Мотивационная сфера современного предпринимателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 02:43, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной курсовой работы - экспериментально исследовать мотивационную сферу современного предпринимателя.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать задачи:
изучить теоретический материал по общей психологической проблеме, которая раскрывает мотивационную сферу современного предпринимателя;
спланировать психологическое исследование мотивационной сферы современного предпринимателя, подобрав адекватные психодиагностические методики;
провести психодиагностическую процедуру, описать ее ход, интерпретировать ее результаты;
определить особенности мотивационной сферы современного предпринимателя;
сделать выводы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ 4
1.1. МОТИВАЦИЯ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ 4
1.2. МОТИВАЦИЯ УСПЕХА И МОТИВАЦИЯ БОЯЗНИ НЕУДАЧИ 8
1.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ 10
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 14
2.1. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ НА МОТИВАЦИЮ К УСПЕХУ И НА МОТИВАЦИЮ К ИЗБЕГАНИЮ НЕУДАЧ Т. ЭЛЕРСА 14
2.2. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ К РИСКУ ШУБЕРТА 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
РЕЗЮМЕ 19
ЛИТЕРАТУРА 20
ПРИЛОЖЕНИЯ 21

Файлы: 1 файл

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху и на мотивац.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

 

Используя ключ для анализа результатов диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т.Элерса [Приложение 4], были получены следующие данные:

 

№ Испытуемого

Количество набранных  баллов

12

17

12

10

18

9

10

19

6

26

Результат по каждому  испытуемому

СМ

ВМ

СМ

НМ

ВМ

НМ

НМ

ВМ

НМ

СВ

Среднее количество баллов

14

Средне групповой результат

Средний уровень мотивации к  избеганию неудач


(СМ – средний уровень мотивации к избеганию неудач; ВМ – высокий уровень мотивации; НМ - низкая мотивация к защите; СВ – слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите).

 Как видно из полученных результатов 4 испытуемых (четвертый, шестой, седьмой и девятый) имеют низкую мотивацию к защите; 2 испытуемых (первый и третий) имеют средний уровень мотивации к избеганию неудач; 3 испытуемых (второй, пятый и восьмой) имеют высокий уровень мотивации; и один испытуемый (десятый) имеет слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите. Общегрупповой результат ровняется 14 баллам, что свидетельствует о том, группа имеет средний уровень мотивации к избеганию неудач.

 

2.2. Методика  диагностики степени готовности  к риску Шуберта

Результаты диагностики  степени готовности к риску Шуберта

2

2

1

2

1

2

1

1

1

-2

-1

-2

2

2

2

2

2

1

1

-2

2

-1

1

-1

2

2

-2

2

-2

2

2

-2

-2

-2

-2

2

2

2

-2

-2

2

2

-2

2

-2

-2

-2

-2

1

-2

2

2

0

-2

2

-2

1

2

2

-1

-1

2

-1

2

2

2

2

-1

2

2

2

-1

-2

-1

2

2

1

1

1

1

0

-1

0

1

1

-1

-1

0

1

1

2

2

-1

-1

-1

1

-1

-1

-2

2

2

2

0

-2

-1

-1

-1

-1

0

-1

-1

-1

1

2

1

1

2

0

1

0

2

0

0

-2

1

2

2

1

1

0

-2

-1

1

-1

0

0

1

1

1

1

1

1

1

-2

0

-2

-2

-1

-1

1

2

1

2

1

1

-1

-1

1

0

1

1

2

1

2

1

1

1

1

-2

-1

0

-2

-2

-2

-1

2

2

1

2

2

2

-2

2

2

1

1

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

-2

-2

1

2

2

2

1

1

1

0

-1

1

1

0

-1

-1

1

1

1

1

2

1

1

-1

1

-2

0

0

1

2

1

0

-1

1

-1

-1

0

0

-2

-2

0

1

1

1

-1

2

-1

0

0

1

0

-1

1

0


 

Используя ключ для анализа результатов  диагностики степени готовности к риску Шуберта [Приложение 5], были получены следующие данные:

№ Испытуемого

Количество набранных  баллов

21

-7

17

7

4

3

7

33

13

1

Результат по каждому испытуемому

СЗ

СЗ

СЗ

СЗ

СЗ

СЗ

СЗ

СР

СЗ

СЗ

Среднее количество баллов

10

Средне групповой результат

Средняя склонность к риску


(СЗ – средняя склонность к риску; СР – склонность к риску).

Как видно из полученных результатов 9 испытуемых имеют среднюю склонность к риску, хотя следует отметить, что не все в одинаковой степени: так второй, пятый, шестой и десятый испытуемые набрали гораздо меньшие баллы, в отличие от остальных. Кроме того, восьмой испытуемый имеет ярко выраженную склонность к риску в сочетании с высокой мотивацией к избеганию неудач. Общегрупповой показатель в 10 баллов свидетельствует о том, что группа имеет среднюю склонность к риску в сочетании с умеренно высоким уровнем мотивации к успеху.

 

Заключение

Анализ теоретического материала  по общей психологической проблеме, который раскрывает мотивационную сферу современного предпринимателя, показал, что мотивационная сфера личности предпринимателя отличается сложностью и многогранностью.

Исследования показали, что предприниматели, умеренно сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация предпринимателя  к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. В целом, исследование показало, что мотивация предпринимателей к достижению успеха преобладает над мотивацией к избеганию неудач, хотя и не значительно.

К особенностям мотивационной сферы  современного предпринимателя можно  отнести следующие составляющие:

во-первых, готовность к риску.  В ходе исследования было выявлено, что хотя предприниматель и предпочитает ситуации «вызова», он более склонен к умеренному риску; он скорее взвешивает риск и предпринимает действия, чтобы его уменьшить или контролировать результаты;

во-вторых, свобода выбора и стремление к независимости.  Свобода выбора предполагает, прежде всего, возможность творчески работать, несмотря на обстоятельства и объективные причины;

в-третьих, волевые качества.  Среди важнейших волевых качеств, присущих современным предпринимателям, выделим инициативность, самостоятельность, независимость, решительность, настойчивость и самоконтроль;

в-четвертых, наличие предпринимательского напряжения. Предпринимательское напряжение как личностная черта может возрастать или ослабляться в зависимости от ожидаемого результата деятельности, и оно есть не что иное, как проявление тревожности.

 

Резюме

Курсовая работа состоит  из двух разделов. Первый раздел посвящен теоретическим вопросам понятия  мотивация и мотивационная сфера современного предпринимателя. Первый подраздел описывает сущность мотивации, ее место в структуре личности. Во втором подразделе описываются контуры двух важных типов мотивации — мотивации успеха и мотивации боязни неудачи. Третий подраздел посвящен раскрытию психологических особенностей современного предпринимателя и его мотивационной сферы.

Во втором разделе  проводится экспериментальное исследование мотивационной сферы современного  предпринимателя. Предметом исследования является мотивационная сфера современного предпринимателя. Первый подраздел посвящен диагностики  личности на мотивацию к успеху и на мотивацию к избеганию неудач. Второй подраздел посвящен диагностики степени готовности к риску предпринимателей. В последних двух подразделах производится анализ, сравнение и интерпретация  результатов полученных в ходе исследования.

 

 

 

 

Литература

  1. Бандурка А. М., Бочарова С. П., Землинская Е. В. Психология управления. – Харьков: ООО «Фортуна – пресс», 1998. – 464 с.
  2. Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. – Симферополь: Таврия, 1999. – 180 с. 
  3. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. Психологический словарь. М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 440 с.
  4. Кричевский Р. Л. Если вы руководитель. – М.: Дело, 1996. – 384с.
  5. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М., 1990.
  6. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «Бахрай», 1998. – 672 с.
  7. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум. С. И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 432 с.
  8. Рощин С. К. «Психология успешного предпринимательства в США». Психологический журнал. – 1993. Т.14 - №5.
  9. Ф. Котлер. Основы маркетинга: пер. с англ. – 2-е европ. изд. – М., 2000. – 944 с.
  10. Чирикова А.Е. Психологические особенности личности предпринимателя. Психологический журнал. – 1990. Т. 19 - №1.

Приложения

Приложение 1


Приложение 2

Сравнение «традиционных менеджеров»» предпринимателей и «интрапренеров»

 

Традиционные

Менеджеры

Предприниматели

Интрапренёры

Ведущие мотивы

 

Получить продвижение  по службе и другие признаки престижа

в корпорации, такие как собственный  кабинет, штат, власть

Стремление иметь не зависимость, свободу действий,

творчески работать, создавать капитал

Стремление к независимости  действий, приобретению позиций в  корпорации и соответствующих вознаграждений

 

Восприятие временной перспективы

 

 

Ориентируется на короткие временные горизонты: недельные, месячные, квартальные и

годовые планы

 

Ориентация на 5-10-летние периоды, как вехи роста своего бизнеса

 

 

Ориентация зависит  от сроков реализации поставленных перед  собой задач с учетом сроков работ  в корпорации.

 

Характер

деятельности

 

 

 

Больше делегирует

свои полномочия подчиненным  и

контролирует исполнение

 

Прямая

включенность в работу

 

 

 

Больше выполняет работу сам, чем

перепоручает ее кому-то

 

 

 

Отношение к

риску

Боязлив

 

Разумно идет на риск

Разумно идет на риск

 

Отношение к

статусу

 

 

Озабочен символами  собственного статуса

 

 

Нет озабоченности;

Символами

статуса

Не озабочен традиционными  символами статуса в корпорации,

хочет лишь независимости

 

Отношение к неудачам и ошибкам

 

 

Стремится всячески избегать ошибок и вообще

неожиданностей

 

Не боится ошибок, исправляет их и

Преодолевает

неудачи

Стремится скрывать от окружения  рискованные проекты, пока не готов  их доказательно обосновать

 

 

 Принятие решений

 

 

Обычно соглашается  с теми. кто выше по

положению

 

Своими решениями

реализует свою

мечту

Способен убедить других помогать в реализации его мечты

 

 

Кому служит

Служит другим

Служит себе и потребителю

Служит себе, потребителю  и спонсорам

Характер семьи, из которой  вышел

 

Старшие члены семьи работали на крупные организации

Из семьи мелких предпринимателей, представителей свободных

профессий или фермеров

То же самое, что и  у предпринимателя

Отношения с другими

 

В основном по нормам иерархических  отношений

В основном деловые и

договорные отношения

На основе договоренностей  с иерархической структурой

Информация о работе Мотивационная сфера современного предпринимателя