Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 02:43, курсовая работа
Главная цель данной курсовой работы - экспериментально исследовать мотивационную сферу современного предпринимателя.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать задачи:
изучить теоретический материал по общей психологической проблеме, которая раскрывает мотивационную сферу современного предпринимателя;
спланировать психологическое исследование мотивационной сферы современного предпринимателя, подобрав адекватные психодиагностические методики;
провести психодиагностическую процедуру, описать ее ход, интерпретировать ее результаты;
определить особенности мотивационной сферы современного предпринимателя;
сделать выводы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ 4
1.1. МОТИВАЦИЯ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ 4
1.2. МОТИВАЦИЯ УСПЕХА И МОТИВАЦИЯ БОЯЗНИ НЕУДАЧИ 8
1.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ 10
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 14
2.1. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ НА МОТИВАЦИЮ К УСПЕХУ И НА МОТИВАЦИЮ К ИЗБЕГАНИЮ НЕУДАЧ Т. ЭЛЕРСА 14
2.2. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ К РИСКУ ШУБЕРТА 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
РЕЗЮМЕ 19
ЛИТЕРАТУРА 20
ПРИЛОЖЕНИЯ 21
Говоря о предпринимателе, мы имеем в виду, прежде всего предпринимателя-производителя, «организатора производства», а не спекулянта-перекупщика. Как по своей функциональной роли в экономике, так и по психологическому складу эти два типа не имеют между собой ничего общего. У первых в качестве ведущего мотива выступает стремление к самостоятельной творческой и созидательной деятельности, у вторых — желание быстро и легко обогатиться12.
Одним из стимулов развития
предпринимательской
Психологические особенности предпринимателя определяются, прежде всего, содержанием его мотивационной сферы. В мотивации предпринимателя ведущей всегда является потребность в самоактуализации, направленной на реализацию своего личностного потенциала. Этим подлинный предприниматель отличается от человека, единственным стремлением которого является лишь обогащение, а также от мелкого бизнесмена, для которого предпринимательство — лишь способ поддержания определенного уровня существования. В предпринимательство идут люди, обладающие высоко развитой потребностью в достижениях, но если у них нет объективной возможности ее реализовать, она начинает постепенно угасать.
Мотивации достижения удачи противостоит боязнь неудачи. Принятие ответственных решений зависит от соотношения этих мотиваций. Если вторая превосходит первую, то человек вряд ли станет преуспевающим предпринимателем. Когда обстановка в обществе слишком нестабильна или острота конкуренции очень велика, и, следовательно, в обоих случаях риск неудачи весьма высок, то от предпринимательства могут отказаться люди даже с высокой мотивацией достижения и умеренной боязнью неудач. Поэтому важнейшим фактором, влияющим на вовлечение в предпринимательскую деятельность, является обстановка стабильности в обществе и, в первую очередь, политика государства по отношению к предпринимательству.
С мотивационной сферой личности неразрывно связаны и такие ее компоненты, как самооценка, уровень притязаний, способность принимать решения и идти на риск. Хороший предприниматель обычно отличается высокой, но достаточно объективной, трезвой самооценкой, что позволяет ему реалистично взвешивать свои возможности, самокритично и продуктивно оценивать собственный опыт и восполнять пробелы в знаниях. Специфичность уровня притязаний успешного предпринимателя заключается, прежде всего, в готовности его к автономной деятельности, в которой можно полагаться только на себя и свои возможности.
Принятие решений — это выбор
между несколькими
«Идеальному» предпринимателю
свойственна способность
Современный преуспевающий предприниматель ориентируется, прежде всего, на собственный анализ и оценку информации, мало подвержен конформистским влияниям, способен преодолеть узкоконъюнктурные оценки, стремится прогнозировать развитие событий. Он обладает обычно хорошим природным интеллектом, который дополняется высоким уровнем профессионализма, а нередко и широкой эрудицией. Необходимой чертой предпринимательского мышления является творческий характер, стремление к инновациям, умелое использование конструктивных идей. Это позволяет избегать стереотипных, стандартных решений и находить выходы из ситуаций неопределенности.
Комплекс отмеченных выше личностных свойств и поведенческих особенностей предпринимателя в их единстве позволяет ему занять в обществе положение лидера. Причем показатели «потребности во власти» у крупных преуспевающих предпринимателей вполне умеренные, в то время как показатели потребности в достижениях всегда на очень высоком уровне, т. е. власть для предпринимателя не является самоцелью, она нужна ему как инструмент в реализации свободы деятельности15.
Большая увлеченность предпринимателя
своим делом позволяет
Американский психолог Р. Хисрич сделал сопоставительное сравнение психологических и поведенческих качеств «традиционного менеджера», предпринимателя и «внутреннего предпринимателя» («интрапренёра») [Приложение 2]. Под «традиционным менеджером» имеется в виду управленец, который не обладает свойствами предпринимателя, а просто исполняет свои обязанности как служащий. «Интрапренёр» — это человек, работающий в организации, но обладающий наклонностями и способностями предпринимателя. Слева в таблице указаны те действия и обстоятельства, по отношению к которым сравниваются ориентации и поведение трех названных представителей современного бизнеса. Как наглядно видно из таблицы, предприниматель и «внутренний предприниматель» обладают, примерно, одинаковыми наборами психологических свойств и поведенческих характеристик. Различия возникают лишь в связи с тем, что внутреннему предпринимателю постоянно приходится считаться с нормами и ограничениями корпорации, в которой он работает, и приспосабливать к ним свое поведение17.
Мы рассмотрели ряд психологиче
Исходя из поставленных целей и задач исследования, были выбраны и использованы следующие психологические тесты и методики: методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса [Приложение 3]; методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса [Приложение 4]; методика диагностики степени готовности к риску Шуберта [Приложение 5] которые, в некоторой степени, могут раскрыть мотивационную сферу современного предпринимателя.
В исследовании приняло участие 10 предпринимателей. Для более удобного описание испытуемых их данные занесены в таблицу.
№ |
Пол |
Возраст |
Образование |
Начало предпринимательской деятельности |
Мужской |
24 |
Высшее экономическое |
22 | |
Мужской |
34 |
Среднее специальное |
28 | |
Женский |
45 |
Среднее |
37 | |
Мужской |
33 |
Среднее специальное |
30 | |
Женский |
35 |
Высшее экономическое |
29 | |
Мужской |
28 |
Высшее медицинское |
25 | |
Мужской |
31 |
Высшее экономическое |
26 | |
Мужской |
39 |
Среднее специальное |
33 | |
Мужской |
26 |
Высшее экономическое |
24 | |
Женский |
41 |
Высшее аграрное |
34 |
Итак, после того, как было проведено тестирование испытуемых, их варианты ответов были занесены в таблицы.
Результаты диагностики
№ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
− |
− |
− |
− |
− |
+ |
− |
+ |
+ |
− |
− |
+ |
− |
− |
− |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
− |
− |
− |
+ |
+ |
+ |
+ |
− |
− |
− |
+ |
− |
− |
+ |
+ |
+ |
− |
− |
+ |
+ | |
+ |
− |
+ |
− |
− |
− |
+ |
+ |
+ |
− |
− |
+ |
− |
− |
+ |
− |
− |
+ |
+ |
− |
+ |
− |
− |
− |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
− |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
− |
+ |
+ | |
+ |
+ |
+ |
− |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
− |
+ |
+ |
− |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
− |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
− |
− |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
− |
+ |
+ |
+ | |
+ |
− |
+ |
+ |
+ |
+ |
− |
+ |
− |
+ |
− |
+ |
+ |
+ |
− |
− |
+ |
+ |
+ |
+ |
− |
+ |
− |
+ |
+ |
− |
+ |
+ |
+ |
+ |
− |
+ |
+ |
+ |
− |
− |
+ |
− |
+ |
+ |
+ | |
+ |
+ |
+ |
− |
+ |
+ |
+ |
+ |
− |
+ |
− |
+ |
− |
− |
+ |
− |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
− |
− |
− |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
− |
+ |
− |
+ |
+ |
+ |
+ |
− |
− |
+ |
+ | |
+ |
− |
+ |
− |
+ |
− |
+ |
+ |
+ |
+ |
− |
+ |
+ |
− |
+ |
− |
+ |
+ |
+ |
+ |
− |
− |
− |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
− |
+ |
− |
+ |
− |
+ |
+ |
− |
+ |
− |
− |
+ |
+ | |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
− |
− |
+ |
− |
− |
− |
+ |
− |
− |
+ |
+ |
− |
+ |
+ |
+ |
− |
− |
+ |
− |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
− |
− |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
− |
+ |
+ |
+ | |
+ |
− |
+ |
− |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
− |
+ |
+ |
+ |
− |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
− |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
− |
− |
+ |
+ | |
+ |
− |
+ |
− |
+ |
− |
+ |
+ |
− |
− |
− |
+ |
− |
− |
+ |
+ |
− |
+ |
+ |
+ |
+ |
− |
+ |
− |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
− |
+ |
− |
+ |
+ |
− |
+ |
− |
− |
+ |
+ | |
+ |
+ |
− |
− |
+ |
− |
+ |
+ |
− |
+ |
− |
+ |
− |
− |
+ |
− |
− |
+ |
+ |
− |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
− |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
− |
− |
+ |
+ |
Используя ключ для анализа результатов диагностики личности на мотивацию к успеху Т.Элерса [Приложение 3], были получены следующие данные:
№ Испытуемого |
||||||||||
Количество набранных баллов |
14 |
20 |
21 |
17 |
23 |
21 |
20 |
24 |
23 |
23 |
Результат по каждому испытуемому |
СМ |
УВ |
СВ |
УВ |
СВ |
СВ |
УВ |
СВ |
СВ |
СВ |
Среднее количество баллов |
20,6 | |||||||||
Средне групповой результат |
Умеренно высокий уровень |
(СМ – средний уровень мотивации к успеху; УВ – умеренно высокий уровень мотивации к успеху; СВ – слишком высокий уровень мотивации к успеху).
Как видно из полученных результатов 6 испытуемых (третий, пятый, шестой, восьмой, девятый и десятый) имеют слишком высокий уровень мотивации к успеху, 3 (второй, четвертый и седьмой) – умеренно высокий уровень мотивации к успеху и 1(первый) – средний уровень мотивации к успеху. Следует отметить, что общегрупповая тенденция имеет направленность в сторону слишком высокого уровня мотивации к успеху.
Результаты диагностики
№ |
||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 | |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
3 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 | |
1 |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
1 |
3 |
1 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
2 | |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 | |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 | |
3 |
3 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 | |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 | |
2 |
3 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 | |
1 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 | |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
Информация о работе Мотивационная сфера современного предпринимателя