Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 16:22, курсовая работа
Цель настоящего исследования состоит в выявлении особенности развития творческого мышления у младших школьников.
Задачи:
раскрыть понятие творческого мышления в свете психологических исследований;
выявить возрастные особенности творческого мышления у младших школьников
провести эмпирическое исследование творческого мышления у младших школьников;
разработать рекомендации по формированию творческого мышления у младших школьников.
Введение
Глава 1. Теоретические особенности развития творческого мышления у младших школьников
1.1.Понятие и сущность творческого мышления
1.2. Особенности мышления младших школьников
Глава 2. Эмпирическое исследование творческого мышления младших школьников
2.1. Организация и обсуждение результатов эмпирического исследования
2.2. Рекомендации по формированию творческого мышления младших школьников
Заключение
Список использованной литературы
Вопрос к детям: Как вы думаете, что было дальше? (Ответы детей.) Чашечка прошептала:
- Простите меня! Я не буду хвастаться, я хочу дружить с вами!
(Как вы думаете, что ответил старый сервиз?) Потом сахарница повернулась к чашечке, подмигнула ей и сказала:
- Не плачь! Мы научим тебя дружить и возьмем на свою полку. Ведь пока мы вместе, мы не старая рухлядь, а старинный бабушкин сервиз!
Обсуждение:
- Понравилась ли вам эта сказка?
- Что больше всего в ней понравилась?
- Кто из героев?
Ведущий. Сейчас я предлагаю вам про играть эту сказку. Нам необходимы актеры на роли: хвастливой чашки, подноса, хозяйки, сахарницы, нового сервиза и старого сервиза.
(По окончании игры детям предлагается сесть за рабочие столы.)
Перед вами лежат листы бумаги. Я предлагаю их сложить так, чтобы получилось четыре квадрата. В каждом квадрате нарисуйте четыре самых запомнившихся сюжета сказки.
Работаем молча (индивидуальная деятельность).
По завершении рисования детям предлагается сесть на коврик.
Обсуждение работы:
- Расскажи, что ты нарисовал?
- Почему именно этот сюжет?
- Какие чувства вызывают у вас герои этой истории?
- Кто вам понравился и почему? 3. Заключительная часть Как на предыдущих занятиях
ЗАНЯТИЕ № 9. «КАК КАРАМЕЛЬКА БОЯЛАСЬ ТЕМНЫХ КОМНАТ»
Задачи: коррекция страха (страх темноты); развитие у детей способности к сочувствию и сопереживанию; повышение уровня самооценки.
Оборудование: краски, костюмы, цветная бумага, магнитофон. 1.
Вводная часть
Как на предыдущих занятиях.
2. Основная часть Сегодня я опять расскажу сказку.
Есть такая страна, которая называется Коротошляндия. Здесь живут маленькие веселые коротышки, рост которых примерно 7 сантиметров. Это очень маленькая страна, с крохотными разноцветными домиками, малюсенькими машинками, чистенькими дорожками и аккуратными садиками. И живет в этой стране маленькая девочка по имени Карамелька. Однажды с ней приключилась необыкновенная история.
У Карамельки есть свой маленький розовый домик. И вот как-то раз вернулась Карамелька домой, искупалась в малюсенькой ванне и направилась в свою уютненькую спаленку. Но на пороге она вдруг остановилась, почувствовав сильную тревогу. В спальне было темно и казалось, там кто-то есть. Карамелька прислушалась и различила какие-то странные звуки. Ей стало очень страшно, и она убежала в свою крошечную освещенную кухоньку с радостной разноцветной мебелью. Испуганная, села она за стол и стала думать, что же ей теперь делать. И решила позвонить своему лучшему другу Ирискину. Карамелька придвинула к себе салатовый телефончик, взяла трубку и набрала номер.
- Алло, - услышала Карамелька сонный голос своего друга.
- Ирискин, мне страшно! Мне кажется, что в спальне кто-то есть, и я боюсь туда войти. Пожалуйста, приходи ко мне.
- Хорошо, - сказала верный друг Ирискин, - Я сейчас приду.
Поскольку Ирискин жил В соседнем зелененьком домике, то ждать Карамельке пришлось совсем недолго.
Ирискин прибежал прямо в пижамке и ночном колпачке, надев сверху пальтишко и прихватив на всякий случай лыжную палку - вдруг ему придется драться и спасать Карамельку от чего-то неизвестного из спальни.
- Как я рада, что ты пришел! - бросилась Карамелька к Ирискину .
На кухне Карамельке было гораздо спокойнее. Когда они разлили горячий чай по голубеньким чашечкам и уселись в мягкие креслица, Ирискин заговорил:
- Я все понял. Знаешь, Карамелька, я тоже когда-то думал, что в темных комнатах кто-то есть. Я не знал, кто этот «кто-то» - друг или враг. А когда мы чего-то не знаем, то боимся. Вот и я боялся.
- А если бы это был друг, то он бы тогда не прятался в темноте, а давно бы уже вышел на свет. Ведь так? - спросила Карамелька.
- Может, и вышел бы, если бы он действительно существовал.
- Но я же слышала какой-то шорох и постукивание. Значит, там кто-то
есть. Если там никого нет, кто же тогда издает эти звуки?
- Нет, там никого нет. А шорохи, постукивания и поскрипывания ты можешь услышать когда угодно, если при слушаешься и если не будет других, громких звуков. Днем это сделать сложно, поскольку работает телевизор, гудят машины, шумят соседи. А ночью жизнь затихает, и мы можем слышать, как поскрипывает пол, как дует ветер за окном, как тикают часы. Дом, в котором ты живешь, начинает тебя убаюкивать, что-то тебе нашептывать, и все звуки сплетаются в интереснейшие рассказы о приключениях и путешествиях. Появляются герои, страны, все раскрашивается разными цветами, и ты засыпаешь и начинаешь видеть волшебные сны.
- Значит, мой дом меня любит, если рассказывает мне разные сказочные
истории?
- Конечно. И он вовсе не хотел бы, чтобы ты его боялась.
- А я и не боюсь уже! - весело откликнулась Карамелька.
- Вот и хорошо. Тогда я пойду домой. Слушать сказки своего дома.
- Большое тебе спасибо, Ирискин. Если бы не ты, то я никогда не узнала
бы, что мой дом меня любит и рассказывает мне на ночь сказки.
И Карамелька благодарно чмокнула Ирискина в пухлую щечку. Ирискин немного покраснел и смущенно пробормотал:
- Да чего там!
И пошел домой. Карамелька провела рукой по стене и улыбнулась. Потом она легла в свою мягкую кроватку, выключила свет, полежала немного и сказала:
- Я тоже тебя очень люблю, домик. Извини меня, пожалуйста, что я тебя
боялась.
Обсуждение:
- Как вы думаете, что потом произошло с Карамелькой?
- Как она чувствовала себя в своем домике?
Ведущий. Совершенно верно, с тех пор Карамелька перестала бояться темных комнат и даже, наоборот, стала их очень любить - ведь под звуки дома, под его сказки снятся такие замечательные сны!
З. Заключительная часть, как на предыдущих занятиях. ЗАНЯТИЕ № 10. «ВОСКОВАЯ ПАЛОЧКА»
Задачи: закрепление положительных эмоциональных переживаний; поиск внутренних ресурсов; снятие тревожности; развитие воображения.
Оборудование: пластилин. 1. Вводная часть
Как на предыдущих занятиях. 2. Основная часть
Ведущий. Сегодня у нас не совсем обычный урок, я предлагаю вам поиграть. Сядьте на корточки, закройте глаза и включите свое воображение. Слушайте внимательно.
В волшебном лесу, в заколдованном месте, там, куда не каждый может зайти, Добрая волшебница посадила волшебные цветы. Прошло время, и появились большие бутоны (дети складывают руки в виде бутона и медленно поднимаются). Их пригревало солнышко, а добрая волшебница поливала, и в один прекрасный день волшебные цветы распустились. Их красота была удивительна (дети встают на ноги, раскрывают руки над головой и чуть откидывают голову назад).
Все обитатели леса приходили посмотреть на волшебные цветы. Ведь Добрая волшебница наделила их удивительной силой. В них было столько добра и красоты, что они могли подарить радость любому, кто на них смотрел. Шло время, цветы становились все краше, а сила их возрастала. Так в волшебном лесу на волшебной поляне появились прекрасные волшебные цветы, которые радовали всех, дарили добро, радость тем, кто заходил в заповедные места.
Но узнала про их красоту Злая волшебница. Она непременно захотела уничтожить цветы. Злая волшебница прилетела на эту поляну и подняла сильный ветер, чтобы тот сломал, уничтожил прекрасные цветы (дети сильно качают руками, кто-то может и «поломаться»).
Когда Добрая волшебница, узнала об этом происшествии, она очень расстроилась. Но у нее была «мертвая» и «живая» вода. Полила она свои цветы сначала «мертвой» водой. Это позволило доброй волшебнице смыть и растворить всю пыль, которую принес ветер. Пыль мешала цветам поднять свои прекрасные головки, стать такими же красивыми, какими он были.
Потом волшебница полила их «живой» водой. «Живая» вода дала возможность расти дальше, дала еще больше сил. Цветы стали еще прекраснее, чем были раньше, они дарили людям еще больше добра и радости (можно имитировать воду, посыпая детей маленькими кусочками елочного «дождика»).
Затем детям предлагается сесть и занять удобную позу. Каждому раздаются кусочки пластилина.
Сядьте поудобнее, закройте глаза, сосредоточьте свое внимание на дыхании, сделайте пять вдохов животом. У каждого из вас в руках пластилин. Сожмите ладонями пластилин.
Делайте круговые движения, превращая его в шар.
Представьте, что у вас в руках вселенная.
Почувствуйте ее энергию, силу.
А теперь представьте, что у вас в руках волшебное семечко.
Почувствуйте его, согрейте в своих руках, почувствуйте его волшебную силу.
Оно начинает прорастать.
Вылепите корни.
Семечко прорастает дальше.
Растет стебелек.
Вылепите цветочек.
Каким он получился?
Откройте глаза, рассмотрите свой цветочек, передайте его по кругу.
Аккуратно рассматривайте и передавайте цветы, пока ваш цветок к вам не вернется.
Заключение
Выявив теоретические основы творческих способностей младших школьников, про анализировав несколько различных направлений исследований творческих способностей, можно сделать вывод о том, что все они являются мощными теоретическими течениями с богатой и хорошо разработанной эмпирической базой, все они связаны с именами известных отечественных и зарубежных ученых-психологов, чьи заслуги в изучении творческих способностей огромны и неоспоримы.
Были выявлены возрастные особенности младшего школьного возраста.
Значение творчества в жизни школьников велико. Творческое мышление школьников и их творческая активность должны иметь позитивное направление. Они должны способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Диапазон творческих задач в школе необычайно широк по сложности, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое.
В мышлении всегда тесно переплетены процессы актуализации знаний, с одной стороны, и преобразования и продуцирования нового знания - с другой. Процессы первого рода составляют репродуктивную основу мышления, а процессы второго - продуктивную. Программы для начальной школы предъявляют чрезвычайно обширные и жесткие требования к формированию у младших школьников определенных знаний, умений и навыков. Эти требования реализуются в основном посредством системы заданий, направленных на выполнение различных практических действий (прочитать, переписать),- исполнительских и действий, направленных на актуализацию и закрепление знаний,- воспроизводящих. Эти виды действий в совокупности составляют группу репродуктивных действий, так как их осуществление основано на жестко заданной цели, от учащихся они требуют достижения результата, максимально приближенного к образцу. Во вторую группу входят мыслительные действия, определяемые по следующим заданиям: установить причинно-следственную связь, выделить в объекте его составляющие аналитические; найти отличие и сходство сравнительные; сделать вывод, выделить общее и существенное обобщающие. Третью группу образуют действия контролирующие (сверить продукт своей деятельности с образцом, целью - найти ошибку, проверить решение задачи) и оценочные (дать оценку результату своей деятельности или деятельности других). Влияние этих действий на развитие психических процессов и свойств личности почти универсально. Объектом нашего исследования они явились потому, что процессы сличения, контроля и оценки непосредственно включены в структуру мышления. Четвертую группу действий - продуктивных - составили действия, требующие формирования какого-либо новообразования (действия воссоздающие создание нового продукта - придумать предложение, рассказ, задачу, математическое выражение; преобразующие - преобразование данного продукта в новый - пересказ, изменение порядка слов в предложении, изменение вопроса задачи; целеобразующие - формирование новых целей - задать вопросы к тексту, поставить вопрос к условию задачи; планирующие - составление плана будущего действия - рассказа, решения задачи).
По нашим данным, соотношение почти всех видов действий по заданиям учителя и по заданиям учебника в учебной деятельности младших школьников практически одинаково. Это свидетельствует о том, что учителя в своей работе ориентируются в основном на задания учебников.
Соотношение различных видов действий, осуществляемых учащимися на уроках, определяется, главным образом, учителем и может сильно варьировать даже по одной теме. Отсутствие специальных установок и требований к развитию творческого мышления в программах и методических разработках, а также критериев оценки его развития (как это имеет место при формировании и оценке знаний, умений и навыков) тормозит в деятельности многих учителей применение специальных заданий, развивающих творческое мышление.
Проблемное обучение в учебной деятельности младших школьников имеет сравнительно ограниченные возможности применения, так как в этом возрасте нехарактерны самостоятельное решение проблем, высокий уровень познавательных потребностей. Вследствие этого планирование соотношения различных видов учебных действий, отвечающее задаче развития творческого мышления, разработка и включение в учебники и методические пособия специальных заданий, развивающих креативность, является реальным путем для решения задачи повышения уровня развития творческого мышления в младшем школьном возрасте.
Список использованной литературы
1. Альтов Г.С . И тут появился изобретатель. - М.: Дет. лит., 2000. - 126 с.
2. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. - 2-е изд., доп. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 2000. - 225 с.
3. Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2007. - 608 с.
4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2007. - 192 с.
5. Березина в.г. и др. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель / в.г. Березина, и.л. Викентьев, с.ю. Модестов. - СПб.: Изд-во Буковского, 2008. - 60 с.
6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер,