательности, в которой расположены картинки на бумаге.
Проведение теста. После инструкции детям дают лист бумаги с написанными на нем кружочками и простой карандаш. Время работы не должно превышать 15 минут. После окончания работы детей просят дать название рассказу и передать его содержание. При рассказе дети должны пользоваться сделанными рисунками в качестве своеобразной схемы рассказа. Если какойто кружок пропущен, взрослый должен указать ребенку на эту ошибку и дать ему возможность исправить ее по ходу дела. Если ребенок не может справиться с заданием полностью (нет ни рассказа, ни рисунков) или частично (есть либо рассказ, либо рисунок, или рисунки и рассказ не совпадают между собой), взрослый ему помогает, а может даже прервать тест.
Анализ результатов. Рисунки оценивают так же, как в тесте «Дорисовывание». Рассказ оценивается по показателям - гибкость, беглость и оригинальность, а также по общему содержанию.
Содержание рассказа оценивается следующим образом - при отказе от работы - О баллов. Если вместо цельного рассказа ребенок может сказать только о содержании отдельных рисунков- кружочков - 1 балл. При наличии нескольких не связанных друг с другом эпизодов, каждый из которых объединяет в единое целое несколько рисунков - 2 балла. Использование заимствованного сюжета (известного рассказа, сказки) для увязывания рисунков во всех 15 кружочках - 3 балла. Оригинальный сюжет, объединяющий все рисунки - 4 балла. Важно рассматривать как качество рисунков (образная креативность), так и содержание рассказа (вербальная креативность ).
Тест.№ 3 «Что может быть одновременно» для диагностики 7-10 летних детей;, направлен на исследование вербального творческого мышления. Стимульный материал. Набор вопросов, которые по очереди задают ребенку. Что может быть одновременно:
1 - живым инеживым;
2 - черным и белым;
3 - маленьким и большим; 4 - мягким и твердым;
5 - легким и тяжелым;
6 - горячим и холодным 7 - кислым и сладким.
Инструкция. Я тебе сейчас беде задавать вопросы, на которые должен мне ответить как можно быстрее.
Проведение теста. Детям по очереди задают вопросы: Что может быть одновременно белым и черным? Сладким и кислым? И так далее. Если ребенок не понял вопроса и дает два ответа, ему напоминают, что речь идет об одном предмете, который может в одно и то же время быть, например и белым, и черным, а не о двух предметах, один из которых белый, а другой черный. В случае повторных ошибок или отказа отвечать тестирование прерывают.
Анализ результатов. При анализе подсчитывают количество баллов по следующим параметрам: беглость и оригинальность. Как правило, дети набирают 3-4 балла, что является средним уровнем креативности.
Определив уровень творческого мышления учащихся, их гибкость, беглость и оригинальность, мы разделяем детей на четыре группы:
самый высокий уровень мышления ( 12 баллов) - 3 человека;
высокий уровень мышления (1 0-11 баллов) - 5 человек;
средний уровень мышления (7 -9 баллов) - 5 человек;
низкий уровень мышления (6 баллов) - 4 человека.
2.2. Рекомендации по формированию творческого мышления младших школьников
Для развития у ребенка творческого мышления необходимы различные подходы, способствующие созданию условий для реализации у учащихся своих задатков. Особенно эффективными могут быть занятия во внеурочные время, в группе продленного дня. Такие занятия следует проводить регулярно, как занятия факультативы по математике, где всем детям независимо от их уровня творческого мышления, будет интересно. Специфическое значение внеклассных занятий для развития творческого мышления, заключается в том, что на них всегда достаточно времени для осуществления проблемного метода обучения, для выявления самобытности мышления каждого ученика, для индивидуального подхода, для испробования разных подходов, разных путей поиска.
Дети, хорошо успевающие, смогут в еще большей степени развернуть свое творческое мышление, а слабоуспевающие, решая нестандартные задачи, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинять их определенному плану.
В этих условиях у детей развиваются такие важные качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности. Только развитие самостоятельного мышления, творческого, поискового, исследовательского есть основная задача начального обучения.
Развитие самостоятельного, творческого мышления, проявляющегося, в частности, в своеобразном видении ребенком проблемной ситуации, требует индивидуального подхода, который бы учитывал особенности мыслительной деятельности каждого ученика.
Формирование творческого мышления предполагает решение детьми негативных, не стандартных задач, имеющих несколько способов решения. Для того чтобы решение таких задач способствовало действительному развитию творческого мышления, оно должно быть организовано особым образом. В частности, необходимо провести разбор наиболее распространенных ошибок, которые встретились при решении, обсуждении разных способов решения, их обоснование и критику.
Условия, необходимые для организации систематической работы по формированию и развитию творческого мышления, очень трудно обеспечить на уроке в начальной школе, насыщенной учебным материалом.
Этому послужит организация регулярных занятий во внеклассной работе, на занятиях факультатива по математике, дети решают нестандартные задачи, предлагаемые в определенном порядке, от простых к сложному, а не случайным образом, когда детям предлагают решать задачи учебного содержания или различного рода головоломки.
Мы представляем конспект проведения занятия факультатива в который входят задания по развитию у детей творческого мышления (см. Приложение 4). Этот разнообразный методический материал поможет учителю и воспитателю группы продленного дня сделать время пребывания в школе более интересным и содержательным, а также поможет реализовать свои задатки детям с высоким и средним уровнем творческого мышления.
А также предлагаем тематический план внеклассных занятий факультатива по математике в 4 классе, который поможет учителю начальных классов, воспитателям группы продленного дня, организаторам внеклассной работы, студентам педагогических вузов, слушателям ИУУ и ФПК систематически проводить внеклассную работу в школе.
Используя исследования В.А. Крутецкого по проблеме развития математических способностей учащихся и опираясь на разработанные Е.П. Торренсом тесты на вербальное и невербальное творческое мышление, мы разработали систему экспериментальных задач по исследованию творческого мышления детей 8-9 лет. Показатели по всем тестам определяются гибкостью, беглостью и оригинальностью мыслительных процессов[3].
Мы определяем VПI серий задач.
1. Задачи с меняющимся содержанием.
Исследуется, насколько испытуемый способен резко изменить, перестроить содержание действия по решению задачи в соответствии с изменившимися условиями. Выясняется, какое влияние оказывается решение первого варианта задачи на решение ее второго варианта. Для этого прослеживается, как решается второй вариант: а) сам по себе (3 балла) и б) сразу после решения первого варианта (1 балл).
2. Задачи на перестройку действия.
Тест направлен на исследования легкости переключения с одного способа действия на другой, легкости перестройки системы действий в соответствии с изменившимися условиями. Выясняется, на сколько легко перестраивается у испытуемого сложившийся и ставший уже до некоторой степени привычный стереотип рассуждения и алгоритм решения или будет действовать «инерция». Сумеет ли испытуемый отойти от шаблона, трафарета? Тест предъявляется учащимся с предложением решать его возможно быстрее.
Измеряется и фиксируется время решения каждого задания. Выясняется, как он решает последний задачи (независимо от первых 3 балла или по «инерции» - О баллов).
3. Задачи, наталкивающие на «самоограничение».
В этом тесте задачи обработаны на рассуждения: либо их условие обычно воспринимается с ограничением, которого в действительности не существует, либо в процессе решения решающий невольно организовывает себя некоторыми возможностями, неправомерно исключая другие. Сумеет ли испытуемый освободиться от навязчивого, шаблонного подхода к решению задачи и прийти к выводу, что, видимо, существуют другие пути подхода к ее решению? Сумеет ли «снять самоограничение»? (если сумеет - 3 балла). Если не сможет самостоятельно прийти к выводу, то О баллов. Экспериментатор может дать задания в общей форме типа: «Может быть, ты вводишь какие-то условия, которые на самом деле нет».
4.Задачи с несколькими решениями.
В тестах этой серии представлены задачи, которые могут быть решены различными путями. Наиболее простой, экономичный путь решения по возможности скрыты[4].
Эти задачи направлены на исследование особенностей переключения от одной мыслительной операции к другой. Выясняется насколько ученик способен переключаться с одного способа решения задачи на другой способ решения этой же задачи, то есть с одного способа действия на другой. Испытуемый должен самостоятельно найти максимальное количество способов решения задачи. Однако сначала такого задания не дается. Ученик должен просто решить задачу. Выясняется, нет ли у него самого потребности, не удовлетворяясь первым решением, искать наиболее простое, экономичное. После этого ученику дается задание - попытайся найти как можно больше различных способов решения задач. О гибкости максимальных процессов судим по тому, насколько ученик умеет разнообразить попытки решения, насколько легко и свободно он переключается от одной умственной к другой, по многообразию подходов к решению задач (1 балл - ученик нашел один способ решения; 2 балла больше одного; 3 балла - все возможные способы решения задачи).
5. Задачи на соображение, логическое рассуждение.
Исследуется беглость мышления - количество идей возникших за единицу времени, а так же оригинальность решения задач. Измеряется время за которое были решены 6 задач. И степень оригинальности, которая из меряется по шестибальной шкале.
6. Задачи типа: «Продолжи ряд».
Тест состоит из двух заданий. Первый представляет собой числовые ряды, каждый из которых имеет в основе определенную закономерность.
Второй - «фигурный», представляет собой ряды изображений, закономерность касается пространственного расположения элементов. Здесь исследуется беглость мышления, то есть легкость и быстрота решения (1-3 балла).
Возможно выявление нескольких различных закономерностей, что оценивается как показатель весьма высокого уровня творческих способностей.